kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект НОД (комплексного занятия) "Путешествие по временам года"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип: систематизации и обобщения знаний, закрепления умений с элементами экспериментирования

Форма: повторительно-обобщающий

Образовательная область: познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие 
  • художественно-эстетическое развитие 
  • физическое  развитие 

Оборудование: столы для детей, платки белого, голубого, желтого и зеленого цвета, портативная колонка, фонограммы, зонт, массажные коврики «Комфорт», бумажные цветы (заготовки), тарелка с водой, стаканы с водой, краски, ватные палочки, «Фейри», тарелки, молоко, пищевая сода, пена для бритья, емкость для смешивания, зонтики для коктейлей, картинки-смайлы.

Цель: систематизировать и закрепить у детей представление о существенных признаках сезонов и свойств материалов на основе полученных ранее знаний и в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи: 

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными ранее по теме, обобщить материал как систему знаний
  • воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира
  • формировать положительную установку к участию в занятии
  • создать условия для реальной самооценки дошкольников, осознания собственной успешности
  • развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности
  • развивать речь, мышление, восприятие, память, пространственную ориентацию, внимание, сенсорные способности, моторику, речевое дыхание.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Методические приемы: сюрпризный момент, создание проблемно-учебной ситуации, беседа по вопросам, наблюдение, рассуждения, игровой метод, дид. игра, элементы логоритмики, релаксация, прослушивание аудиозаписи, худ. слово, рефлексия, создание ситуации успеха.

  1. Орг. момент. Знакомство.

Входит педагог, у него чемоданчик и зонт.

- Здравствуйте, ребята. Может быть, кто-то из вас узнал меня?               

Дети отгадывают имя персонажа.

- Меня зовут Мэри Поппинс. Давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

- Как вы думаете, как я добралась до детского сада? (ответы детей)

2. Сообщение темы занятия. Постановка цели и задачи. 

- Меня принес сюда Ветер Перемен с помощью этого зонтика. Если вы захотите, он поможет нам с вами вместе отправиться в необычное путешествие. Хотите? 

- Я предлагаю вам отгадать, куда мы направимся.

«Каждый год они приходят в гости к нам.

Один - белый и седой, 
другой - зеленый, молодой, 
третий – разноцветный, скачет, 
а четвёртый - грустно плачет».      (времена года)

- Сегодня мы сможем побывать в гостях у всех времен года сразу.

3. Создание проблемной учебной ситуации. Актуализация знаний. 

Педагог достает голубой платок, расстилает на полу, ставит на него перевернутый раскрытый зонт.

  - Какое сейчас время года? (дети отвечают «Зима»). Наш первый пункт назначения - следующее время года, вы можете его назвать?

Отвечают  «Весна».

- Мы поплывем туда на маленьком корабле, который сделаем из зонтика. Чтобы стать пассажиром, необходимо получить билет, для этого каждому нужно назвать по одному признаку весны.

Дети называют признаки сезона. «В обмен» на ответы педагог предлагает выбрать небольшие разноцветные бумажки (голубые, желтые, белые, розовые).

Садятся на пол вокруг платка и перевернутого зонта.

- Ребята, пока мы плывем, можете ли вы назвать весенние месяцы? 

Дети называют (педагог помогает)

4. Сообщение новых знаний.

- Я расскажу вам, как их называют  в народе. В марте еще много снега, но на солнце образуются проталины. Поэтому его называют его Протальник. В апреле солнце пригревает, тает снег и журчат ручьи. Поэтому его называют апрель-Снегогон. В мае природа пробуждается, цветут деревья, распускаются цветы и появляется трава. И назвали этот месяц Травень. Вот мы и приплыли. Вы когда-нибудь видели, как распускаются цветы? Давайте понаблюдаем.

5.  Опыт с водой и бумажными цветами.

Дети подходят к столу, где стоит емкость с водой. Опускают бумажные «билеты» на поверхность воды и наблюдают, как они распускаются.

- Как вы думаете, почему так произошло?  Дети высказывают свои предположения.

- Отправляемся дальше, назовите следующую остановку.  Называют «Лето»

- Давайте полетим туда, как бабочки.  Пока дети двигаются, педагог расстилает зеленый платок.

6. Актуализация знаний. Развитие воображения, коммуникативной деятельности.

- Мы оказались на зеленой лужайке. Ложитесь, закрывайте глаза и представьте себе летние картинки. Расскажите, что можно увидеть летом.    Ответы детей.

- На лугу пасутся домашние животные: козы, лошади, овцы и … (коровы). Молодцы. Предлагаю вам поиграть в игру «Пастух и коровы». Кто хочет быть пастухом?

7. Фонематическая игра. Развитие слухового внимания.

Выбирается пастух, ему завязываются глаза. Остальные – «коровы» подают голос: «Муууу», пастух должен узнать товарища по голосу.

- Вы молодцы. Смотрите, коровы угостили нас молоком. Я думаю, что это молоко волшебное. А чтобы это проверить, вам нужно разделиться на пары.

8. Работа в парах. Эксперимент с молоком и красками.

Дети делятся на пары, проходят к столам, экспериментируют. Молоко наливается на тарелочки, в молоко капаем разноцветные краски (жидкую гуашь). Ватной палочкой, смоченной в Фейри, касаемся поверхности клякс, они «разбегаются», превращаясь в "цветы".

- Вы молодцы, у вас получилось потому, что вы действовали очень дружно.

Пока дети занимаются, педагог расстилает платок желтого цвета.

9. Физ. пауза. 

- Ребята, кажется, собирается дождь.

Капля раз, капля два,                           прыгают на носочках, руки на поясе
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.                     бегут на месте
Мы зонты свои раскрыли,                   разводят руки в стороны
От дождя себя укрыли.                        смыкают руки полукругом над головой

- Идите скорее под мой зонт, вставайте ближе, чтобы не промокнуть. Погода совсем изменилась и мы с вами оказались в гостях у следующего времени года. Я думаю, вы легко назовете его.     (Называют «Осень»)

10. Актуализация знаний. Дид. игра с зонтом «Данетка».

Дети и педагог стоят в кругу, дети передают друг другу зонт и по очереди отвечают на вопросы.

- Зонт осенний и волшебный нужно вам передавать, на вопросы отвечать.

- Осенью цветут цветы?                - Осенью растут грибы?         

- Звери норку закрывают?              - Птичьи стаи улетают?           

- Солнце светит очень жарко?        - Можно детям загорать?       

- Куртки, шапки надевать?               -Тучка солнце закрывает?      

- Колючий ветер прилетает?            - Туманы осенью плывут?     

- Ну, а птицы гнёзда вьют?             - А букашки прилетают?        

- Урожай все собирают?          

Дети и педагог садятся в круг.

11. Развитие мышления, коммуникативных навыков. Рассуждение.

- Ребята, как вы думаете, почему говорят, что ноябрь — ворота  зимы?

Дети объясняют, как понимают смысл поговорки.

 - А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Два раза хлопнем,  два раза топнем,      хлопают, топают,                                                                     

Вокруг себя повернемся,                        поворачиваются вокруг себя

В детский сад мы все вернемся.             разводят руки в стороны

- Мы вернулись в детский сад, а за окном снова зимняя картина. Чем ребята могут заниматься на прогулке зимой?

Дети отвечают, называя зимние забавы и виды деятельности.

12. Физ. минутка. Развитие просодики.

- Отлично, давайте слепим снеговика!

Раз, два, три, четыре,                          движения ладошками, как будто

мы с тобой снежок слепили.               лепят снежок

Круглый,                                             круговые движения ладонями

крепкий,                                               сжимают ладошки

очень гладкий                                     одна ладошка гладит другую   

и совсем-совсем не сладкий.               грозят пальчиком

Раз – подбросим, два – поймаем,      «подбрасывают», «ловят»

три – уроним и сломаем.                   «роняют», «топчут ногами»

Повторяют 3 раза, каждый раз интонационно голосом обозначая размер снежка, при этом увеличивая размах рук и высоту подъема коленей.

13. Практическая экспериментальная деятельность. Ситуация успеха. Работа в тройках.

- Но это воображаемый снеговик. Я предлагаю вам слепить настоящего снеговика здесь и сейчас. А можно ли это сделать? Почему?

Дети отвечают, что нельзя потому, что снег растает.

- А я думаю, что можно! И научу вас. Предлагаю вам разделиться по трое, чтобы каждый мог слепить по одному снежному кому.

Опыт с пищевой содой и пеной для бритья. Пена и сода смешиваются, получается масса, из которой можно лепить. Дети лепят снеговиков. 

- Посмотрите, какие хорошие снеговики у вас получились. А вместо метлы мы можем подарить им маленькие зонтики (зонтики для коктейлей).

14. Подведение итога. Рефлексия.

- Что сегодня было для вас самым интересным, что запомнилось? Что оказалось непонятным? Было кому-нибудь из вас скучно или неинтересно? Что вы расскажете дома? А сможете повторить опыты и научить других? (ответы детей)

Педагог предлагает детям выбрать подходящий смайлик – настроение.

- Сегодня вы были настоящими волшебниками! Мне понравилось у вас в гостях. На память о нашем знакомстве и путешествии я хочу подарить вам зонтики, которые вы можете раскрасить так, как захотите. А мне пора отправляться в гости к другим ребятам.  До свидания.

Просмотр содержимого документа
«Конспект НОД (комплексного занятия) "Путешествие по временам года"»

Сценарий занятия по теме «Путешествие по временам года»

для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия: «Путешествие по временам года»

Имя занятия: «Путешествие не будет легким, пока вы не найдете того, с кем его совершить, a когда это произойдет, вы сможете сделать все, что угодно» (Эбби Глайнз)

Тип: систематизации и обобщения знаний, закрепления умений с элементами экспериментирования

Форма: повторительно-обобщающий

Образовательная область: познавательное развитие (формирование целостной картины мира)

Интеграция образовательных областей:

  • социально-коммуникативное развитие (формирование готовности к совместной деятельности, развитие речевого общения детей в ходе непрерывной непосредственно образовательной деятельности)

  • художественно-эстетическое развитие (создание комфортного микроклимата, использование художественного слова, развитие сенсорного восприятия, формирование элементов музыкальной культуры)

  • физическое развитие (создание доступных условий для двигательной активности, развития общей и мелкой моторики, дыхания)

Оборудование: столы для детей, платки белого, голубого, желтого и зеленого цвета, портативная колонка, фонограммы, зонт, массажные коврики «Комфорт», бумажные цветы (заготовки), тарелочка с водой, стаканчики с водой, краски, ватные палочки, жидкость для мытья посуды типа «Фейри», тарелки, молоко, пищевая сода, пена для бритья, емкость для смешивания, зонтики для коктейлей, картинки для раскрашивания, картинки-смайлы.

Цель: систематизировать и закрепить у детей представление о существенных признаках сезонов и свойств материалов на основе полученных ранее знаний и в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

Образовательные/обучающие (связанные с формированием представлений об окружающем мире)

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными ранее по теме, обобщить материал как систему знаний.

Воспитательные (связанные с проявлением эмоционально-оценочного отношения к окружающему миру и самому себе)

  • воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира

  • формировать положительную установку к участию в непосредственно образовательной деятельности, потребность в общении и желание взаимодействовать

  • создать условия для реальной самооценки дошкольников, осознания собственной успешности.

Развивающие (связанные с овладением способами деятельности)

  • развивать коммуникативные навыки

  • развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности

  • развивать мышление, восприятие, память, пространственную ориентацию, слуховое и зрительное внимание, сенсорные способности, мелкую и общую моторику, речевое дыхание.

Целевые ориентиры:

- дети проявляют инициативу и самостоятельность в игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности.

- дети проявляют любознательность, интересуются причинно-следственными связями, обладают развитым воображением.

- достаточно хорошо владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, умеют договариваться, учитывая интересы других.

- Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Методические приемы: сюрпризный момент, создание проблемно-учебной ситуации, беседа по вопросам, наблюдение, рассуждения, игровой метод, дидактическая игра, элементы логоритмики, релаксация, прослушивание аудиозаписи, художественное слово, рефлексия, создание ситуации успеха.

Ход занятия:

Вводная часть (мотивационный этап)

  1. Орг. момент. Знакомство.

Входит педагог, в его руках чемоданчик и зонт.

- Здравствуйте, ребята. Может быть, кто-то из вас узнал меня и назовет мое имя?

Дети пробуют отгадать имя персонажа.

- Меня зовут Мэри Поппинс. Давайте познакомимся.

- Собрались мы дружно в круг, я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.

- Как вы думаете, как я добралась до детского сада? (ответы детей)

2. Сообщение темы занятия. Постановка цели и задачи. Загадка.

- Меня принес сюда Ветер Перемен с помощью этого зонтика. Если вы захотите, он поможет нам с вами вместе отправиться в необычное путешествие. Хотите?

- Я предлагаю вам отгадать, куда же мы направимся.

«Каждый год они приходят в гости к нам.

Один - белый и седой, 
другой - зеленый, молодой, 
третий – разноцветный, скачет, 
а четвёртый - грустно плачет». (времена года)

- Сегодня мы сможем побывать в гостях у всех времен года сразу.

Основной этап…

3. Создание проблемной учебной ситуации. Актуализация знаний.

Педагог достает голубой платок, расстилает на полу, ставит на него перевернутый раскрытый зонт.

- Какое сейчас время года? (дети отвечают «Зима»). Наш первый пункт назначения - следующее время года, вы можете его назвать?

Дети отвечают «Весна».

- Мы поплывем туда на маленьком кораблике. Чтобы стать пассажиром корабля, необходимо получить билет, для этого каждому из вас нужно назвать по одному признаку весны.

Дети называют основные признаки сезона (тает снег, текут ручьи, люди надевают легкую одежду, из теплых краев возвращаются перелетные птицы, распускаются первоцветы).

«В обмен» на ответы педагог предлагает выбрать небольшие разноцветные бумажки – сюрпризы (голубые, желтые, белые, розовые).

Садятся на пол вокруг платка.

- Ребята, пока мы плывем, можете ли вы назвать весенние месяцы?

Дети называют месяцы весны (в случае затруднения педагог помогает)

4. Сообщение новых знаний.

- А я расскажу вам, как их называют в народе. В марте еще много снега, но на солнце все больше образуются проталины. Поэтому его называют его Протальник. В апреле солнце еще сильней пригревает, тает снег и всюду журчат ручьи. Поэтому называют этот месяц апрель-Снегогон. В мае природа пробуждается, цветут деревья, распускаются цветы и появляется трава. И назвали этот месяц Травень.

- Вот мы и приплыли. Вы когда-нибудь видели, как распускаются цветы? Давайте понаблюдаем.

5. Работа в подгруппах (тройках). Опыт с водой и бумажными цветами.

Дети подходят к столу, где стоит емкость с водой. Опускают бумажные «билеты» на поверхность воды и наблюдают, как они распускаются.

- Как вы думаете, почему так произошло?

Дети высказывают свои предположения.

- Отправляемся дальше, назовите следующую остановку.

(дети называют «Лето»)

- Давайте полетим туда, как бабочки.

Пока дети двигаются, педагог расстилает зеленый платок.

6. Актуализация знаний. Развитие воображения, коммуникативной деятельности.

- Мы оказались с вами на зеленой лужайке. Ложитесь, закрывайте глаза и представьте себе летние картинки. Расскажите, что можно увидеть летом.

Ответы детей.

- На лугу пасутся домашние животные: козы, лошади, овцы и … (коровы). Молодцы. Предлагаю вам поиграть в игру «Пастух и коровы». Кто хочет быть пастухом?

7. Фонематическая игра. Развитие слухового внимания.

Выбирается пастух, ему завязываются глаза. Остальные – «коровы» подают голос: «Муууу», пастух должен узнать товарища по голосу.

- Вы молодцы. Смотрите, коровы угостили нас молоком. Я думаю, что это молоко волшебное. А чтобы это проверить, вам нужно разделиться на пары.

8. Работа в парах. Эксперимент с молоком и красками.

Дети делятся на пары, проходят к столам, экспериментируют.

Молоко наливается на тарелочки, в молоко капаем разноцветные краски (жидкую гуашь). Получаются кляксы. Ватной палочкой, смоченной в жидкости для мытья посуды, касаемся поверхности каждой кляксы, они «разбегаются», превращаясь в причудливые цветы.

- Вы молодцы, у вас получилось потому, что вы действовали очень дружно.

Пока дети занимаются, педагог расстилает платок желтого цвета.

9. Физ. пауза. Развитие общей моторики.

- Ребята, кажется, собирается дождь.

Капля раз, капля два, прыгают на носочках, руки на поясе
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. бегут на месте
Мы зонты свои раскрыли,  разводят руки в стороны
От дождя себя укрыли. смыкают руки полукругом над головой

- Идите скорее под мой зонт, вставайте ближе, чтобы не промокнуть. Погода совсем изменилась и мы с вами оказались в гостях у следующего времени года. Я думаю, вы легко назовете его. (Дети называют «Осень»)

10. Актуализация знаний. Дидактическая игра с зонтом «Данетка».

Дети и педагог стоят в кругу, дети передают друг другу зонт и по очереди отвечают на вопросы.

- Зонт осенний и волшебный нужно вам передавать, на вопросы отвечать.

- Осенью цветут цветы? (нет) - Осенью растут грибы? (да)

- Звери норку закрывают? (нет) - Птичьи стаи улетают? (да)

- Солнце светит очень жарко? (нет) - Можно детям загорать? (нет)

- Куртки, шапки надевать? (да) -Тучка солнце закрывает? (да)

- Колючий ветер прилетает? (да) - Туманы осенью плывут? (да)

- Ну, а птицы гнёзда вьют? (нет) - А букашки прилетают? (нет)

- Урожай все собирают? (да)

Дети и педагог садятся в круг.

11. Развитие мышления, коммуникативных навыков. Рассуждение «Почему так говорят…»

- Ребята, как вы думаете, почему говорят, что ноябрь — ворота зимы?

Дети рассуждают и объясняют, как они понимают смысл поговорки.

- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Два раза хлопнем, два раза топнем, хлопают, топают,

Вокруг себя повернемся, поворачиваются вокруг себя

В детский сад мы все вернемся. разводят руки в стороны

- Мы вернулись в детский сад, а за окном снова зимняя картина. Чем ребята могут заниматься на прогулке зимой?

Дети отвечают, называя зимние забавы и виды деятельности.

12. Физ. минутка. Развитие общей моторики, просодики.

- Отлично, давайте слепим снеговика!

Раз, два, три, четыре, движения ладошками, как будто

мы с тобой снежок слепили. лепят снежок

Круглый, круговые движения ладонями

крепкий, сжимают ладошки

очень гладкий одна ладошка гладит другую

и совсем-совсем не сладкий. грозят пальчиком

Раз – подбросим, два – поймаем, «подбрасывают», «ловят»

три – уроним и сломаем. «роняют», «топчут ногами»

Повторяют 3 раза, каждый раз интонационно голосом обозначая размер снежка, при этом увеличивая размах рук и высоту подъема коленей.

13. Практическая экспериментальная деятельность. Ситуация успеха. Работа в тройках.

- Но это воображаемый снеговик. Я предлагаю вам слепить настоящего снеговика здесь и сейчас. А можно ли это сделать? Почему?

Дети отвечают, что нельзя потому, что снег растает.

- А я думаю, что можно! И научу вас. Предлагаю вам разделиться по трое, чтобы каждый мог слепить по одному снежному кому.

Опыт с пищевой содой и пеной для бритья. Пена и сода смешиваются, получается масса, из которой можно лепить. Дети лепят снеговиков. Глазки и нос можно сделать из деталей мозаики.

- Посмотрите, какие хорошие снеговики у вас получились. А вместо метлы мы можем подарить им маленькие зонтики (зонтики для коктейлей).

Заключительный этап.

14. Подведение итога. Рефлексия.

- Что сегодня было для вас самым интересным, что запомнилось? Что оказалось непонятным? Было кому-нибудь из вас скучно или неинтересно? Что вы расскажете дома? (ответы детей)

Педагог предлагает детям выбрать подходящий смайлик – настроение.

- Сегодня вы были настоящими волшебниками! Мне понравилось у вас в гостях. На память о нашем знакомстве и путешествии я хочу подарить вам зонтики, которые вы можете раскрасить так, как захотите. А мне пора отправляться в гости к другим ребятам. До свидания.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект НОД (комплексного занятия) "Путешествие по временам года"

Автор: Толовенкова Лариса Сергеевна

Дата: 18.04.2017

Номер свидетельства: 409913

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект комплексного занятия в старшей группе "На помощь Знайке""
    ["seo_title"] => string(67) "konspiektkomplieksnoghozaniatiiavstarshieighruppienapomoshchznaikie"
    ["file_id"] => string(6) "262456"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449332806"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства