Тип: систематизации и обобщения знаний, закрепления умений с элементами экспериментирования
Форма: повторительно-обобщающий
Образовательная область: познавательное развитие (формирование целостной картины мира)
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие
- художественно-эстетическое развитие
- физическое развитие
Оборудование: столы для детей, платки белого, голубого, желтого и зеленого цвета, портативная колонка, фонограммы, зонт, массажные коврики «Комфорт», бумажные цветы (заготовки), тарелка с водой, стаканы с водой, краски, ватные палочки, «Фейри», тарелки, молоко, пищевая сода, пена для бритья, емкость для смешивания, зонтики для коктейлей, картинки-смайлы.
Цель: систематизировать и закрепить у детей представление о существенных признаках сезонов и свойств материалов на основе полученных ранее знаний и в ходе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными ранее по теме, обобщить материал как систему знаний
- воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира
- формировать положительную установку к участию в занятии
- создать условия для реальной самооценки дошкольников, осознания собственной успешности
- развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности
- развивать речь, мышление, восприятие, память, пространственную ориентацию, внимание, сенсорные способности, моторику, речевое дыхание.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Методические приемы: сюрпризный момент, создание проблемно-учебной ситуации, беседа по вопросам, наблюдение, рассуждения, игровой метод, дид. игра, элементы логоритмики, релаксация, прослушивание аудиозаписи, худ. слово, рефлексия, создание ситуации успеха.
- Орг. момент. Знакомство.
Входит педагог, у него чемоданчик и зонт.
- Здравствуйте, ребята. Может быть, кто-то из вас узнал меня?
Дети отгадывают имя персонажа.
- Меня зовут Мэри Поппинс. Давайте за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
- Как вы думаете, как я добралась до детского сада? (ответы детей)
2. Сообщение темы занятия. Постановка цели и задачи.
- Меня принес сюда Ветер Перемен с помощью этого зонтика. Если вы захотите, он поможет нам с вами вместе отправиться в необычное путешествие. Хотите?
- Я предлагаю вам отгадать, куда мы направимся.
«Каждый год они приходят в гости к нам.
Один - белый и седой,
другой - зеленый, молодой,
третий – разноцветный, скачет,
а четвёртый - грустно плачет». (времена года)
- Сегодня мы сможем побывать в гостях у всех времен года сразу.
3. Создание проблемной учебной ситуации. Актуализация знаний.
Педагог достает голубой платок, расстилает на полу, ставит на него перевернутый раскрытый зонт.
- Какое сейчас время года? (дети отвечают «Зима»). Наш первый пункт назначения - следующее время года, вы можете его назвать?
Отвечают «Весна».
- Мы поплывем туда на маленьком корабле, который сделаем из зонтика. Чтобы стать пассажиром, необходимо получить билет, для этого каждому нужно назвать по одному признаку весны.
Дети называют признаки сезона. «В обмен» на ответы педагог предлагает выбрать небольшие разноцветные бумажки (голубые, желтые, белые, розовые).
Садятся на пол вокруг платка и перевернутого зонта.
- Ребята, пока мы плывем, можете ли вы назвать весенние месяцы?
Дети называют (педагог помогает)
4. Сообщение новых знаний.
- Я расскажу вам, как их называют в народе. В марте еще много снега, но на солнце образуются проталины. Поэтому его называют его Протальник. В апреле солнце пригревает, тает снег и журчат ручьи. Поэтому его называют апрель-Снегогон. В мае природа пробуждается, цветут деревья, распускаются цветы и появляется трава. И назвали этот месяц Травень. Вот мы и приплыли. Вы когда-нибудь видели, как распускаются цветы? Давайте понаблюдаем.
5. Опыт с водой и бумажными цветами.
Дети подходят к столу, где стоит емкость с водой. Опускают бумажные «билеты» на поверхность воды и наблюдают, как они распускаются.
- Как вы думаете, почему так произошло? Дети высказывают свои предположения.
- Отправляемся дальше, назовите следующую остановку. Называют «Лето»
- Давайте полетим туда, как бабочки. Пока дети двигаются, педагог расстилает зеленый платок.
6. Актуализация знаний. Развитие воображения, коммуникативной деятельности.
- Мы оказались на зеленой лужайке. Ложитесь, закрывайте глаза и представьте себе летние картинки. Расскажите, что можно увидеть летом. Ответы детей.
- На лугу пасутся домашние животные: козы, лошади, овцы и … (коровы). Молодцы. Предлагаю вам поиграть в игру «Пастух и коровы». Кто хочет быть пастухом?
7. Фонематическая игра. Развитие слухового внимания.
Выбирается пастух, ему завязываются глаза. Остальные – «коровы» подают голос: «Муууу», пастух должен узнать товарища по голосу.
- Вы молодцы. Смотрите, коровы угостили нас молоком. Я думаю, что это молоко волшебное. А чтобы это проверить, вам нужно разделиться на пары.
8. Работа в парах. Эксперимент с молоком и красками.
Дети делятся на пары, проходят к столам, экспериментируют. Молоко наливается на тарелочки, в молоко капаем разноцветные краски (жидкую гуашь). Ватной палочкой, смоченной в Фейри, касаемся поверхности клякс, они «разбегаются», превращаясь в "цветы".
- Вы молодцы, у вас получилось потому, что вы действовали очень дружно.
Пока дети занимаются, педагог расстилает платок желтого цвета.
9. Физ. пауза.
- Ребята, кажется, собирается дождь.
Капля раз, капля два, прыгают на носочках, руки на поясе
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом. бегут на месте
Мы зонты свои раскрыли, разводят руки в стороны
От дождя себя укрыли. смыкают руки полукругом над головой
- Идите скорее под мой зонт, вставайте ближе, чтобы не промокнуть. Погода совсем изменилась и мы с вами оказались в гостях у следующего времени года. Я думаю, вы легко назовете его. (Называют «Осень»)
10. Актуализация знаний. Дид. игра с зонтом «Данетка».
Дети и педагог стоят в кругу, дети передают друг другу зонт и по очереди отвечают на вопросы.
- Зонт осенний и волшебный нужно вам передавать, на вопросы отвечать.
- Осенью цветут цветы? - Осенью растут грибы?
- Звери норку закрывают? - Птичьи стаи улетают?
- Солнце светит очень жарко? - Можно детям загорать?
- Куртки, шапки надевать? -Тучка солнце закрывает?
- Колючий ветер прилетает? - Туманы осенью плывут?
- Ну, а птицы гнёзда вьют? - А букашки прилетают?
- Урожай все собирают?
Дети и педагог садятся в круг.
11. Развитие мышления, коммуникативных навыков. Рассуждение.
- Ребята, как вы думаете, почему говорят, что ноябрь — ворота зимы?
Дети объясняют, как понимают смысл поговорки.
- А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Два раза хлопнем, два раза топнем, хлопают, топают,
Вокруг себя повернемся, поворачиваются вокруг себя
В детский сад мы все вернемся. разводят руки в стороны
- Мы вернулись в детский сад, а за окном снова зимняя картина. Чем ребята могут заниматься на прогулке зимой?
Дети отвечают, называя зимние забавы и виды деятельности.
12. Физ. минутка. Развитие просодики.
- Отлично, давайте слепим снеговика!
Раз, два, три, четыре, движения ладошками, как будто
мы с тобой снежок слепили. лепят снежок
Круглый, круговые движения ладонями
крепкий, сжимают ладошки
очень гладкий одна ладошка гладит другую
и совсем-совсем не сладкий. грозят пальчиком
Раз – подбросим, два – поймаем, «подбрасывают», «ловят»
три – уроним и сломаем. «роняют», «топчут ногами»
Повторяют 3 раза, каждый раз интонационно голосом обозначая размер снежка, при этом увеличивая размах рук и высоту подъема коленей.
13. Практическая экспериментальная деятельность. Ситуация успеха. Работа в тройках.
- Но это воображаемый снеговик. Я предлагаю вам слепить настоящего снеговика здесь и сейчас. А можно ли это сделать? Почему?
Дети отвечают, что нельзя потому, что снег растает.
- А я думаю, что можно! И научу вас. Предлагаю вам разделиться по трое, чтобы каждый мог слепить по одному снежному кому.
Опыт с пищевой содой и пеной для бритья. Пена и сода смешиваются, получается масса, из которой можно лепить. Дети лепят снеговиков.
- Посмотрите, какие хорошие снеговики у вас получились. А вместо метлы мы можем подарить им маленькие зонтики (зонтики для коктейлей).
14. Подведение итога. Рефлексия.
- Что сегодня было для вас самым интересным, что запомнилось? Что оказалось непонятным? Было кому-нибудь из вас скучно или неинтересно? Что вы расскажете дома? А сможете повторить опыты и научить других? (ответы детей)
Педагог предлагает детям выбрать подходящий смайлик – настроение.
- Сегодня вы были настоящими волшебниками! Мне понравилось у вас в гостях. На память о нашем знакомстве и путешествии я хочу подарить вам зонтики, которые вы можете раскрасить так, как захотите. А мне пора отправляться в гости к другим ребятам. До свидания.