Просмотр содержимого документа
«Первые годы жизни ребенка»
Первые годы жизни ребенка
Первые годы жизни ребенка - самые ценные для его будущего и надо как можно полнее использовать их. Но именно в эти годы малыши больше всего зависят от мамы и папы, оттого, что они предпримут для их развития, какие факторы будут считать важными, а какие - второстепенными.
К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого значения тому, какие условия они создают ему для развития: "Придет время - научится всему".
В действительности это далеко не так. Научиться читать 3-4-летнему ребенку намного легче, чем 6-7-летнему, и делает он это играючи и с удовольствием.
А как овладевает ребенок родной речью? Если с малышом постоянно разговаривают со дня рождения, то он уже через год составляет простые фразы; а от двух до пяти каждый ребенок - гениальный лингвист. Если же до года никто не вызывает у ребенка потребности в речевом общении, он начинает говорить на 2-3 года позже, и усвоение родного языка идет у него с огромным трудом, а это, в свою очередь, сказывается потом на общем его развитии.
Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной!
Мозг ребенка при рождении составляет всего 25 % мозга взрослого (по массе), к 9 месяцам он удваивается; к 2,5 годам утраивается и к 7 годам составляет уже 90 %. Но количественный рост мозга мало зависит от характера деятельности ребенка. И у очень развитых, и у отставших в развитии, окружности головы отличаются незначительно.. Качественные же различия, а отсюда разница в продуктивности умственной работы развитых и отставших в развитии детей бывает огромной.
Каждый ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи. Действующими они становятся лишь тогда, когда начинают функционировать те или иные способности и по "линиям связи" и по линиям связи начинают проходить биотоки. И, чем моложе ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и труднее. В раннем возрасте мозг требует не только питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные стимулирующей "учебной" среды, не могут формировать богатую сеть волокнистых соединений и, в конечном счете, атрофируются.
Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования (накормлен, напоен, уложен спать), то образуется ограниченное число связей между клетками мозга.
Лишая ребенка своевременного и полноценного развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий конечный результат.
Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы жизни – самое благодатное время, когда разумные заботы папы и мамы дадут самые богатые плоды – плоды, которые останутся на всю жизнь и которые, при всем желании, нельзя вырастить позже.
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но… не опаздывайте и, помогая, думайте сами!