Консультация педагога-психолога в рамках работы консультационного пункта при дошкольной образовательной организации. Тема: «Кризис ребенка первого года жизни».
Консультация педагога-психолога в рамках работы консультационного пункта при дошкольной образовательной организации. Тема: «Кризис ребенка первого года жизни».
В рамках работы консультационного пункта при дошкольной образовательной организации МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна» г.Новочебоксарск, поддерживаемый Министерством образования Российской Федерации в форме гранта, педагог-психолог часто сталкивается с индивидуальными запросами родителей в отношении развития малышей, его функционирования в семье, установления контактов с родителями, но порой проблематика вопросов родителей схожа, иными словами с подобными вопросами родители могут сталкиваться на определенных этапах жизни малыша.
Так вопрос «кризиса первого года жизни» является одним из таких вопросов. Остановимся на нём подробнее.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Консультация педагога-психолога в рамках работы консультационного пункта при дошкольной образовательной организации. Тема: «Кризис ребенка первого года жизни».»
Консультация педагога-психолога в рамках работы консультационного пункта при дошкольной образовательной организации.
Тема: «Кризис ребенка первого года жизни».
педагог-психолог
первой квалификационной категории
Визгина Е.Н.
В рамках работы консультационного пункта при дошкольной образовательной организации МБДОУ «Детский сад №1 «Маленькая страна» г.Новочебоксарск, поддерживаемый Министерством образования Российской Федерации в форме гранта, педагог-психолог часто сталкивается с индивидуальными запросами родителей в отношении развития малышей, его функционирования в семье, установления контактов с родителями, но порой проблематика вопросов родителей схожа, иными словами с подобными вопросами родители могут сталкиваться на определенных этапах жизни малыша.
Так вопрос «кризиса первого года жизни» является одним из таких вопросов. Остановимся на нём подробнее.
Первый год жизни - тоже важный этап в жизни маленького человечка: он начинает ходить и самостоятельно перемещаться в пространстве. Ему все интересно, все хочется потрогать, попробовать на зуб. Вскоре малыш начнет осознавать себя самостоятельной личностью. И вот уже он со скандалом пытается отстаивать собственные гастрономические предпочтения, гневно отвергает фартучек или новую рубашечку, ставя родителей в тупик. И если бы только это!
Признаками кризиса ребенка первого года жизни педагоги-психологи считают следующие:
Резкое увеличение новых форм поведения, попытки самостоятельных действий и решительный отказ от выполнения необходимых процедур;
Повышенная чувствительность к замечаниям - в ответ следуют обида, недовольство, агрессия;
Повышенная капризность;
Противоречивое поведение: малыш может попросить о помощи и тут же отказаться от нее.
Как себя вести с ребенком у которого кризис первого года жизни?
Все это, конечно, не значит, что ребенку, переживающему кризис первого года жизни, следует разрешать все. Определенные запреты конечно же нужны, но их должно быть немного, чтобы малыш смог запомнить и усвоить именно запреты, а не то, что злые взрослые все ему запрещают. Формулировать правила желательно коротко и четко, причем без улыбки, чтобы кроха сообразил: ему не предлагают поиграть в игру "обмани маму", а говорят серьезно. Еще один важный момент: правила желательно повторять каждый раз, когда возникает оговоренная в них ситуация. А чтобы обойтись без занудства, можно сложить из каждого правила стишок, например "Раз идем с тобой гулять, надо шапку надевать". "Ну что ж, надо так надо", - подумает про себя юный скандалист и... покорится. Большинство взрослых запретов обычно касаются безопасности ребенка. Но и тут можно проявить творческий подход. Так, если маленького исследователя тянет совершить нечто запрещенное, постарайтесь тут же переключить его внимание. Например, можно забрать у него разноцветные таблеточки (и где он их только раздобыл?!), а взамен предложить такие же яркие, но несъедобные и крупные пуговицы. Взрослую книжку с тонкими страницами, которые кроха может легко порвать, заменить книжкой-раскладушкой для малышей, где странички сделаны из картона. "Безобразия" в ванной свести к цивилизованной игре с водой в игрушечном тазике. Скажем, дети полутора лет и старше с огромным удовольствием играют в рыбалку. В магазинах сегодня продаются наборы для этой игры, в которых плавающие рыбки и удочка снабжены крошечными магнитами.
Игры лучший помощник родителям ребенка в кризис его первого года жизни
Что кроме терпения и понимания может помочь родителям ребенка в кризис его первого года жизни? Конечно, чувство юмора, творческий подход и умение играть. С этими волшебными качествами любую "неразрешимую" проблему можно превратить в игровую ситуацию. Скажем, малыш простудился, и врач велел ему парить ножки в ведерке. Попробуйте пустить в ведерко игрушечные кораблики или другие плавающие игрушки. Или такая ситуация: даже если ребенку пришла пора отказываться от одноразовых подгузников, зимой на прогулке они ему еще необходимы. Но надевать их малыш отказывается. На выручку может прийти плюшевый мишка, который тоже отправляется гулять и потому надевает памперс перед выходом на улицу (вместе с малышом повяжите медведю какой-нибудь платочек, символизирующий памперсы). Мишка выручит и за столом, когда крохе придется надеть фартучек (у некоторых детей и с этим предметом туалета возникают проблемы). Ребенок отталкивает свитерок, который натягивает на него мама? Можно сыграть в "магазин" и предложить малышу самому "купить" один из его свитерков, разложенных на диване. Вообще, право выбора (одежды, игры, блюда) - очень важная вещь. Любой карапуз, рвущийся к самостоятельности, обязательно оценит такое доверие к своей персоне. Помогут ребенку (а заодно и его родителям) и игры особого рода - те, что можно назвать развивающими. Такие игрушки дадут выход чрезмерной творческой энергии малыша и направят ее во вполне мирное русло. Например, у каждого годовалого индивидуума должна быть пирамидка, для начала маленькая из 3-5 колец. Еще одна чудесная игрушка - матрешка. Конкуренцию им составляют любые несложные игрушки (или заменяющие их предметы), которые можно складывать, разбирать, вставлять, вынимать, в общем, всячески видоизменять. Например, старый выключатель, который разрешается сколько хочешь включать-выключать, способен стать великолепной игрушкой для чересчур активного крохи, не подпускаемого к кнопочкам бытовой техники. А уж банка или кастрюлька, куда можно складывать вещи, - просто находка.
Шаг назад и два вперед –
развиваемся с кризисом первого года жизни
А теперь резонно будет задать вопрос: так ли уж страшен кризис ребенка первого года жизни? Конечно нет. Делая определенный шаг назад в этот период, малыш одновременно делает два шага вперед - в сторону своей физической и психологической зрелости. Разумеется, ему сейчас нужна помощь взрослых. Не случайно именно в этом возрасте ребенок так чувствителен к оценке своих действий родителями, так отчаянно готов привлекать мамино внимание, выбрасывая из манежа игрушки и топая ножками. Капризный, не слишком уверенный в себе, стремящийся к самостоятельности и еще ничего не боящийся, болезненно самолюбивый и обидчивый, переживающий свой первый серьезный кризис ребенок очень нуждается в постоянной родительской поддержке. Более того, его ориентация на оценку взрослого - важное условие правильного развития в "годовалый" период. Постарайтесь быть терпеливыми, не торопитесь ругать и наказывать вашего неудачливого искателя самостоятельности. А если уж и хотите поругать его, лучше всегда каким-то образом подчеркнуть, что неудовольствие мамы вызвал конкретный поступок карапуза, а не он caм. Если вы сумеете отнестись к малышу, переживающему первую трудную пору своей жизни, с сочувствием и уважением, кризисные явления вскоре исчезнут сами собой. Кризис сменится периодом стабильного развития, когда пугавшие родителей проявления обернутся важными завоеваниями: новым уровнем самостоятельности, новыми достижениями. Закрепиться, став чертами характера, негативные проявления могут лишь в одном случае: если взрослые будут общаться с ребенком с позиции сильного: "Перестань орать и ешь!", "Нельзя, я сказала!" - и ничего больше. Действуя вместе с ребенком, но никак не вместо него, можно не только быстро преодолеть кризис первого года жизни, но и заложить прочную основу для гармоничного развития малыша и чудесных, доверительных отношений с ним.