Конспект по развитию речи для детей подготовительной группы с ТНР. «Овощи»
Коррекционно-образовательные задачи:
- Активизация и актуализация словаря по теме « Овощи».
- Совершенствование грамматического строя.
- Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов и анализа предложений.
- Совершенствование навыков составления рассказа.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной моторики, координации движения, фонематических представлений, творческого воображения
Воспитательные задачи:
- Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности и взаимопомощи, бережного отношения к природе.
Оборудование:
Репродукция картины В.М. Каратая «Уборка урожая», предметные картинки с изображением овощей, корзина с муляжами овощей, плоскостные изображения грузовиков разных цветов, набор приставочных глаголов, сюжетные картинки, набор для составления предложений.
Ход занятия
Логопед: Ребята, почему с дерева листочки упали?
Дети: Наступила осень?
Листочки лежат рассыпанные на полу. Висит картина «Осень» в виде листочка на стене.
Логопед: Посмотрите на эту картину. Висит картина «Огород» на мольберте.
Логопед: Как вы думаете, куда мы сейчас отправимся?
Дети: В огород.
Мимические упражнения. Релаксация.
Логопед: Я превращаю вас в маленькие семена овощей.
Присядьте. Теплое солнышко пригревало, семена росли, росли и стали растениями. Медленно поднимайте руки; растения тянутся к солнышку. Почувствуйте напряжение. Сильно припекло солнышко, завяли наши растения. Расслабьтесь, уроните голову, руки, опустите плечи и туловище. Опуститесь на пол. Полил дождик, ожили, растения тянутся к солнышку /повторить расслабление/.
Логопед: На грядке выросли замечательные овощи.
Давайте пройдемся по грядкам.(лук, капуста, кабачок, тыква, морковь, репка, огурец, горох и т. д.),задаются вопросы: что выросло?, а это что?
Дети: Называют овощи. Все овощи разные.
Логопед: Покажите, как выглядят овощи «толстячки». Превратитесь в овощи «худышки».
Дети изображают.
Пальчиковая гимнастика. «Корзина с овощами».
С большой корзиной иду в огород.
На грядках растет разноцветный народ (дети идут по кругу, держась за руки).
Тут, красный, пузатый сеньор-помидор (на каждое название овоща загибают по одному пальцу сначала на правой, а потом на левой руке).
А там кабачок, оседлавший забор.
Румяный редис принакрылся листком,
Зеленый лучок дружно всходит рядком.
Как солнышко, желтая репка горит
И с черною редькой, смеясь говорит.
Лиловый атласный висит баклажан.
Он здесь словно гость из диковинных стран.
Вот рыжей лисицей крадется морковка,
А тут чеснока две седые головки.
И сочный, кудрявый, хрустящий салат.
Все дружно в корзине горою лежат (вновь идут по кругу, держась по кругу).
Логопед: А теперь приготовьте ладошки, я буду давать вам рассыпанные звуки, а вы соберете их в слова:
Дети: С-с-с-в-е-к-л-а /свекла/, л-л-у-к /лук/ и т.д.
Логопед: Чем мы обозначим слова?
Дети: Полосками.
Логопед: А звуки?
Дети: Кружками.
Логопед: Поднимите полоску, если услышите слово; кружок, если услышите звук, /произносятся слова: капуста, помидор и т.д. и звуки к, п, к’, п’/.
Логопед: Кто выращивает овощи в огороде?
Дети: бабушки, дедушки, папа, мама.
Логопед: А в поле выращивают овощеводы (показывает картинку).
В руках у логопеда две полоски из белого картона.
Логопед: Это слово- овощи, а это слово- разводят. Если мы соединим получится одно слово – овощевод. Это сложное слово, состоит из двух половинок.
Логопед: У нас в огороде чего только нет. Пришла пора убирать, а как?
Дети: Снимать, выкапывать, выдергивать, срезать, срывать и т.д.
Логопед: Сейчас я буду называть много разных слов, а вы хлопайте в ладоши, если услышите названия овощей. ( овощи и фрукты).
Упражнение: «Расскажи, что делают люди». Логопед раздает детям сюжетными картинками.
Логопед: Рассмотрите картинки и составьте предложения по ним. В ваших предложениях обязательно должно быть слово, образованное от слова брать: убирать, собирать, набирать и т.п.)
Дети: Люди убирают урожай моркови. Девочки собирают крупную картошку. Мальчик забирает у девочки корзинку с помидорами.
Логопед: Повторите слова, которые отвечают на вопросы « Что делают? Что делает?»
Дети: Убирают, собирают, выбирают, забирает.
Логопед: Верно. И все эти слова образованы от слова брать.
Игра: «Погрузи урожай». (Совершенствование навыка слогового анализа слов).
Логопед: Да наша грядка просто клад нужно в грузовик собрать.
Логопед: На доске три грузовика, а на столе овощи (лук, чеснок, редис, салат, горох, бобы, картофель, баклажан, помидор, патиссон).
Логопед: Сейчас вы должны будете погрузить урожай овощей в грузовики.
Рассмотрите грузовики, вспомните названия овощей. В желтый грузовик нужно уложить овощи, в названии которых один слог. В синий грузовик вы погрузите овощи, названия которых состоят из двух слогов. В красный грузовик погрузите овощи, названия которых состоят из трех слогов.
Дети выполняют задание, проговаривая свои действия.(я выдернул морковь и положил в грузовик, я выдернул свеклу…, я срезал кочан капусты…., я выкопал картофель….и т. д.).
Логопед: Мы собрали много овощей. Загрузили в грузовики. Куда мы отправим?
Дети: Оправим в овощехранилище.
Логопед: Молодцы, правильно.
Логопед: Для чего нужны овощи?
Дети: Овощи нужны для того, чтобы кушать, готовить разные блюда, варить, жарить.
Логопед: Давайте поиграем в игру : «назови сок, салат»
Игра «Назови сок, салат».
Дети: Сок из моркови - морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свекольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
Логопед: Молодцы, всё правильно!
Итог занятия:
Логопед: «О чем мы сегодня говорили?» (Ответ детей – об овощах).
Молодцы, вы все отлично поработали!