Просмотр содержимого документа
«Отца почитать – горя не знать»
Конспект занятия внеурочной деятельности «Социокультурные истоки» по теме: «Отца почитать – горя не знать» учителя высшей категории Буйлиной Л.В. МБОУ гимназии № 65
Образовательные цели. Раскрыть понятия крестный отец, названый отец, родословное дерево, духовный отец, особое значение отца в семье.
Воспитательные цели. Воспитывать уважение к отцу, к старшему поколению.
План занятия.
I. Вступительное слово учителя. Издавна особое место в семье отводится отцу. Все самые важные дела делались с его разрешения. Он сидел во главе семейного стола. Его слово было последним и решающим на семейном совете. Отца до сих пор величают главой семьи. Когда незнакомые люди входили в дом, то спрашивали: «Кто хозяин?» Отец отвечал: «Первый бог, а потом я».
II. Игра «Собери пословицу». (Проводится в парах, группах)
- Каков отец … не ломит спину
- Оттого парень с лошади свалился… отец и хвалит
- Отец наказывает … таков и молодец
- Послушному сыну отцов приказ … что отец криво посадил
- Для дитяти отец всегда … отцу отрада
- Слава сыну, … сильнее всех
Подведение итогов работы в парах.
III. Работа над понятиями «крестный отец» и «названный отец».
Учитель. Лишь на первый взгляд кажется, что быть главой – значит управлять и властвовать. На самом деле глава – это тот, кто думает обо всей семье. Заботится о каждом в отдельности больше, чем о самом себе. Он неустанно трудится, чтобы в доме был достаток. Именно отец являлся кормильцем. В семье отцу приходилось быть строгим. «Не тот отец, кто вспоил и вскормил, а тот, кто уму разуму научил». Отца слушались, побаивались, но любили и уважали. Отец был заступником. Он защищал семейные интересы перед людьми и властью. Перед лицом опасности мог защитить свой родной очаг, не пустить на порог злых людей. Но отцом считают не только отца родного, кровного. Каждый крещеный человек имеет еще и отца крестного. Им становится тот, кто во время Крещения младенца поручается за него перед Богом. Крестный отец обязан наставлять крестного сына или дочь в правилах христианской жизни, проявлять особую заботу и его духовной жизни. Больше уважение оказывается в нашем народе отцу названному. Так называют того, кто взял к себе в семью малолетнего сироту и стал ему за отца, кормит, одевает, воспитывает и выпускает в большую жизнь. Случалось, так, что родной отец рано умирал или погибал на войне. Мать снова выходила замуж и тогда у детей появлялся отчим – неродной отец, который пользовался большим уважением. А пасынок и падчерица платили отчиму искренней любовью.
IV. Обсуждение картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею».
1. Рассказ учителя. «Видение отроку Варфоломею» первая работа Михаила Нестерова, посвященная преподобному игумену Сергию Радонежскому (в миру Варфоломею). Картина написана в 1990 году. На картине изображен эпизод из жизни святого. В отличие от двух братьев, в детстве ему трудно давалось учение. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного богом Ангела в образе инока. Варфоломей приблизился к нему и стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте. Отче святой помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к богу и благословил отрока, сказал ему: «Отныне бог дает тебе, дитя мое уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников». При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частице просфоры. Этот момент жития святого изображен на нестеровском полотне.
Работа по вопросам: 1. Что мы видим на заднем плане? (Холм, заросший травой, трава пожелтела) 2. Что мы видим на заднем плане? ( На заднем плане засеянное пшеницей поле) 3. Что видно на краю поля? (Две ветхие чуть покосившиеся темные избушки. За ними деревянная не новая церковь с ярко-голубыми куполами) 4. Как художник изобразил речку? (Вода в ней чистая и прозрачная) 5. Что вы можете сказать о настроении автора картины? (Исходит тепло от картины, почти все цвета солнечные и радостные: желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, охра) 6. Чем тебе запомнится эта картина?