Открытый урок.
Тема: уроки нравственности в притче «О блудном сыне».
Цели: 1продолжить изучение жанра притчи, его особенностей; 2.научить раскрывать значение скрытого, символического подтекста в произведении; 3.развивать навыки интерпретации художественного произведения.
Ход урока.
- Орг. момент.(4 мин.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли гости, они будут смотреть , как мы с вами работаем, чему мы научились. Сейчас открываем тетради, записываем число и тему урока. Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке, чему учиться?
- Тест.(4 мин.)
(См. приложение №1).
Обратите внимание на тесты, которые лежат у вас на партах. С их помощью мы проверим, чему вы научились на прошлых уроках. Подписываем листочки и начинаем работать. Даю вам 3 минуты.
- Проверка теста. (3 мин.)
Ваши работы я обязательно проверю и поставлю за них оценки.
- Инсценировка.(15мин.)
(См. приложение №2).
А теперь я хочу пригласить вас в театр. Вы знаете, как нужно вести себя в театре? Правильно. А теперь приготовились к просмотру.
- Работа по вопросам (10 мин.)
Ребята, понравилась вам притча? (Игра какого актера была самой интересной и почему?)
А как она называется?
Как вы думаете, почему сына называют блудным? Что значит блудный? ( В словаре Даля
Правильно. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, послушаем некоторые сведения о семейном укладе израильтян. (карточка)
Как бы вы охарактеризовали поступок сына, который бросил старого отца?
А почему сын захотел уйти из дома, как вы думаете?
Но несмотря ни на что, отец простил своего сына. Почему он это сделал?
(карточка «любовь» на доску)
А как проявилась любовь отца к сыну?
(карточка «прощение» на доску)
Правильно. А теперь давайте запишем в тетрадях. «Для того, чтобы быть хорошим человеком, нужно уметь любить, прощать и уважать других людей.»
(карточка «уважение» на доску).
Обратите внимание на тему урока. Как вы считаете, какое слово в ней главное? (Уроки)
Какие же уроки мы извлекаем, читая притчу?
Попробуйте сформулировать эти уроки в тетради. Запишите не больше двух предложений.
На прошлых уроках мы записывали термин «иносказание». Как вы думаете, в чем иносказание притчи о блудном сыне?
Имеет ли эта притча отношение к современным людям?
Почему притчи вводятся в школьную программу?
- Итог урока.(4 мин.)
Молодцы! Вот наш урок и подошел к концу. Понравился он вам? А притча понравилась? Если пожелаете, можете прочитать эту и другие притчи в книгах, которые представлены на стенде. Все они есть в нашей библиотеке.
Запишем домашнее задание. К следующему уроку вы должны нарисовать иллюстрации к притче «О блудном сыне». Я думаю, что сегодня на уроке все отлично поработали и заслужили хорошие оценки.
Урок окончен, можете идти.
Приложение №2
Притча о блудном сыне.
(Слышатся звуки природы)
Давным-давно это было… Жил человек на свете. Тяжелым трудом скопил он к концу жизни своей для себя и для детей своих богатство, дом красивый построил. Да все для сыновей старался. Очень уж ему хотелось, чтобы жить всем одной семьей. А надо вам сказать, что во времена те все дети со своими родителями до глубокой старости жили. Не бросали тогда стариков своих, не обижали их… (ВХОДИТ ОТЕЦ) Но вот однажды пришел к человеку тому младший сын с недобрыми словами.
СЫН: Отец! Я уже взрослый! Мне надоело жить в твоем доме. Хочу увидеть другую жизнь. Отдай мне деньги, которые ты для меня скопил! Коня твоего я тоже беру себе! Приготовь мне запасы хлеба в дорогу!
ОТЕЦ: Сын мой! Зачем ты оставляешь меня? Я стар уже, немощен, мне так нужна твоя помощь.
СЫН: Мой старший брат остается, он тебе и будет помогать. Я не раб тебе чтобы возле тебя всю жизнь сидеть! Отдай мне мою долю богатства! Я уезжаю!
ОТЕЦ ВЫНИМАЕТ КОШЕЛЕК И ОТДАЕТ СЫНУ.
Вот так и уехал младший сын. И не дошла до его сердца обида отца.
ОТЕЦ УХОДИТ.
Долго ли, коротко ли был юноша в пути, и приехал в чужую незнакомую страну,(ЗВУЧИТ ВЕСЕЛАЯ ВОСТОЧНАЯ МУЗЫКА) в большой красивый город. (ВХОДИТ СЫН, ОЗИРАЕТСЯ, УХМЫЛЯЕТСЯ, ПОДБРАСЫВАЕТ В РУКЕ ТЯЖЕЛЫЙ КОШЕЛЕК И ДОВОЛЬНЫЙ УХОДИТ). Эх и здорово же окунуться в жизнь веселую, особенно когда у тебя карман не пуст – а кошелек у юноши был набит отцовскими денежками. Да только быстро разлетелись на все стороны деньги. Тут и приятели все тоже разлетелись, как будто их и не бывало рядом. (ВХОДИТ СЫН , ГРУСТНЫЙ, В РВАНОЙ ОДЕЖДЕ, ПОКАЗЫВАЕТ ПУСТОЙ КОШЕЛЕК).
СЫН: Осталась всего одна монета, ох, как есть хочется! Как назло, нигде даже кусочка хлеба не продадут! А еще в стране голод начинается. Что делать! И друзей моих не видно. Знать, не я им нужен был, а мой кошелек! СТУЧИТ В ДВЕРЬ. Дайте хоть немного хлеба, я вам отработаю.
ЧЕЛОВЕК (ВЫХОДИТ ИЗ-ЗА ДВЕРИ) Что случилось, нищий? Нет у меня хлеба, особенно для таких, как ты! Впрочем, постой! У меня свиней пасти некому. Если хочешь, иди ко мне в свинопасы. Работать будешь за еду из поросячьего корыта. Согласен?
СЫН: Да, я умираю от голода.
УХОДЯТ
И вот настали черные дни для блудного сына. Где веселье? Где друзья? Целыми днями он пас свиней, ел вместе с ними из одного корыта. От жизни такой наш горе-герой исхудал, осунулся, когда-то богатая одежда его превратилась в рванье…
СЫН: горе мне ,блудному сыну! Теперь-то я понимаю, что я натворил! У моего отца в доме даже слуги не живут так, как я здесь! ВЗДЫХАЕТ А что если мне вернуться к отцу моему? Нет, я не достоин! Сколько я горя ему принес! да, я недостоин называться его сыном. Но может быть он возьмет меня хотя бы в слуги. Я буду все делать, лишь бы быть рядом с ним. А мама, а брат мой? Живы ли они? Я так их обидел! УХОДИТ
(Музыка о доме)
Долгим был путь домой. По дороге юноша испытал много трудностей, но вот наконец показался отцовский дом.
ОТЕЦ: Стар я стал и глаза мои не видят, а вот все жду, не вернется ли мой сын домой. Да видно не дождаться мне его до самой смерти. Господи, дай ему разум! Но кто же это там на дороге?(СЫН ОТКРЫВАЕТ ДВЕРЬ, ЗАХОДИТ) Да это же мой сын! Спасибо, господи!
СЫН: отец! Я согрешил перед Богом и перед тобою. Я не достоин называться твоим сыном, возьми меня хотя бы в слуги!
ОТЕЦ: сын мой! Я прощаю тебя! Я думал, что ты мертв, но ты нашелся! Мы приготовим большой праздничный ужин!
ВЫХОДИТ СТ. СЫН: Отец! Почему ты празднуешь возвращение брата? Я всегда жил с тобой, помогал тебе, но ты никогда не устраивал мне праздника!
ОТЕЦ: сын мой, ты всегда со мной, и все, что есть у меня – твое. Но сегодня мы празднуем возвращение твоего брата, хвала Господу, что он вывел его на верный путь!
(СЛЫШАТСЯ ЗВУКИ ПРИРОДЫ, ВСЕ УХОДЯТ)
Приложение №1
Тест.
1.Какая литература называется духовной?
А) зарубежная Б) религиозная В) древняя
2.Что означает слово «Библия»?
А) книга Б) завет В) учение
3.Соотнесите понятия с определениями.
А) притча Б) завет В) иносказание
1) – библейское слово, божественное учение.
2) – иносказательный рассказ (с нравоучением).
3) – выражение, содержащее скрытый смысл, аллегория.
4.Какие уроки звучат в Библии?
5.Какие притчи вы знаете?
Карточка
В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок»
Открытый урок.
Тема: уроки нравственности в притче «О блудном сыне».
Цели: 1продолжить изучение жанра притчи, его особенностей; 2.научить раскрывать значение скрытого, символического подтекста в произведении; 3.развивать навыки интерпретации художественного произведения.
Ход урока.
Орг. момент.(4 мин.)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок. К нам пришли гости, они будут смотреть , как мы с вами работаем, чему мы научились. Сейчас открываем тетради, записываем число и тему урока. Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке, чему учиться?
Тест.(4 мин.)
(См. приложение №1).
Обратите внимание на тесты, которые лежат у вас на партах. С их помощью мы проверим, чему вы научились на прошлых уроках. Подписываем листочки и начинаем работать. Даю вам 3 минуты.
Проверка теста. (3 мин.)
Ваши работы я обязательно проверю и поставлю за них оценки.
Инсценировка.(15мин.)
(См. приложение №2).
А теперь я хочу пригласить вас в театр. Вы знаете, как нужно вести себя в театре? Правильно. А теперь приготовились к просмотру.
Работа по вопросам (10 мин.)
Ребята, понравилась вам притча? (Игра какого актера была самой интересной и почему?)
А как она называется?
Как вы думаете, почему сына называют блудным? Что значит блудный? ( В словаре Даля *нравственно блуждающий. Блудный сын - ранняя могила отцу. Притча о блудном сыне, заблудшем на пути жизни.)
Правильно. Сейчас, чтобы лучше понять смысл притчи, послушаем некоторые сведения о семейном укладе израильтян. (карточка)
Как бы вы охарактеризовали поступок сына, который бросил старого отца?
А почему сын захотел уйти из дома, как вы думаете?
Но несмотря ни на что, отец простил своего сына. Почему он это сделал?
(карточка «любовь» на доску)
А как проявилась любовь отца к сыну?
(карточка «прощение» на доску)
Правильно. А теперь давайте запишем в тетрадях. «Для того, чтобы быть хорошим человеком, нужно уметь любить, прощать и уважать других людей.»
(карточка «уважение» на доску).
Обратите внимание на тему урока. Как вы считаете, какое слово в ней главное? (Уроки)
Какие же уроки мы извлекаем, читая притчу?
Попробуйте сформулировать эти уроки в тетради. Запишите не больше двух предложений.
На прошлых уроках мы записывали термин «иносказание». Как вы думаете, в чем иносказание притчи о блудном сыне?
Имеет ли эта притча отношение к современным людям?
Почему притчи вводятся в школьную программу?
Итог урока.(4 мин.)
Молодцы! Вот наш урок и подошел к концу. Понравился он вам? А притча понравилась? Если пожелаете, можете прочитать эту и другие притчи в книгах, которые представлены на стенде. Все они есть в нашей библиотеке.
Запишем домашнее задание. К следующему уроку вы должны нарисовать иллюстрации к притче «О блудном сыне». Я думаю, что сегодня на уроке все отлично поработали и заслужили хорошие оценки.
Урок окончен, можете идти.
Приложение №2
Притча о блудном сыне.
(Слышатся звуки природы)
Давным-давно это было… Жил человек на свете. Тяжелым трудом скопил он к концу жизни своей для себя и для детей своих богатство, дом красивый построил. Да все для сыновей старался. Очень уж ему хотелось, чтобы жить всем одной семьей. А надо вам сказать, что во времена те все дети со своими родителями до глубокой старости жили. Не бросали тогда стариков своих, не обижали их… (ВХОДИТ ОТЕЦ) Но вот однажды пришел к человеку тому младший сын с недобрыми словами.
СЫН: Отец! Я уже взрослый! Мне надоело жить в твоем доме. Хочу увидеть другую жизнь. Отдай мне деньги, которые ты для меня скопил! Коня твоего я тоже беру себе! Приготовь мне запасы хлеба в дорогу!
ОТЕЦ: Сын мой! Зачем ты оставляешь меня? Я стар уже, немощен, мне так нужна твоя помощь.
СЫН: Мой старший брат остается, он тебе и будет помогать. Я не раб тебе чтобы возле тебя всю жизнь сидеть! Отдай мне мою долю богатства! Я уезжаю!
ОТЕЦ ВЫНИМАЕТ КОШЕЛЕК И ОТДАЕТ СЫНУ.
Вот так и уехал младший сын. И не дошла до его сердца обида отца.
ОТЕЦ УХОДИТ.
Долго ли, коротко ли был юноша в пути, и приехал в чужую незнакомую страну,(ЗВУЧИТ ВЕСЕЛАЯ ВОСТОЧНАЯ МУЗЫКА) в большой красивый город. (ВХОДИТ СЫН, ОЗИРАЕТСЯ, УХМЫЛЯЕТСЯ, ПОДБРАСЫВАЕТ В РУКЕ ТЯЖЕЛЫЙ КОШЕЛЕК И ДОВОЛЬНЫЙ УХОДИТ). Эх и здорово же окунуться в жизнь веселую, особенно когда у тебя карман не пуст – а кошелек у юноши был набит отцовскими денежками. Да только быстро разлетелись на все стороны деньги. Тут и приятели все тоже разлетелись, как будто их и не бывало рядом. (ВХОДИТ СЫН , ГРУСТНЫЙ, В РВАНОЙ ОДЕЖДЕ, ПОКАЗЫВАЕТ ПУСТОЙ КОШЕЛЕК).
СЫН: Осталась всего одна монета, ох, как есть хочется! Как назло, нигде даже кусочка хлеба не продадут! А еще в стране голод начинается. Что делать! И друзей моих не видно. Знать, не я им нужен был, а мой кошелек! СТУЧИТ В ДВЕРЬ. Дайте хоть немного хлеба, я вам отработаю.
ЧЕЛОВЕК (ВЫХОДИТ ИЗ-ЗА ДВЕРИ) Что случилось, нищий? Нет у меня хлеба, особенно для таких, как ты! Впрочем, постой! У меня свиней пасти некому. Если хочешь, иди ко мне в свинопасы. Работать будешь за еду из поросячьего корыта. Согласен?
СЫН: Да, я умираю от голода.
УХОДЯТ
И вот настали черные дни для блудного сына. Где веселье? Где друзья? Целыми днями он пас свиней, ел вместе с ними из одного корыта. От жизни такой наш горе-герой исхудал, осунулся, когда-то богатая одежда его превратилась в рванье…
СЫН: горе мне ,блудному сыну! Теперь-то я понимаю, что я натворил! У моего отца в доме даже слуги не живут так, как я здесь! ВЗДЫХАЕТ А что если мне вернуться к отцу моему? Нет, я не достоин! Сколько я горя ему принес! да, я недостоин называться его сыном. Но может быть он возьмет меня хотя бы в слуги. Я буду все делать, лишь бы быть рядом с ним. А мама, а брат мой? Живы ли они? Я так их обидел! УХОДИТ
(Музыка о доме)
Долгим был путь домой. По дороге юноша испытал много трудностей, но вот наконец показался отцовский дом.
ОТЕЦ: Стар я стал и глаза мои не видят, а вот все жду, не вернется ли мой сын домой. Да видно не дождаться мне его до самой смерти. Господи, дай ему разум! Но кто же это там на дороге?(СЫН ОТКРЫВАЕТ ДВЕРЬ, ЗАХОДИТ) Да это же мой сын! Спасибо, господи!
СЫН: отец! Я согрешил перед Богом и перед тобою. Я не достоин называться твоим сыном, возьми меня хотя бы в слуги!
ОТЕЦ: сын мой! Я прощаю тебя! Я думал, что ты мертв, но ты нашелся! Мы приготовим большой праздничный ужин!
ВЫХОДИТ СТ. СЫН: Отец! Почему ты празднуешь возвращение брата? Я всегда жил с тобой, помогал тебе, но ты никогда не устраивал мне праздника!
ОТЕЦ: сын мой, ты всегда со мной, и все, что есть у меня – твое. Но сегодня мы празднуем возвращение твоего брата, хвала Господу, что он вывел его на верный путь!
(СЛЫШАТСЯ ЗВУКИ ПРИРОДЫ, ВСЕ УХОДЯТ)
Приложение №1
Тест.
Какая литература называется духовной?
А) зарубежная Б) религиозная В) древняя
Что означает слово «Библия»?
А) книга Б) завет В) учение
Соотнесите понятия с определениями.
А) притча Б) завет В) иносказание
1) – библейское слово, божественное учение.
2) – иносказательный рассказ (с нравоучением).
3) – выражение, содержащее скрытый смысл, аллегория.
Какие уроки звучат в Библии?
Какие притчи вы знаете?
Карточка
В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой.
Просмотр содержимого документа
«притча»
Притча о блудном сыне.
Давным-давно это было… Жил человек на свете. Тяжелым трудом скопил он к концу жизни своей для себя и для детей своих богатство, дом красивый построил. Да все для сыновей старался. Очень уж ему хотелось, чтобы жить всем одной семьей. (ВХОДИТ ОТЕЦ) А надо вам сказать, что во времена те все дети со своими родителями до глубокой старости жили. Не бросали тогда стариков своих, не обижали их… Но вот однажды пришел к человеку тому младший сын с недобрыми словами.
СЫН: Отец! Я уже взрослый! Мне надоело жить в твоем доме. Хочу увидеть другую жизнь. Отдай мне деньги, которые ты для меня скопил! Коня твоего я тоже беру себе! Приготовь мне запасы хлеба в дорогу!
ОТЕЦ: Сын мой! Зачем ты оставляешь меня? Я стар уже, немощен, мне так нужна твоя помощь.
СЫН: Мой старший брат остается, он тебе и будет помогать. Я не раб тебе чтобы возле тебя всю жизнь сидеть! Отдай мне мою долю богатства! Я уезжаю!
ОТЕЦ ВЫНИМАЕТ КОШЕЛЕК И ОТДАЕТ СЫНУ.
Вот так и уехал младший сын. И не дошла до его сердца обида отца.
ОТЕЦ УХОДИТ.
Долго ли, коротко ли был юноша в пути, и приехал в чужую незнакомую страну, в большой красивый город. (ВХОДИТ СЫН, ОЗИРАЕТСЯ, УХМЫЛЯЕТСЯ, ПОДБРАСЫВАЕТ В РУКЕ ТЯЖЕЛЫЙ КОШЕЛЕК И ДОВОЛЬНЫЙ УХОДИТ). Эх и здорово же окунуться в жизнь веселую, особенно когда у тебя карман не пуст – а кошелек у юноши был набит отцовскими денежками. Да только быстро разлетелись на все стороны деньги. Тут и приятели все тоже разлетелись, как будто их и не бывало рядом. (ВХОДИТ СЫН , ГРУСТНЫЙ, В РВАНОЙ ОДЕЖДЕ, ПОКАЗЫВАЕТ ПУСТОЙ КОШЕЛЕК).
СЫН: Осталась всего одна монета, ох, как есть хочется! Как назло, нигде даже кусочка хлеба не продадут! А еще в стране голод начинается. Что делать! И друзей моих не видно. Знать, не я им нужен был, а мой кошелек! СТУЧИТ В ДВЕРЬ. Дайте хоть немного хлеба, я вам отработаю.
ЧЕЛОВЕК (ВЫХОДИТ ИЗ-ЗА ДВЕРИ) Что случилось, нищий? Нет у меня хлеба, особенно для таких, как ты! Впрочем, постой! У меня свиней пасти некому. Если хочешь, иди ко мне в свинопасы. Работать будешь за еду из поросячьего корыта. Согласен?
СЫН: Да, я умираю от голода.
УХОДЯТ
И вот настали черные дни для блудного сына. Где веселье? Где друзья? Целыми днями он пас свиней, ел вместе с ними из одного корыта. От жизни такой наш горе-герой исхудал, осунулся, когда-то богатая одежда его превратилась в рванье…
СЫН САДИТСЯ: горе мне ,блудному сыну! Теперь-то я понимаю, что я натворил! У моего отца в доме даже слуги не живут так, как я здесь! ВЗДЫХАЕТ А что если мне вернуться к отцу моему? Нет, я не достоин! Сколько я горя ему принес! ВСТАЕТ да, я недостоин называться его сыном. Но может быть он возьмет меня хотя бы в слуги. Я буду все делать, лишь бы быть рядом с ним. А мама, а брат мой? Живы ли они? Я так их обидел! УХОДИТ
Долгим был путь домой. По дороге юноша испытал много трудностей, но вот наконец показался отцовский дом.
ОТЕЦ: Стар я стал и глаза мои не видят, а вот все жду, не вернется ли мой сын домой. Да видно не дождаться мне его до самой смерти. Господи, дай ему разум! Но кто же это там на дороге? Да это же мой сын! Спасибо, господи!
ВЫБЕГАЕТ СЫН, ПАДАЕТ НА КОЛЕНИ
СЫН: отец! Я согрешил перед Богом и перед тобою. Я не достоин называться твоим сыном, возьми меня хотя бы в слуги!
ОТЕЦ: встань, сын мой! Я прощаю тебя! Я думал, что ты мертв, но ты нашелся! Мы приготовим большой праздничный ужин!
ВЫХОДИТ СТ. СЫН: Отец! Почему ты празднуешь возвращение брата? Я всегда жил с тобой, помогал тебе, но ты никогда не устраивал мне праздника!
ОТЕЦ: сын мой, ты всегда со мной, и все, что есть у меня – твое. Но сегодня мы празднуем возвращение твоего брата, хвала Господу, что он вывел его на верный путь!