Нетрадиционные занятия в дополнительном образовании - как способ повышения творческой активности учащихся
Нетрадиционные занятия в дополнительном образовании - как способ повышения творческой активности учащихся
Одним из основных мотивов использования нетрадиционных занятий в дополнительном образовании является повышение творческой активности учащихся, развитие которой соответствует возрастной норме.
Кроме того, применение нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные занятия в дополнительном образовании - как способ повышения творческой активности учащихся»
Нетрадиционные занятия в дополнительном образовании - как способ повышения творческой активности учащихся
Одним из основных мотивов использования нетрадиционных занятий в дополнительном образовании является повышение творческой активности учащихся, развитие которой соответствует возрастной норме.
Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, необходимо включать в образовательный процесс и нетрадиционные методы обучения.
Кроме того, применение нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.
Нетрадиционные занятия имеют свой порядок работы по некоторым видам: педагог должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме; на таком занятии используется многообразие видов деятельности учащихся; задания должны быть посильны для учащихся, но не быть слишком легкими; учащиеся должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия; задания должны заставлять учащихся размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.
В нетрадиционном обучении деятельность педагога меняется коренным образом. Теперь главная задача педагога не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.
В числе основных факторов, пробуждающих младших подростков к творческой активности, можно назвать: познавательный интерес (ведущий фактор); творческий характер деятельности (мощный стимул к познанию); состязательность (стимулирующий фактор); игровой характер; эмоциональное воздействие.
Кроме того, в работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.
Формы учебных занятий можно разделить на две группы:
а) занятия в учебном кабинете;
б) выездные занятия.
Необходимо отметить, что для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.
Кроме того, подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение, анализ.
Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие: определение временных рамок; определение темы; определение типа занятия; выбор нетрадиционной формы; выбор форм учебной воспитательной работы, выбор которых зависит от нескольких факторов, основными из которых являются специфика изучаемого курса и группы, характеристика темы (материала), возрастные особенности учащихся.
Организация подготовки нетрадиционного занятия состоит из подэтапов: распределение обязанностей между педагогом и учащимися; написание сценария занятия с указанием конкретных целей; подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения; разработка критериев оценки деятельности обучающихся.
Затем следует непосредственно этап проведения нетрадиционного занятия.
Заключительный этап – это анализ, оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет, в чем причины неудач; оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий сделать выводы на будущее; необходимо обратить внимание на важные моменты в последующем.
Формы проведения нетрадиционных учебных занятий в детском объединении подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, целей и задач образовательной программы дополнительного образования.
Виды нетрадиционных занятий, используемые в учреждениях дополнительного образования:
- Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.
- Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, мозговая атака, интервью и т. д.
- Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.
- Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении массовых мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра – путешествие и т. д.
- Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка и т. д.
Выше сказанное показывает, что, несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на занятии должно быть сочетание индивидуальной и коллективной работы воспитанников. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся, изучение учебного материала необходимо осуществлять на занятия с применением здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, нетрадиционные занятия – это занятия, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений педагог – учащийся.
В последние годы интерес к нетрадиционным формам проведения занятий в учреждениях дополнительного образования значительно усилился и именно дополнительное образование имеет большие возможности для внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения, которые способствуют не только развитию познавательной деятельности учащихся, но и формированию творческой активности.