kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нетрадиционные занятия в дополнительном образовании - как способ повышения творческой активности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним  из  основных  мотивов  использования нетрадиционных  занятий  в  дополнительном  образовании  является повышение  творческой  активности  учащихся,  развитие  которой соответствует возрастной норме. 

Кроме того, применение нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул  в  обучении,  это  разнообразная  и  сильная  мотивация.  Посредством таких  занятий  гораздо  активнее  и  быстрее  происходит  возбуждение познавательного  интереса,  отчасти  потому,  что  человеку  нравится  играть, другой  причиной  является  то,  что  мотивов  в  игре  гораздо  больше,  чем  у обычной учебной деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается  напряжение,  оказывается  эмоциональное  воздействие  на учащихся,  благодаря  чему  у  них  формируются  более  прочные,  глубокие знания. 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нетрадиционные занятия в дополнительном образовании - как способ повышения творческой активности учащихся»

Нетрадиционные занятия в дополнительном образовании - как способ повышения творческой активности учащихся


Одним из основных мотивов использования нетрадиционных занятий в дополнительном образовании является повышение творческой активности учащихся, развитие которой соответствует возрастной норме.

Очевидно, что использовать только методы традиционного обучения недостаточно, необходимо включать в образовательный процесс и нетрадиционные методы обучения.

Кроме того, применение нетрадиционных форм занятий – это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Благодаря нетрадиционным формам занятий снимается напряжение, оказывается эмоциональное воздействие на учащихся, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

Нетрадиционные занятия имеют свой порядок работы по некоторым видам: педагог должен представить подобранный материал в интересной, необычной форме; на таком занятии используется многообразие видов деятельности учащихся; задания должны быть посильны для учащихся, но не быть слишком легкими; учащиеся должны получить эмоциональное удовлетворение от занятия; задания должны заставлять учащихся размышлять, пробовать, ошибаться, и, наконец, находить правильный ответ.

В нетрадиционном обучении деятельность педагога меняется коренным образом. Теперь главная задача педагога не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» учащимся, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи.

В числе основных факторов, пробуждающих младших подростков к творческой активности, можно назвать: познавательный интерес (ведущий фактор); творческий характер деятельности (мощный стимул к познанию); состязательность (стимулирующий фактор); игровой характер; эмоциональное воздействие.

Кроме того, в работе детского объединения дополнительного образования могут использоваться разнообразные формы учебных занятий, что позволяет педагогу сделать образовательный процесс более динамичным и интересным для учащихся. К тому же сочетание различных форм учебных занятий позволяет педагогу использовать в учебном процессе реальную окружающую среду, а учащимся создает условия для самостоятельного освоения социума и получения более прочных знаний.

Формы учебных занятий можно разделить на две группы:

а) занятия в учебном кабинете;

б) выездные занятия.

Необходимо отметить, что для полноценного освоения каждой учебной темы наиболее оптимальным будет такое сочетание разных форм учебных занятий, при котором каждая из них привносит новые элементы в теоретическую и практическую подготовку детей.

Кроме того, подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов: замысел, организация, проведение, анализ.

Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие: определение временных рамок; определение темы; определение типа занятия; выбор нетрадиционной формы; выбор форм учебной воспитательной работы, выбор которых зависит от нескольких факторов, основными из которых являются специфика изучаемого курса и группы, характеристика темы (материала), возрастные особенности учащихся.

Организация подготовки нетрадиционного занятия состоит из подэтапов: распределение обязанностей между педагогом и учащимися; написание сценария занятия с указанием конкретных целей; подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения; разработка критериев оценки деятельности обучающихся.

Затем следует непосредственно этап проведения нетрадиционного занятия.

Заключительный этап – это анализ, оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет, в чем причины неудач; оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий сделать выводы на будущее; необходимо обратить внимание на важные моменты в последующем.

Формы проведения нетрадиционных учебных занятий в детском объединении подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей учащихся, целей и задач образовательной программы дополнительного образования.

Виды нетрадиционных занятий, используемые в учреждениях дополнительного образования:

- Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.

- Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, мозговая атака, интервью и т. д.

- Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.

- Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении массовых мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра – путешествие и т. д.

- Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка и т. д.

Выше сказанное показывает, что, несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения: педагог должен четко сформулировать тему и цель занятия, каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим, на занятии должно быть сочетание индивидуальной и коллективной работы воспитанников. Необходимо подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся, изучение учебного материала необходимо осуществлять на занятия с применением здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, нетрадиционные занятия – это занятия, которые отличаются по организации деятельности, по структуре содержания, по использованию в подготовке средств обучения, а также по характеру взаимоотношений педагог – учащийся.

В последние годы интерес к нетрадиционным формам проведения занятий в учреждениях дополнительного образования значительно усилился и именно дополнительное образование имеет большие возможности для внедрения в образовательный процесс нетрадиционных форм обучения, которые способствуют не только развитию познавательной деятельности учащихся, но и формированию творческой активности.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Будайчиева Елена Сергеевна

Дата: 02.12.2025

Номер свидетельства: 678178

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Пути использования возможностей ИТ-технологий в эпоху информатизации общества с целью развития творческого потенциала учащихся"
    ["seo_title"] => string(137) "putiispolzovaniiavozmozhnostieiittiekhnologhiivepokhuinformatizatsiiobshchiestvastsieliurazvitiiatvorchieskoghopotientsialauchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "275937"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452656546"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) ""Совместная деятельность учителя и ученика как обязательное условие реализации ФГОС" "
    ["seo_title"] => string(97) "sovmiestnaia-dieiatiel-nost-uchitielia-i-uchienika-kak-obiazatiel-noie-usloviie-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "203291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429453531"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Программа дополнительного образования "Весёлый карандаш" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-dopolnitiel-nogho-obrazovaniia-viesiolyi-karandash"
    ["file_id"] => string(6) "152965"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420933498"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Учебное занятие -это интересно"
    ["seo_title"] => string(36) "uchiebnoie-zaniatiie-eto-intieriesno"
    ["file_id"] => string(6) "254331"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447749457"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Учебное занятие -это интересно"
    ["seo_title"] => string(38) "uchiebnoie-zaniatiie-eto-intieriesno-1"
    ["file_id"] => string(6) "254332"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447749470"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства