kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Совместная деятельность учителя и ученика как обязательное условие реализации ФГОС"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика.
Слово “эффективность” в переводе с латинского – “эфектос” – означает выполнение действий, результат, следствие каких-либо действий.
Таким образом, эффективность урока - это его результативность, т.е. что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь в виду следующие параметры:
-понят ли учащимися теоретический материал;
-научились ли применять полученные знания на практике;
-сформировались ли навыки по теме урока;
-проведена ли учителем коррекционная работа;
-проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.
От чего же зависит эффективность урока?
1. На первом этапе, прежде всего, от конкретности поставленной цели и задач. Затем установления средств – которые помогут педагогу в достижении цели. А уже затем определения способа – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Целью изучения предмета русского языка в целом, о которой я говорю постоянно своим ученикам, является развитие умственных и речевых способностей. На нынешнем этапе образования одной из целей изучения языка является подготовка к успешной сдаче ЕНТ. А также умение применять знания при изучении других предметов и в жизненных ситуациях. И если учащиеся понимают, зачем они пришли на урок, ставят перед собой свои конкретные цели, то эффективность урока повышается.
Для расширения понимания значимости русского языка в жизни человека учащиеся готовят сообщения, знакомятся с работами учёных, исследуют, как их родители применяют русский язык в своей работе. На уроках с целью пропедевтики обязательно сообщаю учащимся при изучении, каких школьных дисциплин им придётся применить изучаемую тему. К сожалению не всегда наша школьная программа построена так, что в ней чётко соблюдается преемственность и межпредметные связи.
Что касается целей, которые я ставлю на конкретном уроке при изучении определённой темы, от них также зависит эффективно пройдёт урок или нет. Например, для учащихся 5 класса на данном этапе обучения основной целью является научить детей выполнять самостоятельную работу. Поэтому все уроки направлены на отработку данных умений.
Чтобы научиться работать, например, с карточками надо знать правила и много тренироваться. Поэтому на уроке мы много работаем с правилами. Сначала я подвожу ребят к тому, чтобы они сами сформулировали правило, затем мы сравниваем с тем, что нам даёт учебник, закрепляем тренировочными упражнениями и проговаривая правила, дома учим наизусть, на следующий урок обязательно устный или письменный опрос правил. Но если ребёнок правило не выучил, то вся работа на предыдущем уроке идёт насмарку, придя, домой он не закрепил, а забыл то, что усвоил на уроке. И эффективность, которая вроде бы была на предыдущем уроке, на следующий день исчезла бесследно. Конечно, усвоения всех правил невозможно без практического их применения. Для отработки практических умений использую задания тренажёры, где учащиеся должны прорешать однотипные задания. Особенно сейчас при подготовке учащих к сдаче ЕНТ тренажёры наиболее актуальны. Поэтому приходится искать целые блоки однотипных заданий. Использую индивидуально-дифференцированные карточки, эстафеты, организую, взаимопомощь сильных учеников слабым, провожу дополнительные занятия, но и это не всегда приносит свои результаты, остаётся кто-то, кто не усвоил тему и самое главное не желает её усваивать.
Что же делать дальше?
2.Эффективность современного урока основывается на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель, прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться ребёнок.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит, способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление, домашнее задание.
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, а, следовательно, и эффективности урока.
Характерной особенностью этих уроков является их оригинальность по замыслу, структуре, сюжету, по тем педагогическим находкам, которые позволяют говорить об этих уроках как о нетрадиционных, творческих, авторских. нестандартный урок будет приниматься в качестве одного из ведущих средств обучения;
Виды нетрадиционных уроков:
урок-викторина, урок-поиск, урок-экскурсия, урок-конференция, интегрированный урок, урок-сказка, урок-спектакль, урок-игра, урок-соревнование, урок-суд, урок-экзамен, урок-тестирование, урок-рассказ, урок-праздник, урок-путешествие, урок-аукцион, урок-смотр, урок-устный журнал, урок-КВН, урок-отчет и т. д.
К сожалению, с каждым годом в моей практике таких нетрадиционных уроков становится всё меньше. В основном такой урок стараешься подготовить, если он открытый. Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Нетрадиционные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место в системе проведения уроков. И, только проанализировав весь материал по предмету, определяется и выбирается форма проведения конкретного урока. Не всегда содержание учебного материала, темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме.
3. Эффективность урока зависит от использования методических приёмов.
Методические приемы – это педагогически оформленные действия учителя и учащихся, посредством которых решаются конкретные задачи. Они должны соответствовать педагогической ситуации, особенностям развития учащихся, индивидуальному стилю педагогической деятельности учителя. Прием – это организация определенного вида работы на конкретном уроке.
Существует большое разнообразие методических приемов. Можно предложить несколько вариантов их классификации.
1. Например, во время рассказа или лекции учитель демонстрирует модели или слайды. Эти приемы можно назвать демонстрационными, они иллюстрируют речь учителя, способствуют образному восприятию объекта или процесса. Такой приём особенно эффективно использовать на уроках русского языка, при изучении любой новой темы.
2. Рассказ, лекция, беседа сопровождаются рисунком на доске, вычерчиванием схемы, записью новых терминов, определений. Это графические приемы, которые обогащают слово учителя графическим образом, помогают выделить нужный вопрос, привлечь внимание к основному содержанию. На уроках русского языка к каждому правилу составляется схема, алгоритм, буквенная запись правила или краткая запись правила. Дома, запоминая правило, ученик должен обращаться к предложенной схеме и наоборот. Это способствует эффективному запоминанию, а не зазубриванию правил.
3. Используются также логические приемы, которые требуют проведения анализа явлений, обобщения и систематизации фактов, формулирования выводов. Овладение учащимися логическими приемами ведет к повышению качества их знаний. В основе логических приемов лежат мыслительные операции, поэтому овладение ими свидетельствует о сформированности интеллектуальных умений, о развитии школьников. Для формирования логического мышления я использую логические вопросы, которые интересны всем детям, потому что дают возможность даже слабому ученику найти правильный ответ. Чаще такие задачи решаем в начале или в конце урока, на внеклассных мероприятиях и при выполнении домашних заданий, при подготовке к предметным олимпиадам.
4. Прием новизны предполагает включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных. По мере возможности на своих уроках я стараюсь уделить время для сообщений, которые подбираю сама или предлагаю найти их учащимся.
5. Прием семантизации – это возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова. Ребятам всегда интересно откуда произошёл тот или иной термин и что он означает. Расшифровка терминов, позволяет лучше запомнить не только новое слово, но и его смысловое значение.
6. Приемы создания проблемной ситуации. Это особый приём, который даёт свой положительный эффект в большинстве случаев, но затрачивает очень много времени на подготовку и при использовании его на уроке.
7. Прием адаптации к жизненным ситуациям.
Методические приемы, активизирующие деятельностью учащих¬ся используются на разных этапах урока:
• на этапе проверки домашнего задания;
• на этапе восприятия и спо¬собствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу;
• на этапе осмысления (усвоения) изучаемого материала;
• на этапе воспроизведения полученных знаний;
• на этапе домашнего задания.
4.Эффективности урока способствует развитие познавательного интереса учащихся.
Познавательный интерес – это важнейший мотив учения школьников, залог успеха. Он проявляется в активности и внимании учащихся на уроках, в их эмоциональных реакциях, в вопросах учителю, в чтении дополнительной литературы и т.п. И на своих уроках применяла различные формы и методы, которые собраны в папке обобщения опыта работы.
Методисты выделяют 3 уровня развития познавательных интересов учащихся.
Первый элементарный уровень развития позна¬вательных интересов проявляется в наличии у школьников интереса к внешней заниматель¬ности содержания знаний, интересным фак¬там, описанию конкретных явлений. Основу его формирования составляет репродуктивно-фактологическая деятельность, а твор¬ческая активность начинает проявляется в стремлении к самостоятельному выполнению намеченных задач. Этот уровень развития познавательных интересов свойствен млад¬шим школьникам, у которых преобладает эмоциональный компонент познавательных интересов, а педагогическое воздействие на этом возрастном этапе состоит главным образом в создании положительного эмоци¬онального отношения к содержанию знаний и процессу учения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Совместная деятельность учителя и ученика как обязательное условие реализации ФГОС" »

Совместная деятельность учителя и ученика Учитель начальных классов 1 квалификационной категории Маслова Лариса Николаевна

Совместная деятельность учителя и ученика

Учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Маслова Лариса Николаевна

Целью деятельностного подхода является: Воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.     Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: - ставить цели; - решать задачи; - отвечать за результаты.

Целью деятельностного подхода является:

Воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

- ставить цели;

- решать задачи;

- отвечать за результаты.

Критерии результативности урока: 1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. 2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) 3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. 4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы. 5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. 6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Критерии результативности урока:

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить вопросы.

5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

Критерии результативности урока: 7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. 8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. 9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. 10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. 11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. 12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Критерии результативности урока:

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Современные образовательные технологии деятельностного типа:

Современные образовательные технологии деятельностного типа:

  • проблемно – диалогическая;
  • мини – исследования;
  • организация проектной деятельности;
  • портфолио
  • оценивания образовательных достижений (учебных успехов);
  • сотрудничества;
  • ИКТ;
  • здоровьесберегающие.
Психологическая готовность детей к школе

Психологическая готовность детей к школе

Мотивация

Мотивация

Системно - деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах:

Системно - деятельностный подход в рамках урока с использованием метода проектов базируется на следующих принципах:

  • позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом;
  • позиция ученика: за познание мира (в специально организованных для этого условиях);
  • учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя;
  • учебная деятельность – управляемый учебный процесс;
  • учебное действие – действие по созданию образа;
  • образ – слово, рисунок, схема, план;
  • оценочное действие – Я умею! У меня получится!;
  • эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…(формирование мировоззрения).
Созданные на уроках проекты: Проект «Алфавит»

Созданные на уроках проекты:

Проект «Алфавит»

Проект «Модельер»

Проект «Модельер»

Проект «Осень»

Проект «Осень»

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:

  • игровая деятельность;
  • создание положительных эмоциональных ситуаций;
  • работа в парах;
  • проблемное обучение.
Работа в парах Работа в парах

Работа в парах

Работа в парах

Применение ИКТ на уроках усиливает:  положительную мотивацию обучения;  активизирует познавательную деятельность обучающихся Создание проектов Дидактический материал Использование ИКТ на уроках Презентации Творческие сообщения Электронные приложения Поиск материалов в интернете

Применение ИКТ на уроках усиливает:

  • положительную мотивацию обучения;
  • активизирует познавательную деятельность обучающихся

Создание проектов

Дидактический материал

Использование ИКТ на уроках

Презентации

Творческие сообщения

Электронные приложения

Поиск материалов в интернете

Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности: 1. Принцип равенства позиций 2. Принцип доверительности 3. Принцип обратной связи 4. Принцип занятия исследовательской позиции

Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие технологии

  • учет возрастных особенностей;
  • демократический стиль общения на уроке;
  • дифференцированное обучение;
  • игровые технологии;
  • динамические минутки и паузы.
Принципами, которые я стараюсь использовать в своей работе:

Принципами, которые я стараюсь использовать в своей работе:

  • никогда не переношу свои личные проблемы, плохое настроение на детей;
  • стараюсь быть объективной ко всем детям, несмотря на их, может быть не совсем приятные особенности;
  • внимательно выслушиваю все рассказы детей, проявляю искренний интерес ко всему, что их интересует или волнует, никогда не прерываю ребёнка, даже если очень занята;
  • не ограничиваю общение с детьми только учебными занятиями;
  • аргументирую каждую отметку, во избежание возникновения непонимания с конкретным ребёнком;
  • не тороплюсь ставить отрицательную отметку, узнаю все обстоятельства возникновения подобной ситуации (понимаю, что ребёнок – это не только ученик, обязанный выучить урок, но и живой человек, у которого могут возникнуть свои проблемы: плохое самочувствие, неблагоприятная обстановка в семье);
  • общаюсь с детьми на равных, уважаю каждого ребёнка;
  • поощряю, высказывающих своё мнение;
  • признаю свою ошибку в отношении ребёнка и извиняюсь перед ним;
  • отношусь к детям искренне, по-доброму (дети тонко чувствуют фальшь).
Результаты общения «учитель – ученик»

Результаты общения «учитель – ученик»

  • Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают.
  • Учитель владеет умением «подать себя»
  • Дети испытывают интерес, уважение к учителю.
  • Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности.
  • Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям (ориентация на методическое соавторство)
  • Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке
Итоги комплексных работ

Итоги комплексных работ

Общая успеваемость и качество за 1 четверть

Общая успеваемость и качество за 1 четверть

Результаты успеваемости за 1 четверть

Результаты успеваемости за 1 четверть

Результаты успеваемости по русскому языку

Результаты успеваемости по русскому языку

Результаты успеваемости по математике

Результаты успеваемости по математике

Результаты опроса родителей после адаптации

Результаты опроса родителей после адаптации


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Совместная деятельность учителя и ученика как обязательное условие реализации ФГОС"

Автор: Маслова Лариса Николаевна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203291

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "«СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ   В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО» "
    ["seo_title"] => string(79) "sistiema-otsienki-planiruiemykh-riezul-tatov-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-noo"
    ["file_id"] => string(6) "232866"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442936238"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Использование методических приёмов для проведения рефлексии в условиях реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(102) "ispol-zovaniie-mietodichieskikh-priiomov-dlia-proviedieniia-rieflieksii-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "144599"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418749600"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Статья       "Требования   к профессиональным и личностным качествам учителя" "
    ["seo_title"] => string(77) "stat-ia-triebovaniia-k-profiessional-nym-i-lichnostnym-kachiestvam-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "241938"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445348412"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Технологии системно - деятельностного подхода по формированию личностных результатов обучения в условиях введения и реализации ФГОС . "
    ["seo_title"] => string(152) "tiekhnologhii-sistiemno-dieiatiel-nostnogho-podkhoda-po-formirovaniiu-lichnostnykh-riezul-tatov-obuchieniia-v-usloviiakh-vviedieniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "206530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430209096"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "«Развитие творческой  личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС» "
    ["seo_title"] => string(112) "razvitiie-tvorchieskoi-lichnosti-na-urokakh-muzyki-i-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "243067"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445615714"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства