Программа дополнительного образования "Весёлый карандаш"
Программа дополнительного образования "Весёлый карандаш"
Пояснительная записка
Важным средством эстетического воспитания является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить свое представления об окружающем мире, понимание его и отношения к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка большое значение: дети получают возможность самостоятельно создавать рисунок, вылепить любой предмет, сделать его из бумаги.
Изобразительная деятельность является одним из важнейших способов развития личности ребенка, поэтому должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы.
Актуальность программы. В настоящее время особое внимание акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Стало очевидно, что благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации не только учебной, но и личности к творчеству, развитию.
Педагогическая целесообразность Программа «Весёлый художник» является продолжением учебной деятельности детей, а так же является средством развития у младших школьников творческих способностей, творческого мышления через изобразительное искусство. Активизация творческих способностей, формирование художественно – эстетических потребностей, является неотъемлемой частью программы « Весёлый художник».
Цели программы:
В процессе занятий по программе «Весёлый художник» реализуются следующие цели:
формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры;
развитие художественно-творческой активности;
овладение образным языком декоративно- прикладного искусства;
привитие интереса кизобразительному искусству;
развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.
Задачи:
Программа «Весёлый художник» решает следующие задачи:
• повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания;
• повышение активности познавательной деятельности;
• углубление межпредметных связей;
• создание условий для равного проявления индивидуальных способностей в деятельности.
• развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
• развитие коммуникативных способностей;
• формирование у младших школьников целостного и эмоционально–образного восприятия мира;
• эстетическое воспитание;
• воспитывать качества личности учащихся начальной школы, их нравственно-ценностную ориентацию, эмоционально-чувственную сферу, а так же познавательные способности, мышление и творчество.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования "Весёлый карандаш" »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. АСТРАХАНИ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Рассмотрено Утверждено Утверждено
на заседании МО педагогическим советом приказом по МБОУ г. Астрахани «СОШ № 8
протокол № ___ протокол № ___ от _________№ _______
от « ___» ____ 201__ г. от « ___» ____ 201__ г. директор МБОУ«СОШ№8»
________ Муравьева Т.В
«ВЕСЁЛЫЙ КАРАНДАШ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
(для детей в возрасте 6,6-11 лет)
Срок реализации: 4 год
Разработана:
учителем начальных классов
МБОУ г.Астрахани «СОШ№8»
Лукьяновой Анной Дмитриевной
Пояснительная записка
Важным средством эстетического воспитания является изобразительная деятельность. Она позволяет детям выразить свое представления об окружающем мире, понимание его и отношения к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка большое значение: дети получают возможность самостоятельно создавать рисунок, вылепить любой предмет, сделать его из бумаги.
Изобразительная деятельность является одним из важнейших способов развития личности ребенка, поэтому должна быть тесно связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы.
Актуальность программы. В настоящее время особое внимание акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов. Это определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Стало очевидно, что благоприятные условия для личностного развития обучающихся, способствует формированию положительной мотивации не только учебной, но и личности к творчеству, развитию.
Педагогическая целесообразность Программа «Весёлый художник» является продолжением учебной деятельности детей, а так же является средством развития у младших школьников творческих способностей, творческого мышления через изобразительное искусство. Активизация творческих способностей, формирование художественно – эстетических потребностей, является неотъемлемой частью программы « Весёлый художник».
Цели программы:
В процессе занятий по программе «Весёлый художник» реализуются следующие цели:
формирование у детей художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры;
развитие художественно-творческой активности;
овладение образным языком декоративно- прикладного искусства;
привитие интереса к изобразительному искусству;
развитие сюжетного рисования нетрадиционными техниками изображения.
Задачи:
Программа «Весёлый художник» решает следующие задачи:
• повышение эффективности и качества процесса обучения и воспитания;
• повышение активности познавательной деятельности;
• углубление межпредметных связей;
• создание условий для равного проявления индивидуальных способностей в деятельности.
• развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств;
• развитие коммуникативных способностей;
• формирование у младших школьников целостного и эмоционально–образного восприятия мира;
• эстетическое воспитание;
• воспитывать качества личности учащихся начальной школы, их нравственно-ценностную ориентацию, эмоционально-чувственную сферу, а так же познавательные способности, мышление и творчество.
Содержание программы (67 часов)
1.Вводные занятия
-ознакомление с предметом изучения;
-экскурсия на выставку детских работ.
Форма занятия – групповая.
2. Изобразительное искусство и красота вокруг нас
2.1. «Кто такой художник и кто их учит?» -.
-ознакомление с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, направлениями в искусстве. Назначение материалов, инструментов и оборудования. Техника безопасности.
Форма занятия – групповая.
Практическая работа:
-работа с тремя основными цветами – красным, желтым, синим. Смешивание,
получение оттенков.
Материал: Альбом с репродукциями картин разных художников. Материалы и инструменты изобразительного искусства.
2.2. «Художники – анималисты рисуют животных»
-ознакомление с профессией художника – анималиста;
-представление о том, что они знают и любят природу, прежде всего животных, создают их образы.
Практическая работа:
-изображение животных по памяти.
Форма занятия – групповая.
Материал: Книги с иллюстрациями художников – анималистов. Альбом с иллюстрациями Е. Чарушина «Большие и маленькие»
2.3. «Как художники составляют натюрморт»
-ознакомление с натюрмортом, рассказ о том , как художники составляют натюрморт;
-понимание эстетической ценности натюрморта.
Практическая работа:
- изображение несложного натюрморта с натуры.
Форма занятия – групповая.
Материал: Репродукции картин И. Машкова («Снедь», «Хлеба»), К. Петрова – Водкина («Ветки яблони», «Розовый натюрморт»), М. Сарьяна («Цветы и фрукты»).
2.4Творчество. В Васнецова «Иван царевич и серый волк», «Аленушка»
-ознакомление с творчеством художника В. Васнецова;
-понимание сказочности содержания, роль природы в передаче состояния
-изображение и фантазия. Изображение сказочных, фантастических героев.
Форма занятия – групповая.
Материал: Репродукции картин жанровой живописи разных художников. Книги русских народных сказок.
2.5.Знакомство с творчеством В. Сурикова «Боярыня Морозова», «Взятие снежного города» .
-понимание основной мысли произведения;
-определение социальной значимости картины, устанавливать связь между содержанием картины и средствами его выражения;
-беседа «Свойство снега», «Как образуется лед».
Практическая работа:
-делаем снежинки для новогодний елки.
Дидактическая игра «Цветные льдинки».
Форма занятия – групповая.
Материал: Зрительный ряд из произведений В. Сурикова.
2.6 «Японские мотивы. Сакура»
-обучение применять в работе смешивание красок ,смешивание красок на бумаге, умение видеть переходы красок и умение сглаживать их, знакомство с «сакурой» и её рисованием.
Практическая работа: нарисовать работы (на заднем плане переходы цветов, на переднем сакура(цветущая).
Материалы: гуашь, бумага, кисти, скотч.
2.7. «Веер-Япония»
-обучение рисованию японской атрибутики(архитектура, природа), переход цветов.
Практическая работа: нарисовать работы(на заднем плане переходы цветов, на переднем японская атрибутика, затем ,полученное изображение сложить в форме веера.
Материалы: гуашь, кисти, скотч, бумага.
2.8. «Дерево»
-получение цельного изображения из отдельных частей.
Практическая работа: нарисовать дерево, на 4 листах тонированной бумаги.
Материалы: гуашь, листы, кисти. скотч.
3. Знакомство с различными художественными материалами и приемами работы с ними
«Знакомство с карандашом и бумагой»
-ознакомление с техникой рисования карандашом;
-обучение как правильно держать карандаш и вести им по бумаге, не нажимая слишком сильно;
-ознакомление со свойствами бумаги как изобразительного материала.
Практическая работа:
-проведение от руки параллельных линий в различных направлениях;
-затушевка простых фигур карандашом в различные тона от светлого до черного.
Форма занятия – групповая, индивидуальная.
Материал: Бумага, карандаш.
3.2. «Осенние листья»
-обучение детей передавать характерные особенности листьев (по
форме и строению).
-обучение видеть тоновые отношения (светлые и темные места) и передавать их на рисунке, усиливая или ослабевая нажим на карандаш.
-закрепление технических навыков рисования красками.
Практическая работа:
-изображение рисунка на свободную тему.
Форма занятия – индивидуальная.
Материал: Бумага разного формата, гуашь, кисти
5. Техника работы с бумагой, пластилином
5.1. «Фрукты, овощи, грибы» (лепка)
-обучение детей передавать форму и характерные особенности фруктов;
Практическая работа:
- применение методов оттягивания, сглаживания..
Игра «Магазин»
Форма занятия – групповая.
Материал: Пластилин, дощечка, образец.
5.2. «Птица и животные»
-закрепление использования приемов лепки (оттягивание, сглаживание).
Практическая работа:
-лепить из целого куска вытягивание детали, по мотивам народных игрушек, передовая их характер;
-лепить наших любимых животных (передача движения);
Форма занятия – групповая.
Материал: Пластилин, дощечка, образец.
5.3. Способы приготовления квадратов и треугольников
-обучение складывать квадрат по схеме;
Практическая работа:
-сгибание квадрата пополам, совмещая два противоположных угла;
-сгибание квадрата в треугольник;
-сгибание квадрат в двойной треугольник.
Форма занятия – групповая.
Материал: Бумага, образец.
5.4«Книжка» (оригами)
Практическая работа:
-сгибание один прямоугольник пополам, совмещая короткие стороны;
-вкладывание друг в друга заготовки.
-накладывание акварель на изготовленную работу.
Форма занятия – групповая.
Материал: Бумага, образец, акварель, кисти.
5.5 Способы приготовления квадратов и треугольников
-обучение складывать квадрат по схеме;
Практическая работа:
-сгибание квадрата пополам, совмещая два противоположных угла;
-сгибание квадрата в треугольник;
-сгибание квадрат в двойной треугольник.
Форма занятия – групповая.
Материал: Бумага, образец.
5.6«Мышка и кошка» (оригами) -
-обучение поднимать нижние части бумаги, оставляя вверху не широкую полоску;
Практическая работа
-перегибание треугольника пополам, совмещая короткие и длинные стороны;
-поднятие нижних углов к линиям перегиба.
Форма занятия – групповая.
Материал: Бумага, образец, клей, акварель, кисти.
5.7«Курица и цыпленок» (оригами)
-закрепление умения перегибать квадрат дважды (косынкой);
Практическая работа:
-изготовление двойного треугольника;
-подтягивание углов, вытягивание бумаги из складки наружу.
Форма занятия – групповая.
Материал: Бумага, образец, клей, акварель, кисти.
6.Итоговое занятие
-обсуждение выставки детских работ.
-проведение диагностики уровня развития умений
Практическая работа: выставка детских работ.
№
Наименование тем
Форма контроля
Кол - во
часов
теория
практика
1.
Вводные занятия
Беседа,
наблюдение.
2
2
2.
Изобразительное искусство и красота вокруг нас
Беседа, опрос,
наблюдение.
6
10
3.
Знакомство с различными художественными материалами и приемами работы с ними
Беседа, опрос,
наблюдение.
7
9
4.
Художественный язык изобразительного искусства: линия, пятно, штрих, мазок, точка
Рисуночные тесты.
5
11
5.
Техника работы с бумагой, пластилином
Контрольные задания.
5
6
6.
Итоговые занятия
Беседа, опрос,
наблюдение.
2
2
Всего
27
40
Ожидаемые результаты освоения программы.
Общим результатом освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Весёлый художник» является развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе занятий, развитие творческих навыков детей в изобразительном искусстве.
Личностные результаты:
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об этических идеалах и ценностях(этическое воспитание);
воспитание трудолюбия;
воспитание устойчивого интереса к художественной деятельности и желание творить;
воспитание качеств личности, необходимых для занятий художественной деятельностью: аккуратности, устойчивости, целеустремленности;
воспитание у детей культуру общения с коллективом, с ровесниками, взрослыми.
Метапредметные результаты:
формирование умения планировать , контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленными задачами ;
формирование умения определять наиболее эффективный способ достижения результатов;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха;
формирование умения слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты:
умение учащихся работать с различными художественными материалами и приемами работы с ними;
овладение учащимися основами цветоведения;
овладение первичными практическими навыками работы в различных видах художественно-творческой деятельности;
освоение учащимися художественного язык изобразительного искусства (линия, пятно, штрих, мазок, точка).
В коммуникативной сфере:
формирование умения строить высказывания;
формирование умения разрешения конфликтов;
умение выражать свои мысли;
планирование сотрудничества вне учебной ситуации;
умение вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения ,диалог-расспрос;
понимать на слух речь учителя и одноклассников.
В познавательной сфере:
сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям;
осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков ;
осуществлять синтез как составление целого из частей.
устанавливать причинно-следственные связи.
В ценностно-ориентационной сфере:
уважительное отношение к старшим людям;
чувство гордости за родной край, любовь к нему;
потребность в изучении истории своей Родины;
стремление относиться ко всему живому в соответствии с нравственными, экологическими нормами поведения.
В эстетической сфере:
формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного;
чувство восхищения красотой природы, её неповторимостью.
В трудовой сфере:
уметь следовать намеченному плану в своём труде;
умение организовать своё рабочее место, умение наводить порядок на своем рабочем месте -формировать у детей саморегуляцию.
Материально-техническое обеспечение
Полное автоматизированное место учителя: компьютер, проектор, экран, колонки, мультимедийная приставка MIMIO,репродукции картин.
Материалы для работы детям:
1) Бумага разного формата;
2) Альбом для рисования ;
3) Карандаши простые и цветные ;
4) Гуашь ;
5) Акварельные краски ;
6) Фломастеры ;
7) Ластик;
8) Палитра;
9) Пластилин ;
10) Кисти (№1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Афонькин С. Оригами «Волшебный квадрат», Санкт – Петербург, 2008г.
Изобразительное искусство в современной школе. Пьянкова Н.И. (2006, 176с.)
Виноградова Г.Г. «Изобразительное искусство в школе» М. Просвещение, 2005г.
Волочай А.В. «Педагогика» Ростов – на – Дону, 2007г.
Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» М. Посвящение, 2007г.
Колокольников В.В. «Рисование» М. Посвящение, 2006г.
Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности» М. Посвящение, 2008г.
Косминская В.Б. «Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей» М. Посвящение, 2007г.
Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве» М. Посвящение, 2008г.
Сакулин Н.П. «Методика обучения рисованию, лепке» М. Посвящение, 2007г.
Соколова С.В. «Оригами для детей» Санкт – Петербург 2005г.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
(приложение)
Диагностическая карта по темам: «Основные и производные цвета», «Какие бывают линии?»;
Схемы рисунков: «Бабочка», «Птицы», «Животные»;
Конспекты открытых уроков: «Радуга», «Три основных цвета», «Перо Жар - Птицы», «Цветочная поляна»;
Приложения
Диагностика уровня знаний для детей 6-7 лет
Неотъемлемым компонентом программы является организация диагностики наблюдения и фиксирования изменений в саморазвитие детей. В качестве инструмента для получения конкретных средств движения ребенка от одной стадии к другой используются карточка диагностики и развития индивидуальных способностей детей.
Введением карточки в процесс работы с детьми преследуется цель систематизировать и наглядно оформить представления педагога о своих учащихся, а также научно организовать деятельность педагога по выработке у детей навыков саморазвития в ходе занятий.
Регулярное заполнение карточки позволяет решать следующие задачи:
Определение уровня теоретической подготовки учащихся;
Выполнение степени сформированности практических умений и навыков детей;
Соотнесение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы;
выявление причин, соответствующих и препятствующих полноценной реализации образовательной программы.