Младший школьный возраст и здоровьесберегающие технологии
Младший школьный возраст и здоровьесберегающие технологии
Статья посвящена одной из важнейших задач школы - сохранение и укрепление здоровья учащихся. Эта работа является приоритетным направлением деятельности школы. Только здоровый ребенок способен успешно овладеть школьной программой. Внедрение в группы ГПД занятий легкой атлетикой, физподготовкой, соблюдение режима дня и отдыха, позволяет сохранить здоровье ребенка и обеспечить успешность обучения в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Младший школьный возраст и здоровьесберегающие технологии »
Автор: Рудакова Алла Олеговна
Младший школьный возраст и здоровьесберегающие технологии.
Одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся. Эта работа является приоритетным направлением деятельности школы. Здоровье, которое понимается как интегральная характеристика развития, рассматривается как основной фактор, определяющий эффективность обучения. Только здоровый ребенок способен успешно овладеть школьной программой. Нарушение здоровья приводит к трудностям в обучении. Поэтому в школе следует создать условия, позволяющие сохранить здоровье и обеспечить успешность обучения. В третьем классе в этом году внедрили в группе ГПД (группа продленного дня) легкую атлетику – дети с удовольствием посещали 2 раза в неделю занятия, а кроме того во внеурочное время включили занятия по физподготовке в ежедневных прогулках на свежем воздухе, устроили спортивные эстафеты во время прогулок.
Большое значение для укрепления здоровья учащихся имеет соблюдение режима дня и отдыха, соблюдение продолжительного отдыха для организма (сна). Во сне отдыхает мозг, а мозг для человека – самое главное.
Очень важно провести оздоровительные упражнения перед выполнением домашних заданий в группе ГПД.
В практику вошло проведение физкультурных минуток в группе ГПД, они могут проводиться в течении одной-двух минут, например для утомленных пальцев, глаз, уделять особое внимание хорошей осанке.
Если воспитатель ГПД видит, что дети утомлены, следует переключить внимание учащихся, дать 1-2 минуты отдыха, юмора, благотворно действующих на них. Например, можно спросить: «Сколько шагов сделает воробей за одну минуту?»( ответ: ни одного, воробей прыгает, а не шагает»).
Учащиеся младшего школьного возраста очень эмоциональны и непоседливы. Поэтому очень важно воспитывать у них умение сдерживать свои чувства. Минута тишины является не только физическим отдыхом, но и хорошей гимнастикой для волевых центров.
Правильная организация выполнения домашних заданий оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей и их работоспособность. Решение этой задачи надо рассматривать в разработке новых средств и методов преподавания, направленных на активизацию резервных возможностей детей. Эти средства и методы должны быть валеологичны.
Важную роль в сохранении работоспособности играет валеологические паузы 30—60 секунд. Физические упражнения являются небольшой паузой в процессе работы группы ГПД, положительно влияют на умственную работоспособность детей, поэтому их проведение необходимо.
Таким образом, моменты физической деятельности в группе ГПД позволяют приблизиться к решению основной задачи – здоровьесберегающей педагогики – так организовать режим отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность, избегать утомляемости и переутомления. Больше проводить подвижных игр на свежем воздухе: «Догони меня», «Пятнашки», «Саночки», «Чай-чай выручай», «Веселый футбол», «Шире круг», «Второй лишний».
В хорошую теплую погоду во дворе, сквере можно проводить все те игры, которые в плохую погоду проводим в закрытом помещении. Пятнашки – одна из самых популярных подвижных игр. Зимой, можно проводить самые разнообразные игры: со снегом, на санках, катание с горки. Надо следить, чтобы дети не ели снег, не сосали сосульки, были, тепло одеты.
Детям нравится также игра в «Лабиринт», которую можно провести и в теплую погоду и в прохладную, а также игры «Поймай и попади», «скатывание шаров», «Осада снежной крепости», «Залп по мишени» .
К здоровьесберегающим технологиям относятся также обязательные проветривания кабинетов, режим питания учащихся, санитарно-гигиенические навыки учащихся. При выполнении этих условий дети будут здоровы, приучатся воспитывать в себе все эти нормы и потребности.
Список использованной литературы:
Е.М. Минскин « Игры и развлечения в группе продленного дня»
Журнал «Начальная школа» №8 2006
Ф.Г. Мухаметова «Здоровьесберегающие технологии для детей младшего школьного возраста»