Здоровьесберегающие технологии как неотъемлемая часть урока физической культуры
Здоровьесберегающие технологии как неотъемлемая часть урока физической культуры
Здоровьесберегающие технологии как неотъемлемая часть урока физической культуры Из опыта работы учителем ФК.Главным в докладе является применение релаксации.
Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Медики говорят, что абсолютно здоровых детей среди поступающих в первый класс не более 20 процентов. Здоровье школьников ухудшается по мере взросления: неправильное питание, стрессы и недостаток движения становятся причиной самых распространенных среди школьников заболеваний - болезней органов пищеварения, почек, нервной и эндокринной систем, а также обмена веществ и иммунной системы.
Если позаботиться вовремя о профилактике самых распространенных детских заболеваний, то и младший школьный возраст и подростковый период ребенок преодолеет без серьезных заболеваний. А в наше время это уже большое достижение. Самыми распространенными "школьными" заболеваниями считаются болезни органов пищеварения и опорно- двигательного аппарата, а также офтальмологические заболевания, которые, особенно в детстве, намного легче предупредить, чем лечить. Причем лечить всю оставшуюся жизнь.
Школа - огромная нагрузка на неокрепший опорно-двигательный аппарат: тяжелый ранец, длительная неподвижная поза, дефицит активных игр, а иногда и эмоциональные проблемы, заставляющие ребенка горбиться, приводят к нарушениям осанки.
Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Здоровьесберегающие технологии как неотъемлемая часть урока физической культуры »
Доклад на тему: Элементы релаксации на уроках физической культуры, как неотъемлемая часть здоровьесберегающих технологий
Бакумова Наталья Анатольевна
учитель физической культуры
МОУ СОШ № 25 г. Волгоград Кировский
Здоровье - ведущий фактор безопасности нации. Межведомственной комиссией Совета Безопасности Российской Федерации по охране здоровья населения определено, что “здоровье - ведущий системообразующий фактор национальной безопасности” (1995). Отмечено, что физическое и психическое здоровье человека является непреходящей ценностью, что оно - эквивалент и выражение свободы деятельности человека. С другой стороны, здоровье представляет собой общественное богатство. Под понятием “национальная безопасность” обычно понимают защищенность жизненно важных интересов России от внутренних и внешних угроз. Защищенность от внешней агрессии, экономического спада, эколо-гигиенических катастроф и других угроз необходима для личности, общества и государства. Между тем все эти аспекты национальной безопасности не имеют смысла, если здоровье населения, среда его обитания резко ухудшаются, если процессы депопуляции и вырождения выходят из-под контроля. В этом случае права и свободы гражданина сводятся в утрированной форме к праву большинства населения быть больным и влачить жалкое существование.
В общей концепции национальной безопасности самое пристальное внимание уделено проблемам здоровья народа - демографическому, медико-санитарному, эпидемиологическому и генетическому благополучию. Угрозы жизни и здоровью населения, а следовательно, и национальной безопасности могут исходить из различных источников.
В обобщенном виде источники угроз здоровья могут быть представлены в следующем виде:
– условия и образ жизни людей - 50-55%;
– состояние окружающей среды - 20-25%;
– генетические факторы - 15-20%;
– деятельность учреждений здравоохранения - 10-15%.
Проблемы сохранения здоровья обучающихся и привития навыков здорового образа жизни, очень актуальны сегодня. При определении целей деятельности по здоровьесбережению я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья учающихся, воспитанников, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения и др. Здоровье детей — это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе, состояние здоровья ухудшается в 4—5 раз. И эти печальные факты подтверждают, что именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Когда я пришла работать в общеобразовательное учреждение , как молодой специалист я сразу же столкнулась с одной очень важной проблемой. Всего один обучающийся имел I (основную) группу здоровья , у всех же остальных была II группа здоровья , и несколько человек относились к IV(Б) группе. а это означало , что практически все учащиеся имели незначительными отклонениями в здоровье. И одной из важнейших целей для меня стало сохранить и приумножить здоровье детей. Изучая новую литературу о способах оздоровления организма , мною была выделена релаксация.Релаксация- произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением. Эффективность релаксации как специального метода изучена и доказана, возможности ее безграничны. Как средство снятия мышечных «зажимов», сопровождающихся болью, локальным утомлением и ограничением движений. Появление болезненных уплотнений в мышцах шеи и конечностей может быть связано как с психологическими причинами, то есть, хроническим стрессом, так и с причинами изначально телесными, нарушениями со стороны периферической нервной системы (остеохондрозы позвоночника, мышечно-фасциальные боли). Чаще же имеют место причины и того, и другого вида, которые накладываются друг на друга (синдром «взаимного отягощения»).Как способ восстановления энергетического баланса организма. Хорошая релаксация помогает восстановить энергию тела и дать всем мышцам и суставам полноценный отдых. Отличное физическое состояние тесно связано с улучшением циркуляции крови и лимфы. Все органы, начиная с мозга и заканчивая конечностями, обогащаются кислородом, что стимулирует метаболические, дыхательные, пищеварительные и прочие функции организма, а, кроме того, у тела добавляется сил на преодоление стрессов. Как средство восстановления душевного равновесия и эмоционального отреагирования. Говоря о релаксации как психотехнике личностного роста, необходимо в первую очередь иметь в виду использование ее как тонкого инструмента создания трансформационных, измененных состояний сознания в сочетании с техникой сенсорного осознавания. Как способ оздоровления организма. Все вышеперечисленные функции релаксации в своей совокупности приводят к тому, что организм избавляется от хронического напряжения и получает доступ к новым ресурсам для выживания и самовосстановления. Кроме того, сам процесс глубокого мышечного и ментального расслабления благотворно влияет на вегетативную нервную систему, регулирующую деятельность внутренних органов. С помощью специально-подобранных техник мною внедрялись элементы релаксации в урочную деятельность . Во время уроков , эти техники были мною применены в течении 1 года, за это время значительно повысился эмоциональный фон учащихся, улучшился сон, устранились «мышечные зажимы», эмоциональная «разрядка» и повышение работоспособности.
Тем самым можно делать выводы , что элементы релаксации в основной и заключительной части урока это неотъемлемая часть процесса физического воспитания. Таким образом, воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса способствует созданию условий для здорового образа жизни и укрепить здоровье учащихся.
Приложение
Релаксация «Путешествие на ковре самолете»
Сядьте поудобнее и закройте глазки. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните. Я приглашаю вас попутешествовать на ковре самолете. Мы садимся на волшебный ковер-самолет, ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивает; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, леса, реки, озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижение и приземляется на остров. Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глазки медленно.
«Волшебный цветок добра»
Ребята представьте, что мы с вами лежим на солнечной полянке, и видим, что на этой солнечной полянке растёт очень красивый цветок. Это цветок добра. Положите цветок Добра и хорошего настроения на обе ладони. Почувствуйте , как он согревает вас: ваши руки , ваше тело , вашу душу .От него исходит удивительный запах и приятная музыка .И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в своё сердце. Почувствуйте , как добро входит в вас , доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья ,счастья и радости. Вы чувствуете , как ваше тело наполняется удовольствием и радостью .как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе …… Вас обвивает тёплый , ласковый ветерок . У вас доброе ,согревающее душу настроение . Я хочу, чтобы вы запомнили , то что сейчас чувствуете , и взяли с собой уходя из этого зала. Тёплые чувства и хорошее настроение будут по -прежнему с вами ……Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли .Всего вам доброго.
Список использованной литературы:
1. Антропов Н.В. Режим дня младшего школьника. - М.: Вентана-Граф, 2002.
2. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. – М.: Просвещение, 1992.
3. Бондаренко Ю.К. Умеем ли мы правильно питаться? Классные часы -Волгоград: Учитель, 2008.
4. Жук Л.И. Со здоровьем мы дружны. – Минск: Красико-Принт, С54 2010.-128с.
5. Журнал Открытый урок. Методики и сценарии примеры №6, июнь 2009 и №2 февраль 2010.