Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования "Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования"»
Формы работы с родителями в учреждении дополнительного образования
(методические рекомендации в помощь педагогу дополнительного образования)
Составила: Чернявская Светлана Ивановна, методист КГБУДО «Камчатский дворец детского творчества»
Содержание
Аннотация 3
Пояснительная записка 4
Формы работы с родителями 6
Литература 13
Приложения 14
Аннотация
Работа с родителями - одно из направлений работы педагога дополнительного образования. Ориентируясь на разнообразие форм, свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагог вовлекает родителей в образовательное пространство учреждения дополнительного образования. В данных методических рекомендациях приведена классификация нетрадиционных форм взаимодействия с родителями, описаны некоторые формы работы с родителями.
Рекомендации призваны оказать помощь при планировании и проведении различных мероприятий с родителями педагогам дополнительного образования, работающим с детьми разного возраста. Адресованы для применения в системе дополнительного образования.
Пояснительная записка
Взаимодействие с родителями в учреждении дополнительного образования - актуальная проблема для многих педагогов. Занятость современных родителей, а порой и отсутствие интереса к дополнительным занятиям ребенка, которые проходят вне школы, приводят к тому, что педагог взаимодействует только с ребенком. Конечно, многое зависит и от направления, выбранного ребенком. В частности, в объединениях хореографии, развивающего обучения, подготовки к школе родители более активны, чем, например, в объединениях прикладного и технического творчества. Но роль педагога в организации этой деятельности тоже велика. Современная наука, опыт других педагогов предоставляют нам множество примеров эффективной работы с родителями.
Цель настоящих рекомендаций – оказание методической помощи педагогам дополнительного образования в организации взаимодействия с родителями обучающихся. Педагоги дополнительного образования смогут целенаправленно и качественно готовиться к таким мероприятиям, используя разнообразные ресурсы.
Взаимодействие с семьей – одно из важных направлений работы педагога дополнительного образования. Умелая организация этой работы позволяет сделать образовательный процесс интересным, результативным и насыщенным приятными событиями.
Основные задачи этой работы: вовлечение родителей в образовательное пространство учреждения или объединения, выстраивание партнерских взаимоотношений в воспитании подрастающего поколения, повышение психолого-педагогической культуры родителей.
Это направление работы предусмотрено федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (статьи 44, 45).
Современный педагог всегда в поиске «своих» путей взаимодействия с семьей. Классификаций форм работы с родителями, предлагаемых педагогами, немало. Многие из известных форм уже имеют свои «традиции», проверены временем, описаны методики их проведения. Однако, развитие общества, науки, технологий способствуют поиску педагогов к выстраиванию эффективных путей взаимодействия с родителями.
Выделяют традиционные (родительские собрания, лектории, вечера вопросов и ответов, консультации, индивидуальные беседы и т.д.) и нетрадиционные (родительские тренинги, встречи, ринги, шоу и т.д.) формы работы с родителями.
Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей
Наименование
форм
Цель использования
Формы проведения общения
Информационно-аналитические
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
-проведение социологических срезов, опросов;
-«Почтовый ящик», - индивидуальные блокноты
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
-семинары-практикумы;
-тренинги;
-проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме;
-мини-собрания;
-педагогический брифинг;
-педагогическая гостиная;
-устные педагогические журналы;
-игры с педагогическим содержанием;
-педагогическая библиотека для родителей;
-исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры
Досуговые
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Ознакомление родителей с работой учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
-информационные проспекты для родителей;
-альманахи;
-журналы и газеты, издаваемые для родителей;
-дни открытых дверей;
-открытые занятия;
-выпуск стенгазет;
-организация мини-библиотек
Вот описание некоторых из форм работы с родителями, которые, я считаю, наиболее приемлемы к применению в учреждении дополнительного образования. Их могут использовать как опытные, так и начинающие педагоги.
Первое общение - заочное - с родителями будущих обучающихся осуществляется через информацию (объявления, буклеты, приглашения), которая может размещаться на сайте учреждения, в СМИ, передаваться через школьных учителей на классных собраниях и т.п. В такой информации необходимо отразить полные сведения о деятельности творческого объединения, чему обучающийся сможет научиться в результате обучения по дополнительной общеобразовательной программе, какие навыки сможет развить, на какой период обучения рассчитана программа, сведения о педагоге, его уровень квалификации. В буклетах можно представить фотографии готовых работ обучающихся предыдущих лет обучения или выполненные педагогом, демонстрирующие вариативное содержание программы.
Следующий шаг на пути к знакомству с родителями и налаживанию сотрудничества - День открытых дверей. Его можно проводить в мае или в начале учебного года (сентябрь). Готовиться к такому мероприятию необходимо заранее. Следует оформить кабинет готовыми работами разных стилей и техник исполнения. Возможна демонстрация слайдов с фотографиями из жизни объединения (на занятиях, во время воспитательных мероприятий, участия в конкурса, трудовых поручений). Обязательно подготовьте рассказ об учете достижений, возможности участия в конкурсах различных уровней, формировании портфолио каждого обучающегося (или группы). В день проведения мероприятия расскажите, с какими материалами вы будете работать на занятиях, как будет развиваться обучающийся, посещая занятия. Возможно, это определит его будущую профессию, поможет развить психологические качества, что положительно скажется на школьном обучении; будет развиваться коммуникабельность, лидерские качества; расширится кругозор, появятся новые друзья; раскроются и будут развиваться творческие способности.
В рамках проведения Дня открытых дверей можно провести мастер-классы с изготовлением элементарных подарков, разучиванием простых танцевальных движений, песен. Для этого необходимо заранее подготовить соответствующие материалы для изготовления и оформления, образцы работ, танцевальные комбинации. Мастер-классы могут проводиться и с обучающимися в рамках различных открытых мероприятий. Этапы изготовления изделий и варианты лучше представить на слайдах, возможно применение музыкального оформления.
Родительские собрания проводятся минимум 2 раза в год. Для того, чтобы это мероприятие не стало скучным, «обычным», необходима тщательная подготовка. Сценарий собрания зависит от темы, которая диктуется планами учреждения или объединения, директивами других ведомств, предстоящими событиями, в том числе внеплановыми (поездками, праздниками, участиями в различных мероприятиях, конкурсах), а также планами самого педагога. Проведение собрания предваряется оформлением кабинета (в зависимости от темы), подготовкой презентации, видео-и- фотоматериала, достижений (кубки, грамоты, дипломы, подарки).
На первом собрании родителям можно вручить памятные сувениры, диски с записями песен, танцев, отражающими специфику деятельности объединения. Можно показать вокальные или танцевальные номера в исполнении обучающихся, которые уже не первый год посещают объединение. На этом собрании знакомят с направлениями работы, документами, задачами на учебный год.
На итоговом собраниивозможно вручение благодарностей за совместную работу. Представляются результаты работы, планы на следующий год.
Родительские собрания оформляются протоколом. Тщательно продуманное собрание принесет массу эмоций его участникам, повернет «лицом» родителей к педагогу и интересам собственных детей.
Совместные поездки на конкурсы – тоже важная форма работы, где налаживается тесная связь между педагогом и родителями, которые видят его «в деле». Они видят, чему научился их ребенок, как он контактирует с педагогом, другими детьми, как реагирует на успех и неудачи. Родители, как правило, становятся активными помощниками, переживают за общее дело, проявляют свои педагогические таланты. Часто они откликаются на просьбу педагога о помощи в подготовке к конкурсам: изготавливают атрибуты, шьют или приобретают костюмы, помогают с переодеванием, контролируют выход на сцену во время выступлений и т.д.
Праздники, досуговые мероприятия, соревнования, конкурсы, КВН – массовые мероприятия, в которых могут участвовать как сами обучающиеся, так и совместно с родителями. Праздники проводятся по традиционным датам календаря (8 марта, 23 февраля, Новый год и т.д.) или по инициативе педагога (праздник дружбы, праздник творческих идей, праздник талантов, День именинника). Такие мероприятия сплачивают всех участников, поднимают настроение, открывают новые, порой неожиданные качества в результате выполнения заданий, новые интересы и таланты.
Беседы и индивидуальные консультации помогают педагогу и родителям лучше понять друг друга. Родители рассказывают о личности ребенка, его увлечениях, личностных качествах, на которые следует обратить внимание. Педагог может поделиться особенностями поведения ребенка на занятии, в деятельности. Такое общение позволяет педагогу лучше понять причины возникающих проблем у обучающегося (при изучении нового материала, во взаимоотношениях со сверстниками). Для эффективности этих форм важны такие качества педагога как тактичность, компетентность, вежливость, заинтересованность.
Такая форма работы как родительские вечера не предполагает присутствия детей на мероприятии. Она позволяет родителям лучше узнать друг друга, педагога, повышает мотивацию к деятельности объединения, учреждения дополнительного образования. Вечера предполагают использование широкого спектра тем для обсуждения (они могут быть предложены родителями). Эффективность зависит от подготовки педагога, широты его кругозора, интересов, знаний, особенностей, увлечений обучающихся. Желательно присутствие обоих родителей. Могут приглашаться бывшие выпускники объединения, нынешние родители, в том числе достигшие определенных успехов в жизни благодаря знаниям и навыкам, полученным в объединении.
Проектная деятельность – это семейные проекты по определенным проблемам, творческие проекты. Педагог предлагает родителям и обучающемуся тему проекта в соответствии с конкурсными требованиями. Участники совместно с педагогом разрабатывают план реализации и оформление проекта. Часто получаются интересные и неожиданные результаты в процессе такой деятельности. Обучающиеся учатся навыкам планирования, исследования, статистической обработки анализа полученных результатов. Родители проникаются интересами ребенка, делают совместные «открытия», стремятся сделать качественно конкурсные работы, участвуют во всех этапах конкурсов.
Анкетирование – метод исследования, который включает в себя упорядоченный ряд вопросов, часто с вариантами ответов. Можно использовать готовые анкеты либо разработать самостоятельно в соответствии с педагогическими требованиями.
Экспресс-опрос может проводиться с целью изучения мнения, потребностей родителей.
Наглядно-информационные формы: информационные листы, памятки, плакаты, буклеты, объявления, газеты, информационные уголки, презентации, видеофильмы («Наши достижения», «Отдых в коллективе»). Они могут нести в себе разную информацию о работе объединения, проведении мероприятий, рекомендации по здоровому образу жизни, воспитанию детей и др.
Таким образом, о формах работы с родителями можно говорить много. Каждый педагог имеет свои «секреты» в их подготовке и проведении. Однозначно, разнообразные формы помогают педагогу и родителям лучше понять друг друга, взаимодействовать в обучении, развитии и воспитании детей. И родители активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в объединении и учреждении.
Литература:
Вегерина И.В. План работы с классным коллективом и родителями учащихся / Классный руководитель. - 2005. - №6. - С. 8-21
Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Пед. общ-во России. 2000
Петреевская С.И. Образование родителей и школа: Учеб.- метод. пособие - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 120 с.
Третьякова Л.В. и др. Работа с семьей в учреждении дополнительного образования: аукцион методических идей – Волгоград: Учитель, 2009
Щуркова Н.Е.Школа и семья: конфронтация или нежный союз Классный руководитель. - 2004. - №7. - С. 8 - 18.
Интернет-ресурсы:
http//festival.1september.ru/articles/649123/
Приложение 1
Советы педагогу по работе с родителями:
В общении с родителями проявляйте интерес к занятиям, предпочтениям вашего обучающегося.
Постарайтесь отвечать на все вопросы родителей. Если не знаете, что сказать, попросите дать вам время на размышление, по истечении которого обязательно ответьте на вопрос.
Имейте в арсенале игры на все случаи жизни для детей и родителей.
Говорите конкретно и уверенно.
Не разглашайте информацию, которой с вами поделились.
Выбирайте доброжелательный стиль общения.
Тщательно планируйте и продумывайте каждое мероприятие.
Помогайте советами, но не занимайтесь наставничеством.
Привлекайте родителей к делам группы, объединения, чтобы они почувствовали свою значимость.
Постоянно занимайтесь самообразованием, чтобы с вами было интересно и детям и родителям.
Помните: хорошую репутацию нелегко завоевать, но еще сложнее - удержать.
Приложение 2
Анкета
для родителей обучающихся учреждений дополнительного образования
Просим Вас ответить на представленные вопросы. Анкета анонимна, ее можно не подписывать.
Заранее Вам благодарны!
Вопрос 1. Удовлетворены ли вы:
уровнем подготовленности педагогов коллектива
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
организацией образования в учреждении
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
взаимоотношением вашего ребенка с педагогами
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
отношениями между детьми в объединении
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Вопрос 2. Получаете ли вы достаточную информацию об успехах и неудачах вашего ребенка в объединении?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Вопрос 3. Можете ли Вы сказать, что объединение, которое посещает Ваш ребенок, имеет положительную репутацию среди родителей?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Вопрос 5. Скажите, пожалуйста, кто в вашей семье принял решение о посещении объединения?
Родители
Бабушка, дедушка
Сам ребенок
Вопрос 6. Что в большей степени повлияло на выбор именно этого объединения?