Методические рекомендации для классных руководителей по работе с родителями.
Методические рекомендации для классных руководителей по работе с родителями.
Школа как образовательное учреждение – это один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Классному руководителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика. Влияние семьи и ближайшего окружение на развитие и становление ребенка велико. Ведь в семье с раннего детства в ребенке закладываются нравственные ценности, ориентиры, которые во многом определяют его дальнейшую жизнь. Для гармоничного развития ребенка важное значение имеет наличие партнерских отношений семьи и школы. Большую роль в этом играет классный руководитель, его позиция, его умение грамотно выстраивать взаимодействие с родителями своих учеников. Однако не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо проявить терпение в поиске решения этой проблемы. При этом недопустимо проявления авторитаризма, назидания. Одним из важнейших способов-инструментов взаимодействия классного руководителя и родителей является родительское собрание. Мероприятие – РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ должно быть тщательно продумано и спланировано.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации для классных руководителей по работе с родителями. »
Методические рекомендации для классных руководителей по работе с родителями.
Школа как образовательное учреждение – это один из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Классному руководителю важно установить партнерские отношения с семьей каждого ученика. Влияние семьи и ближайшего окружение на развитие и становление ребенка велико. Ведь в семье с раннего детства в ребенке закладываются нравственные ценности, ориентиры, которые во многом определяют его дальнейшую жизнь. Для гармоничного развития ребенка важное значение имеет наличие партнерских отношений семьи и школы. Большую роль в этом играет классный руководитель, его позиция, его умение грамотно выстраивать взаимодействие с родителями своих учеников. Однако не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимо проявить терпение в поиске решения этой проблемы. При этом недопустимо проявления авторитаризма, назидания. Одним из важнейших способов-инструментов взаимодействия классного руководителя и родителей является родительское собрание. Мероприятие – РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ должно быть тщательно продумано и спланировано. По форме проведения родительские собрания бывают: • Родительское собрание вместе с учащимися. • Родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, отношений, взглядов на воспитание. • Родительское собрание в форме пресс-конференции, когда либо приглашаются специалисты, интересующие родителей, либо они оказываются среди родителей • Родительское собрание мужчин. • Родительское собрание в форме обсуждения заранее написанных предложений и идей по улучшению организации жизни класса. • Родительское собрание в форме пресс-конференции учителей – предметников и последующего проведения индивидуальных консультаций. • Родительское собрание параллели для обсуждения важных проектов и программ, предлагаемых администрацией школы.
Алгоритм подготовки родительского собрания: - Выбрав тему и форму проведения родительского собрания, необходимо учитывать: - возрастные особенности детей;
- преобладание типов семей;
- уровень образованности и заинтересованности родителей;
- проблемы классного коллектива.
- объявление за 2-3 недели о родительском собрании учащимся;
- запись в дневниках учащихся о теме и сроках собрания;
- приглашение родителей и других его участников;
- привлечение к его подготовке членов родительского комитета;
- оформление и оборудование места проведения собрания.
Рекомендации: родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе. Оно должно носить как теоретический, так и практический характер - разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся, педагогов, родителей.
Примерная структура родительского собрания.
• Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность 1-1, 5 часа.
• Вступительное слово классного руководителя (представление гостей). – 5 мин.
• Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем, чтобы ярче обнажить проблему встречи – 5-7 мин.
• Выступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление должно быть ярким, лаконичным, доступным – 10-15 мин.
• Обсуждение проблемы родителями. - 20 мин.
• Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с положительных результатов. Не «клеймить позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
• Информация общего характера (достижения и перспективы развития школы, изменение учебного плана, предстоящие мероприятия, планируемые расходы: зачем и почему). Отдельно - благодарность тем родителям, которые помогали классу и школе.
• Анализ развития детей за определенный период:
• личностные изменения (проблемы, возникающие между детьми; данные диагностик) ;
• учебная деятельность (уровень мотивации, достижения, проблемы) .
• Внеурочная проблема:
• выделяем существующую (возникшую) проблему;
• определяем причины ее возникновения (чем больше вариантов, тем лучше; смотрим на проблему с разных сторон) ;
• определяем участников разрешениям данной проблемы и распределяем ответственность между ними.
• Учебная проблема:
• выделяется характер затруднений детей при освоении учебной программы;
• анализируются причины затруднений;
• идет совместное обсуждение: сбор информации, обращение к опыту родителей тех детей, у которых подобных затруднений нет;
• даются методические советы по коррекции учебной деятельности детей (рекомендации по организации выполнения домашних заданий, требования к ведению тетрадей и т. д.) ;
• лучше взять одну, но конкретную проблему, и проработать ее досконально!
• Принятие решения собрания.
• Индивидуальные консультации с родителями.
• В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении для выявления причин и совместного их устранения
Правила проведения родительских собраний.
• Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания.
• Если родители в большинстве своем на собрания не ходят, то либо они не любят своих детей, либо им не нравится форма и содержания проводимых собраний.
• Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители вместе с классным руководителем.
• У родителей только тогда появляется любовь к школе и к классу, когда они много по- хорошему принимают участие в жизни класса.
• Родительское собрание всегда заканчивается индивидуальным консультированием родителей, которое проводят классный руководитель, психолог, социальный педагог, учителя – предметники.
• Родительское собрание – монолог классного руководителя - наименее удачная форма его проведения.
• Важно всегда помнить одну особенность всех собраний: о чем бы на них ни шла речь, как бы ни были взволнованы и шумны дебаты, однако после окончания собрания, все, о чем так пылко спорили, тут же забывается. Нужно сразу же по ходу собрания каждую идею, каждое предложение, каждый совет, если они приняты всеми, или большинством, в кратчайшие сроки, по свежим следам, совместно с наиболее заинтересованными родителями разработать до уровня планового задания и приступить к реализации.
Секреты успешного проведения родительского собрания
ВАЖНО!
• Говорите о проблеме, а не о персоналиях. • Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка! Если хвалите, то всех - за что-нибудь. • Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей. • Используйте наглядные примеры - как надо, как правильно. • Не превращайте индивидуальную консультацию в показательную (с одним говорю - все стоят кругом и слушают) .
Семь правил успешного проведения родительского собрания 1. Уважайте! 2. Помогайте! 3. Объясняйте!
Памятка «Правила взаимодействия классного руководителя с родителями»
• Снять собственное напряжение перед встречей с родителями. • Дать родителям почувствовать Ваше уважение и внимание • Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети. • Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие их проблемы. • Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей. • Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.