Просмотр содержимого документа
«"Метод проектов как способ интеграции знаний из различных предметных областей"»
«Проектная деятельность как условие развития ключевых компетенций обучаемых»
Сегодня будущему специалисту недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – этому должно учить сегодня любое образовательное учреждение.
Введение в образовательный процесс ГОС нового поколения поставило перед учреждениями профессионального образования ряд проблем по выполнению требований, среди которых можно выделить проблему выбора технологий и методов обучения, дающих возможность формировать у студентов ключевых компетенции.
В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. Однако, метод проектов, на наш взгляд, позволяет решать проблему формирования ключевых компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов
Сам термин «ключевые компетенции» указывает на то, что они являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно ориентированных. Предполагается, что ключевые компетенции носят надпрофессиональный и надпредметнъш характер и необходимы в любой области деятельности.
Таким образом, существенными признаками ключевых компетенций являются:
Ключевые компетенции представляют собой различные универсальные ментальные средства, инструменты (способы, методы, приемы) достижения человеком значимых для него целей (результатов).
Ключевыми компетенциями в той или иной степени должен овладеть каждый член общества.
Ключевые компетенции позволяют человеку достигать результатов в не определенных, проблемных ситуациях. Они позволяют самостоятельно и в сотрудничестве с другими решать проблемы, то есть справляться с ситуациями, для разрешения которых никогда нет полного комплекта наработанных средств.
Определение и отбор ключевых компетенций осуществляется основными потребителями образовательных результатов на основе социологических исследований и общественного обсуждения и зависит от того, какие способности и качества человека являются ценными в данное время в данном обществе.
В современном обществе нормативную основу для отбора ключевых компетенций составляют базовые принципы прав человека, демократические ценности и цели, связанные с устойчивым развитием.
Компетенции проявляются и приобретаются человеком в деятельности, имеющей для него ценность.
Перечень ключевых компетенций основывается на структурном представлении социального опыта и опыта личности, а также основных видах деятельности обучаемого, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. К ним относятся:
Ценностно-смысловые компетенции.
Общекультурные компетенции.
Учебно-познавательные компетенции.
Информационные компетенции.
Коммуникативные компетенции.
Социально-трудовые компетенции.
Компетенции личностного самосовершенствования.
В науке и практике образовательной деятельности предлагается большое разнообразие педагогических технологий, рекомендуемых для формирования компетенций у студентов. В своей работе мы взяли на вооружение метод проектов, который на наш взгляд позволяет решать проблему формирования ключевых компетенций у студентов как одно из требований образовательных стандартов.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершается реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным определенным образом (Е.С. Полат). Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении студентам возможности самостоятельного приобретения знаний и умений в процессе решения поставленной проблемы, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Суть этого метода – стимулировать интерес студентов к определенным проблемам, решение которых предполагает владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предполагает практическое применение имеющихся и приобретенных знаний. Этот метод позволяет реально соединить теоретические знания с практическим опытом их применения.
Для студента проект – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала, средство самореализации. Это деятельность, которая позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
На основе анализа опыта использования метода проектов, можно построить их типологию:
-По предметно-содержательным областям:
монопроекты (в рамках одной предметной области);
межпредметные.
-По количеству участников:
индивидуальные;
групповые
-По продолжительности выполнения проекта:
мини-проекты (часть учебного занятия);
краткосрочные (несколько занятий);
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
-По доминирующей в проекте деятельности обучаемых:
исследовательские;
творческие;
комплексные;
игровые;
прикладные;
практико-ориентированные.
При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача - научить студентов учиться самостоятельно.
Меняется и роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.
Рассмотрим этапы организации проектной деятельности студент
Последовательность работы над проектом:
Этапы работы
над проектом
Содержание работы
Деятельность учащихся
Деятельность учителя
1.Подготовительный
Определение темы и целей проекта, его исходного положения. Подбор рабочей группы.
Обсуждают тему проекта с преподавателем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.
Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучаемых.
Помогает в определении цели проекта.
Наблюдает за работой обучаемых.
2. Поисковый
а)Определение источников необходимой информации.
б)Определение способов сбора и анализа информации.
в) Определение способа представления результатов (формы проекта).
г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.
д) Распределение задач (обязанностей) между членами рабочей группы.
Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии проектной деятельности.
Предлагает идеи, высказывает предположения. Наблюдает за работой обучаемых.
3. Аналитический
1.Сбор и уточнение информации (основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты и т. п.).
2.Выявление (“мозговой штурм”) и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта.
3.Выбор оптимального варианта хода проекта.
4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
5.Анализ информации. Формулирование выводов
Поэтапно выполняют задачи проекта. Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.
Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся. Наблюдает, советует (по просьбе обучаемых).
4. Презентация полученных результатов.
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта, оформление аннотации (См. Приложение 1).
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. При необходимости направляет процесс анализа.
Оценивает усилия обучаемых, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта.
После окончания проектной деятельности обязательно нужна обратная связь. В качестве рефлексии обязательно необходимо составить письменный отчет о ходе работы, в котором описываются все этапы работы (начиная с определения проблемы проекта), все принимавшиеся решения с их обоснованием; все возникшие проблемы и способы их преодоления; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы реализации проекта, описываются эмоции и чувства. Данный отчет поможет преподавателю внести корректировки в дальнейшую организацию проектной деятельности студентов.
Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует ключевые компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.
Список литературы
Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 124-126.
Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.
Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.
Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.
Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. N 4. Т.2. С. 115-117.
Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. С. 132
Приложение №1
Аннотация
к исследовательскому проекту на тему «История изобретения компьютера и Интернета»
Постановка проблемы: В наш современный 21-ый век большинство людей пользуются новейшими технологиями, которые в поражающем многообразии представлены в современном мире. Одним из самых популярных технических прогрессов стало изобретение компьютера и Интернета. Как создавались и развивались данные продукты человеческой деятельности? Насколько они важны для всего общества и каждого человека в отдельности?
Цель: анализ данных о появлении и развитии компьютера и Интернета.
Задачи:
-выявить особенности прошлого и настоящего компьютера и Интернета;
-спрогнозировать будущее исследуемых объектов;
-подобрать статистические данные о роли компьютера и Интернета в обществе;
-провести опрос в 43 учебной группе для определения целевого назначения Интернета в молодёжной среде.
Объект исследования: компьютер и Интернет как изобретения человечества.
Предмет исследования: история создания и развития компьютера и Интернета; значимость данных технологий для личной и социальной среды.
Гипотеза: Если развитие компьютера и Интернета будет продолжаться такими же темпами, то в будущем они сравняются по силе разума со всем человечеством.
Структура проекта
7.1. Теоретическая часть:
-История создания и развития компьютера и Интернета.
-Интересные факты об Интернете (статистические данные).
-Интернет и компьютер: что дальше? (прогноз).
7.2. Исследовательский компонент:
Опрос в 43 учебной группе. Вопрос: Для чего вы чаще всего пользуетесь Интернетом?
Обобщённый вывод (резюме): Компьютерная техника развивается такими ускоренными темпами, что, по мнению экспертов, ужек 2060 году компьютер сравняется по силе разума со всем человечеством. Доступность данных технологий привела к тому, что они стали продуктом массовой культуры. Молодое поколение пользуется Интернетом в первую очередь для коммуникации в социальных сетях, во вторую очередь для получения информации, в третью очередь для развлечений в виде игр, просмотров фильмов, прослушивания музыки.