Место самостоятельной работы студента в учебном процессе
Место самостоятельной работы студента в учебном процессе
Специфические особенности, цели и задачи самостоятельной работы в учебной деятельности. Усвоение теоретических знаний во внеурочной работе студентов, формирование интеллектуальных умений и навыков планирования, анализа и обобщений в проектной деятельности
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Место самостоятельной работы студента в учебном процессе»
Место самостоятельной работы студента в учебном процессе
ГПБОУ ОКГ «Столица»
Строительный техникум №30.
преподаватель русского языка и литературы
Упорова Г.Г.
Важнейшей формой учебно-воспитательного процесса в высшей школе становиться самостоятельная работа студента.
Она имеет свои специфические особенности, цели и задачи, поскольку реализуется, прежде всего, в учебно-научного программного материала по каждой наученных дисциплин учебного плана.
Самостоятельная работа студента составляет в учебно-тематическом плане согласно международному стандарту по различным дисциплинам до65% всего объема учебной программы и входит в общее количество учебных часов по дисциплине, отсюда и ее значение в учебном процессе в высшей школе.
Целью самостоятельной работы студентов является способствование углубленному усвоению наиболее сложных вопросов учебной дисциплины, побудить их к коллективному творческому обсуждению, овладению научными методами анализа явлений и проблем, активизировать самостоятельное изучение первоисточников, научной и методической литературы, формировать навыки самообразования.
Самостоятельная работа студентов решает ряд задач в учебной деятельности и важнейших из них является осознание студентами научных тем, тем семенарского-практических занятий, понимание выдвигаемых на обсуждение проблем в теории и практике. Понимание сути материала отражается в выступлениях и ответах на поставленные вопросы, дополнения к ним, а свободное владение содержанием учебного материала – в абстрагировании от теории и попытках с ее позиций дать анализ явлениям действительности, и т.д.
Усвоению теоретических знаний в органической связи с практикой в процессе самостоятельной работы студентов способствуют предлагаемые студентам при подготовке к семенарско-практическим занятиям темы рефератов и докладов, практические задания, а также выполнения курсовых работ. Самостоятельная работа студентов в этом плане начинается уже с первого семестра первого курса. От организации самостоятельной работы зависит качество работы студентов над выдвигаемыми темами к семинарско-практическим занятием.
В процессе самостоятельной работы у студента вырабатываются собственные убеждения и очень нужные для будущего специалиста умения практического анализа, умения и навыки аргументировано излагать свои мысли, быстро и четко ориентироваться в проблемных ситуациях, внимательно выслушивать выступления других студентов и правильно понимать точку зрения своего оппонента, соблюдать правила логики в дискуссии.
От самостоятельной работы зависит в значительной мере профессиональная подготовка студентов, т.к. решаются задачи, стоящие перед ВУЗом:
- углубление и уточнение знаний, получаемых на лекциях, а в дальнейшем – способность самостоятельно овладевать новыми направлениями в науке и практике;
- формирование интеллектуальных умений и навыков планирования, анализа и обобщений;
- овладеть действующей техникой;
- накопление первичного опыта организации предприятий и управления ими;
- овладение начальными навыками руководства людьми в предприятиях и т.д.
Не забывая о принципах дидактики, можно сказать что через самостоятельную работу студентов реализуется принцип связи теории и практики.
Самостоятельная работа настраивает студентов на научный подход к выполнению и анализу практических работ, повышает их качество. Теоретическая часть самостоятельной работы включает исследование студентами литературы и публикаций, их конспектирование, излучение учебных пособий и дополнение лекционных тем.
В ходе самостоятельной работы студенты овладевают важнейшими для специалиста умениями интеллектуального проникновения в исследуемые естественные или технические процессы. Научные положения, расчеты или формулы, казавшиеся ранее отвлеченными, становятся вполне конкретными. Таким образом решается принцип проблемности обучения.
Самостоятельная работа отражает и другие принципы дидактики. Например, принципы опоры, доступности, самостоятельности и активности студента, формирование научного мировоззрения через:
- определение глубины понимания знаний, их полноту, правильность аргументации, существенное и определяющее в установлении причинно-следовательных связей;
- опору на источники;
- выяснение самостоятельности мысли;
- осмысленность знаний, мировоззренческую позицию студента по данному вопросу, социально-политическую грамотность или осведомленность;
- мотивированность оценок событий, собственные мысли и отношения студентов и т.д.
Серьезная работа по организации и направлению самостоятельной работы студентов способствует так же и нравственному воспитанию специалиста.