Обобщение опыта работы по теме: "Самостоятельная работа-активный метод обучения"
Обобщение опыта работы по теме: "Самостоятельная работа-активный метод обучения"
Самостоятельная работа-активный метод обучения
(из опыта работы преподавателя)
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, практических занятиях, при выполнении домашнего задания.
Формирование у студентов интереса к самостоятельной работе стало актуальной проблемой среди его профессионального образования.
Для решения этой проблемы необходимо создание педагогических предпосылок для возникновения мотивации к самостоятельной работе.
Одним из главных условий формирования и развития мотивационной сферы студента является четкое определение целей его профессиональной подготовки, которые раскрывали бы перспективы развития и значимость его будущей деятельности.
Работа по формированию навыков самостоятельной деятельности студентов проводится на всех этапах урока математики.
При проверке домашнего задания очень важно установить не только наличие выполненного задания, но и самостоятельности его выполнения студентами.
Домашние задания будут выполняться самостоятельно, если будут выполняться следующие требования: домашние задание должно быть посильным, иметь небольшой объем, вызывать интерес студентов.
С целью проверки самостоятельности выполнение домашней работы полезно предлагать студентам упражнения, аналогичные выполненным долга.
К доске вызывают 3-4 человека: одному предлагается решить один пример, другому другой, третьему решить задачу и т.д. Пока они готовятся можно проверить другую часть домашней работы другими приемами: беглый просмотр тетрадей, фронтальный опрос, устные решения примеров и задач. Закончив работу с группой, привлекается внимание студентов, чтобы выслушать ответы вызванных к доске и использовать их решение для исправления недочетов и ошибок, заслушав изложение студентов доказательство или решение, можно предложить остальным сделать критические замечания, дополнения, пояснение.
Рассматривается рациональность решения. В этом случае опрос не должен сводиться к частной беседе между опрашиваемым и преподавателем, когда остальные студенты чувствуют себя лишними.
Более эффективной форой проверки самостоятельности выполнение домашней работы является письменный опрос всех студентов по карточкам с составленными примерами, аналогичными домашними работами. Это способствует своевременному выявлению пробелов в знаниях и быстрой ликвидации их. Очень важно вести учет выполнения домашних работ, чтобы студент знал, к какому сроку он должен ликвидировать проблемы в знаниях.
При объяснении нового материала необходимо находить такие методы, чтобы активизировать мышления студентов. Преподаватели математики редко прибегают к лекционному изложению материала. Чаще всего объяснение ведется методом активной беседы. Используются элементы проблемного обучения.
Преподаватели ставят перед студентами небольшие проблемы, которые разрешаются с помощью правильно подобранной преподавателем системы вопросов. Так, например, по теме «Векторы на плоскости и в пространстве» формулы операций над векторами на плоскости даются в подробном изложении, а для пространства предлагается записать аналогично самим.
Тема « Предел функции».
Самостоятельная работа: найти ошибки в вычислениях и записях:
Тема: « Неопределенный интеграл».
Найти ошибку:
1)
2)
3)
Тема: « Комплексные числа».
Пример. Записать комплексное число в тригонометрической форме студенты должны проанализировать, чему равна действительная часть комплексного числа, как расположено число в системе координат, затем применить алгоритм перехода от алгебраической формы к тригонометрической.
Тема: « Неопределенный интеграл».
Способы решения.
Пример. Из 4-х примеров указать те, которые решаются по частям.
При таких заданиях развивается наблюдательность, такие черты умственной деятельности, как анализ, сравнения, обобщение.
Тема: « Многогранники»
Задания.
«Заполнить пропуски»
1)Параллелепипедом называется призма ……
2)Все грани параллелепипеда …….
3)Противоположные грани параллелепипеда…….
4)Диагонали параллелепипеда пересекаются в …. и делятся в ней ….
5)В параллелепипеде сумма квадратов диагоналей равна ….
6)Прямой параллелепипед отличается от наклонного тем, что его боковые….
7)Параллелепипед, в основании которого лежит прямоугольник называется…
8)Квадрат длины диагоналей параллелепипеда равен….
Тема: «Исследование функции на монотонность и нахождение точек экстремума»
Студенты путем рассуждения, анализа, составляют самостоятельного конспект. Определение возрастающей функции, теоремы (необходимое и достаточное условие) возрастающей функции даются преподавателем, а определение убывающей функции теоремы (необходимое и достаточное условие ) убывающей функции студенты записывают самостоятельно.
Большое место самостоятельной работе студентов отводятся при закреплении нового материала.
Типовые упражнения разбираются и решаются на доске преподавателем или студентами. Затем следующие упражнение разбирается, намечается план решения, а решают студенты самостоятельно.
Особое место принадлежности письменным самостоятельным работам студентов. Эти работы дают возможность студентам проверить уровень своих знаний и умений. Задания должны быть дифференцированным. На самостоятельной работе студенты могут пользоваться формулами, правилами, таблицами. Главное-умение применить эти формулы. Самостоятельная работа должна быть посильной для каждого студента.
На практической работе каждый студент имеет индивидуальное задание.
Можно привлекать студентов к рецензированию ответов товарищей.
Привитию студентам навыков самостоятельной работы способствуют различные формы внеклассной работы по математике: конференции, олимпиады, вечера, деятельность, работа над рефератами.
При подготовке к олимпиадам студенты решают большое количество задач, задач на сообразительность.
Во время работы над рефератами и проектами студенты используют интернет - ресурсы, читают научно - популярную литературу и учатся выбирать главное и правильно излагать свои мысли.
Самостоятельная работа должна быть систематической и разнообразной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: "Самостоятельная работа-активный метод обучения"»
Самостоятельная работа-активный метод обучения
(из опыта работы преподавателя)
Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, практических занятиях, при выполнении домашнего задания.
Формирование у студентов интереса к самостоятельной работе стало актуальной проблемой среди его профессионального образования.
Для решения этой проблемы необходимо создание педагогических предпосылок для возникновения мотивации к самостоятельной работе.
Одним из главных условий формирования и развития мотивационной сферы студента является четкое определение целей его профессиональной подготовки, которые раскрывали бы перспективы развития и значимость его будущей деятельности.
Работа по формированию навыков самостоятельной деятельности студентов проводится на всех этапах урока математики.
При проверки домашнего задания очень важно установить не только наличие выполненного задания, но и самостоятельности его выполнения студентами.
Домашние задания будут выполняться самостоятельно, если будут выполняться следующие требования: домашние задание должно быть посильным, иметь небольшой объем, вызывать интерес студентов, должен быть систематический контроль за его выполнением.
С целью проверки самостоятельности выполнение домашней работы полезно предлагать студентам упражнения, аналогичные выполненным долга.
К доске вызывают 3-4 человека: одному предлагается решить один пример ,другому другой ,третьему решить задачу и т.д. Пока они готовятся можно проверить другую часть домашней работы другими приемами: беглый просмотр тетрадей, фронтальный опрос, устные решения примеров и задач. Закончив работу с группой, привлекается внимание студентов, чтобы выслушать ответы вызванных к доске и использовать их решение для исправления недочетов и ошибок, заслушав изложение студентов доказательство или решение, можно предложить остальным сделать критические замечания, дополнения, пояснение.
Рассматривается рациональность решения. В этом случае опрос не должен сводится к частной бесед между опрашиваемым и преподавателем, когда остальные студенты чувствуют себя лишними.
Более эффективной форой проверки самостоятельности выполнение домашней работы является письменный опрос всех студентов по карточкам с составленными примерами, аналогичными домашними работами. Это способствует своевременному выявлению пробелов в знаниях и быстрой ликвидации их. Очень важно вести учет выполнения домашних работ, чтобы студент знал, к какому сроку он должен ликвидировать проблемы в знаниях.
При объяснение нового материала необходимо находить такие методы, чтобы активизировать мышления студентов. Преподаватели математики редко прибегают к лекционному изложению материала. Чаще всего объяснение ведется методом активной беседы. Используются элементы проблемного обучения.
Преподаватели ставят перед студентами небольшие проблемы, которые разрешаются с помощью правильно подобранной преподавателем системы вопросов. Так, например, по теме «Векторы на плоскости и в пространстве» формулы операций над векторами на плоскости даются в подробном изложении, а для пространства предлагается записать аналогично самим.
Тема « Предел функции».
Самостоятельная работа: найти ошибки в вычислениях и записях:
Тема: « Неопределенный интеграл».
Найти ошибку:
1)
2)
3)
Тема: « Комплексные числа».
Пример. Записать комплексное число в тригонометрической форме студенты должны проанализировать, чему равна действительная часть комплексного числа, как расположено число в системе координат, затем применить алгоритм перехода от алгебраической формы к тригонометрической.
Тема: « Неопределенный интеграл».
Способы решения.
Пример. Из 4-х примеров указать те, которые решаются по частям.
При таких заданиях развивается наблюдательность, такие черты умственной деятельности, как анализ, сравнения, обобщение.
Тема: « Многогранники»
Задания.
«Заполнить пропуски»
1)Параллелепипедом называется призма ……
2)Все грани параллелепипеда ……..
3)Противоположные грани параллелепипеда…….
4)Диагонали параллелепипеда пересекаются в …. и делятся в ней …..
5)В параллелепипеде сумма квадратов диагоналей равна …..
6)Прямой параллелепипед отличается от наклонного тем, что его боковые….
7)Параллелепипед, в основании которого лежит прямоугольник называется…
8)Квадрат длины диагоналей параллелепипеда равен….
Тема: «Исследование функции на монотонность и нахождение точек экстремума»
Студенты путем рассуждения, анализа, составляют самостоятельного конспект. Определение возрастающей функции, теоремы (необходимое и достаточное условие) возрастающей функции даются преподавателем, а определение убывающей функции теоремы (необходимое и достаточное условие ) убывающей функции студенты записывают самостоятельно.
Большое место самостоятельной работе студентов отводятся при закреплении нового материала.
Типовые упражнения разбираются и решаются на доске преподавателем или студентами. Затем следующие упражнение разбирается, намечается план решения, а решают студенты самостоятельно.
Особое место принадлежности письменным самостоятельным работам студентов. Эти работы дают возможность студентам проверить уровень своих знаний и умений. Задания должны быть дифференцированным. На самостоятельной работе студенты могут пользоваться формулами, правилами, таблицами. Главное-умение применить эти формулы. Самостоятельная работа должна быть посильной для каждого студента.
На практической работе каждый студент имеет индивидуальное задание.
Можно привлекать студентов к рецензированию ответов товарищей.
Привитию студентам навыков самостоятельной работы способствуют различные формы внеклассной работы по математике: конференции, олимпиады, вечера, деятельность, работа над рефератами.
При подготовке к олимпиадам студенты решают большое количество задач, задач на сообразительность.
Во время работы над рефератами и проектами студенты используют интернет - ресурсы, читают научно - популярную литературу и учатся выбирать главное и правильно излагать свои мысли.
Самостоятельная работа должна быть систематической и разнообразной.