kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Обобщение опыта работы по теме: "Самостоятельная работа-активный метод обучения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                Самостоятельная работа-активный метод обучения

                             (из опыта работы преподавателя)

       Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, практических занятиях, при выполнении домашнего задания.

      Формирование у студентов интереса к самостоятельной работе стало актуальной проблемой среди его профессионального образования.

      Для решения этой проблемы необходимо создание педагогических предпосылок для возникновения мотивации к самостоятельной работе.

      Одним из главных условий формирования и развития мотивационной сферы студента является четкое определение целей его профессиональной подготовки, которые раскрывали бы перспективы развития и значимость его будущей деятельности.

      Работа по формированию навыков самостоятельной деятельности студентов проводится на всех этапах урока математики.

      При проверке домашнего задания очень важно установить не только наличие выполненного задания, но и самостоятельности его выполнения студентами.

      Домашние задания будут выполняться самостоятельно, если будут выполняться следующие требования: домашние задание должно быть посильным, иметь небольшой объем, вызывать интерес студентов.

      С целью проверки самостоятельности выполнение домашней работы полезно предлагать студентам упражнения, аналогичные выполненным долга.

      К доске  вызывают 3-4 человека: одному предлагается решить один пример, другому другой, третьему решить задачу и т.д. Пока они готовятся можно проверить другую часть домашней работы другими приемами: беглый просмотр тетрадей, фронтальный опрос, устные решения примеров и задач. Закончив работу с группой, привлекается внимание студентов, чтобы выслушать ответы вызванных к доске и использовать их решение для исправления недочетов и ошибок, заслушав изложение студентов доказательство или решение, можно предложить остальным сделать критические замечания, дополнения, пояснение.

      Рассматривается рациональность решения. В этом случае опрос не должен сводиться к частной беседе между опрашиваемым и преподавателем, когда остальные студенты чувствуют себя лишними.

      Более эффективной форой проверки самостоятельности выполнение домашней работы является письменный опрос всех студентов по карточкам с составленными примерами, аналогичными домашними работами. Это способствует своевременному выявлению пробелов в знаниях и быстрой ликвидации их. Очень важно вести учет выполнения домашних работ, чтобы студент знал, к какому сроку он должен ликвидировать проблемы в знаниях.

      При объяснении нового материала необходимо находить такие методы, чтобы активизировать мышления студентов. Преподаватели математики редко прибегают к лекционному изложению материала. Чаще всего объяснение ведется методом активной беседы. Используются элементы проблемного обучения.

      Преподаватели ставят перед студентами небольшие проблемы, которые разрешаются с помощью правильно подобранной преподавателем системы вопросов. Так, например, по теме «Векторы на плоскости и в пространстве» формулы операций над векторами на плоскости даются в подробном изложении, а для пространства предлагается записать аналогично самим.

Тема « Предел функции».

Самостоятельная работа: найти ошибки в вычислениях и записях:

 Тема: « Неопределенный интеграл».

 Найти ошибку:

       1)

       2)

       3)

Тема: « Комплексные числа».

Пример. Записать комплексное число в тригонометрической форме студенты должны проанализировать, чему равна действительная  часть комплексного числа, как расположено число в системе координат, затем применить алгоритм перехода от алгебраической формы к тригонометрической.

Тема: « Неопределенный интеграл».

Способы решения.

Пример. Из 4-х примеров указать те, которые решаются по частям.

При таких заданиях развивается наблюдательность, такие черты умственной деятельности, как анализ, сравнения, обобщение.

Тема: « Многогранники»

Задания.

«Заполнить пропуски»

 1)Параллелепипедом называется призма ……

 2)Все грани параллелепипеда …….

 3)Противоположные грани параллелепипеда…….

 4)Диагонали параллелепипеда пересекаются в …. и делятся в ней ….

 5)В параллелепипеде сумма квадратов диагоналей равна ….

 6)Прямой параллелепипед отличается от наклонного тем, что его боковые….

 7)Параллелепипед, в основании которого лежит прямоугольник называется…   

 8)Квадрат длины диагоналей параллелепипеда равен….

Тема: «Исследование функции на монотонность и нахождение точек                 экстремума»

Студенты путем  рассуждения, анализа, составляют самостоятельного конспект. Определение возрастающей функции, теоремы (необходимое и достаточное условие) возрастающей функции даются преподавателем, а определение убывающей функции теоремы (необходимое и достаточное условие ) убывающей функции студенты записывают самостоятельно.

      Большое место самостоятельной работе студентов отводятся при закреплении нового материала.

Типовые упражнения разбираются и решаются на доске преподавателем или студентами. Затем следующие упражнение разбирается, намечается план решения, а решают студенты самостоятельно.

      Особое место принадлежности письменным самостоятельным работам студентов. Эти работы дают возможность студентам проверить  уровень своих знаний и умений. Задания должны быть дифференцированным. На самостоятельной работе студенты могут пользоваться формулами, правилами, таблицами. Главное-умение применить эти формулы. Самостоятельная работа должна быть посильной для каждого студента.

 На практической работе каждый студент имеет индивидуальное задание.

 Можно привлекать студентов к рецензированию ответов товарищей.

 Привитию студентам навыков самостоятельной работы способствуют различные формы внеклассной работы по математике: конференции, олимпиады, вечера, деятельность, работа над рефератами.

 При подготовке к олимпиадам студенты решают большое количество задач, задач на сообразительность.

 Во время работы над рефератами и проектами студенты используют интернет - ресурсы, читают научно - популярную  литературу и учатся выбирать главное и правильно излагать свои мысли.

 Самостоятельная работа должна быть систематической и разнообразной.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опыта работы по теме: "Самостоятельная работа-активный метод обучения"»

Самостоятельная работа-активный метод обучения

(из опыта работы преподавателя)

Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя занимает большое место в различных формах организации учебного процесса: на уроках, практических занятиях, при выполнении домашнего задания.

Формирование у студентов интереса к самостоятельной работе стало актуальной проблемой среди его профессионального образования.

Для решения этой проблемы необходимо создание педагогических предпосылок для возникновения мотивации к самостоятельной работе.

Одним из главных условий формирования и развития мотивационной сферы студента является четкое определение целей его профессиональной подготовки, которые раскрывали бы перспективы развития и значимость его будущей деятельности.

Работа по формированию навыков самостоятельной деятельности студентов проводится на всех этапах урока математики.

При проверки домашнего задания очень важно установить не только наличие выполненного задания, но и самостоятельности его выполнения студентами.

Домашние задания будут выполняться самостоятельно, если будут выполняться следующие требования: домашние задание должно быть посильным, иметь небольшой объем, вызывать интерес студентов, должен быть систематический контроль за его выполнением.

С целью проверки самостоятельности выполнение домашней работы полезно предлагать студентам упражнения, аналогичные выполненным долга.

К доске вызывают 3-4 человека: одному предлагается решить один пример ,другому другой ,третьему решить задачу и т.д. Пока они готовятся можно проверить другую часть домашней работы другими приемами: беглый просмотр тетрадей, фронтальный опрос, устные решения примеров и задач. Закончив работу с группой, привлекается внимание студентов, чтобы выслушать ответы вызванных к доске и использовать их решение для исправления недочетов и ошибок, заслушав изложение студентов доказательство или решение, можно предложить остальным сделать критические замечания, дополнения, пояснение.

Рассматривается рациональность решения. В этом случае опрос не должен сводится к частной бесед между опрашиваемым и преподавателем, когда остальные студенты чувствуют себя лишними.

Более эффективной форой проверки самостоятельности выполнение домашней работы является письменный опрос всех студентов по карточкам с составленными примерами, аналогичными домашними работами. Это способствует своевременному выявлению пробелов в знаниях и быстрой ликвидации их. Очень важно вести учет выполнения домашних работ, чтобы студент знал, к какому сроку он должен ликвидировать проблемы в знаниях.

При объяснение нового материала необходимо находить такие методы, чтобы активизировать мышления студентов. Преподаватели математики редко прибегают к лекционному изложению материала. Чаще всего объяснение ведется методом активной беседы. Используются элементы проблемного обучения.

Преподаватели ставят перед студентами небольшие проблемы, которые разрешаются с помощью правильно подобранной преподавателем системы вопросов. Так, например, по теме «Векторы на плоскости и в пространстве» формулы операций над векторами на плоскости даются в подробном изложении, а для пространства предлагается записать аналогично самим.

Тема « Предел функции».

Самостоятельная работа: найти ошибки в вычислениях и записях:

Тема: « Неопределенный интеграл».

Найти ошибку:

1)

2)

3)

Тема: « Комплексные числа».

Пример. Записать комплексное число в тригонометрической форме студенты должны проанализировать, чему равна действительная часть комплексного числа, как расположено число в системе координат, затем применить алгоритм перехода от алгебраической формы к тригонометрической.

Тема: « Неопределенный интеграл».

Способы решения.

Пример. Из 4-х примеров указать те, которые решаются по частям.

При таких заданиях развивается наблюдательность, такие черты умственной деятельности, как анализ, сравнения, обобщение.

Тема: « Многогранники»

Задания.

«Заполнить пропуски»

1)Параллелепипедом называется призма ……

2)Все грани параллелепипеда ……..

3)Противоположные грани параллелепипеда…….

4)Диагонали параллелепипеда пересекаются в …. и делятся в ней …..

5)В параллелепипеде сумма квадратов диагоналей равна …..

6)Прямой параллелепипед отличается от наклонного тем, что его боковые….

7)Параллелепипед, в основании которого лежит прямоугольник называется…

8)Квадрат длины диагоналей параллелепипеда равен….

Тема: «Исследование функции на монотонность и нахождение точек экстремума»

Студенты путем рассуждения, анализа, составляют самостоятельного конспект. Определение возрастающей функции, теоремы (необходимое и достаточное условие) возрастающей функции даются преподавателем, а определение убывающей функции теоремы (необходимое и достаточное условие ) убывающей функции студенты записывают самостоятельно.

Большое место самостоятельной работе студентов отводятся при закреплении нового материала.

Типовые упражнения разбираются и решаются на доске преподавателем или студентами. Затем следующие упражнение разбирается, намечается план решения, а решают студенты самостоятельно.

Особое место принадлежности письменным самостоятельным работам студентов. Эти работы дают возможность студентам проверить уровень своих знаний и умений. Задания должны быть дифференцированным. На самостоятельной работе студенты могут пользоваться формулами, правилами, таблицами. Главное-умение применить эти формулы. Самостоятельная работа должна быть посильной для каждого студента.

На практической работе каждый студент имеет индивидуальное задание.

Можно привлекать студентов к рецензированию ответов товарищей.

Привитию студентам навыков самостоятельной работы способствуют различные формы внеклассной работы по математике: конференции, олимпиады, вечера, деятельность, работа над рефератами.

При подготовке к олимпиадам студенты решают большое количество задач, задач на сообразительность.

Во время работы над рефератами и проектами студенты используют интернет - ресурсы, читают научно - популярную литературу и учатся выбирать главное и правильно излагать свои мысли.

Самостоятельная работа должна быть систематической и разнообразной.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Обобщение опыта работы по теме: "Самостоятельная работа-активный метод обучения"

Автор: Жаурова Лидия Александровна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 266924

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства