Тема: Приемы проведения практических и лабораторных работ
Современные требования к учебному процессу ориентируют преподавателя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся.
Практические работы – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания.
Цель этих работ — помочь учащимся применить теоретические знания на практике, более глубоко осмыслить изученный материал, прочнее его усвоить, а также способствовать формированию практических умений и навыков.
Практической работе обычно предшествует изучение теоретического материала и демонстрация преподавателем приемов ее выполнения.
Приемы проведения практических работ с учащимися довольно разнообразны в зависимости от места этой работы в учебном процессе и цели, которую ставит учитель при ее проведении.
- Это могут быть работы для закрепления полученных знаний, например практические работы по породам с/х животных, когда студенты самостоятельно находят информацию, перерабатывают и записывают.
- Практические работы в некоторых случаях могут предшествовать изучению теоретического материала и подводить к нему учащихся.
Таким образом, практические работы проводятся при изучении дисциплины с различной целью, но общим для них является то, что перед каждой преподаватель тщательно инструктирует студентов, демонстрирует приемы и порядок работы, указывает, каким материалом следует пользоваться, следит за процессом выполнения работы, не допуская отступлений в процессе выполнения от указанных требований.
Целью такой работы может быть не только закрепление и применение знаний, но и получение новых знаний. Следовательно, при определенных условиях практическая работа может стать самостоятельной работой учащихся.
Умения и навыки студенты приобретают и отрабатывают на практических занятиях.
Таким образом, в получении любой профессии практическая подготовка учащихся играет важную роль. То, как будет организованно лабораторно - практическое занятие, какие средства и методы будут использованы преподавателем при его проведении, зависит компетентность, профессиональность, конкурентоспособность будущих специалистов.
Проведение лабораторно-практических работ включает в себя следующие методические приемы:
1) постановку темы занятий и определение задач лабораторно-практической работы;
2) определение порядка лабораторно-практической работы или отдельных ее этапов;
3) непосредственное выполнение лабораторно-практической работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности;
4) подведение итогов лабораторно-практической работы и формулирование основных выводов.
Одной из целей технологического образования является развитие у студентов преобразующего мышления и творческих способностей, реализовать которые можно, используя метод проектов, где студенты включаются в творческую деятельность.
Планирование лабораторных работ и практических занятий
Лабораторная работа необходима для того, чтобы выполнить свою главную миссию, то есть провести экспериментальное подтверждение, а также проверку теоретических законов и зависимостей.
При выборе содержания и объема лабораторных работ следует исходить из сложности учебного материала.
Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений - профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных (решать задачи по экономике, статистике, математике, информатике и др.), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения курсовых работ, производственной практики.
Методика проведения лабораторно-практической работы.
Прежде, чем приступить к лабораторным и практическим занятиям, студентам необходимо повторить теорию. Лабораторные работы можно условно разделить на несколько видов таких, как репродуктивные, поисковые и частично-поисковые. При проведении репродуктивных лабораторных работ студенты пользуются подробными инструкциями, где сформулированы: цель лабораторной работы, объяснения (теория, главные характеристики), оборудование, аппаратура, описание материалов, порядок выполнения работ, таблицы, выводы, контрольные вопросы и нужная литература.
При частично-поисковых лабораторных работах от студентов требуют самостоятельного подхода к выполнению задания, то есть им необходимо самим осуществлять действия, подбирать справочную и специальную литературу и другое.
При поисковых лабораторных работах студенты сами решают новую для них проблему, руководствуясь только своими теоретическими знаниями.
Качественная лабораторная работа представляет собой соблюдение всех трех методик, когда студент, опираясь на собственное мнение и взгляды наставников, прорабатывает проблему и находит решения.
Помимо всего прочего, лабораторные работы и практические занятия могут проходить в трех вариантах: фронтальные, групповые и индивидуальные.
Фронтальная лабораторная работа занимает всех студентов для выполнения одной и той же работы.
Групповая форма организации лабораторных работ предполагает, что студенты собираются в группу из 2-5 человек и делают совместно задание.
Индивидуальная форма, говорит сама за себя, студент в этом случае анализирует информацию самостоятельно.
Требования к проведению лабораторно-практических занятий условно можно поделить на четыре группы:
Воспитательные требования. Воспитывать моральные качества, формировать эстетические вкусы, обеспечивать тесную связь обучения с жизнью, ее запросами и требованиями, формировать активное отношение к ней.
Дидактические требования. Обеспечивать познавательную активность на лабораторно-практическом занятии, рационально сочетать словесные, наглядные и практические методы с проблемами, работу с учебником, решение познавательных задач.
Психологические требования. Учитель контролирует точность, тщательность и своевременность выполнения учащимися каждого требования.
Гигиенические требования. Соблюдение температурного режима, надлежащих норм освещения.
Следует избегать однообразия в работе, монотонности изложения, чередовать слушание учебной информации с выполнением практических работ. Перемена видов работы приносит отдых, позволяет включать в познавательную деятельность различные органы чувств.