kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика воспитания на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена методика работы преподавателя,направленная на воспитание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методика воспитания на уроке»

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ НА УРОКЕ

Лапшина Елена Викторовна, преподаватель ГАПОУ КО «ККСД»



Аннотация. В данной статье описана методика работы преподавателя, позволяющая ему ориентировать свои уроки на воспитание, на обеспечение личностных результатов обучающегося.

Ключевые слова: воспитание, урок, личностные результаты, методика.



.

Суть воспитания– в нюансах повседневного ценностно -ориентированного общения, уважительных и доверительных отношений и совместной, и интересной деятельности преподавателей и обучающихся. Это важнейшие условия развития личности ребенка. И если педагоги хотят сделать свои уроки личностно развивающими, воспитывающими, то для решения этой задачи им необходимо реализовать следующие действия.

Во-первых, постараться установить уважительные и доверительные отношения со своими обучающимися. Ведь именно это поможет педагогу стать для детей значимым взрослым. Такому взрослому легче влиять на своих воспитанников. К такому взрослому дети больше прислушиваются. Его требования, просьбы воспринимаются позитивнее. Именно значимый взрослый сможет предъявлять детям свои ценности, свои жизненные принципы, свое поведение в качестве образцов для подражания.

Во-вторых, постараться увлечь студентов совместной деятельностью на уроке. Конечно, это совсем не просто. Ведь посещение уроков – обязанность обучающегося, не всегда совпадающая с его интересами. Но это необходимо, потому что эффективно влиять на обучающегося можно тогда, когда он увлеченно вместе с преподавателем что-то делает.

В-третьих, постараться наполнить коммуникацию на уроке ценностно- ориентированным содержанием. Другими словами – придать ей не только познавательную, но и нравственную направленность, побуждающую студентов приобретать социально значимые знания, отношения, опыт. Заметим, что воспитывающим урок станет только при создании всех трех названных условий. Они тесно связаны друг с другом, и ни одно из них не должно доминировать.

Если преподаватель будет озабочен лишь тем, чтобы наполнить свои уроки ценностным содержанием, и не станет задумываться о том, чтобы установить с обучающимися хорошие отношения и сделать свои уроки интересными, скорее всего эти уроки будут восприниматься как весьма скучная демагогия.

Стремление заинтересовать обучающихся своими уроками, насытить их разнообразными и привлекательными видами деятельности, безусловно, сделает такие уроки эффективными, но без ценностного их наполнения они рискуют остаться лишь эффективными уроками знаний.

Доверительные отношения с обучающимися, конечно, помогут педагогу стать хорошим товарищем, другом ребенка, что само по себе неплохо, но без ориентации их общения на значимые общественные ценности урок такого преподавателя также не станет воспитывающим.

Все три названные педагогические условия и все три упомянутые выше действия преподавателя, направленные на их создание, составляют единую систему.

Рассмотрим каждое из этих условий более подробно.

Доверительные отношения. Установление уважительных, доверительных, неформальных отношений между преподавателем и обучающимися – это один из трех важнейших компонентов методики воспитания. И, пожалуй, самый проблемный в современном колледже.

Некоторые преподаватели полагают, что установление таких отношений – не самая важная педагогическая задача. Есть будто бы задачи и поважнее, и для их решения вполне достаточно обычных функциональных отношений со студентами. На наш взгляд, такое мнение ошибочно.

Функциональные отношения – это отношения, регламентированные правилами внутреннего распорядка колледжа, отношения между людьми, выполняющими определенные функции. Например, функции обучающего и обучающегося, классного руководителя и студента руководимой им группы. Такие отношения, безусловно, важны, так как поддерживают порядок и дисциплину в колледже. Но для воспитания этого мало.

Для результативного воспитания важны в первую очередь неформальные, доверительные отношения между педагогом и обучающимся.

Дело в том, что на развитие личности обучающегося в большей мере влияют те люди, с которыми он чувствует свою общность. А современный студент переживает свою общность с самыми разными социальными субъектами – индивидами или группами, реальными или виртуальными. Все вместе они образуют своеобразную социальную сеть, которую социологи иногда называют «эго-сетью» конкретного человека. Эта сеть может включать в себя родственников, друзей, одноклассников, учителей, тренеров, соседей, партнеров по общению в интернете, музыкальных кумиров, модных блогеров, любимых актеров, спортсменов, политиков, персонажей прочитанных книг, героев кинофильмов, мультфильмов или компьютерных игр, действующих сегодня или действовавших в прошлом, реальных или вымышленных.

Однако взаимодействуя с каждым из них, студент включается в коммуникацию с носителями не только различных, но иногда даже и противоречащих друг другу ценностей. Ему адресуются сообщения, содержащие в себе иногда различные толкования истины, добра, красоты. В тех или иных жизненных ситуациях, в которых оказывается обучающийся, может происходить своеобразное «переключение» между этими сегментами сети. И тогда его чувство общности с одними субъектами социальной сети будет усиливаться, а с другими – ослабевать, он будет координировать свое поведение в большей мере с одними партнерами по коммуникации, и в меньшей мере – с другими. Но все они в той или иной мере будут оказывать влияние на его личностное развитие.

Именно поэтому педагогу и нужно стараться стать частью этой сети, стать тем взрослым, с которым обучающийся будет чувствовать свою общность, стать значимым, интересным – благодаря своим увлечениям, знаниям, профессионализму, характеру, своей незаурядности. Многие великие педагоги прошлого отмечали особую притягательность для ребенка этой педагогической незаурядности, но, пожалуй, лучше всего об этом сказал В.А. Караковский: «Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Самое плохое, когда учитель – «пирожок ни с чем».

Незаурядность учителя – это своеобразная верхушка айсберга, видная издалека и привлекающая к себе внимание детей. Но зиждется она на более глубинных пластах человеческой личности. Ребенку важно, чтобы с учителем можно было бы поговорить не только о дисциплине и учебных успехах. Для него крайне важно общение на самые разные интересующие его темы – общение неформализованное, нерегламентированное, простое общение, которое обычно возникает между людьми в процессе их совместной деятельности.

Взрослый человек, с которым установлены доверительные отношения, чрезвычайно нужен ребенку. Иногда – как человек, которому можно просто выговориться и который его выслушает и постарается понять. Иногда – как советчик. Иногда – как навигатор в непредсказуемом хаосе профессионального самоопределения. А иногда – и как модель собственного будущего.

Увлеченность интересной деятельностью. Это второй из трех важнейших компонентов методики воспитания. Значимость его вполне очевидна, ведь хорошо известно, что личность развивается только в деятельности. Причем для воспитания важна именно совместная деятельность студента и педагога, студента и других одногруппников. Поэтому если мы хотим создать благоприятные условия для развития личности на уроке, то одним из таких условий должно стать увлечение деятельностью на уроке.

Интересный урок, интересная деятельность на уроке важны еще и потому, что будут способствовать формированию в глазах студента позитивного образа колледжа, а это также немаловажно.

Кроме того, вовлеченность студентов в совместную с педагогом деятельность обеспечивает надежность контакта между ними и, следовательно, - успешность воспитывающего влияния педагога.

Этому будет способствовать разнообразие форм деятельности на уроках: всевозможных игр, бесед, дискуссий, викторин, групповой работы, проектирования, элементов театрализации, анализа проблемных ситуаций и др.

Ценностно- ориентированная коммуникация на уроке – это третий важный компонент методики воспитания. Речь идет о коммуникации, насыщенной социально значимым содержанием, то есть такой информацией, которая позволяла бы обучающимся осмысливать окружающий их социальный мир и приобретать важные для гармоничного существования в этом мире знания, отношения, опыт. Это такая коммуникация, которая поможет студентам узнавать о ценностях окружающего их общества, о его структуре и принципах существования, о его этических и эстетических канонах, о его героях и мифах, памятниках отечественной и мировой культуры. Причем важны здесь не только и не столько фундаментальные знания, сколько те, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни.

Только такая коммуникация на уроке станет подлинно личностно развивающей, а воспитательная деятельность педагога приобретет свою целостность и завершенность.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методика воспитания на уроке

Автор: Лапшина Елена Викторовна

Дата: 25.06.2024

Номер свидетельства: 653655

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Доклад по теме: "Оздоровительные методики на уроках ОБЖ и физической культуры как способ адаптации учащихся пролицейских классов"
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_po_tiemie_ozdorovitiel_nyie_mietodiki_na_urokakh_obzh_i_fizichieskoi_kul_"
    ["file_id"] => string(6) "370571"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481972599"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) ""МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА ПО БАЯНУ" "
    ["seo_title"] => string(40) "mietodika-priepodavaniia-uroka-po-baianu"
    ["file_id"] => string(6) "178686"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424870917"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Инновационные технологии на уроках эстетического цикла "
    ["seo_title"] => string(65) "innovatsionnyie-tiekhnologhii-na-urokakh-estietichieskogho-tsikla"
    ["file_id"] => string(6) "140390"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417950127"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Воспитание координационных способностей младших школьников с использованием упражнений баскетбола."
    ["seo_title"] => string(80) "vospitaniie_koordinatsionnykh_sposobnostiei_mladshikh_shkol_nikov_s_ispol_zovani"
    ["file_id"] => string(6) "357355"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478773214"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "статья Рефлективное размышление об использовании информационно-коммуникативных технологий в преподавании на уроках казахского языка. "
    ["seo_title"] => string(148) "stat-ia-riefliektivnoie-razmyshlieniie-ob-ispol-zovanii-informatsionno-kommunikativnykh-tiekhnologhii-v-priepodavanii-na-urokakh-kazakhskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "103456"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402586475"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства