kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад по теме: "Оздоровительные методики на уроках ОБЖ и физической культуры как способ адаптации учащихся пролицейских классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оздоровительные методики на уроках ОБЖ и физической культуры как способ адаптации учащихся пролицейских классов

Автор: Рудакова Лариса Васильевна

г. Усолье-Сибирское

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1.         

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ и

физической культуры  (Метапредмет  «Защитные силы организма»).

Нетрадиционные методики…………………………………………………………….6

Глава 2.

Сравнительная характеристика основных параметров учащихся по годам.

Диагностические методики выявления эффективности реализации

программы…………………………………………………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………………….16

Список используемой литературы………………………………………………….17

Введение.

Актуальность темы данной работы не вызывает сомнения, так как в последнее время характерной чертой современной эпохи является наличие сложнейших политических, социально-экономических, экологических и множества других проблем, которые негативно отражаются на здоровье человека. В таких условиях решать проблему здоровья призвана и школа, которая, наряду с образованием и воспитанием учащихся, должна использовать различные способы для сохранения здоровья детей. Однако сегодня возможности школы в оздоровлении подрастающего поколения реализуются недостаточно эффективно. Об этом свидетельствуют прогрессирующие среди школьников разнообразные нарушения здоровья, психические заболевания, хроническое переутомление. По официальным данным Минздрава России,  число здоровых детей в начальной школе едва достигает 20%, в средней – 10%, каждый четвёртый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения. Всплески заболеваемости отмечаются специалистами в начале и в конце учебного года, т.е. в периоды наибольшего напряжения, связанные с началом и окончанием учебного процесса. Причин, порождающих это явление можно найти множество, но больше всего вызывает тревогу тот факт, что ухудшение здоровья медики связывают с участием детей в общеобразовательном процессе. В связи с постоянным ростом интенсивности учебных нагрузок сам процесс обучения детей становится сегодня одним из ведущих факторов разрушения здоровья учащихся.

В педагогике в последнее время довольно часто по отношению к детям употребляется термин «одарённые». Это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Новая методология образования, аксиология, рассматривает понятие «одаренность» как однокоренное от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития, то есть признает наличие определенных талантов у каждого ребенка. С этой точки зрения любой «педагог должен не только овладеть необычными учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность», опираясь на знание характерных признаков детской одарённости:

 - быстрое освоение различных видов деятельности и высокая успешность её выполнения;

- изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых идей и способность реализовать их в практической деятельности;

- сформированность индивидуального стиля деятельности;

- высокий уровень способности к самообучению;

- повышенная познавательная потребность;

- высокая требовательность к результатам своего труда;

- неприятие стандартных, типичных заданий и готовых вариантов решения учебной задачи;

- поразительное упорство и трудолюбие;

Именно такие, мотивированные на углублённое интенсивное  обучение дети, приходят в восьмом классе в лицей и сразу сталкиваются с новыми условиями обучения.  В это время необходимо создать все условия для их адаптации в новом учебном заведении. С этой целью и была разработана программа уроков физической культуры (Метапредмет «Защитные силы организма») в пролицейском классе. Количество часов – 34.

Новизна.  На данных уроках физической культуры  выявляются физиологические особенности периода начальной адаптации одарённых школьников к новому интенсивному образовательному процессу. Даётся физиологическая оценка уровня напряжения организма одарённых школьников в зависимости от этапа адаптации к новому интенсивному образовательному процессу. В программе Физическая культура (Метапредмет «Защитные силы организма») применяется комплексный подход в оздоровлении с использованием множества как традиционных, так и хорошо изученных, но не применяющихся на уроках физической культуры  нетрадиционных  методов, направленных на поддержание естественных защитных сил организма и восстановление равновесия. В процессе освоения различных методик учащиеся знакомятся не только с методикой выполнения различных упражнений, но и узнают об особенностях организма, его функционировании, различных физических и химических процессах, происходящих в нём. Индивидуально-личностный подход позволяет более точно  определить необходимые методы и дозировки воздействия на организм учащегося.

Методологическими положениями  программы явились концептуальные и фундаментальные работы отечественных специалистов:

в) основы теории и методики физической культуры (В.К. Бальсевич, Ю.В. Верхошанский, Л.М.Куликов, Л.П. Матвеев, В.П. Платонов, О.А. Сиротин и др.);

г) концепции здоровьесберегающего образования (Н.М. Амосов, М.В. Антропова, В.К. Бальсевич, И.И. Брехман, С.Г. Сериков, Н.А.Фомин и др.);

д) исследования в области применения восточных оздоровительных систем (О.С. Васильев, В.В. Епишев, М.С. Лапшин, А.А. Маслов, Ю.В. Менхин, А.М. Овечкин, А.Р. Сабирьянов, М.С. Терзи и др.).

Цель:  Создание и укрепление мотивации к ведению здорового образа жизни путем повышения уровня осведомленности и формирования необходимых когнитивных, поведенческих навыков и навыков социального взаимодействия.

Задачи:

  1. Довести  до сознания каждого ребёнка важности сохранения и преумножения собственного здоровья с помощью каждодневных занятий.
  2. Овладеть навыками регуляции функционального состояния собственного организма.
  3. Ознакомиться  с  различными системами оздоровления.
  4. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным факторам.
  5. Обучить методикам восстановления психо-само-эмоционального состояния, активизации процессов саморегуляции организма, адаптации к стрессовым ситуациям.

Гипотеза: Если интенсивные условия обучения в лицее по своей сути являются стрессогенными факторами, оказывающими выраженное влияние на уровень активации психофизиологических процессов учащихся для обеспечения успешной адаптации к высокому темпу и объёму информации,  то применение нетрадиционных методик на уроках физической культуры  позволяет снизить психофизиологическое напряжение учащихся в процессе обучения, а также выявляет группы «риска» - лиц,  с ранними признаками переутомления, для проведения профилактических мероприятий.

База исследования: МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское

Объект исследования: учащиеся-лицеисты 8-ых классов.

Предмет исследования: Нетрадиционные оздоровительные методики их влияние на физиологическое состояние лицеистов.

Методы исследования: Использовались как субъективные (анкетирование, наблюдение), так и объективные (функциональные пробы) методы исследования: частота пульса, частота дыхания.

Физиологические методы исследования:

  1. Проба с 20 приседаниями (проба Мартинэ), характеризующая состояние сердечнососудистой системы;
  2. Проба с задержкой дыхания. Анализ психологической устойчивости (волевой подготовленности) состояния дыхательной системы.
  3. Тест на гибкость. Анализ костно-мышечной системы.
  4. Измерение параметров тела: окружность грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени и живота.

Обследование проводилось с 2011 по 2014 годы. Исследование включило в себя 410 человек

Теоретическая значимость: разработан  методический подход,  позволяющий снизить психофизиологическое напряжение учащихся в процессе обучения, позволяющий определять группы «риска» - лиц, с ранними признаками переутомления для профилактических мероприятий.

Практическая значимость: по результатам исследования изданы методические рекомендации, которые внедрены в практическую работу МБОУ «Лицей №1», разработан и напечатан сборник физминуток, научные выводы и результаты могут использоваться в школе и семье в целях сохранения и укрепления физического здоровья учащихся и формированию у них здорового образа жизни.

Просмотр содержимого документа
«Доклад по теме: "Оздоровительные методики на уроках ОБЖ и физической культуры как способ адаптации учащихся пролицейских классов»

























Нетрадиционные методики на уроках ОБЖ и физической культуры как способ адаптации учащихся пролицейских классов



Автор: Рудакова Лариса Васильевна



г. Усолье-Сибирское





















ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1.

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ и

физической культуры (Метапредмет «Защитные силы организма»).

Нетрадиционные методики……………………………………………………………..6

Глава 2.

Сравнительная характеристика основных параметров учащихся по годам.

Диагностические методики выявления эффективности реализации

программы…………………………………………………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………………….16

Список используемой литературы………………………………………………….17

































Введение.

Актуальность темы данной работы не вызывает сомнения, так как в последнее время характерной чертой современной эпохи является наличие сложнейших политических, социально-экономических, экологических и множества других проблем, которые негативно отражаются на здоровье человека. В таких условиях решать проблему здоровья призвана и школа, которая, наряду с образованием и воспитанием учащихся, должна использовать различные способы для сохранения здоровья детей. Однако сегодня возможности школы в оздоровлении подрастающего поколения реализуются недостаточно эффективно. Об этом свидетельствуют прогрессирующие среди школьников разнообразные нарушения здоровья, психические заболевания, хроническое переутомление. По официальным данным Минздрава России, число здоровых детей в начальной школе едва достигает 20%, в средней – 10%, каждый четвёртый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения. Всплески заболеваемости отмечаются специалистами в начале и в конце учебного года, т.е. в периоды наибольшего напряжения, связанные с началом и окончанием учебного процесса. Причин, порождающих это явление можно найти множество, но больше всего вызывает тревогу тот факт, что ухудшение здоровья медики связывают с участием детей в общеобразовательном процессе. В связи с постоянным ростом интенсивности учебных нагрузок сам процесс обучения детей становится сегодня одним из ведущих факторов разрушения здоровья учащихся.

В педагогике в последнее время довольно часто по отношению к детям употребляется термин «одарённые». Это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Новая методология образования, аксиология, рассматривает понятие «одаренность» как однокоренное от слова «дар» и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития, то есть признает наличие определенных талантов у каждого ребенка. С этой точки зрения любой «педагог должен не только овладеть необычными учебными программами, но и суметь найти индивидуальный подход к одаренности своих питомцев, увидеть в каждом индивидуальность», опираясь на знание характерных признаков детской одарённости:

- быстрое освоение различных видов деятельности и высокая успешность её выполнения;

- изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых идей и способность реализовать их в практической деятельности;

- сформированность индивидуального стиля деятельности;

- высокий уровень способности к самообучению;

- повышенная познавательная потребность;

- высокая требовательность к результатам своего труда;

- неприятие стандартных, типичных заданий и готовых вариантов решения учебной задачи;

- поразительное упорство и трудолюбие;

Именно такие, мотивированные на углублённое интенсивное обучение дети, приходят в восьмом классе в лицей и сразу сталкиваются с новыми условиями обучения. В это время необходимо создать все условия для их адаптации в новом учебном заведении. С этой целью и была разработана программа уроков физической культуры (Метапредмет «Защитные силы организма») в пролицейском классе. Количество часов – 34.

Новизна. На данных уроках физической культуры выявляются физиологические особенности периода начальной адаптации одарённых школьников к новому интенсивному образовательному процессу. Даётся физиологическая оценка уровня напряжения организма одарённых школьников в зависимости от этапа адаптации к новому интенсивному образовательному процессу. В программе Физическая культура (Метапредмет «Защитные силы организма») применяется комплексный подход в оздоровлении с использованием множества как традиционных, так и хорошо изученных, но не применяющихся на уроках физической культуры нетрадиционных методов, направленных на поддержание естественных защитных сил организма и восстановление равновесия. В процессе освоения различных методик учащиеся знакомятся не только с методикой выполнения различных упражнений, но и узнают об особенностях организма, его функционировании, различных физических и химических процессах, происходящих в нём. Индивидуально-личностный подход позволяет более точно определить необходимые методы и дозировки воздействия на организм учащегося.

Методологическими положениями программы явились концептуальные и фундаментальные работы отечественных специалистов:

в) основы теории и методики физической культуры (В.К. Бальсевич, Ю.В. Верхошанский, Л.М.Куликов, Л.П. Матвеев, В.П. Платонов, О.А. Сиротин и др.);

г) концепции здоровьесберегающего образования (Н.М. Амосов, М.В. Антропова, В.К. Бальсевич, И.И. Брехман, С.Г. Сериков, Н.А.Фомин и др.);

д) исследования в области применения восточных оздоровительных систем (О.С. Васильев, В.В. Епишев, М.С. Лапшин, А.А. Маслов, Ю.В. Менхин, А.М. Овечкин, А.Р. Сабирьянов, М.С. Терзи и др.).

Цель: Создание и укрепление мотивации к ведению здорового образа жизни путем повышения уровня осведомленности и формирования необходимых когнитивных, поведенческих навыков и навыков социального взаимодействия.

Задачи:

  1. Довести до сознания каждого ребёнка важности сохранения и преумножения собственного здоровья с помощью каждодневных занятий.

  2. Овладеть навыками регуляции функционального состояния собственного организма.

  3. Ознакомиться с различными системами оздоровления.

  4. Повысить устойчивость организма к неблагоприятным факторам.

  5. Обучить методикам восстановления психо-само-эмоционального состояния, активизации процессов саморегуляции организма, адаптации к стрессовым ситуациям.

Гипотеза: Если интенсивные условия обучения в лицее по своей сути являются стрессогенными факторами, оказывающими выраженное влияние на уровень активации психофизиологических процессов учащихся для обеспечения успешной адаптации к высокому темпу и объёму информации, то применение нетрадиционных методик на уроках физической культуры позволяет снизить психофизиологическое напряжение учащихся в процессе обучения, а также выявляет группы «риска» - лиц, с ранними признаками переутомления, для проведения профилактических мероприятий.

База исследования: МБОУ «Лицей №1» г. Усолье-Сибирское

Объект исследования: учащиеся-лицеисты 8-ых классов.

Предмет исследования: Нетрадиционные оздоровительные методики их влияние на физиологическое состояние лицеистов.

Методы исследования: Использовались как субъективные (анкетирование, наблюдение), так и объективные (функциональные пробы) методы исследования: частота пульса, частота дыхания.

Физиологические методы исследования:

  1. Проба с 20 приседаниями (проба Мартинэ), характеризующая состояние сердечнососудистой системы;

  2. Проба с задержкой дыхания. Анализ психологической устойчивости (волевой подготовленности) состояния дыхательной системы.

  3. Тест на гибкость. Анализ костно-мышечной системы.

  4. Измерение параметров тела: окружность грудной клетки, шеи, плеча, бедра, голени и живота.

Обследование проводилось с 2011 по 2014 годы. Исследование включило в себя 410 человек

Теоретическая значимость: разработан методический подход, позволяющий снизить психофизиологическое напряжение учащихся в процессе обучения, позволяющий определять группы «риска» - лиц, с ранними признаками переутомления для профилактических мероприятий.

Практическая значимость: по результатам исследования изданы методические рекомендации, которые внедрены в практическую работу МБОУ «Лицей №1», разработан и напечатан сборник физминуток, научные выводы и результаты могут использоваться в школе и семье в целях сохранения и укрепления физического здоровья учащихся и формированию у них здорового образа жизни.

















Глава 1.

Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ и физической культуры (Метапредмет «Защитные силы организма»). Нетрадиционные методики.

Образ жизни – это одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определённом виде (типе) жизнедеятельности человека. Она характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими его трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения. Образ жизни – один из критериев общественного прогресса, это «лицо» человека.

Понятие «здоровый образ жизни» - концентрированное выражение взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Здоровый образ жизни объединяет всё, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях. Он выражает определённую ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного ( индивидуального) и общественного здоровья. Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека, но удовлетворение этой потребности, доведение её до оптимального результата носит сложный, своеобразный, часто противоречивый, опосредствованный характер и не всегда приводит к необходимому результату. Эта ситуация обусловлена рядом обстоятельств, и прежде всего тем, что:

 в нашем государстве у населения ещё не сформирована в достаточной степени положительная мотивация на бережное отношение к своему здоровью;

 в человеческой природе заложена медленная реализация обратных связей (как негативных, так и позитивных воздействий на организм человека);

 здоровье в обществе, в первую очередь в силу низкой культуры, ещё не стало на первое место в иерархии потребностей человека.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о важнейшей роли воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к одной из главных человеческих ценностей, а также необходимости разработки основных положений и условий здорового образа жизни, методологии их внедрения, привития и освоения людьми. В достижении этой цели намечаются два пути. Первый – образование каждого человека, начиная с детского возраста, в дошкольных, школьных учреждениях, в колледжах, вузах и т.д. Второй – самовоспитание личности (сотвори себя сам!). Естественно, что для достижения здорового образа жизни необходимо сочетать оба пути. 󰀡

Современные тенденции заболеваемости в развитых индустриальных обществах актуализировали идею индивидуальной ответственности человека за состояние своего здоровья. Э. Гоэн и А. Дюссер вели в оборот понятие «болезни цивилизации», подчёркивая, таким образом, что многие болезни широко распространённые в настоящее время, обусловлены особенностями образа жизни человека в современном обществе.

Говоря о влиянии современного ритма жизни на учащихся, необходимо отметить, что интенсивное обучение, повышение учебных нагрузок, способствуют ухудшению состояния иммунной системы, что влечёт за собой и ухудшение качества знаний, т.к. учащиеся пропускают занятия и не могут хорошо усваивать учебный материал. Общеизвестно, что здоровье ребёнка – это сложное интегральное понятие, в рамках которого характеристики не только физиологического и психического развития, но и адаптивные возможности организма. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последнее время заметно резкое ухудшение физического, психоневрологического и нравственного здоровья детей. По официальным данным Минздрава России число здоровых детей в начальной школе едва достигает 11-12%, в средней – 5%. Каждый четвёртый подросток имеет пограничные нервно-психические отклонения. Всплески заболеваемости отмечаются специалистами в начале и в конце учебного года, т.е. в периоды наибольшего напряжения, связанные с началом и окончанием учебного процесса. В связи с этим возникает насущная необходимость введения коррекционных оздоровительных программ. В лицее одним из вариантов, способствующих формированию здорового образа жизни, стало введение в программу урока физической культуры (мета-предмет «Защитные силы организма») для учащихся 8-ых классов. Основной целью программы, рассчитанной на 34 часа ставится: оздоровление организма ребёнка через формирование в сознании значимости ценности здоровья, выработке доминирующей мотивации его здорового образа жизни.

Цель определяет вытекающие из неё задачи:

  1. Доведение до сознания каждого ребёнка важности сохранения и преумножения собственного здоровья с помощью каждодневных занятий.

  2. Способствовать формированию нового мировоззрения о единстве развития духовного и физического, единстве мира и человека.

  3. Овладеть навыками регуляции функционального состояния собственного организма.

  4. Обучить методикам восстановления психо-само-эмоционального состояния, активизации процессов саморегуляции организма, адаптации к стрессовым ситуациям.

Программа базируется на принципе исторической связности и преемственности традиций мировой культуры, достижениях разных народов и этнических культур в технологии сохранения и преумножения здоровья. Как у любого древа у экологии человека есть корни, которые уходят на тысячи лет вглубь веков в Японии, Индии, на Ближнем Востоке, в России и других странах. Изучение нетрадиционных, но апробированных тысячелетиями, методик оздоровления позволяет учащимся лучше узнать свой организм, его возможности, знакомит с традициями и мировоззрением людей других стран, позволяет освоить знания, так необходимые для укрепления и поддержания основ здоровья, расширяет кругозор. Используются практические навыки и приёмы, позволяющие оказывать эффективную самопомощь не только во время учебного процесса, но и в повседневной жизни. Применяется комплексный подход в оздоровлении с использованием множества методов, направленных на поддержание естественных защитных сил организма и восстановление его равновесия.

Содержание курса включает следующие разделы: дыхание, движение, питание, очищение, восстановление. Каждый раздел содержит уникальный по специфике воздействия на организм материал. Например, в разделе Дыхание учащиеся знакомятся с различными дыхательными методиками: парадоксальной гимнастикой А.Н. Стрельниковой, А.И. Суханова, Пранаямой - дыханием йогов. В разделе «Движение» - с суставной гимнастикой М.Норбекова, оздоровительной китайской гимнастикой Цигун, золотыми правилами здоровья К. Ниши, тибетским комплексом «Око возрождения», йоговскими асанами. В разделе «Восстановление» учащиеся осваивают классический массаж и самомассаж, узнают секреты фитоароматерапии, знакомятся с элементами масажа Су -Джок. Все изученные оздоровительные методики в распечатанном виде имеются у ребят в личной папке по предмету.

Краткое описание структуры программы

Раздел I. Дыхание

Дыхание – непременная составляющая всех процессов жизнеобеспечения. Неправильное дыхание ведёт всегда к большому разнообразию системных болезней, полной разбалансировки всей биосистемы «Человек». Изучение различных видов дыхания, а также умение применять их способствует оздоровлению организма. При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с методиками А.И. Суханова, К.Г. Валунаса (рыдающее дыхание), К.П. Бутейко. Изучают методы диагностики физического состояния организма по дыханию. Особое внимание уделяется парадоксальной дыхательной гимнастике А.Н. Стрельниковой, а также упражнениям из дыхательной практики йогов, как наиболее действенным методам оздоровления.

Занимающийся должен знать о механизме газообмена в организме, процессе дыхания, разных видах дыхания (грудное, брюшное, диафрагмальное, полное). Знать о влиянии дыхания на состояние организма. Уметь применять разные виды дыхания (активизирующее, гармонизирующее, успокаивающее) в различных ситуациях. Правильно выполнять упражнения парадоксальной гимнастики Стрельниковой и целенаправленно использовать отдельные упражнения во время болезни. Учащийся должен выработать правильный ритм дыхания, уметь контролировать своё дыхание.

Раздел II. Движение

Регулярные дозированные упражнения влияют на все функции организма, способствуют избавлению от многих заболеваний. При изучении данного раздела учащиеся знакомятся с комплексом суставной гимнастики М. Норбекова, оздоравливающим комплексом гимнастики «Око возрождения» Питера Келдера, золотыми правилами здоровья Кацудзо Ниши, профилактическими упражнениями для правильной осанки, вводным комплексом упражнений хатха-йоги, упражнениями для глаз. Для занятий не требуются специальные навыки и дорогостоящие тренажёры. Предлагаемые в программе методики позволяют мобилизовать внутренние системы организма, улучшить работу всех внутренних органов и систем, снять мышечные зажимы, сформировать правильную осанку, улучшить зрение.

Учащийся должен знать анатомическое строение позвоночного столба, его функции, нормальное и патологическое развитие. Учащийся должен уметь правильно сидеть, стоять. Учащийся должен уметь выполнять упражнения. способствующие нормализации состояния позвоночника и оказывать себе помощь при болезненных состояниях, используя упражнения из суставной гимнастики Норбекова. Учащийся должен знать упражнения, способствующие оздоровлению кровеносной системы (золотая рыбка, вибрационные упражнения для капилляров). Учащийся должен освоить упражнения, способствующие восстановлению энергетики организма (комплекс упражнений «Око возрождения») и вводный комплекс йоговских упражнений.

Раздел III. Питание

В данном разделе рассматривается влияние пищи на организм человека. Предлагаются рекомендации по правильному питанию, даются основные правила питания. Предлагаются рецепты приготовления блюд, способствующих оздоровлению организма и усилению его защитных функций.

Занимающий должен знать о влиянии питания на состояние организма. Уметь правильно выбирать продукты питания. Знать о процессе переваривания пищи, правильной последовательности приёма пищи, о раздельном питании.

Раздел IV. Очищение

В разделе рассматривается проблема – влияние паразитов на наш организм, даны различные методики очищения организма. При изучении темы «Банные процедуры – очищение организма» предполагается использование сауны.

Занимающийся должен знать о влиянии голода на организм, о влиянии паразитов на состояние здоровья. Уметь с помощью простых методов очищать свой организм. Уметь правильно использовать банные процедуры (время нахождения в парной, использование соков для очищения крови, банный массаж)

Раздел V. Восстановление

В данном разделе учащиеся осваивают основные приёмы классического массажа и самомассажа, знакомятся с атласом акупунктуры, обучаясь навыкам определения акупунктурных точек по системе Су Джок. Учатся определять и использовать ароматические масла в целях оздоровления. Знакомятся с упражнениями, способствующими расслаблению и позитивному настрою.

Занимающийся должен знать о влиянии мыслей на состояние организма и уметь настраиваться на позитивный лад с помощью специальных мыслительных настроев. Учащийся должен знать о влиянии ароматов на состояние организма и уметь их использовать в жизни (ароматические масла, их применение). Учащийся должен знать основные приёмы массажа, уметь их правильно применять. Также знать основные жизненно важные биологически активные точки (Су Джок), уметь их находить и использовать при простудных заболеваниях, заболеваниях внутренних органов и др., а также для профилактики.

Учащийся, используя полученные знания, может создать собственную систему оздоровления.

Применение способов и методов, основанных на использовании собственных резервных возможностей и природных средств, помогает существенно улучшить состояние здоровья учащихся и повысить защитный барьер организма. Пусть учащийся, занимающийся на уроках ЗСО, иногда и пренебрегает советами в части здоровья (юность беспечна), но он их не забудет. Он уже на дороге к здоровому образу жизни. А если станет нарушать правила, то, прежде всего, будет точно знать, что сам виноват в своих болезнях.












Глава 2.

Сравнительная характеристика основных параметров учащихся по годам. Диагностические методики выявления эффективности реализации программы

Узнавание собственного физиологического состояния начинается с первых часов изучения предмета, с входной диагностики. проводится анкета самооценки состояния здоровья. Для получения результатов входной диагностики использовались следующие объективные методики:

1) тест Мартэнэ на состояние сердечно – сосудистой системы (ССС)

2) проба с задержкой дыхания на состояние волевой подготовленности дыхательной системы

3) частота дыхания

4) частота пульса

5) апноэ – задержка дыхания.

Результаты исследования:



Сравнительный анализ входной и выходной диагностики по годам



2010 – 2011 учебный год

Диагностическая методика

Входная диагностика (осень)

(98 чел.)

Выходная диагностика (весна)

(98 чел.)

Знание оздоровительных методик и упражнений (анкета)

Знают – 5%

Не знают – 95%

Знают – 98%

Используют постоянно – 17% (18 чел.)

Не используют – 2,9% (2 чел.)

Более 50% (53 чел.) учащихся применяют изученные методики иногда, в случае необходимости

Состояние дыхательной системы (частота дыхания в минуту. Апноэ на выдохе)

Норма – 9,8% (10 чел.)

Выше нормы – 90,2% (88 чел.). Это сигнализирует о том. Что в организме закладываются патологические процессы.

норма - 51% (50 чел.)

Выше нормы - 48% (48 чел.)

Состояние сердечно- сосудистой системы (проба Мартине)

Хорошее – 89.46% (87 чел.)

Удовлетворительное – 9,88% (9 чел.)

Неудовлетворительное – 1.96% (2 чел.)

Хорошее – 91,12% (89 чел.)

Удовлетворительное – 9.88% (9 чел.)

ИТОГ

Напряжение механизмов адаптации

47,9% (47 чел.)

Удовлетворительная адаптация - 41% (41 чел.)

Напряжение механизмов адаптации – 22,4% (22 чел.)

Удовлетворительная адаптация – 76,2 (76 чел.)





2011 – 2012 учебный год

Диагностическая методика

Входная диагностика (осень)

(77 чел.)

Выходная диагностика (весна)

(76 чел. – 1 выбыл)

Знание оздоровительных методик и упражнений (анкета)

Знают – 36.3 % (28 чел.)

Не знают – 63.7% (49 чел.)

Знают и используют постоянно – 26% (20 чел.)

Знают, но используют в случае необходимости – 74% (57чел.)

Не знают – 0%

Состояние дыхательной системы (частота дыхания в минуту. Апноэ на выдохе)

Хорошее – 38.9%% (30чел.)

Удовлетворительное – 40,2% (31 чел.)

Неудовлетворительное – 10,4 (8 чел.)

Хорошее – 58.4% (45 чел.)

Удовлетворительное - 38.9% (30 чел.)

Неудовлетворительное – 2.6% (2 чел.)

Состояние сердечно- сосудистой системы (проба Мартине)

Хорошее – 27,2% (21 чел.)

Удовлетворительное – 48% (37 чел.)

Неудовлетворительное – 23,3%(18чел.)


Хорошее – 46% (35 чел.)

Удовлетворительное – 36% (27 чел.)

Неудовлетворительное – 18% (14 чел.)

ИТОГ

Напряжение механизмов адаптации – 7.8% (6 чел.)

Удовлетворительная адаптация – 92.2% (71 чел.)

Удовлетворительная адаптация – 100% (76 чел.)

2012 – 2013учебный год

Диагностическая методика

Входная диагностика (осень)

(102 чел.)

Выходная диагностика (весна)

( 100 чел.)

Знание оздоровительных методик и упражнений (анкета)

Знают – 17,6% (18чел.)

Не знают – 82% (84 чел.)

Знают и используют постоянно – 37% (37 чел.)

Знают, но используют в случае необходимости – 63% (63чел.)

Не знают – 0%

Состояние дыхательной системы (частота дыхания в минуту. Апноэ на выдохе)

Хорошее – 20,5% (21 чел.)

Удовлетворительное – 36,2% (37 чел.)

Неудовлетворительное – 43,1% (44 чел.)

Хорошее – 43% ( 35чел.)

Удовлетворительное - 46% (46 чел.)

Неудовлетворительное – 21% (21 чел.)

Состояние сердечно- сосудистой системы (проба Мартине)

Хорошее – 10,8% (11 чел.)

Удовлетворительное – 67.6% (69 чел.)

Неудовлетворительное – 21,5%(22чел.)


Хорошее – 24% (24 чел.)

Удовлетворительное – 64% ( 64чел.)

Неудовлетворительное – 14% (14 чел.)

ИТОГ

Напряжение механизмов адаптации – 52% (53чел.)

Удовлетворительная адаптация – 48 % (49 чел.)

Напряжение механизмов адаптации – 11% (13чел.)

Удовлетворительная адаптация – 89 % (89 чел.)

2013 – 2014 учебный год

Диагностическая методика

Входная диагностика (осень)

(87 чел.)

Выходная диагностика (весна)

( 80 чел.)

Знание оздоровительных методик и упражнений (анкета)

Знают – 41,3% (33чел.)

Не знают – 58% (47 чел.)

Знают и используют постоянно – 50% (40 чел.)

Знают, но используют в случае необходимости – 50% (40чел.)

Не знают – 0%

Состояние дыхательной системы (частота дыхания в минуту. Апноэ на выдохе)

Хорошее – 26,5% (27 чел.)

Удовлетворительное – 44% (50 чел.)

Неудовлетворительное – 12,5% (10 чел.)

Хорошее – 43% ( 33чел.)

Удовлетворительное - 46% (36 чел.)

Неудовлетворительное – 11% (11 чел.)

Состояние сердечно- сосудистой системы (проба Мартине)

Хорошее – 24% (30 чел.)

Удовлетворительное – 58,7% (48 чел.)

Неудовлетворительное – 11,2% (9чел.)


Хорошее – 24% (20 чел.)

Удовлетворительное – 64% ( 47чел.)

Неудовлетворительное – 14% (14 чел.)

ИТОГ

Напряжение механизмов адаптации – 22,5% (18 чел.)

Удовлетворительная адаптация 77,5 % (62 чел.)

Напряжение механизмов адаптации – 11% (10чел.)

Удовлетворительная адаптация – 89 % (70 чел.)





Диагностические методики выявления эффективности реализации программы

Практический опыт работы школ оздоровления убеждают в необходимости дифференцировать профилактические рекомендации в зависимости от функционального состояния организма. Без контроля состояния организма невозможна никакая индивидуализация. А индивидуальный подход – это верный путь к успеху в деле оздоровления.

Принято различать четыре степени состояния здоровья: удовлетворительная адаптация; напряжение механизмов адаптации; неудовлетворительная адаптация; срыв адаптации. Речь идёт об оценках, основывающихся на принципах приспособления организма человека к окружающим условиям.

Состояние удовлетворительной адаптации. По существу, это состояние здорового человека, жизнедеятельность которого протекает в привычных для него условиях. В известном смысле понятие это может быть отождествлено с понятием НОРМЫ. Гомеостаз в данном случае поддерживается при минимальном напряжении регуляторных систем организма. При этом сохраняется достаточное количество резервов.

Состояние напряжения механизмов адаптации. Это пограничное состояние между здоровьем и болезнью, вернее, его начальный этап. Наиболее характерный признак: высокий уровень функционирования достигается за счёт интенсивного напряжения регуляторных механизмов. Это одно из самых распространённых функциональных состояний: до 40% учащихся находятся в этом состоянии. Гомеостаз в данном случае поддерживается за счёт существенного напряжения регуляторных систем организма.

Состояние неудовлетворительной адаптации. Более поздний этап пограничного между здоровьем и болезнью состояния, когда наступает уменьшение уровня функционирования и рассогласование отдельных элементов физиологических систем, развивается утомление и переутомление. В этих условиях гомеостаз сохраняется благодаря значительному напряжению регуляторных систем либо включению компенсаторных механизмов.

Состояние срыва адаптации. Резкое снижение функциональных возможностей организма, гомеостаз нарушен, поломка адаптационных механизмов проявляется в двух формах – предболезни и болезни.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ

К функциональным наблюдениям относится слежение за всем комплексом свойств и проявле­ний организма, за полной картиной его состояния. Можно говорить о первостепенной значимости этих наблюдений, так как функционирование (ра­бота организма) — главное качество живой мате­рии, которое определяет само существование жиз­ни во всем многообразии ее форм. Методы наблюдения пли самоконтроля подразделяются па субъектив­ные и объективные.

Субъективный метод контроля. Начинать на­блюдения достаточно со следующих субъективных характеристик.

А. Самочувствие отражает состояние и дея­тельность всего организма, его физические и ду­ховные силы, главным образом состояние цент­ральной нервной системы (ЦНС). Обычно при ре­гулярной и правильно проводимой тренировке са­мочувствие человека бывает хорошим: он бодр, жизнерадостен, полон желания учиться, работать, тренироваться, у пего высокая работоспособность. Показатели самочувствия можно оценивать по пятибалльной системе опенок.

Б. Работоспособность. При осуществлении само­контроля отмечается продолжительность рабочего дня в разделении на производственные и бытовые " дела и дается раздельная оценка работоспособно­сти по пятибалльной системе.

В.Сон. Во время сна человек отдыхает. Вос­станавливаются до устойчивого (нормального) со­стояния функции организма, нагружаемые в тече­ние дня. Особенно большое значение имеет сон для восстановления функций ЦНС. Нормальным считается сон, наступающий вско­ре после того, как человек лег спать, достаточно крепкий, дающий утром чувство бодрости и отды­ха. Плохой сон характеризуется длительным пе­риодом засыпания или ранним пробуждением, пробуждением среди ночи. После такого сна нет ощущения бодрости и свежести. Физические уп­ражнения и правильный режим способствуют улучшению сна. Хорошее влияние на организм оказывает час сна днем. Фиксируется длительность сна, его качество: засыпание, пробуждение, бессонница, сновидения, прерывистый или беспокойный сон.

Г. Аппетит. Очень тонкий показатель состояния организма. Фиксируется: хороший, нормальный, понижен­ный, повышенный аппетит или его отсутствие. Отмечаются и другие признаки нарушения пище­варения, если они имеются, а также повышенная жажда.

ОБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД КОНТРОЛЯ

Основан на фиксации и последующем анализе данных о состоянии организма, выражаемых циф­ровыми значениями. Начинать наблюдения при использовании объективных характеристик необ­ходимо, прежде всего, с анализа кардиореспираторной системы — фиксации частоты пульса, частоты дыхания, жизненной емкости легких.

1. Пульс. Исключительно важный показатель. Подсчет частоты пульса и оценка его качества от­ражает деятельность сердечно-сосудистой системы. Пульс здорового нетренированного мужчины в со­стоянии покоя равен 70—75 ударам в минуту, женщины — 75—80 ударам. Чаще всего пульс определяют нащупыванием тремя пальцами у ос­нования кистей рук снаружи над лучевой костью или на основании височных костей. Обычно пульс считают в течение 10 с и умножают на 6. При физической нагрузке здоровому человеку не рекомендуется превышать рассчитываемую по формуле ч. с. с. макс — 220 — возраст человека. Сразу после физической нагрузки пульс может учащаться в 2 раза по сравнению с состоянием по­коя, что вполне естественно, но уже спустя 2 ми­нуты его частота не должна превышать полутор­ного отклонения, а спустя 10 минут должна при­близиться к исходной. При отклонении пульса в сторону увеличения нагрузки следует снизить. Чем здоровее и тренированнее человек, тем бы­стрее его пульс возвращается к исходной величи­не. Подсчитывая частоту пульса, нужно одновре­менно обращать внимание и на его ритмичность. Всякие сомнения по этому поводу должны разре­шаться с лечащим врачом. У тренированных людей в состоянии покоя пульс реже, чем у людей, не занимающихся физической культурой, в том числе и спортом. Понижение числа ударов пульса в результате тренировки может отметить каждый, кто начал регулярно тренироваться. После 6—7 месяцев тренировок пульс может снизиться на 3 — 4 удара, а после годичного цикла — на 5—8 уда­ров в минуту и более. Физиологи считают идеальным пульс с часто­той 48—50 ударов в минуту. К этому пределу надо стремиться при занятиях.

2. Частота дыхания. Частоту дыхания удобно подсчитывать, положив руку на грудную клетку. Считайте в течение 30 с и умножьте на два. В норме в спокойном состоянии частота дыхания у нетренированного человека равна 12—16 вдохов и выдохов в минуту. Физиологи считают идеальным дыхание с ча­стотой 9—12 вдохов в минуту.

3. Жизненная емкость легких (ЖЕ Л). Количество воздуха, которое можно выдохнуть после то­го, как сделан самый глубокий вдох. Величина ЖЕЛ характеризует силу дыхательных мышц и эластичность легочной ткани и является важным критерием работоспособности органов дыхания. Как правило, ЖЕЛ определяется при помощи спи­рометра.

Функциональные пробы

Функциональная проба — это исследование или выявление адаптационной (приспособитель­ной) тренированности какой-либо подсистемы ор­ганизма при контрольном испытании данной под­системы стандартной нагрузкой с последующим анализом результатов измерений. Функциональные пробы выполняются путем измерения параметров и характеристик состояния организма (например, частота пульса, дыхания и др.) непосредственно до и после выполнения стандартно л нагрузки по тренирующим факторам. Величина и характер изменений параметров сравниваются со стандартизованными нормами этих изменении, и делаются выводы о степени тре­нированности приспособительной (адаптационной) службы организма в ответ па данный тренирую­щий фактор. Характер и величина отмеченного изменения каждого параметра состояния организма, периоди­чески измеряемого в процессе выполнения оздоро­вительных программ, сопоставляются сама с со­бой, и на основании установленного самоизменения делаются выводы об эволюции (прогрессе или регрессе) состояния организма, т, е. об эф­фективности этих программ.

1.Проба с 20 приседаниями (проба Мартинэ)
Подсчитывается частота пульса в покое. После 20 глубоких приседаний (ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед) в течение 30с определяют процент учащения пульса от исходного уровня. Оценка работы: при учащении пульса па 25% со­стояние сердечно-сосудистой системы оценивается как хорошее, на 50—75% — удовлетворительное, более чем па 75% — неудовлетворительное. Если есть возможность измерить АД до и после пробы, то при здоровой реакции па физическую нагрузку систолическое (верхнее) давление возрастает на25—30 мм рт. ст., а диастолическое (нижнее) или остается па прежнем уровне, или незначительно (на 5 —10 мм рт. ст.) снижается. Восстановление пульса длится от 1 до 3 мин, артериального дав­ления — 3—4 мин.

2.Проба с одышкой. Одышка — необеспечение работы организма кислородом, сопровождаемое резким учащением дыхания с ощущением нехват­ки воздуха. Одышку можно рассматривать как внешнее проявление функциональной недостаточности сердца или начальный показатель недоста­точного кровообращения организма. По уровню нагрузки, вызывающей одышку, су­дят о физической работоспособности человека. На­пример, чем большее расстояние он способен про­бежать в определенном темпе (пли подняться по лестнице до более высокого этажа) без проявле­ний одышки, тем шире его резервы и выше физи­ческая работоспособность. Самый простой способ определения физической работоспособности — по наличию одышки при подъёме по лестнице. Если вы поднимаетесь в спокойном ритме на 4-й этаж, без остановок и затруднений — у вас хорошая работоспособность. Если же восхождение сопровождается одышкой — под­нимайтесь, контролируя свой пульс: после подъ­ема на 4-и этаж пульс ниже 100 уд/мин оцени­вается как отличная работоспособность, от 100 до 12О уд/мин — хорошая, от 130 до 150 уд/мин — посредственная, выше 150 уд/мин — неудовлетво­рительная. Последний результат показывает, что тренированность почти отсутствует, физическая работоспособность низкая.

1. Проба с задержкой дыхания. Стоя, сосчитай­те пульс в течение 1 мин. Затем, после вдоха, вы­дохните, зажмите пальцами ноздри и задержитедыхание так долго, как сможете (эта задержка ды­хания называется апноэ). Данные пульса и апноэ запишите в виде дроби: пульс/апноэ. Чем меньше полученный показатель, тем лучше устойчивость организма к кислородной недостаточности (задолженности). Апноэ на выдохе оценивается по трехбалльной системе: менее 34 с — неудовлетворительно, 35— 39 с — удовлетворительно и свыше 40 с — хо­рошо. Апноэ па вдохе оценивается соответственно 39, 40—49 и свыше 50 с.

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА

Необходимо систематически проверять гиб­кость позвоночника. Под гибкостью понимают способность совершать движения в суставах с большой амплитудой за счет активности соответ­ствующих групп мышц. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости свя­зок и мышц, температуры окружающей среды и времени дня. Гибкость позвоночника определяют определением амплитуды движения туловища вперёд и вниз. Для этого используют устройство с пе­ремещающейся планкой. Обследуемый, стоя на скамейке, сгибается вперед-вниз (ноги при этом прямые) и пальцами рук медленно передвигает планку по возможности ниже. Результат фикси­руется в миллиметрах со знаком (—), если планка остается над уровнем нуля, или знаком «+», если ниже его. Знак говорит о недостаточной гибкости.







Заключение


Сочетание всех результатов даёт чёткую картину физиологического состояния учащихся пролицейских классов по годам. Несмотря на низкие результаты по некоторым параметрам прослеживается чёткая картина улучшения физиологического состояния учащихся к концу года.

  1. Применяемые в адаптационный период профилактические меры снижают негативные факторы (интенсивность учебной нагрузки, отсутствие учёта динамики работоспособности в течение дня при составлении расписания).

  2. В условиях интенсивного образовательного процесса у учащихся формируются адаптивные перестройки, характеризующиеся повышением функциональных резервов организма.

  3. Нетрадиционные методики, используемые на уроках физической культуры, значительно снижают риск ухудшения физиологического состояния учащихся, способствуют формированию правильного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни.
































Список используемой литературы

Ахабадзе А.Ф., Арутюнов В.Я. Практическое пособие для медицинских сестёр, массажистов. СПб.: Гиппократ, 2003

  1. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) // Теория и практика физ. культуры. 2003, № 1, с. 22-26.

  2. Куинджи Н.Н., Степанова М.И. Современная технология обучения школьников и ее влияние на здоровье // Гигиена и санитария. 2000. № 1, с. 44-48.

  3. Кацудзо Ниши. Система естественного оздоровления. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004

  4. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная гимнастика. СПб “Сова”, М. “Эксмо”.2004.

  5. Менхин Ю.В., Менхин А.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика. -Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 384 с.

  6. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. - 240 с.

  7. Неумывайкин И.П., Неумывайкина А.С. Эндоэкология здоровья. М. – СПб “ДИЛЯ”. 2004..

  8. Норбеков М.С. Опыт дурака, или ключ к прозрению. Как избавиться от очков. СПб.: ИД "ВЕСЬ", 2003. -316 с.

  9. Пак Дже Ву. Су джок терапия. М.: Су джок академия. 2001

  10. Путеводитель по дыхательным практикам. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004

  11. Семёнова Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. СПб.: Издательство «ДИЛЯ». 2003

  12. Смолевский В.М., Ивлиев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики. - М.: Просвещение, 2002. – 80

  13. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Учебное пособие. Под редакцией Н.В. Сократова.-М. Творческий центр СФЕРА, 2005.

  14. Фокин В.Н. Массаж и другие методы лечения. М. Издательства “Фаир-Пресс”.

  15. Энциклопедический справочник медицины и здоровья. - М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2002. - 960 с.

  16. Энциклопедия: Системы оздоровления Востока и Запада. Под общ. ред. А.А. Левшинова. - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2001. - 608 с.

  17. Ян Цзясан. Атлас акупунктуры. Можайск, ОАО «Можайский полиграфический комбинат», 2008.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Рудакова Лариса Васильевна

Дата: 17.12.2016

Номер свидетельства: 370571

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства