Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"»
Доклад на совещание при директоре 26.09.2017г.
Тема: «Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка»
Докладчик Шапкин В.А.
«Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка"
Система дополнительного образования детей Российской Федерации в ее новом качественном состоянии развивается на протяжении более 10 лет. Под "дополнительным" понимается мотивированное образование, которое получает личность сверх основного образования, позволяющее ей реализовать устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально раскрыть себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно. Отличительными чертами педагогики дополнительного образования детей являются:
- создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области (направления и вида деятельности), профиля программы и времени ее освоения, педагога;
- многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности ребенка;
-личностно-деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
- личностно-ориентированный подход к ребенку, создание "ситуации успеха" для каждого;
- создание условий для самореализации, самопознания, самоопределения личности;
- признание за ребенком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
- применение таких средств определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им дополнительной образовательной программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя достоинства личности ребенка.
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и государства как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
В нашей стране в последнее время всё больше ребят стремится уже с малых лет получать дополнительное образование.
К сожалению, в школе на уроках учитель не всегда может учитывать индивидуальные особенности учащихся: память, слух, логическое мышление и т.д., а ведь у каждого они находятся на разном уровне развития. Дополнительное образование в этом отношении имеет свои преимущества: педагог получает возможность установить более дружеский и тесный контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и творческую деятельность учащихся. А такой подход обеспечивает успех, который даёт ребёнку возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации учащихся на дополнительных занятиях.
Однако, как и любой вид деятельности, дополнительное образование должно быть занимательным и увлекательным, вызывать интерес у детей, ведь интерес является главной движущей силой познавательной деятельности. Конечно, на дополнительных занятиях ребятам не обойтись без приложения умственных и физических усилий. Педагог должен объяснить, что без труда не бывает ни успеха, ни отдыха, ни веселья.
Система образования в России в настоящее время претерпевает значительные изменения. В связи с этим возникла и необходимость создания программ и учебно-методического обеспечения для дополнительного образования. Их можно рассматривать как средство оптимизации и индивидуализации доп. образования, эффективности управления учебным процессом. Педагоги, учащиеся и их родители заинтересованы в повышении уровня проф. подготовки, но для соблюдения новых норм максимально допустимой нагрузки школьников в рамках здоровьесберегающих факторов необходимо все дополнительные материалы перенести в систему дополнительного образования.
Дополнительное образование даёт возможность в большей степени развивать социокультурную компетенцию, обучать школьников рассуждать, высказывать своё мнение и выражать своё отношение к изучаемому материалу.
Условия работы требуют от педагогов не только эффективного владения предметом и методикой его преподавания, но и умения видеть и анализировать современные, реальные изменения в образовании, адаптировать теоретические знания к жизненным ситуациям, применять современные технологии обучения для достижения конкретных целей и задач обучения.
Суть работы педагога дополнительного образования– это непрерывное творчество, постоянные эксперименты, неотступный поиск путей самосовершенствования. Дополнительное образование открывает дорогу для этого «творчества», делает педагогический труд интересным, ярким и запоминающимся для его обучающихся, даёт возможность и в ребёнке развить творческую личность, воспитать в нем все необходимые человеческие качества.
Но как расставить приоритеты в педагогической деятельности? Что важней: обучение или воспитание детей? Без воспитания нет и обучения. Очень трудно сказать, что из них первично. В учебно-воспитательном процессе они существуют в единстве, в постоянном взаимодействии.
Обучение дает ребенку знания о качествах личности, которые должны быть постепенно сформированы у него: о морали, ее нормах и правилах, о нормах общения с другими людьми, об эстетическом идеале, научные знания о природе, обществе, человеке, составляющие основу его будущего мировоззрения, и т. д.
Воспитание же, с одной стороны, помогает ребенку качественнее и лучше усваивать эти знания в силу того, что у него сформировано соответствующее отношение к учебе и самим знаниям, с другой же, оно целенаправленно осуществляется в педагогическом процессе через различные методы и формы организации воспитания, применяемые педагогом.
Итак, обучение, приобретаемые знания воспитывают, и этого нельзя недооценивать. Но для того чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям, к учебе. В этом суть воспитывающего образования, суть концепции модернизации системы дополнительного образования.
Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования. Школьники должны быть вовлечены в творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Важной задачей является усиление воспитательного потенциала ОУ, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося. Особое внимание должно быть уделено созданию условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации и здоровых детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей. Предыдущая система образования и обучения ставила задачу овладения знаниями, умениями и навыками. Новый стандарт образования — это на научной основе сделанный заход на формирование компетенций, которые более или менее характеризуют креативную личность.
Способность к творчеству, к самостоятельной деятельности развивается за счет формирования у ребенка умения учиться, познавать. Это процесс особых форм его деятельности с педагогом. Поэтому педагоги, задействованные в системе дополнительного образования, владеют психолого-педагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в других областях деятельности, способны помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Как следствие, организованная образовательная действительность требует иной инфраструктуры: нужны оснащенные новым оборудованием учебные кабинеты и спортивные залы; медиацентры и библиотеки; учебное оборудование, обеспечивающее выход в информационные сети; условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития.
В основу модернизации образования на первое место надо поставить постепенное изменение образовательного мировоззрения. Необходимо перевести ученика из статуса «объект» в статус «субъект».
Отличие объекта от субъекта заключается в следующем:
Объект – это предмет или категория, на которую направлено действие субъекта. Например, студент-юрист (субъект) изучает международное право (объект), приобретая новые знания.
Направленность действия. Субъект – это именно тот игрок, который преобразует исходную реальность, наполняя её новым содержанием. Действие направлено от него. Объект, напротив, принимает эти изменения либо сохраняет изначальную форму. Действие всегда направлено к нему.
Способность к действию. Субъект может принимать самостоятельное решение относительно дальнейшего развития событий. Объект подчиняется данным решениям и действиям, преобразуясь и изменяясь.
Проявление. Субъект проявляется через активное действие, вычленяя себя из реальности. Так, к примеру, ведут себя политические лидеры, управляя той или иной сферой отношений. Объект, напротив, проявляется через пассивное принятие действий субъекта.
Одушевлённость. Объект, как правило, является неодушевлённым (продукты питания, предмет труда, социальные блага). В то же время, если действие направлено именно к людям (помощь социального работника конкретному человеку), то можно говорить об обратном. Субъект всегда наделяется разумом и волей, что свидетельствует о наличии сознания, характерного для живых существ (ребёнок, политик, должностное лицо) либо порождений общества (унитарное предприятие, некоммерческая организация).
При этом существует финансовая сторона вопроса: дополнительное образование на данном этапе бесплатное, а значит – доступное для детей и подростков. Но занятия в определенных объединениях требуют какого-то финансового вливания, они столь незначительны, что не представляют особой проблемы для среднестатистической семьи.
Каким образом ребенок может получать дополнительное образование? Через освоение дополнительных общеразвивающих программ. Программы бывают разные по длительности, направленности, форме.
Думаю, что все присутствующие согласятся, что ребенку нужно посещать занятия дополнительного образования, так как на них
-выявляются его творческие способности;
-занятия дополнительного образования развивают его;
-кроме учебной деятельности, в которой учащийся может чувствовать себя не совсем успешным, появляется другой вид деятельности, позволяющий в полной мере реализовать себя;
-в классе собраны дети, имеющие разные интересы, поэтому не всегда они находят точки соприкосновения, то в кружке с ребенком будут находиться единомышленники, люди, увлеченные таким же видом деятельности;
-детское творческое объединение служит для формирования коммуникативных компетенций, когда через общение, передачу информации ребенок учится правильно вести себя в той или иной ситуации, учится взаимодействию, учится принимать помощь;
-когда родители или патронатные воспитатели на работе, их ребенок будет не просто под присмотром педагога, но будет в это время еще и развиваться.
Программа объединения дает возможность ребятам освоить техники, позволяющие изготавливать декоративные изделия, которые могут быть использованы в качестве подарков родным, близким и знакомым. А это в свою очередь позволит учащимся отойти от стереотипа человека общества потребления и осознать себя человеком – творцом. То есть ребенок не будет просить у родителей деньги для приобретения подарка для них же, а сделает его своими руками. Это не только повысит его самооценку, но и сблизит родителей с ребенком. Через работы, выполненные своими руками, воспитывается рачительность.
Кроме этого занятия творчеством решают и проблему самоопределения в профессии, так как развитие творческих способностей, повышение самооценки ребят будут способствовать желанию учащихся приобрести профессию, так или иначе связанную с творчеством (тип профессии «человек - художественный образ») или с детьми (тип профессии «человек – человек») через совместные занятия и взаимопомощь.
Занятия проводятся с учетом возраста ребят. Старшие ребята, которые посещают объединения не один год, чувствуют себя более уверенно, поэтому они оказывают помощь (советом или действием) младшим учащимся. То есть во время занятий происходит формирование ключевых компетенций учащихся: коммуникативных, информационных.
Ребята учатся жить в обществе. Повышается их самооценка, а значит, эта пока еще незрелая личность будет чувствовать себя более уверенно в жизни.
Занятия творчеством могут не просто занять ребят в свободное время, но научат их быть творцами. А творец всегда Созидатель, а не разрушитель. Поэтому занятия творчеством закладывают кирпичики в фундамент будущего ребенка: его карьеру, личную и семейную жизнь, активный отдых (хобби) и контактность в обществе. То есть делают человека успешным в жизни. А это –
главная задача родителей и педагогов, в том числе дополнительного образования.