Методическая разработка "Работа с родителями в системе ДОД"
Методическая разработка "Работа с родителями в системе ДОД"
Дополнительное образование детей играет немаловажную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечивать целостное развитие личности ребенка, его социализацию, влиять на становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Воспитание ребенка в учебном учреждении и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в УДОД сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Родители – главные помощники педагога!
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна проводиться в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Работа с родителями в системе ДОД" »
Содержание
Пояснительная записка
Формы и методы работы с родителями
Примерный тематический план работы с родителями на учебный год
Методические указания
Источники
Приложение
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительное образование детей играет немаловажную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечивать целостное развитие личности ребенка, его социализацию, влиять на становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Воспитание ребенка в учебном учреждении и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль педагога в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в УДОД сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Родители – главные помощники педагога!
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна проводиться в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Замечено, что дети, которые отставали от сверстников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако, роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место. В одной из школ проводилось изучение влияния семьи на успешность обучения младших школьников. После завершения эксперимента получилось, что по уровню влияния семьи на успешность ребенка семьи разделились на четыре группы:
Характеристика семей, которые влияют на успешность в обучении
Результаты успеваемости детей (уровни)
Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, поощряют напряженные занятия (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)
Высокий
Родители ценят успех, ожидают хорошей успеваемости, (ожидания родителей совпадают с познавательными способностями ребенка)
Выше среднего
Родители ценят успехи и ожидают от своих детей хорошей успеваемости (независимо от их способностей)
Достаточный
Родители не ценят успех детей и не питают высоких надежд по поводу их успеваемости (независимо от способностей)
Низкий
Следовательно, родители могут положительно повлиять на успех в том случае, если будут выступать в содружестве с ребенком, верить в его успех, никогда не отказывать в необходимой помощи, поощрять трудолюбие.
Там, где педагог и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в объединении и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы педагога должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались о педагоге, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет педагога, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.
Для младших школьников родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, педагог должен осознать, что его работа с детьми не принесет больших результатов без активного участия родителей.
Партнерство семьи и педагога должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.
Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В УДОД это наиболее важно при работе с учащимися начальной школы, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей, переходом к развивающему обучению с шести лет, резким уменьшением количества детей, до школы посещавших детские сады.
Формы и методы работы УДОД с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу.
Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности, должен обеспечивать при направляющей роли педагогов УДОД формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями ученика.
Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные тестирования и анкетирования, наблюдения. К формам работы относятся родительские собрания, открытые занятия, консультации (традиционные формы), нетрадиционные — дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги, мастер-классы.
При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.
Работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа.
Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в объединении. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми. Эффективным подходом является проведение анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.
Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей с нормативными документами, планом работы объединения, образовательной программой и с основными моментами пребывания ребенка в УДОД. Сориентироваться родителям в особенностях обучения ребенка на СЮТ позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного педагога
Второй этап охватывает период до окончания обучения ребенка в объединении. Он является основным в работе педагога с родителями. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей. При этом педагог должен:
повышать уровень педагогических знаний родителей;
укреплять доверие детей и родителей к педагогу и авторитет родителей в глазах детей;
расширять участие членов семей в воспитательной работе, в различных мероприятиях СЮТ.
Рассмотрим подробнее используемые на втором этапе формы и методы работы с родителями.
Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, поделок к праздникам и др.).
Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: конкурсы и соревнования, походы с родителями на природу, экскурсии в музеи, посещения выставок и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива дружного коллектива в объединении. Широкие возможности в совместной воспитательной работе семьи и УДОД открывает привлечение к ней бабушек и дедушек детей.
Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи и изготовлению «Семейного древа». Дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.
Значительный потенциал в работе по укреплению взаимодействия педагогического коллектива и семьи имеют бабушки и дедушки учащихся, которые, обладая большим жизненным опытом, свободным временем, желанием, часто готовы участвовать в совместной работе по воспитанию детей. Как показывает практика, привлечение их к организации мероприятий дает хороший воспитательный эффект.
Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий, так и для оперативного информирования родителей через сеть Интернет на сайте УДОД и персональном сайте педагога.
Третий этап работы педагога с родителями охватывает временной период после окончания обучения в объединении. На этом этапе педагогу важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в объединения спортивного мастерства и др. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.
И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании детей во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.
Это обусловлено тем, что у ребенка формируется самооценка на основе оценивания его педагогом и достигнутых результатов в обучении. Педагог с первых дней обучения детей в объединении становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания.
Со стороны родителей выделяют три фактора оценки педагога — наличие у учителя педагогического авторитета в восприятии родителей, уровень индивидуальной работы с их ребенком, воспитательная привлекательность педагога.
Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями помогает улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.
Основные педагогические компетенции, которыми должен обладать педагог для эффективной организации работы с родителями:
1.Рефлексивно-аналитические способности:
-способность анализировать свою деятельность;
-способность предвидеть результаты и последствия своей деятельности;
-умение овладевать методами диагностики состояния личности и коллектива;
-умение наблюдать и оценивать уровень индивидуального развития учащегося.
2.Организаторские способности:
-ставить перед детьми только такие задачи, которые дадут ожидаемый результат;
-планировать работу с теми, кто будет её осуществлять;
-разделить цель на более мелкие задачи и превратить их в дифференцированные задания для групповой и индивидуальной работы;
-создать положительную установку на предстоящую деятельность;
-использовать различные методы стимулирования индивидуальной самореализации детей;
-координировать усилия семьи, педагогов в воспитании детей.
3.Коммуникативные способности:
-установление контакта и взаимопонимание с каждым ребёнком;
-коррекцию межличностных взаимоотношений между детьми;
-справедливое решение всех конфликтных ситуаций;
-достижение взаимопонимания между родителями, педагогами и детьми.
Примерный план работы с родителями
на учебный год
1 год обучения
Тема
Дата проведения
Родительское собрание: «Знакомство с образовательной программой»
сентябрь
Праздник-игра : «Красный. Желтый. Зеленый»
октябрь
Выставка детских работ: «Новогодний хоровод»
декабрь
Круглый стол на тему: «Учеба и игра в жизни ребенка»
февраль
Выставка детских работ: «Наши достижения»
май
2 год обучения
Тема
Дата проведения
Каникулярное мероприятие: Соревнование планеров
октябрь
Выставка детских работ: «Украшения к Новому году»
декабрь
Беседа на тему: «Семья – главный воспитатель» с применением компьютерной презентации «Дети учатся жить»
январь
Праздник-игра: «Наши рукодельницы»
март
Беседа на тему: «Самые постыдные методы воспитания»
май
3 год обучения
Тема
Дата проведения
Родительское собрание на тему: «Семейное воспитание»
сентябрь
Каникулярное мероприятие: Соревнование контурных моделей
октябрь
Праздник-игра: «Наши руки не для скуки!»
декабрь
Круглый стол на тему: «Детская агрессивность»
март
Выставка детских работ: «Мастерская талантов»
май
Кроме того используются такие формы работы с родителями, как:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы и консультации;
- раздача памяток;
- оформление стенда с информацией для родителей;
- поощрение родителей за сотрудничество.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Семья – первый коллектив ребёнка, естественная среда его развития, где закладываются основы будущей личности. С момента, когда ребёнок поступает в образовательное учреждение, возникает «педагогический треугольник» (учитель – ученик – родитель). От того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и развитии детей. Семья становится не только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать социально-активным участником учебно-воспитательного процесса.
"Зорко одно лишь сердце", - давным-давно сказал Антуан де Сент-Экзюпери. Как много ситуаций в жизни педагога, когда только зоркое чуткое сердце может помочь в чём-то разобраться, найти решение из, казалось бы, неразрешимых проблем... Встреча с родителями учеников – как раз тот случай. Как сложно бывает порой растопить настороженность и недоверие родителей, как трудно найти тему для разговора, во время которой хотелось бы поделиться чем-то дорогим.
Работа с семьей – влияние на воспитательный потенциал семьи; объектом внимания является не сама семья, а семейное воспитание. Здесь необходимо следующее:
1) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи.
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.
Используя диагностику, необходимо помнить о нравственных аспектах всех исследований и руководствоваться определенными правилами.
Правило первое. Если родители поделились информацией с педагогом, она не должна быть доступной всем.
Правило второе. Диагностика проблемы предполагает коррекционные действия педагога по изученной проблеме.
Правило третье. Диагностическое исследование не должно ставить своей целью навешивание ярлыков.
Правило четвертое. Диагностическое исследование должно проводиться корректно и располагать к дальнейшему общению с педагогом.
Правило пятое. Для детального изучения проблемы одного диагностического исследования мало, необходимо использовать различные виды диагностик, чтобы получить достоверный материал.
Сотрудничество с родителями нельзя выстраивать «на глазок», ориентироваться только на интуицию, необходимо знать особенности современной семьи, ее отношение к школе и переменам в образовании.
Для чего педагогу нужна информация о семье?
• Для привлечения родителей к работе объединения
• Для проведения информационно-просветительской работы с родителями, а также для создания информационных материалов для родителей, «родительских памяток».
Что необходимо знать педагогу дополнительного образования о семьях своих учеников?
Социально-демографический портрет семьи.
• Состав семьи.
• Фамилии, имена и отчества отца и матери, их возраст.
• Род занятий родителей и других членов семьи.
• Материальная обеспеченность семьи.
Круг интересов, хобби членов семьи.
• Образ жизни семьи.
Организация и принципы семейного воспитания.
• Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль отношений (демократический, авторитарный, смешанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции, лидерство в семье, авторитет взрослых.
• Воспитательная позиция. Преобладающие методы и формы воспитания. Уровень педагогической культуры и самообразования родителей.
Взаимоотношения родителей с педагогом.
• Участие членов семьи в жизни объединении.
• Характер взаимодействия с педагогом.
2) Психолого-педагогическое просвещение родителей. Данное направление организовывается с помощью следующих форм работы:
индивидуальные консультации;
круглые столы;
беседы;
оформление памяток для родителей.
3) Привлечение родителей в учебно-воспитательный процесс осуществляется с помощью следующих форм работы:
открытые занятия и мероприятия;
помощь в организации и проведении различных мероприятий УДОД и укреплении материальной базы объединения;
совместные праздники;
походы, экскурсии в природу;
игры-соревнования.
ИСТОЧНИКИ
http://festival.1september.ru
www.sibac.info
ПРИЛОЖЕНИЕ
Памятка для родителей
Правила общения с одноклассниками
Симон Соловейчик
Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защититься.
Не дерись без причины.
Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
Играй честно, не подводи своих товарищей.
Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.
Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.
Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
Старайся быть аккуратным.
Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
П о м н и: ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Памятка для родителей
Взаимоотношения в семье
1) Безусловно принимайте своего ребенка.
2) Активно слушайте его переживания, мнения.
3) Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте, пишите друг другу письма и записки.
4) Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
5) Помогайте, когда просит.
6) Поддерживайте и отмечайте его успехи.
7) Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
8) Разрешайте конфликты мирно.
9) Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10) Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырех раз в день.
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Прошу Вас принять участие в обсуждении вопросов развития Вашего ребенка в объединении. Меня интересует Ваше личное мнение о работе объединения начального технического моделирования, в котором занимается Ваш ребенок. Прошу ответить на предлагаемые в анкете вопросы. Анкета анонимная, поэтому фамилию можно не указывать.
Нравится ли Вам объединение, в котором занимается Ваш ребенок?
Подчеркните один из правильных ответов:
Да;
Больше да, чем нет;
Больше нет, чем да;
Нет.
С каким настроением чаще всего идет на занятия Ваш ребенок? (подчеркните):
С большим желанием;
По обязанности, но без желания;
С большим нежеланием.
С каким настроением чаще всего приходит ребенок с занятий? (подчеркните):
Веселый и жизнерадостный;
Уставший, но удовлетворенный;
Раздраженный, расстроенный, неудовлетворенный своей работой.
Как Вы думаете, учитываются ли на занятиях индивидуальные особенности Вашего ребенка? (подчеркните):