Методическая разработка "Из истории русской избы" (В рамках авторской программы "Народная культура и традиции")
Методическая разработка "Из истории русской избы" (В рамках авторской программы "Народная культура и традиции")
Методическая разработка "Из истории русской избы" (В рамках авторской программы "Народная культура и традиции")
Пояснительная записка
У каждого человека есть своя малая Родина, имеющая определенные культурные традиции.
Методическая разработка «История русской деревянной избы» разработана в рамках авторской программы «Родник» по формированию интереса к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
В связи с ее реализацией происходит дополнение и углубление курса «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного возраста и «Истоки» в начальной школе под редакцией И.А. Кузьмина, А.В. Камкина
При проведении внеурочной деятельности и при изучении курса «Истоки» учащимися, а также путём опроса выяснилось, что дети недостаточно осведомлены об истории родного края, жизни и быте наших предков.
Было решено провести дополнительные занятия с использованием экспонатов мини музея прогимназии и подборка материала учащимися для создания презентаций, сопровождающих информационный блок, которые привлекут внимание к изучению истории малой родины и активизируют познавательную деятельность.
Методическая разработка позволяет системно и разносторонне познакомить детей с историей жилища – с традициями и обрядами строительства жилища, украшение жилища обереговыми символами, убранством русской избы; увидеть изменения и преобразования жилища человека; развивает ретроспективный и перспективный взгляд на вещи; познавательный интерес к традиционной русской избе – это труд, творчество, ремесло мужчин; учит детей работать в микрогруппах; воспитывает коммуникабельность. Методическая разработка «История русской деревянной избы» позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства украшения жилища с духовными традициями народа.
Методическая разработка направлена на развитие этнокультурной компетенции обучающихся и осуществляет межпредметные связи и реализуется в интеграции с учебными дисциплинами: историей, изобразительным искусством, литературой и науками: этнографией, фольклором, эстетикой, а также на моральное, нравственное становление личности. Когда учащиеся понимают, что их родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, они ощущают гордость как за свою землю, так и за себя; у них поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Развивающий потенциал таких занятий очень велик. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями
Методическая разработка «История русской деревянной избы» вызывает большой интерес у обучающихся, так как он насыщен зрительными образами – это презентации, репродукции картин художников России и Костромского края, натуральные предметы быта – экспонаты музея прогимназии, предметы, встречающиеся в повседневной жизни человека, дети получают уникальную возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действе.
Содержание методической разработки «Путешествие в прошлое одежды» постоянно аппелирует к самому главному качеству, заложенному в каждом ребенке, – способности к творчеству.
Творчество – главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия воспитанники легко переходят к подражательству. Создавая собственные маленькие произведения и украшая их, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Наряду с традиционными методами обучения детей используются музейная педагогика и развивающее обучение
Методическая разработка «История русской деревянной избы» рассчитана на 3 интегрированных учебных занятия и предназначена для обучающихся 7-11 лет.
Данная разработка была апробирована в 2010 – 2011 учебном году в прогимназии №18 «Родничок». Уровень усвоения знаний учащихся высокий.
Методическая разработка рекомендована учителям начальных классов для проведения классных часов, внеурочной деятельности и педагогам дополнительного образования.
Цель:
Образовательный аспект: Изучение особенностей постройки жилища у восточных славян, связи строительства с мировоззрением наших предков, собирание краеведческого материала о памятниках материальной культуры родного города
Развивающий аспект: Внедрение в сознание учащихся понятия «малая родина», необходимости сохранения исторической памяти о малой родине, пробуждение патриотических чувств и гордости за своё отечество, воспитание уважения к историческому наследию;
Воспитательный аспект: Воспитание духовно-нравственных качеств у детей, способствующих сохранению знаний народных традиций и обрядов
Задачи:
Формировать интерес к русской культуре, к истории создания жилища человека, к традициям и обрядам русского народа.
Знакомить с ремеслами русского народа, народным декоративным творчеством при создании архитектурных деталей жилища (конек, причелина, ставни, наличники и др.), как элементов оберега
Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям русского народа; приобщать к нравственным и духовным ценностям
Ожидаемый образовательный результат:
ü Устойчивый интерес к истории своей Родины;
ü Знания по истории прошлого и культуры родного края: ремесла русского народа, народно-декоративное творчество в архитектуре жилища человека
ü Способность творчески мыслить и рассуждать;
ü Умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
ü Способности заниматься исследовательской, проектной деятельностью
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка "Из истории русской избы" (В рамках авторской программы "Народная культура и традиции") »
Методическая разработка
«Из истории русской деревянной избы»
Косарева Валентина Николаевна
педагог дополнительного образования
(воспитатель
высшей квалификационной категории)
прогимназия №18 «Родничок»
городского округа город Шарья
Костромской области
Актуальность
Мы живем в сложное и интересное время, но как истинно русские люди, любящие свое Отечество, мы обязаны вернуть утерянные ценности, восстановить связь времен.
Приобщаясь к истокам культуры своего народа, мы начинаем ощущать себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения школа рассматривается как фундамент гражданского общества. Здесь появился документ «Концепция духовно-нравственного воспитания». Он задает параметры ценностных ориентиров, одним из которых является патриотизм и гражданственность (любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству).
Актуальность поднятой проблемы подчеркнул и губернатор Костромской области И.Слюняев:
«Патриотизм воспитывается на любви к своему родному краю, на знании достопримечательных мест. Связь времен не разрывается, а забота о прошлом является одновременно и заботой о настоящем, и обращением в будущее».
«Страницы времен» историко-краеведческий журнал №1 2009 г стр. 6
Пояснительная записка
У каждого человека есть своя малая Родина, имеющая определенные культурные традиции.
Методическая разработка «История русской деревянной избы» разработана в рамках авторской программы «Родник» по формированию интереса к познанию истории и культуры наших предков у детей дошкольного возраста.
В связи с ее реализацией происходит дополнение и углубление курса «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного возраста и «Истоки» в начальной школе под редакцией И.А. Кузьмина, А.В. Камкина
При проведении внеурочной деятельности и при изучении курса «Истоки» учащимися, а также путём опроса выяснилось, что дети недостаточно осведомлены об истории родного края, жизни и быте наших предков.
Было решено провести дополнительные занятия с использованием экспонатов мини музея прогимназии и подборка материала учащимися для создания презентаций, сопровождающих информационный блок, которые привлекут внимание к изучению истории малой родины и активизируют познавательную деятельность.
Методическая разработка позволяет системно и разносторонне познакомить детей с историей жилища – с традициями и обрядами строительства жилища, украшение жилища обереговыми символами, убранством русской избы; увидеть изменения и преобразования жилища человека; развивает ретроспективный и перспективный взгляд на вещи; познавательный интерес к традиционной русской избе – это труд, творчество, ремесло мужчин; учит детей работать в микрогруппах; воспитывает коммуникабельность. Методическая разработка «История русской деревянной избы» позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства украшения жилища с духовными традициями народа.
Методическая разработка направлена на развитие этнокультурной компетенции обучающихся и осуществляет межпредметные связи и реализуется в интеграции с учебными дисциплинами: историей, изобразительным искусством, литературой и науками: этнографией, фольклором, эстетикой, а также на моральное, нравственное становление личности. Когда учащиеся понимают, что их родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, они ощущают гордость как за свою землю, так и за себя; у них поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Развивающий потенциал таких занятий очень велик. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями
Методическая разработка «История русской деревянной избы» вызывает большой интерес у обучающихся, так как он насыщен зрительными образами – это презентации, репродукции картин художников России и Костромского края, натуральные предметы быта – экспонаты музея прогимназии, предметы, встречающиеся в повседневной жизни человека, дети получают уникальную возможность исторического «погружения», соучастия в предлагаемом действе.
Содержание методической разработки «Путешествие в прошлое одежды» постоянно аппелирует к самому главному качеству, заложенному в каждом ребенке, – способности к творчеству.
Творчество – главное средство освоения ребенком культурно-исторического опыта и движущая сила развития личности. От эмоционального восприятия воспитанники легко переходят к подражательству. Создавая собственные маленькие произведения и украшая их, дети выражают свое отношение к культурному наследию.
Наряду с традиционными методами обучения детей используются музейная педагогика и развивающее обучение
Методическая разработка «История русской деревянной избы» рассчитана на 3 интегрированных учебных занятия и предназначена для обучающихся 7-11 лет.
Данная разработка была апробирована в 2010 – 2011 учебном году в прогимназии №18 «Родничок». Уровень усвоения знаний учащихся высокий.
Методическая разработка рекомендована учителям начальных классов для проведения классных часов, внеурочной деятельности и педагогам дополнительного образования.
Цель:
Образовательный аспект: Изучение особенностей постройки жилища у восточных славян, связи строительства с мировоззрением наших предков, собирание краеведческого материала о памятниках материальной культуры родного города
Развивающий аспект: Внедрение в сознание учащихся понятия «малая родина», необходимости сохранения исторической памяти о малой родине, пробуждение патриотических чувств и гордости за своё отечество, воспитание уважения к историческому наследию;
Воспитательный аспект: Воспитание духовно-нравственных качеств у детей, способствующих сохранению знаний народных традиций и обрядов
Задачи:
Формировать интерес к русской культуре, к истории создания жилища человека, к традициям и обрядам русского народа.
Знакомить с ремеслами русского народа, народным декоративным творчеством при создании архитектурных деталей жилища (конек, причелина, ставни, наличники и др.), как элементов оберега
Воспитывать у детей уважение к традициям и обычаям русского народа; приобщать к нравственным и духовным ценностям
Ожидаемый образовательный результат:
Устойчивый интерес к истории своей Родины;
Знания по истории прошлого и культуры родного края: ремесла русского народа, народно-декоративное творчество в архитектуре жилища человека
Способность творчески мыслить и рассуждать;
Умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
Способности заниматься исследовательской, проектной деятельностью
Технологическая карта конструирования занятия №1
с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.
Занятие - факультатив
Возрастная категория
Интегрированное
Младший школьный возраст
Педагог
Косарева Валентина Николаевна
Тема метод. разработки
Занятие № 1 по теме
"История русской деревянной избы "
«Строительство деревянной избы»
Актуальность использования средств ИКТ
Визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Цель разработки
Изучение особенностей постройки жилища у восточных славян, связи строительства с мировоззрением наших предков
Задачи
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Познакомить детей с традициями русского народа строительства жилища - избы.
Уточнить представления детей об особенностях деревянных строений на Руси и в частности Костромской губернии.
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к истории предков и их традициям.
Использование на занятии средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
Презентация, созданная в MicrosoftPowerPoint
Материалы, подготовленные в Word
Мелодия р.н.п.
Аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный комп., программные средства)
Мультимедийный компьютер с проектором и экраном
Образовательные ресурсы Интернет
Для поиска иллюстраций, информации
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ЭТАП 1
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Цель
Организация внимания детей, вводные вопросы по теме.
Длительность этапа
2 – 4 минуты
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Показ презентации
Форма организации деятельности детей
Фронтальная
Функции педагога на данном этапе
Организаторские
Основные виды деятельности педагога
Чтение стихотворения, задает вопросы, мотивация на познание новой информации.
Промежуточный контроль
Устный
ЭТАП 2
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Цель
Знакомство детей с традициями и последовательностью строительства (рубить) избы
Длительность этапа
8 – 10 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Демонстрация презентации
«Русская изба»
Форма организации деятельности детей
Фронтальная
Функции педагога на данном этапе
Информационная
Основные виды деятельности педагога
Сообщение информации в сопровождении презентации,
вопросы к детям
Промежуточный контроль
Устный
ЭТАП 3
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель
Закрепить полученную информацию в практической
деятельности.
Длительность этапа
10 - 12 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Материал, подготовленный в WORD.
(схема постройки дома – деревянный конструктор)
Форма организации деятельности детей
Индивидуальная, групповая
Функции педагога на данном этапе
Оказание помощи при выполнении работы, оценочная, контролирующая
Основные виды деятельности воспитателя
Задает уточняющие вопросы, напоминает об основных деталях дома (избы) их назначении
Итоговый контроль
Устный
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Строительство деревянной избы»
Программные задачи:
Познакомить детей с традициями русского народа строительства жилища - избы.
Уточнить представления детей об особенностях деревянных строений на Руси и в частности Костромской губернии.
Воспитывать у детей интерес и бережное отношение к истории предков и их традициям.
Зрительный ряд: презентация «Русская изба» (приложение №1); альбом фотографий «Русь деревянная»; макет дома из строительного материала «брус», «кругляк»;
Литературный ряд: А. Токарева «Русские избы», загадки; произведения с иллюстрациями русской избы «Сказка о рыбаке и рыбке» и др.
Организационный момент
Подготовка к уроку. Мотивация.
Актуализация опорных знаний
- Где предпочитали наши предки строить (рубить) избы?
- Какой материал использовали при строительстве избы, дома?
Формирование новых знаний
Под мелодию («Валенки» р.н.м.) дети проходят и садятся на места.
Педагог читает стихотворение:
От Оки до Двины и Онеги, От московских до псковских дорог. Ладить лапти, ладьи и телеги Мог любой на Руси мужичок.
В городах, деревнях – повсеместно, Хоть парнишка, хоть вовсе малец, Знал топор, долото и стамеску, И работал с душой, удалец.
Были русские избы нарядны, А ладони умельцев - грубы. Украшались любовно фасады Кружевами тончайшей резьбы.
У окошек Авдотьи и Фёклы, Вышивали и пряли порой. И сверкали в наличниках стёкла, Словно девичьи очи весной. Пятистенка, родная избушка, Ты – праматерь часовен, церквей, Что от пят и до самой макушки, Вырастали совсем без гвоздей!
На холмах, крутоярах, в селеньях, Украшая излучины рек, Возвышались над миром творенья – Рукотворная радость навек.
Белый свет, он с избою прекрасней, За порогом расступится тьма. Словом, что ни деревня, то праздник Золотые из сосен дома!
Анна Токарева http://www.stihi.ru/2008/08/26/260
Учащимся предлагается назвать тему занятия, исходя из прочитанного стихотворения
Слайд №1
Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Не смотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства.
Слайд №2
Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство. Деревянные здания сохранили свою актуальность и сегодня. Многие отдают предпочтение бревенчатым жилищам благодаря свежести и экологической чистоте этих построек.
- С чем у вас ассоциируется слово «изба»?
Слайд №3
На сегодняшний день, практически у всех, изба ассоциируется со словом «деревня». И это правильно. Так как раньше постройки, возводимые в селе, деревне, слободе и т.д. назывались избами.
Слайд №4
А жилища такого же типа, построенные в городе, величались «домами».
Слайд №5
Были дома богатых , зажиточных людей, состоящих из 2-3 этажей, находящихся на отдельной территории вблизи деревни или села – называли их усадьба.
Слайд №6
Бревенчатые (рубленые) дома представляют собой конструкцию, в которой стены собирают из окорённых бревен (круглого леса).
- Как вы понимаете слова «окоренные бревна»?
Слайд№7
Дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) — снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя — гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.
Особые требования предъявлялись и к строительному материалу. Наши предки считали, что надо рубить деревья зимой в полнолуние потому, что если их срубить раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже – трескаться, а ещё, мне кажется, наши предки были добрыми, ведь они считали, что деревья зимой мёртвые, значит им не больно. Ещё мною было выяснено, что нельзя рубить старые деревья, они должны умереть в лесу своей смертью, мне видится здесь уважение к старости. Не брали “буйное” дерево, которое выросло на перекрёстке дорог, такое дерево может разрушить сруб и задавить хозяев. Считалось, что если не соблюдать эти правила, то дом будет приносить несчастья. Деревья рубили топором, так как считали, что он закрывает края дерева, и оно не гниёт.
-Какие деревья использовали для строительства избы?
Слайд №8
Предпочитали рубить избы из сосны, ели, лиственницы. Эти деревья с длинными ровными стволами хорошо ложились в сруб, плотно примыкая, друг к другу, хорошо удерживали внутреннее тепло, долго не гнили.
Слайд №9
Рубленые дома изготавливают из круглого леса хвойных и лиственных пород. Для возведения наружных стен используют брёвна диаметром от 22 до 30 см. Их укладывают горизонтальными рядами и соединяют в углах врубками. Систему стен из брёвен, связанных между собой, называют срубом. Каждый ряд брёвен в срубе является венцом. Первый, нижний венец часто ставили на каменное основание — "ряж", который складывали из мощных валунов.
- Как, вы, думаете, для чего это делали?
Все правильно. Так и теплее, и гниет меньше.
Слайд №10
Венцы соединяют между собой в паз и гребень. Паз служит для более плотного примыкания бревен друг к другу по высоте, что уменьшает воздухопроницаемость стен. Чтобы не затекала дождевая и талая вода, паз выбирают в нижней части бревна. Соединение бревен было разным – существует «чаша», «лапа»
Слайд №11
- Для чегомежду бревнами прокладывали мох или паклю?
Для устранения воздухопроницаемости и более плотного прилегания бревен друг к другу по высоте в пазах прокладывают паклю или сухой мох.
Слайд №12
Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. Такое жилище можно соорудить, по мнению крестьян, лишь следуя традициям предков, отступления от заветов отцов могли быть минимальными.
- Выскажите свои предположения о том, как и где, предпочитали выбирать место для строительства избы.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. Место они выбирали поближе к воде и лесу, чтобы удобно было для земледелия, охоты и рыбной ловли. Оно должно быть высоким, светлым, сухим. Чтобы проверить сухое ли место, клали пряжу, накрывали её сковородкой, потом проверяли, если пряжа не мокрая, то место сухое. А Сельверст в 17 веке в своей книге “Лечебник” писал: “… Если хочешь испытать, где избу ставить или иные хоромы, возьми кору старую дубовую и ту кору тою же стороною, которая к дубу лежала, положи на то место, где хочешь ставить избу, и не двигай её. И полежит та кора три дня, и на четвёртый день подымешь и посмотри под корою, и если найдёшь под нею паука или муравья, и ты тут не ставь избы или иных хоромов: то место лихо. А когда найдешь под тою корою мурашку чёрную, или каких червяков найдёшь, и ты тут избу ставь или какие другие хоромы, какие хочешь: добро то место”.
Неудачным для строительства считалось место, где раньше проходила дорога, была баня, стояло кривое дерево. Доброе место определяли ещё так: пускали домашнее животное, где оно ляжет, там хорошее место. Выбрав место, его огораживали и распахивали.
Слайд№13
Где будет, дом сажали берёзку, а в Сибири – кедр.
Мне было интересно, зачем это делали. И вот что я узнала. Оказывается, в каждой избе обитало светлое дружелюбное существо – Домовой. Сажая дерево, его переселяли в новый дом.
- Кто из вас знает - какой обычай сохранился до наших дней при строительстве избы?
Слайд№14 Возведение дома сопровождалось множеством обрядов. Он проводился во время укладки первого венца избы. Под бревна первого венца, подушку окна, матицу укладывали деньги, шерсть, зерно - символы богатства и семейного тепла, ладан - символ святости дома. Окончание строительства отмечалось богатым угощением всех участвовавших в работе.
Дом строили, когда кончались все сельскохозяйственные работы. Строили быстро, за неделю, помогала вся деревня. За работу не платили, но кормили, нельзя было, потом отказывать в помощи, когда строился кто-то другой.
Слайд №15
Главным инструментом был топор. Были плотницкие, большие топоры и столярные, маленькие топорики. При долблении корыт, изготовлении бочек и кадок использовался особый топор – тесло. Для строгания и шкурения дерева применяли скобель– плоскую, неширокую, слегка изогнутую пластину с лезвием на рабочей части. Для сверления применяли буравы. Не сразу появилась пила: в древности все делали топорами. Отсюда говорят не построить, а срубить дом.
Торцы каждого бревна старые плотники обрубали топором так аккуратно, что и пилой иному мастеру не всегда удавалось получишь такой чистый поперечный срез. В старину плотники не пользовались пилой потому, что изба с обрубленными торцами была намного прочнее, чем с отпиленными. Beдь перерубленные топором волокна древесины сминались и закрывали доступ влаги внутрь бревна.
- Чем покрывают крышу избы (дома)?
Слайд №16
Чем только не крыли крышу деревянных изб на Руси!
В XVI и XVII веках было в обычае покрывать сверху кровлю березовою корою от сырости; это придавало ей пестроту; а иногда на кровле клали землю и дерн в
предохранение от пожара. Форма крыш была скатная на две стороны с фронтонами на других двух сторонах.
Слайд №17
То солому увязывали в снопы (пучки) и укладывали вдоль ската крыши, прижимая жердями. Бедняки же крыли свои дома соломой. Солому на крышу складывали рядами, начиная снизу. Каждый ряд привязывали к основе кровли лыком. Затем солому «счесывали» граблями и поливали жидкой глиной для прочности. Верх кровли прижимали тяжелым бревном, передний конец которого имел форму конской головы. Отсюда и пошло название конёк.
Слайд №18
То щепили осиновые поленья на дощечки (дранку) и ими, словно чешуею, укрывали избу в несколько слоев.
Слайд №19
Самым же дорогим покрытием считался "тес" (доски). Само слово "тес" хорошо отражает процесс его изготовления. Ровное, без сучков бревно в нескольких местах надкалывалось вдоль, и в щели забивались клинья. Расколотое таким образом бревно еще несколько раз кололось вдоль. Неровности получившихся широких досок подтесывались специальным топором с очень широким лезвием.
- Как наши предки украшали свои жилища?
Слайд №20
Почти весь фасад крестьянского дома украшали резьбой. Резьбу делали на ставнях, наличниках окон, которые появились в XVII в., опушках навесов крыльца. Считалось, что изображения животных, птиц, орнамент охраняют жилье от нечистой силы.
Слайд №21
- Если мы войдем в крестьянскую избу, то обязательно споткнемся. Почему?
Оказывается, навешенная на кованых петлях дверь была с низкой притолокой наверху и высоким порогом внизу. Об него–то и спотыкался входящий. Тепло берегли и старались таким путем его не выпустить наружу.
Слайд №22
Из нескольких рядом стоящих четвериков составлялись, в основном, избы, а восьмерики использовались для строительства деревянных церквей (ведь восьмерик позволяет увеличить площадь помещения почти в шесть раз, не изменяя длину бревен).
Слайд №23
Часто, ставя друг на друга, четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.
Слайд №24
Аналогичным способом построен храм Святителя Николая
Слайд №25
Обносился весь двор с постройками оградами различных устройств.
- Что использовали на ваш взгляд для ограждения дома?
Глухой забор из горизонтальных бревен или тесин назывался "заплотом" а из таких же вертикальных бревен — "частоколом". Оба эти вида изгороди нередко называли "тыном". Делали еще изгородь из косо поставленных жердей — "осёки", либо из редких горизонтальных жердей — "прясло".
Завершение возведения избы отмечалось богатым угощением для плотников.
Моментом переезда в новый дом выбирали счастливый день перед полнолунием. В новое жилье первой должна войти кошка. На Севере Руси до сих пор сохраняется культ кошки. В большинстве северных домов в толстых дверях в сени сделано внизу отверстие для кошки.
Обязательно ставилось угощение для домового. Хозяева перебирались в новое жилище с огнем из старого очага, хлебом и тестом в квашне. На новоселье приглашали тех соседей, с которыми были в хороших отношениях, или просто удачливых односельчан.
- А теперь я предлагаю вам побывать в роли строителя, создавая макет русской избы.
Предложить детям из деревянного конструктора «Русская изба» (брус) сконструироватьдом с окнами, дверями
- Что для вас значит слово «дом»?
Дом – это жилая постройка, но дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках
Основательно, без сумятицы Избу ставили на века. Узнаю по надёжной матице Богатырскую крепь мужика.
Я люблю избу неоклеенной, Чтобы дерева видеть цвет,
С красотой, неизменной в цене: С Богородицею сердечною, И Георгием на коне!
http://festival.1september.ru/articles/57931
- Как, вы, понимаете смысл слов «чтоб душою вбирать рассеянный, заповедный, целебный свет…»; «С Богородицею сердечною и Георгием на коне».
Изучая тему «История русской деревянной избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. Дерево – это великолепный материал. На протяжении тысячелетий оно дарило людям тепло и инструменты, защиту и красоту (благодаря работе больших мастеров – резчиков по дереву)
Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.
с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.
Занятие - факультатив
Возрастная категория
Интегрированное
Младший школьный возраст
Воспитатель
Косарева Валентина Николаевна
Тема метод. разработки
Занятие № 2 по теме
"История русской деревянной избы "
«Внутренний мир русской избы»
Актуальность использования средств ИКТ
Визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Цель
Изучение особенностей устройства внутреннего мира жилища (избы) русского человека
Задачи
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище
Сформировать понятие духовного и материального центров избы.
Приобщать к нравственным и духовным ценностям
Использование на занятии средств ИКТ (универсаль-ные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
Презентация, созданная в MicrosoftPowerPoint
Материалы, подготовленные в Word
Русская народная мелодия
Аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Мультимедийный компьютер с проектором и экраном
Образовательные ресурсы Интернет
Для поиска иллюстраций, информации
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ЭТАП 1
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Цель
Организация внимания детей, вводные вопросы по теме.
Длительность этапа
2 – 4 минуты
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Показ презентации
Форма организации деятельности детей
Фронтальная
Функции педагога на данном этапе
Организаторские
Основные виды деятельности педагога
Чтение стихотворения, задает вопросы, мотивация на познание новой информации.
Промежуточный контроль
Устный
ЭТАП 2
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Цель
Знакомство детей с традиционными украшениями избы, расположение значимых предметов в избе
Длительность этапа
8 – 10 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Демонстрация презентации
«Внутренний мир русской избы»
Форма организации деятельности детей
Фронтальная
Функции педагога на данном этапе
Информационная
Основные виды деятельности педагога
Сообщение информации в сопровождении презентации,
вопросы к детям
Промежуточный контроль
Устный
ЭТАП 3
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель
Закрепить полученную информацию в практической
деятельности.
Длительность этапа
10 - 12 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Материал, подготовленный в WORD.
(схема дома внутри - рисунок)
Форма организации деятельности детей
Индивидуальная, групповая
Функции педагога на данном этапе
Оказание помощи при выполнении работы, оценочная, контролирующая
Основные виды деятельности педагога
Задает уточняющие вопросы, напоминает об основных частях дома (избы) их назначении (печка, красный угол, полати, лавки, окна)
Итоговый контроль
Устный
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Устройство внутреннего мира русской избы»
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием интерьер, его особенностями в крестьянском жилище; 2. Сформировать понятие духовного и материального центров избы. 3. Приобщать к нравственным и духовным ценностям.
Зрительный ряд: Фотографии музейной экспозиции интерьера крестьянского жилища; репродукции картин; презентация «Внутренний мир русской избы» (приложение №2)
Литературный ряд: Л. Мей “В низенькой светелке…”;
В.Белов – высказывание о русской печи; В.Федотов «Глаголем, кошелем и брусом…», загадки, поговорки; произведения с иллюстрациями русской избы, печи «Гуси-лебеди», «По щучьему велению..».
Организационный момент
Подготовка к занятию. Мотивация.
Актуализация опорных знаний
- По каким принципам строился и украшался внешний облик крестьянской избы.
- Зачем люди украшали свои жилища?
Формирование новых знаний
Показ слайда №1
- Ребята, сегодня наше занятие будет необычным. Мы с вами мысленно совершим путешествие в те времена, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки.
- Сейчас очень много больших многоэтажных домов. А приблизительно 300 лет тому назад даже 2- этажные дома были большой редкостью – их строили только самые богатые люди.
Раньше не говорили " дом", а говорили " изба" – тёплая половина дома с печью (название происходит от слова " истопить").
Показ слада №2
- Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При этом для него было важно не только решить чисто практическую задачу - обеспечить крышу над головой для себя и своей семьи, но и так организовать жилое пространство, чтобы оно было наполнено жизненными благами, теплом, любовью покоем. И при этом каждый крестьянин верил в традиции предков.
- При строительстве было важно место расположения дома.
Показ слайда №3
- Как вы думаете, где люди предпочитали строить селения, деревни? Почему? (В близи рек, лесов – лес для строительства, пропитание – грибы, ягоды, охота, лекарственное сырье, и т.д.; река – вода для питья, стирки белья, рыба)
Показ слайда №4
- Русская изба.…
Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Мы уже знакомы с узором декоративных элементов избы, ее конструкции: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо.
Показ слайда №5
Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом
- Как вы понимаете слова «со своим лицом»? (На внешний вид все дома разные)
Окна – глаза дома. Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
Показ слайда №6
Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
- Что напоминают вам вот эти волнистые линии?
Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.
Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах.
- На что похоже это изображение фигуры?
Еще один важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца.
Показ слайда №7
- Давайте, ребята, мысленно войдем в крестьянское жилище:
«В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром». Л. Мей http://festival.1september.ru/articles/500193/
- Что использовали наши предки для освещения избы?
Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.
Рассматривание детьми предметов музея прогимназии – лучина, керосиновая лампа, свеча
Показ слайда №8
- В доме (избе) существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все гармонично и совершенно.
Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет. Потолоксвязывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь - путь на небе.
Показ слайда №9
Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь. Посуда обычно была деревянной или глиняной.
Показ слайда №10
- Пол – землю покрывали домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.
Подпол символизировал нижний, подземный мир.
Показ слайда 11
- Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
- Под материальным центроммы понимаем мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья, благосостояния.
В крестьянском доме источником всего этого была ПЕЧЬ – кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней.
Не случайно печь распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
Показ слайда №12
- Назовите сказки, где печь является действующим персонажем.
(“По щучьему велению”, “Гуси-лебеди”, «Жихарка»)
Показ слайда №13
- “Что есть в печи – все на стол мечи” – говорит русская пословица.
- А что же в ней такое есть, что можно “метать” на стол? Угольки и головешки, что ли? Как вы думаете?
Эта печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. От дверей, вдоль печи устраивалась широкая лавка. На которой сидели, зашедшие соседи. На ней мужчины обычно занимались хозяйственными работами – плели лапти и т.д. На ней спал старый хозяин дома.
Показ слайда №14
На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки).
На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой.
Обратите внимание на отдельные детали и форму печи. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки.
Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.
Печка долго хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.
Показ слайда №15
- Рядом с устьем печи стоят на вытяжку железные ухваты, которыми ставят в печь и достают из печи чугунки. А так же рядом находится кочерга и лопата для выпечки хлеба.
Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В. Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.
Предложить детям попробовать взять чугунок ухватом, рассмотреть кочергу, лопату
Показ слайда №16
- В переднем углу избы находился духовный центрдома.
Духовный - от слова “душа”. Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями, Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами,
страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Иначе его называли Красный угол.
- Как, вы, понимаете значение слов «Красный»?
- Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица, Красная скамья, красные окна, красный угол.
Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами.
Показ слайда №17
Красный угол олицетворял зарю. Рядом стоял стол. За него усаживали дорогих гостей для душевной беседы. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи.
Показ слайда №18
- Убранству кровати придавалось большое значение. На ней были горы подушек разного размера. Наволочки украшали вышивкой, кружевом. На подушки набрасывались накидки. Кружевные накидки часто набрасывались и на спинки кровати. Кровать застилалась красивым лоскутным одеялом, которое кропотливо шилось из обрезков ткани – лоскутьев. В праздничные дни, а иногда и повседневно, под одеяло заправлялся поднавес – белое полотно с кружевами – с «поднадзором».
Рассматривание предметов – подзора, вышитые наволочки подушек, лоскутное одеяло
- Как называлось спальное место для младенца
Показ слайда №19
- Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку (зыбка). Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.
Показ слайда №20
- Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – кросна, на нем женщины ткали.
Показ слайда №21-23
Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Давайте рассмотрим убранство русской избы по картинам художников.
Практическая работа
Задание:
Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.
Последовательность изображения крестьянского интерьера:
1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами.
2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.
3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)
Итог:
Анализ работ учащихся.
Домашнее задание:
Подобрать иллюстрации предметов быта, украшенных деревянной резьбой.
Технологическая карта конструирования занятия №3
с использованием средств информационных технологий и ресурсов Интернет.
Занятие - факультатив
Возрастная категория
Интегрированное
Младший школьный возраст
Педагог
Косарева Валентина Николаевна
Тема метод. разработки
Занятие № 3 по теме
"История русской деревянной избы "
«Деревянное кружево русской избы»
Актуальность использования средств ИКТ
Визуализация изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
Цель
Формирование духовной культуры личности
Задачи
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
Расширить представления детей об украшении избы, элементах декора, выполняющих в прошлом обереговые функции.
Учить учащихся видению красоты, своеобразия деревенских изб, понимания связи формы избы и ее назначения; точному выполнению эскизов архитектурных деталей памятников народного деревянного зодчества.
Воспитывать у детей любовь, интерес к русскому народному искусству, бережное отношение к традициям своего народа, чувство национальной гордости за русское искусство, развитие творческих способностей учащихся
Использование на занятии средств ИКТ (универсаль-ные, ОЭР на CD-ROM, ресурсы сети Интернет)
Презентация, созданная в MicrosoftPowerPoint
Материалы, подготовленные в Word
Русская народная мелодия
Аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)
Мультимедийный компьютер с проектором и экраном
Образовательные ресурсы Интернет
Для поиска иллюстраций, информации
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
ЭТАП 1
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Цель
Организация внимания детей, вводные вопросы по теме.
Длительность этапа
2 – 4 минуты
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Показ презентации
Форма организации деятельности детей
Фронтальная
Функции педагога на данном этапе
Организаторские
Основные виды деятельности педагога
Чтение стихотворения, задает вопросы, мотивация на познание новой информации.
Промежуточный контроль
Устный
ЭТАП 2
УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Цель
Знакомство детей с традиционными украшениями избы, символикой оберегов
Длительность этапа
8 – 10 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Демонстрация презентации
«Деревянное кружево избы»
Форма организации деятельности детей
Фронтальная
Функции педагога на данном этапе
Информационная
Основные виды деятельности педагога
Сообщение информации в сопровождении презентации,
вопросы к детям
Промежуточный контроль
Устный
ЭТАП 3
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Цель
Закрепить полученную информацию в практической
деятельности.
Длительность этапа
10 - 12 минут
Основной вид деятельности со средствами ИКТ
Материал, подготовленный в WORD.
(эскизы лицевой части дома для прорисовки, украшения архитектурными деталями)
Форма организации деятельности детей
Индивидуальная, групповая
Функции педагога на данном этапе
Оказание помощи при выполнении работы, оценочная, контролирующая
Основные виды деятельности педагога
Задает уточняющие вопросы, напоминает об основных частях архитектуры, их назначении (причелина, полотенце, ставни, наличники, конек и т.д.)
Итоговый контроль
Устный
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Деревянное кружево русских домов»
Цель: Формирование духовной культуры личности
Задачи:
Расширить представления детей об украшении избы, элементах декора, выполняющих в прошлом обереговые функции.
Учить учащихся видению красоты, своеобразия деревенских изб, понимания связи формы избы и ее назначения; точному выполнению эскизов архитектурных деталей памятников народного деревянного зодчества.
Воспитывать у детей любовь, интерес к русскому народному искусству, бережное отношение к традициям своего народа, чувство национальной гордости за русское искусство, развитие творческих способностей учащихся
Зрительный ряд: альбом иллюстраций «Деревянное зодчество Костромского края», выставка книг по теме «Деревянное кружево»; презентация «Деревянное кружево русской избы» (приложение №3)
Литературный ряд: Елена Амосова «Деревенская изба …», предание «Подарок Ангела»
Организационный момент
Подготовка к уроку. Мотивация.
Актуализация опорных знаний
- Зачем люди украшали свои жилища?
- Какие магические стихии отображались в украшениях?
Формирование новых знаний
Слайд №1
Сложно представить себе Древнюю Русь без красивой избы, выстроенной из дерева. Еще с детства мы знаем, что дома раньше строились без гвоздей и пил — одними топорами. Оттого и говорили «рубить избу». Ведь пила сминала волокна дерева. Перед очередной свадьбой вся деревня (тоже, кстати, однокоренное слово «дереву») сходилась и в один день ставила избу: мужчины занимались строительством, а женщины готовили для них обед и ужин, за которым все собирались и хвалили будущий дом.
Слайд №2
К дереву было особое почтение, уважение. Каждая семья знала поговорки и обряды на заговор дерева. Да и из чего еще строить? Дерево и глина — вот единственные материалы, из которых вырастало на Руси всё: крепости, церкви, монастыри, храмы, избы — от роскошных купеческих и боярских «хором» до обычных «четвериков» да «пятистенок», хозяйственные постройки, бани.
- Чем отличались русские избы от домов в других странах?
Слайд №3
Для наших построек характерно наличие башенок, пристроек, переходов, сеней. Чаще всего строения были многоярусными и всегда украшенными художественной резьбой. Любили у нас вырезать украшения в форме закомар (полукругом).
Слайд №4
Сегодня в Костроме, да и в Костромских селах, редко встречаются настоящие русские наличники. А раньше они выполняли не только декоративную роль.
- Какую роль выполняли окна и наличники в русских избах?
В первую очередь они являлись оберегом от злых духов - ведь сквозь окна и двери им легче всего проникнуть в дом. Поэтому на каждом, даже самом маленьком окне, красовались резные наличники, над крыльцом вырезались специальные символы, на коньке часто располагался петух — оберег от пожаров.
Слайд №5
Костромской край со всех сторон окружен лесом, поэтому не удивительно, что все постройки были из дерева. Дома выгорали во время пожаров, но их потом востанавливали снова. И снова из дерева. Лишь в XVIII веке стали появляться первые постройки из кирпича.
Но в нашем крае и сегодня возводят деревянные сооружения, дома. Современные люди мало что знают о традициях строения настоящей русской избы, именно поэтому создаются музеи деревянного зодчества.
Слайд №6
В Костроме на территории Нового города Ипатьевского монастыря открылся музей деревянного зодчества: здесь собрались настоящие деревянные произведения искусства: церкви, избы, часовни, которые все вместе дают ощущение того, что мы попали в русскую деревню.
Слайд №7
Первой на территорию монастыря прибыла Спасская церковь из села Вежи. Она уникальна тем, что построена на сваях — место, в котором она стояла, по весне заливало водами рек Костромы, Идоломши и Соти. Потому ее и поставили на дубовые сваи. В советское время, когда на Волге появлялись водохранилища, село Вежи было затоплено. Красивую церковь решили спасти. На сегодняшний день это самая большая из всех сохранившихся деревянных клетских церквей. Конструкция ее проста: маленькие окна, невысокие потолки. Внутри на грубом полу стоят обычные лавки, размещен иконостас и два клироса. Она датируется 1628 годом. Согласно легенде, ее построили два брата из города Ярославля — Мумиевы. Якобы их имена вырезаны под коньком крыши. Именно с этой церкви начинается музей деревянного зодчества в Костроме. Но к сожалению, в 2002 году, 4 сентября церковь сгорела. Всего в России подобных церквей на сваях осталось только две — обе находятся в Кижах.
Есть здесь церковь, которая была построена в 1552 году! Все ее внутреннее убранство сохранилось. Этот памятник зодчества был привезен в Кострому из села Холм (Галичский район). На церкви сохранилась надпись о том, что она была построена 13 октября 1552 года.
Слайд №8
Вы не пройдете мимо настоящей деревенской избы («дом Ершова») XIX века, привезенной в музей из села Кортюк. Внутри работники музея воссоздали всю старинную обстановку: есть печь, большие лавки и стол, деревянная посуда. В доме маленькие окошечки с наличниками, ставни, с задней части — простой водослив.
Кроме этой избы в музее деревянного зодчества сохранилось еще порядка 7 древних изб, вместе которые воспроизводят колорит северной русской деревни.
Большая круглая часовня была привезена в музей из деревни Большое Токарево Более современная часовня из деревни Притыкино Шарьинского района расположилась рядом.
Слайд №9
В этот музей в Ипатьевский монастырь — памятники деревянного зодчества со всего Костромского края привозят сюда с 1958 года. Строения разбирают, привозят в монастырь и здесь собирают заново, обставляя интерьер древними предметами быта. Ведь это очень интересно — как жили наши предки, какой у них был дом, посуда, а через них понять обычаи и традиции
Слайд №10
Древние зодчие умели из простых вещей сделать произведение искусства, но сами при этом совсем не осознавали, что создают. Для них это было в порядке вещей — наличники, резная ложка, красивая рама для зеркала. Сегодня мало кто может воссоздать подобные вещи. Но через них мы видим великое духовное наследие, которое оставили наши предки. И мы можем сохранить через это искусство чувство красоты и гармонии мира.
Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени и дошла до нас в виде домовой резьбы.
Предложить детям рассмотреть предметы быта из дерева – экспонаты музея прогимназии
Слайд №11
Наличник на окне в русской избе - это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?
Вслушайтесь в это слово: "наличник" - "находящийся на лице". Фасад дома - это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Двери и окна - это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье.
- Как он мог это сделать?
Один из способов защиты - окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
Слайд №12
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.
- Чем отличаются избы друг от друга?
Наличники на окне - словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
- Какие символы, знаки изображены на наличниках
Слайд №13
Важный символ магических знаков наших предков - это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными.
- Что обозначает изображение волнистых линий?
Слайд №14
Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам - это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.
- Какими знаками отображали землю?
Слайд №15
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы - так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
- Кого еще можно увидеть на узорах украшенной избы?
Слайд №16
А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение у древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием
воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках.
- На каких еще частях избы можно увидеть деревянное кружево?
Слайд №17
Люди изображали магические знаки- обереги на самых ответственных местах (охраняли). Украшения - обереги (птицы, кони). Конь - верный помощник крестьянину. Конь - оберег завершает собой длинное выдолбленное бревно, которое закрывает стык обоих скатов крыши - конек крыши
Лобовая доска - закрывает стык бревен с досками треугольника под крышей.
Края кровли выступают, и их концы прикрывают узорные доски - причелины.
Стык причелин, чтобы в щель не попадала вода, сверху закрыт небольшим, свешивающимся вниз полотенцем.
Причелины, полотенце, лобовая доска обязательно украшались резьбой - деревянным кружевом.
На концах причелин и полотенец можно увидеть резную круглую розетку - символическое изображение солнца.
Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние узоры превратились в декоративные элементы.
- А хотите узнать историю появления окна?
Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так. Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: "Вот дурная баба!", взял топор и прорубил в стене окно. Женщина ответила: "Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно". Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами. При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно? Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились 200 лет. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни. - А что же тогда прорубил ангел?
Слайд №17
Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова "волочить" и пошло название волоковое окно.
Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки. Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали. - Но как, же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть эти знаки?
Слайд №18
На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы? Слайд №19
Это очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском.
- Почему так мало находится старинных наличников в музеях? Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь.
Восстанавливали дома или самостоятельно или приглашали мастеров-плотников. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.
Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков. Слайд №21
Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме "червы". Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом. Однако на территории Костромкой области встречаются дома, светелка которых содержит вместо "червы" так называемый "небосвод", т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды.
Особенно высоким мастерством резьбы в украшении фасадов отличаются строения деревень Поволжья, Ярославской, Владимирской, Костромской и Нижегородской губерний. Рельефной резьбой на архитектурных элементах зданий выполнялись замысловатые художественные орнаменты растительной тематики, среди которых иногда встречались персонажи сказок и былин.
- А теперь я предлагаю вам побыть в роли художника – архитектора и нарисовать эскизы наличников для своего дома.
Учащимся предлагается выполнить общий обрис дома, затем прорисовать архитектурные детали. Основные части избы передаются простейшими геометрическими фигурами.
Последовательность рисования: фасадная стена; крыша; окна, двери и другие части дома.
Далее в процессе самостоятельной работы учащиеся заканчивают в цвете выполнение рисунка. Подготовленный эскиз выполнить акварельными или гуашевыми красками. Сначала выполняется в цвете общий обрис дома, затем архитектурные детали (под цвет дерева - коричневый, серый).
Выполнение работ детьми.
Во время работы детей звучит русская народная мелодия.
Деревенская изба: Лавка, полог, печь, труба, Дровней слышь игривый треск, А в округе дивный лес! Деревенская изба: Туески, бочки, узда, Аромат больших полей, Певчих птичек слышно трель? Деревенская изба: Пироги, блины, ватрушки И веселые старушки, И веселая гармошка – Веселится дед Сережка! Ребятишки босиком На коне летят верхом.
Елена Амосоваhttp://www.stihi.ru/2011/05/20/4535
Домашнее задание:
Предложить детям подобрать иллюстрации и материал о ремеслах Костромского края
Список используемой литературы
1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.
2. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900
3. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.
4. П.А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. Л., 1986
5. П.А. Раппопорт Древнерусское жилище. Л., 1975
6. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.
7. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор»