kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мастер -класс на занятиях внеурочной деятельности по математике

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе описана работа с танграмом. Рассказано о видах работ на занятиях внеурочной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс на занятиях внеурочной деятельности по математике»

Мастер-класс по математике

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

 Труд учителя — радостный труд,

Быть учителем — значит учиться,

Значит в сердце ребенка писать

Как на чистой тетрадной странице.

Что оставлю я в детских сердцах,

Чем в них слово мое отзовется,

Пусть ни горе, ни боль и ни страх

В школьных стенах их души не коснется.

Только б мыслить мне их научить,

Доброты бы взлелеять побеги,

Ради этого стоит нам жить,

Дорогие мои коллеги!

 



 

Я, Шишкина Надежда Ивановна, вот уже более 30 лет работаю учителем математики. Проанализировав литературу, я остановилась на технологиях с использованием групповых форм учебной деятельности по нескольким причинам:

Во- первых, потому, что в условиях существующей  у  нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено стандартом образования.

Во-вторых, потому, что на мой взгляд, эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к друг другу и преподавателю, коммуникабельность, желание помочь другим.

При использовании  только традиционных методов обучения потребности обучающихся почти не учитываются. В этой системе «ребенок изначально личностью не является, он может стать ею  лишь в процессе целенаправленных педагогических воздействий», Нынешнее время требует, чтобы в деятельности педагога реализовывались принципы гуманизации образования, учета потребностей обучающихся, усиления самооценочной  деятельности обучающихся, что не вступало бы в противоречие с сохранением их психического и физического здоровья.

В основу опыта положена идея личностно -  ориентированного подхода в обучении  с использованием коллективного способа обучения учащихся математике.

При групповых формах обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью групп обучающихся группы. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.

Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют обучающихся  с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.

К групповым относят также парную работу обучающихся. Деятельностью учебных групп преподаватель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения обучающихся. В современной общеобразовательной практике чаше всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения. Однако ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми. На этот факт обращают внимание М.Д.Виноградова и И.Б.Первин.[2] Они отмечают, что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной.

Коллективная работа, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:

  • класс осознает коллективную ответственность за данное преподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;

  • организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством преподавателя;

  • действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;

  • есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.

Последовательность работы может быть следующей:

– учебная группа (15–20 человек) разбивается на подгруппы по 5–6 обучаемых.

Подгруппа из своего состава выбирает руководителя;

– преподавателем ставится задача или формулируется проблема, определяется срок ее решения;

– работа в подгруппах проводится самостоятельно под общим руководством руководителя;

– после выработки решения руководители сами или по их назначению представители подгрупп по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты;

– после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучаемые: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вводятся коррективы в свои решения;

– окончательный итог подводится преподавателем. При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность (степень правильности) групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов. Оценку обучаемым дают руководители подгрупп, а последних – преподаватель.

Достоинства этого метода обучения очевидны. У обучаемых формируются навыки индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики.

При планировании своего урока я всегда стараюсь сделать все возможное, чтобы ученики не были зрителями, а активно работали.

 При проведении обобщающего повторения коллективный метод усложняется применением геометрических головоломок – игра “танграм. Одна из самых известных древних геометрических головоломок – игра “танграм”, в которую в течение многих веков играют и дети, и взрослые. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.

Вот одна из них: Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти 4000 лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник Лао. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей. И подарили эту игру императору, в которую стал играть Лао. Играя в нее, он постигал начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал терпеливым, как истинный философ.

Название “танграм” - европейское. Вероятнее всего, от слова “тань” (что означает “китаец”) и корня “грамма” (в переводе с греческого “линия”)

Исходная фигура – большой квадрат, которая делится на два равных больших треугольника, два маленьких равных треугольника, один средний треугольник, один квадрат, один четырехугольник.

Распечатать шаблон можно на цветном двухстороннем картоне и разрезать по линиям. Более практичные  и долговечные таны делают из пластика. Материалом для такой головоломки может послужить жесткой офисной папки или  из пластиковой  коробки из под DVD.

Головоломка состоит в том, что, нужно используя все семь частей, сложить предложенные фигурки (или составить фигурки самим). Рассмотрим правила игры

  • Составлять фигуры по образцу контуру.

  • В состав каждой фигурки должны входить все семь частей.

  • Части при этом они не должны перекрываться.

Вообще все фигуры, собираемые с помощью танграма, срисованы из реальной жизни – это животные, люди в различных обликах и действиях, какие-то предметы обихода и т.д.

    Сейчас мы с Вами имеем возможность поработать в группах, собирая танграм. Я вам продемонстрирую, как собрать свечу с помощью 7 танов.  (Рисунок1)

                   

  Рисунок 1.  Свеча

 

Предлагаю Вам, коллеги, организовать группы для выполнения задания. Количество участников в группе больше 3 человек.У каждой группы имеется набор танов и рисунки.

Первый этап:              каждая группа  по образцу собирает фигурку. (Рисунок 2) 


Второй этап:           Теперь задача усложняется. Каждая группа собирает по 2 фигурки    человека  по рисунку без образца.  (Рисунок3)      

                                     без образца и защищает свой проект   пословицей, поговоркой,                                            

                                     четверостишьем.

                                                                              Рисунок3

 

Третий этап:               все группы представляют свой результат на одной плоскости, и  вместе мы    создали коллективный портрет нашего   мастер -  класса.

Релаксация

- Что нового Вы узнали на  мастер  - классе?

- Приемлем ли на ваших занятиях коллективный метод?

- В чем заключается преимущество этого метода?

Упражнение  «Обратная связь». Упражнение направлено на осознание участниками полезности и актуальности содержания мастер - класса, получение организаторами информации об отношении участников к проведенному мероприятию.

Ведущий предлагает участникам сочинить стихотворную форму «Синквейн» по определенному алгоритму. 

  •  

Волнующий, интересный

Манит, Учит. Вдохновляет.

Мысли будоражит, уверенность будит.

  •  

В заключение я хочу сказать, что в современных условиях успешность обучения и его результаты во многом зависят от личности учителя.

 




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мастер -класс на занятиях внеурочной деятельности по математике

Автор: Шишкина Надежда Ивановна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "ЭОР Мастер класс "Активные методы обучения. Развитие аналитических способностей через игру "Танграм""
    ["seo_title"] => string(80) "eor_mastier_klass_aktivnyie_mietody_obuchieniia_razvitiie_analitichieskikh_sposo"
    ["file_id"] => string(6) "447934"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1515089982"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Мастер - класс «Использование информационных технологии во внеурочной деятельности в начальных классах» "
    ["seo_title"] => string(114) "mastier-klass-ispol-zovaniie-informatsionnykh-tiekhnologhii-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-nykh-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "126776"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415210673"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Мастер-класс "Использование танграмм как один из путей формирования предметных и метапредметных учебных действий""
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_ispolzovanie_tangramm_kak_odin_iz_putei_formirovaniia_predmetnykh_i"
    ["file_id"] => string(6) "501731"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551342754"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Связь УУД с внеурочной деятельностью (в рамках занятий математического кружка) "
    ["seo_title"] => string(89) "sviaz-uud-s-vnieurochnoi-dieiatiel-nost-iu-v-ramkakh-zaniatii-matiematichieskogho-kruzhka"
    ["file_id"] => string(6) "126714"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415207345"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) ""кспертная оценка интерактивных тренажёров издательства «Планета» для учащихся школы I ступени в условиях реального учебного процесса "
    ["seo_title"] => string(159) "kspiertnaia-otsienka-intieraktivnykh-trienazhiorov-izdatiel-stva-planieta-dlia-uchashchikhsia-shkoly-i-stupieni-v-usloviiakh-rieal-nogho-uchiebnogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "234145"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443357711"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства