Просмотр содержимого документа
«Мастер -класс на занятиях внеурочной деятельности по математике»
Мастер-класс по математике
ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Труд учителя — радостный труд,
Быть учителем — значит учиться,
Значит в сердце ребенка писать
Как на чистой тетрадной странице.
Что оставлю я в детских сердцах,
Чем в них слово мое отзовется,
Пусть ни горе, ни боль и ни страх
В школьных стенах их души не коснется.
Только б мыслить мне их научить,
Доброты бы взлелеять побеги,
Ради этого стоит нам жить,
Дорогие мои коллеги!
Я, Шишкина Надежда Ивановна, вот уже более 30 лет работаю учителем математики. Проанализировав литературу, я остановилась на технологиях с использованием групповых форм учебной деятельности по нескольким причинам:
Во- первых, потому, что в условиях существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено стандартом образования.
Во-вторых, потому, что на мой взгляд, эти технологии обеспечивают не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но интеллектуальное и нравственное развитие обучающихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к друг другу и преподавателю, коммуникабельность, желание помочь другим.
При использовании только традиционных методов обучения потребности обучающихся почти не учитываются. В этой системе «ребенок изначально личностью не является, он может стать ею лишь в процессе целенаправленных педагогических воздействий», Нынешнее время требует, чтобы в деятельности педагога реализовывались принципы гуманизации образования, учета потребностей обучающихся, усиления самооценочной деятельности обучающихся, что не вступало бы в противоречие с сохранением их психического и физического здоровья.
В основу опыта положена идея личностно - ориентированного подхода в обучении с использованием коллективного способа обучения учащихся математике.
При групповых формах обучения преподаватель управляет учебно-познавательной деятельностью групп обучающихся группы. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые.
Дифференцированно-групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.
К групповым относят также парную работу обучающихся. Деятельностью учебных групп преподаватель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения обучающихся. В современной общеобразовательной практике чаше всего используются две общие организационные формы: фронтальная и индивидуальная. Гораздо реже на практике применяются групповая и парная формы обучения. Однако ни фронтальная, ни групповая формы обучения не являются на самом деле коллективными, хотя их и пытаются представить таковыми. На этот факт обращают внимание М.Д.Виноградова и И.Б.Первин.[2] Они отмечают, что не всякая работа, которая формально протекает в коллективе, является по сути коллективной. По своему характеру она может быть сугубо индивидуальной.
Коллективная работа, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:
класс осознает коллективную ответственность за данное преподавателем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством преподавателя;
действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого обучающегося и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
Последовательность работы может быть следующей:
– учебная группа (15–20 человек) разбивается на подгруппы по 5–6 обучаемых.
Подгруппа из своего состава выбирает руководителя;
– преподавателем ставится задача или формулируется проблема, определяется срок ее решения;
– работа в подгруппах проводится самостоятельно под общим руководством руководителя;
– после выработки решения руководители сами или по их назначению представители подгрупп по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты;
– после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучаемые: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вводятся коррективы в свои решения;
– окончательный итог подводится преподавателем. При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность (степень правильности) групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов. Оценку обучаемым дают руководители подгрупп, а последних – преподаватель.
Достоинства этого метода обучения очевидны. У обучаемых формируются навыки индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики.
При планировании своего урока я всегда стараюсь сделать все возможное, чтобы ученики не были зрителями, а активно работали.
При проведении обобщающего повторения коллективный метод усложняется применением геометрических головоломок – игра “танграм. Одна из самых известных древних геометрических головоломок – игра “танграм”, в которую в течение многих веков играют и дети, и взрослые. Существует целый ряд версий и гипотез возникновения игры “Танграм”.
Вот одна из них: Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти 4000 лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник Лао. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей. И подарили эту игру императору, в которую стал играть Лао. Играя в нее, он постигал начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал терпеливым, как истинный философ.
Название “танграм” - европейское. Вероятнее всего, от слова “тань” (что означает “китаец”) и корня “грамма” (в переводе с греческого “линия”)
Исходная фигура – большой квадрат, которая делится на два равных больших треугольника, два маленьких равных треугольника, один средний треугольник, один квадрат, один четырехугольник.
Распечатать шаблон можно на цветном двухстороннем картоне и разрезать по линиям. Более практичные и долговечные таны делают из пластика. Материалом для такой головоломки может послужить жесткой офисной папки или из пластиковой коробки из под DVD.
Головоломка состоит в том, что, нужно используя все семь частей, сложить предложенные фигурки (или составить фигурки самим). Рассмотрим правила игры
Составлять фигуры по образцу контуру.
В состав каждой фигурки должны входить все семь частей.
Части при этом они не должны перекрываться.
Вообще все фигуры, собираемые с помощью танграма, срисованы из реальной жизни – это животные, люди в различных обликах и действиях, какие-то предметы обихода и т.д.
Сейчас мы с Вами имеем возможность поработать в группах, собирая танграм. Я вам продемонстрирую, как собрать свечу с помощью 7 танов. (Рисунок1)
Рисунок 1. Свеча
Предлагаю Вам, коллеги, организовать группы для выполнения задания. Количество участников в группе больше 3 человек.У каждой группы имеется набор танов и рисунки.
Первый этап: каждая группа по образцу собирает фигурку. (Рисунок 2)
Второй этап: Теперь задача усложняется. Каждая группа собирает по 2 фигурки человека по рисунку без образца. (Рисунок3)
без образца и защищает свой проект пословицей, поговоркой,
четверостишьем.
Рисунок3
Третий этап: все группы представляют свой результат на одной плоскости, и вместе мы создали коллективный портрет нашего мастер - класса.
Релаксация
- Что нового Вы узнали на мастер - классе?
- Приемлем ли на ваших занятиях коллективный метод?
- В чем заключается преимущество этого метода?
Упражнение «Обратная связь». Упражнение направлено на осознание участниками полезности и актуальности содержания мастер - класса, получение организаторами информации об отношении участников к проведенному мероприятию.
Ведущий предлагает участникам сочинить стихотворную форму «Синквейн» по определенному алгоритму.
Волнующий, интересный
Манит, Учит. Вдохновляет.
Мысли будоражит, уверенность будит.
В заключение я хочу сказать, что в современных условиях успешность обучения и его результаты во многом зависят от личности учителя.