ЭКСКУРСИЯ В ЛЕС (беседа о лесе) З а д а ч и: способствовать: ознакомлению детей с весенними явлениями природы в лесу (распускаются листья на кустах и деревьях, оживают муравейники, появляются первоцветы, просыпаются животные, насекомые, все устраивают свои норы, гнезда, выводят потомство); развитию представлений о том, что лес – это «многоэтажный дом» (сообщество), в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые нужны друг другу; воспитанию правильного поведения в лесу, не нарушая его жизни; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое; развивать чувство «дома»: лес – это дом для человека, где он отдыхает, любуется красотой природы, собирает дары леса (грибы, ягоды, орехи). П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Рассматривание иллюстраций, картин. – Чтение познавательной литературы. – Рассматривание рисунка «Дуб – многоэтажный дом», беседы. – На занятии используется схема «Лес – многоэтажный дом». ЭКСКУРСИЯ НА ПРУД (беседа) З а д а ч и: ознакомить детей с прудом – природным водоемом, в котором живут рыбы, лягушки, насекомые, есть водные растения (по берегам пруда растут деревья, кустарники, травы, которые очень любят влагу; в пруду живут караси, они поедают мелких рачков, водных насекомых; по воде плавают дикие утки; утка и селезень весной в тихом месте пруда выводят потомство: устраивают гнездо, утка выводит яйца и насиживает их, потом все семейство плавает в пруду и кормится тем, что есть в воде; возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными, рыбаки ловят рыбу; пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям, и животным плохо – они начнут умирать); обобщить представления об основных факторах водной среды: природный слой почвы, вода, камни, растения и различные растения, которые приспособились жить в воде (рыбы – обтекаемая форма тела, тело покрыто слизью и чешуей, это помогает им быстро плавать; есть жабры, так как рыбка дышит воздухом, содержащимся в воде, мечут икру или рождают живых маленьких рыбок, живут). П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а. – Рассматривание иллюстраций, картинок. – Беседы с детьми о водной среде. – Чтение познавательной литературы. – Занятие проводится возле картины или рисунка «Пруд» Н. В. Рыжовой. Ход занятия 1. Р а с с м а т р и в а н и е к а р т и н ы «Водоем». Воспитатель предлагает рассмотреть картину и обнаружить на ней как можно больше обитателей. О б с у ж д е н и е: – Кто живет на берегу? А кто в воде? – Кто умеет хорошо плавать, кто бегать, прыгать по берегу или летать над водой? – Могут ли они обитать в других местах? Например, в пустыне? – Может ли лягушка жить под землей, а щука – в лесу? Почему? 2. И г р а «Создай свой водоем». Детям предлагаются картинки (рогоз, щука, бобр, лягушка, зимородок, водомерка, жук-плавун, улитка и контур – рисунок водоема). Дети сами расселяют жильцов водоема, а потом сравнивают с настоящей картинкой. Обсуждают, кого куда поселили. 3. Б е с е д а. – Как озерные жители связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.) – Что произойдет в озере, если исчезнут растения? Щуки? Другие жители? – Какое животное больше всего понравилось? Где оно живет: только в воде или в воде и на берегу? Почему именно в озере? Где у него квартира: на берегу, на дне? Чем или кем оно питается? Где прячется и для чего? – Что будет, если в это озеро люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать? 4. И г р а «Подражание». Один ребенок подражает движениями, мимикой какому-нибудь животному или водному растению, а остальные отгадывают. Кто отгадал, тот выходит подражать. 5. К о н к у р с «Кто готов сохранить водоем?». Придумать и нарисовать серию знаков, которые помогут сохранить водоем и его обитателей. |