Урок: Окружающий мир. (Перспективная начальная школа)
Класс: 1
Базовый учебник: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова, С. А. Трафимов “Окружающий мир” 1класс/М.; Академкнига/Учебник,2012.
Тема: В лес по ягоды пойдем.
Цели:
- Личностные результаты: - самоопределение (оформлять свои наблюдения); нравственно-этические (уметь наблюдать, видеть красоту природы); смыслообразование (называть наблюдаемые растения); воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся; выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность, доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять цель деятельности на уроке; удерживать цель деятельности до получения ее результата – оценивать уровень владения тем или иным учебным действием; умение определять успешность своего задания.
- Познавательные УУД: умение извлекать информацию из иллюстраций; умение выявлять сущность, особенности объектов; умение на основе анализа объектов делать выводы; проверять информацию, находить дополнительную информацию,; классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку); высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
- Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать других; умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умение оформлять свои мысли в устной форме; описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; воспитывать бережное отношение к растениям и любовь к родному краю.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД: целеполагания (формировать и удерживать учебную задачу); самоконтроль (сравнивать, анализировать, делать выводы; работать с учебником, со словарем);
ПРЕДМЕТНЫЕ УУД: . знать разнообразие растений; питательные и целебные свойства ягод; распознавать наиболее распространенные ядовитые растения своего края;
Оборудование:
- Учебник О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов “Окружающий мир” 1класс/М.; Академкнига/; О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов “ Тетрадь для самостоятельной работы №2“; Хрестоматия “ 1класс/М.; Академкнига/, кроссворд, презентация по теме урока, записи голосов птиц, шум листвы деревьев, комариный писк; интерактивная доска, загадки про ягоды.
Ход урока.
1. Орг. момент.
- В любом селе из века в век
Гостей поклоном привечают:
День добрый, добрый человек!
И люди тем же отвечают!
- Сегодня на уроке у нас гости. Они хотят увидеть, как активно и дружно вы умеете работать на уроке.
2. Новая тема.
- Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке, расположите буквы по размеру, начиная с маленькой.( Работа с интерактивной доской)
Д О г я Ы
- Правильно, разговор пойдет о ягодах!
- А вот куда мы пойдем за ягодами, угадайте!
Весной веселит,
Голосами птиц говорит,
Летом холодит, комарами звенит.
Осенью дарами одаряет,
Грибами, ягодами угощает,
Зимой от вьюги защищает! (Лес). (2-й слайд)
-Правильно! Сегодня на уроке мы в лес по ягоды пойдем!
-Вспомните правила поведения в лесу.
* Не шуми в лесу!
* Не разжигай костров!
* Не ломай ветки деревьев и кустарников!
* Не разоряй птичьи гнёзда!
*Будь природе другом! (3-й слайд)
-Итак, отправляемся в лес (Звучит пение птиц). (возврат на 2-й слайд)
- Как красив лес летней порой! Как диковинная скатерть – самобранка предлагает он нам свои дары - грибы, орехи, ягоды.
- Какие лесные ягоды вы любите?
- Сейчас мы проверим, знаете ли вы ягоды, которые растут в наших российских лесах.
- Перед вами кроссворд. Чтобы разгадать его, нужно внимательно послушать загадки, отгадки записать в кроссворд. Вы у себя на карточках, один ученик у интерактивной доски.
КРОССВОРД ПО ТЕМЕ «ЯГОДЫ».
зЕМЛЯНИКА
ЧеРНИКА
мАЛИНА
КлЮКВА
РяБИНА
1.Я – капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
(Земляника) (4-й слайд с изображением земляники)
2. .Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки,
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
(Черника) (5-й слайд с изображением черники)
3.В сенокос горька,
А в мороз сладка.
Что за ягодка?
(Рябина) (6-й слайд с изображением рябины)
4.Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушёная в запас
От простуды лечит нас.
(Малина) (7-й слайд с изображением малины)
5.Листик с глянцем,
Ягодки с румянцем,
А сама – кусточки
Не выше кочки.
(Брусника) (8-й слайд с изображением брусники)
6. Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком? ( клюква) (9-й слайд с изображением клюквы).
-Молодцы! Правильно разгадали кроссворд!
- У нас появилось слово, ЗЕМЛЯ. Как оно связано с темой нашего урока? А что ещё необходимо для роста растений? Вот поэтому многие ягоды растут на полянках и вырубках. А что такое вырубки?
-Молодцы.
-Ой, ребята, осторожно! В лесу много комаров!
(Динамическая пауза “Комары”). (Записи голосов птиц, шум листвы деревьев, комариного писка)
Только в лес мы все вошли,
Налетели комары.
Прогоним их. Хлоп-хлоп (хлопки).
Шлеп-шлеп-шлеп (удар по коленочкам).
Топ – топ (топнуть ногой).
-Справились с комарами! Идём по лесу дальше. Ягод видимо-невидимо!
- Ребята, как вы думаете, являются ли ягоды плодами? Почему?
(Внутри ягод семена, поэтому ягоды являются плодами.)
-Почему люди так любят ягоды?
-Правильно, вкусно и полезно! В них много витаминов, необходимых организму.
-А могут ли ягоды принести вред?
(Ответы детей).
- Разобраться в этом сложном вопросе нам поможет учебник. Откроем страницу 56-57.
Работа по учебнику.
(Дети читают текст по цепочке).
Затем рассматриваем 11-й слайд «Дикие ягоды нашей местности»
-Дидактическая игра «Съедобное – несъедобное».
(На интерактивной доске таблица «Съедобных и несъедобных ягод». Необходимо разделить названия ягод на две колонки: съедобные и несъедобные).
Съедобные: малина, ежевика, костяника, рябина, брусника, земляника, черника.
Несъедобные: Вороний глаз, ягоды ландыша, паслён, волчья ягода, снежноягодник, дикий миндаль.
- Эти ягоды растут в нашем краю, поэтому их необходимо знать. Они ядовиты, их ни в коем случае нельзя кушать!
-Ребята, решите проблему: если растения ядовиты, надо ли их уничтожать? (Нет).
-Вывод.
- Из многих несъедобных ягод делаются лекарства. Другими питаются птицы, звери – они им не приносят вреда. Несъедобные ягоды не нужно трогать руками, растаптывать, сбивать их.
Игра «Верно – неверно», о правилах сбора ягод.
1. С куста собираем все ягоды, не оставляем ни одной. (Неверно)
2. Собираем ягоды земляники с кустиками. Это так красиво! (Неверно)
3. Собираем ягоды осторожно, чтобы не повредить растения. (Верно)
4. Собираем ягоды вдоль железных и автомобильных дорог. (Неверно)
5. Пробуем все незнакомые ягоды на вкус. Надо же знать, вкусные они или нет. (Неверно)
6. Едим только вымытые ягоды. (Верно)
- Молодцы!
- Физминутка. (Записи голосов птиц, шум листвы деревьев)
Мы немножко отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете –
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!
- Самостоятельная работа учащихся в тетрадях, стр. 36.
- Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что заинтересовало вас?
- Что заставило задуматься?
- Обобщение.
- Конечно, сегодня мы поговорили не обо всех ягодах, которые растут в лесу. Ягоды – это небольшая частичка нашей природы, нашего края, нашей Родины. Беречь Родину надо начинать с малого: бережно относиться к своему краю – это значит любить, жалеть, оберегать каждое деревце, травинку и ягодку. Я вам желаю богатого ягодного лета! Запасайтесь витаминами! Не забывайте правила сбора ягод и правила поведения в лесу!
-Спасибо за прогулку!( (12-й слайд)
- Ребята если вам понравился урок, то похлопайте, а если не понравился- то потопайте.
-Домашнее задание.
- Хрестоматия стр. 68-69, текст «Какая целебная сила скрыта в ягодах?»