Дата: Класс: 4
Тема: Лес-дом птиц
Орман – құстардың үйі
Forest-house of birds
Цель урока: уточнить и расширить представления детей о лесе; познакомить детей с лесными птицами, с голосами лесных птиц, с особенностями их поведения.
Тип урока: урок -путешествие
Метод: игровой, частично-поисковый, групповая дискуссия
Оборудование: проектор, бумажные птицы, бумажные деревья, картинки, лестница успеха, конверт с карточками, клубок нити, постеры, маркеры, раскраски, скворечники, искусственные деревья.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Наглядности
3 мин.
I. Организационный момент. Демонстрирует доброжелательное отношение к детям. Организует внимание, готовность к уроку.
- Поднимите руки вверх, как лучи теплого, ласкового солнца. Почувствуйте тепло своих ладошек и передайте его друг другу. С помощью конфет делит класс на группы.
Приветствуют друг друга улыбками. Слушают, настраиваются на работу. Поднимают руки вверх, как лучи теплого, ласкового солнца. Чувствуют тепло своих ладошек и передают его друг другу. По одинаковому цвету обверток делятся на группы.
Конфеты
7 мин.
II. Проверка домашней работы. С помощью метода «Сеть паутины» осуществляет проверку домашней работы.
- Образуйте круг, участники каждой группы будут загадывать по очереди загадки. Называя отгадку, ученики кидают клубок нити своим одноклассникам.
Дидактическая игра «Кто где живет?» (Соедините линиями)
Медведь - … в норе.
Лиса - … под кустом.
Заяц - … в берлоге.
Белка -… в логове.
Волк - … в дупле.
Участники каждой группы загадывают загадки, а другие группы называют отгадки.
1. Не мышь, не птица,
В лесу резвится,
На деревьях живёт
И орешки грызёт. (белка, тиін, squirrel)
2. Кто зимой холодной
Бродит по лесу злой, голодный? (волк, қасқыр, wolf)
3. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
А зовут её. (лиса, түлкі, fox)
4. Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой. (медведь, аю, bear)
5. От банана до банана
Ловко скачет…. (обезьяна, маймыл, monkey)
6. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы. (заяц, қоян, rabbit)
Проводят дидактическую игру «Соедини линиями»
Клубок нити
3 мин.
III. Подготовка к восприятию новой темы. С помощью приема «Ассоциативная карта» проверяет уже имеющиеся знания учащихся. Мы с вами уже знакомились с обитателями леса, какими? Сегодня на уроке я предлагаю вам совершить еще одну прогулку по лесу. (Включить запись голоса птиц)
- Ребята, чьи чудесные голоса вы слышите?
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это -.
Учитель объясняет, что в ходе урока оценивается их работа с помощью птичек. Каждой группе раздаются разные птички.
- Какие у вас возникают ассоциации со словом «птица, құс, bird»?
- (воздух, небо, полет, крылья, перья, гнезда, яйца, клюв, птенцы, пение)
- Какие у вас возникают ассоциации со словом «лес, орман, forest»?
- (птицы, лес, животные, насекомые, грибы, ягоды, деревья)
Ученики составляют ассоциативную карту.
- (животные)
- (поют птицы)
- (птицы, құстар, birds)
птицы
Лес
Постеры
Маркеры
15 мин.
IV. Актуализация знаний.
Сегодня у нас с вами необычный урок-прогулка по лесу.
Лес – это общий дом для растений, животных и птиц. В лесу можно собирать грибы и ягоды.
- Кто из вас был хоть однажды в лесу?
-А хотите там побывать?
Приятно побывать весной в прохладном лесу. Высокие деревья тянутся к солнцу, затеняя друг друга.
- Птицы привлекают нас причудливым оперением, полетом, пением и, конечно, загадочным образом жизни.
- Каждый из вас имеет свой дом, квартиру. Вы знаете, что лес тоже многоэтажный дом.
Давайте мы заглянем в птичьи «квартиры» и узнаем, кто, где живет.
(Опережающие индивидуальные задания)
- Жители первых этажей. На первом этаже гнездятся рябчик, глухарь, тетерев. Посмотрите на эту красивую крупную птицу – это глухарь.
А вот еще одна интересная птица – житель первого этажа – рябчик.
- Жители второго этажа: дятел, сова. Теперь мы поднимемся выше и посмотрим, кто живет на втором этаже леса.
- Ребята, а что это за птица?
- Правильно.
- Ребята, а как в народе называют дятла?
- Отгадайте что за птица?
Какая птица умеет мяукать, как кошка, хохотать как человек, плакать как маленький ребенок, стонать и охать как больной, пищать как крыса?
- Конечно же, это сова.
- А третий этаж леса находится высоко. Жители верхних этажей. Выше всех, строят свои гнезда крупные хищные птицы: такие как ястреб.
- Молодцы.
Работа в группах (10 мин.)
– Задавали ли вы себе вопросы: кто такие птицы? Почему птицы летают? Зачем им клюв? Для чего нужны перья? Сегодня мы попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц, чтобы лучше их узнать и понять. Для этого, ребята, я предлагаю вам выполнить следующее задание.
Каждая группа сейчас выберет тот пункт плана, на который ей придётся искать ответ.
Итак, вам предстоит найти ответы на вопросы:
Зачем птицам клюв?
Для чего птицам перья?
Зачем птицам летать?
Почему птицы поют?
Каково значение птиц в жизни природы и человека?
Откройте конверт № 1 - прочитайте текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выберите из карточек необходимые варианты.
Текст для работы
Группа №1 «Зачем птицам клюв?»
Птица – необычное существо, она может летать, петь и даже нырять! Но вот чего нет у птицы – это рук. Как же она без них обходится? А очень просто – вместо этого у неё есть клюв. Клюв является и носом, и ртом, и руками. При помощи клюва птица добывает себе пищу, строит гнёзда, кормит птенцов, чистит пёрышки, защищается от врагов. Клюв так же необходим птице чтобы петь.
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «клюв»
Текст для работы
Конверт №2 «Для чего птицам перья?»
Группа № 2. Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло.
Найдите слова-действия, которые относятся к слову «перья»
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
(ответы детей)
-да
(Подготовленные рассказы детей о птицах.)
1-й ученик. Весь день глухари любят проводить на лесных полянах. Здесь проще отыскать сочную траву, почки, ягоды и различных насекомых. Ближе к ночи глухари взлетают на деревья, где и ночуют.
2-й ученик. Рябчик-лесная птица из семейства тетереви-ных с пестрым оперением. Рябчик ценится как вкусная дичь.
- (дятел).
3-й ученик. Дятел целыми днями стучит по стволу дерева - работает в своей "кузнице". Таскает туда еловые шишки. Расклюет одну шишку - летит за другой.
- (лесным доктором, орман емшісі, forest doktor)
- сова
4-й ученик. Сова способна съесть за день 10 мышей. А сова сивуха съедает за год более 1000 грызунов.
5-й ученик. Ястреб отличается от других птиц длинным хвостом и короткими закруглёнными крыльями. Преследуя добычу, ястреб камнем бросается вниз.
(представители групп вытягивают листочки с названиями пунктов плана).
1-группа
Карточки:
добывают пищу
строят гнёзда
кормят птенцов
чистят перья
защищаются от врагов
издают звуки
2- группа
Карточки
защищаются от перегрева, холода, ушибов
помогают летать
привлекают самочек
служат маскировкой
помогают нырять и не промокать
служат постелью
Конверт с карточками
2 мин.
V. Физкультминутка.
- Приглашаю всех на веселую зарядку «Танцующий ёжик».
Ученики танцуют под физминутку «Танцующий ёжик».
ноутбук
проектор
8 мин.
VI. Закрепление урока. С помощью приема «Корректировщик» закрепляет изучение данной темы.
- Работа по учебнику.
«Птичий алфавит»
Ребятам предлагается подобрать названия птиц по алфавиту.
Голосами птичьими
Пусть весело звенит,
Правильно составленный
Птичий алфавит.
- Давайте проведем с вами игру, которая называется «Птичий алфавит».
- Вспомните, каких птиц вы знаете?
(Соревнование по рядам. Учитель следит за тем, чтобы не было повторов. Выигрывает ряд, назвавший больше птиц.) Рисование «Лесные птицы, орман құстары, forest birds»
-Перед вами раскраска птицы, вам нужно красиво раскрасить их.
Закрашивать нужно равномерно, небольшими штрихами, стараться не выходить за контур изображения.
-А что нужно нарисовать для того, чтобы было понятно – это лесные птицы.
- Но если мы нарисуем только одно дерево, то это не будет похоже на лес. Поэтому нарисуйте несколько деревьев. Если вам понравилось это задание, то нарисуйте сверху солнышко, а если нет, то тучку. По ходу выполнения задания учитель следит за работой ребят.
Мини-выставка
Демонстрируют свои знания.
Работают по учебнику.
- Учащиеся каждого ряда говорят названия диких и домашних птиц.
А-аист
Б- беркут
В- ворона
Г-гусь
Д-дрозд, дятел
Ж- жаворонок
З – зарянка
И- иволга
К-кулик
Л-ласточка
М-мухоловка
Н-нырок
О-орел
П- попугай
Р-рябчик
С-свиристель
Т-тетерев
У-утка
Ф-фазан
Х-хохотунья
Ц-цапля
Ч-чиж
Ш-шилоклювка
Щ-щеголь
Ю-юрок
Я-ястреб
- Нужно нарисовать деревья, лес.
Ученики рисуют несколько деревьев, демонстрируют свои задания. По мере выполнения задания ребята выносят свои работы на выставочный стенд. На стенде представлены работы ребят.
Учебник
Раскраски
5 мин.
VII. Итог урока. Ребята, помните!
Нельзя разорять гнёзда птиц.
Стрелять в них из рогаток!
Без птиц никогда не было бы хорошего урожая.
Ребята, все вы сегодня работали очень хорошо.
Результаты: На дерево вывешиваются птички, побеждает та группа, у которой больше птичек.
Птицы охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых, мышей, съедающих около четверти всего урожая, обгрызающих плодовые деревья в саду.
На деревьях ученики вывешивают птички, а также оценивают свои достижения на уроке.
Мудрое дерево
Бумажные птички
2 мин.
VIII. Домашняя работа: подготовить пересказ или рассказ о любой птице.
Вникают в суть домашнего задания, осмысливают его.
Учебник