kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краеведческая работа в школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Главный Закон Республики Казахстан-Конституция, Стратегия Президента «Казахстан -2050», Комплексная программа воспитания и образования и другие документы указывают основные направления воспитания здоровой, поликультур- ной личности ребенка, свободно адаптируемой в условиях современного общества  с принципами демократии и рыночной экономики.                                            

          Государство придает большое значение вопросам казахстанского патриотизма и гражданского становления детей и молодежи, о чем свидетельствуют Указ Президента об усилении работы по казахстанскому патриотизму, Законы о государ- ственной символике, языке, обороне. На расширенном заседании политсовета на-родно-демократической партии «Нур Отан» Президент нашей страны Н.А.Назарбаев в своем выступлении обратил внимание на работу с молодежью, на воспитание у молодого поколения казахстанского патриотизма. Молодежь нужно воспитывать в духе нетерпимости к таким социально опасным явлениям, как наркомания, алкого-лизм, антисоциальное поведение, правовой нигилизм и коррупция. Назрела необ- ходимость укрепления патриотической работы, решения молодежных проблем, в том числе сельской молодежи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа в школе »

Главный Закон Республики Казахстан-Конституция, Стратегия Президента «Казахстан -2050», Комплексная программа воспитания и образования и другие документы указывают основные направления воспитания здоровой, поликультур- ной личности ребенка, свободно адаптируемой в условиях современного общества с принципами демократии и рыночной экономики.

Государство придает большое значение вопросам казахстанского патриотизма и гражданского становления детей и молодежи, о чем свидетельствуют Указ Президента об усилении работы по казахстанскому патриотизму, Законы о государ- ственной символике, языке, обороне. На расширенном заседании политсовета на-родно-демократической партии «Нур Отан» Президент нашей страны Н.А.Назарбаев в своем выступлении обратил внимание на работу с молодежью, на воспитание у молодого поколения казахстанского патриотизма. Молодежь нужно воспитывать в духе нетерпимости к таким социально опасным явлениям, как наркомания, алкого-лизм, антисоциальное поведение, правовой нигилизм и коррупция. Назрела необ- ходимость укрепления патриотической работы, решения молодежных проблем, в том числе сельской молодежи.

В этой связи особую значимость приобретает воспитательная деятельность педа-гогов, осуществляемая в общеобразовательных учреждениях. Образование являет- ся одним из важнейших социальных институтов общества. Находясь в диалектичес-ком взаимодействии с остальными сферами, образование оказывает существенное влияние на экономику, политику, культуру и социальные отношения, которые в свою очередь сказываются на отношении человека к «малой» и «большой» Родине.

В условиях вхождения Казахстана в пространство глобального мира патриоти-ческое воспитание призвано конкретизировать современное понятие феномена патриотизма как приоритета и носителя целевых характеристик общественно-госу-дарственного развития Казахстана, источника, ресурса и движущей силы преобра-зовательной деятельности ее граждан, основанной на идее служения Отечеству.

Деятельность педагога в сфере воспитания патриотизма представляет собой целесообразное сочетание форм и методов патриотического просвещения с органи-зацией патриотически сообразной деятельности, стимулированием патриотически выраженного сознания школьников через интеграцию усилий всех субъектов воспи-тательного процесса. Данная деятельность осуществляется в следующих направле-ниях: духовно-нравственное, героико-патриотическое, историко-краеведческое, гражданско-патриотическое, социально-патриотическое, военно-патриотическое и др.

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Отечества. Посред-ством включения воспитуемых в патриотические действия происходит окончатель-ное превращение их знаний и оценок в личные убеждения, формируется стремле-ние к патриотическому поведению. Для того, чтобы патриотизм стал нормой нашего общества, необходимо воспитание современного школьника строить на примерах истории родного края, а через нее – и всей необъятной Родины, осуществлять при-общение ребенка к опыту предшествующих поколений.

Одним из важнейших средств, связывающих обучение и воспитание с жизнью, является школьное краеведение. Знание своего края, его прошлого и настоящего нам необходимо для непосредственного участия в его преобразовании, поскольку родной край – живая, деятельная частица великого мира. Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине. Школьное краеведение, являясь одним из направлений общего краеведения, есть важнейший фактор нравственно-го, интеллектуального, эстетического, трудового, личностного развития школьника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, исторических, культурных и дру-гих условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следст-вие, - гордость за нее.

Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государст-веннной политики и общие требования к содержанию образования, сформулиро-ванные в функционирующем Государственном общеобязательном стандарте обра-зования(ГОСО-2012), концепции географического образования(1993), учебных прог-раммах начальной, основной, старшей ступеней школ и в Государственной программе по патриотическому воспитанию граждан Республики Казахстан на 2006-2008гг.

Воспитание патриотизма через краеведение – это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы уча-щихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллек-туальные умения, помогает в выборе профессии. Изучение родного края дает воз-можность привлечь учащихся к поисково-исследовательской и экспедиционной работе.

В воспитании духовных основ патриотизма педагог должен помнить важное методологическое требование – комплексность в краеведческой работе, которая помогает учащимся:

  • Развивать наблюдение, мышление, научную любознательность

  • Повышать интеллект и культурный уровень личности

  • Расширять кругозор, эрудицию

  • Приобщать к творческой деятельности

  • Психологически готовиться к самостоятельной жизни

  • Повышать нравственность

  • Воспитывать в себе любовь к родному краю, а через нее – к Родине

Краеведческая работа школьников должна проходить в несколько этапов:

  • Изучение местного материала на уроках, которое исходит из требований краеведческой тематики программ

  • Изучение краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.

  • Изучение архивных документов, памятников истории, культуры и природы

  • Проведение школьных экскурсий, экспедиций, походов и др.

  • Обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок, пополнение фондов или организация школьного краеведческого музея(уголка)

  • Использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе

Педагог должен помнить эту последовательность и систематичность в крае-ведческой работе, знать основы краеведения, владеть методикой исследовательской работы.

Краеведческая работа в школе проводится в трех основных формах: на уроках, факультативных занятиях и во внеурочное время.

Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве воспитания вер-ности Отечеству, гуманизма, благородства, гражданской чести, которую не-возможно воспитать путем наставлений и рекомендаций. Только собствен-ным примером, «горением души», проявляя уважение к людям и к родной земле, взаимопониманием и уважением к воспитаннику, можно приобщить школьника к общечеловеческим , морально-нравственным ценностям. Работа по патриотическому воспитанию должна вестись совместными уси-лиями родителей и педагогов, образовательных учреждений всех типов.

Воспитание патриотизма через краеведение предполагает выстраивание педагогического процесса по цепочке: представления – знания – умения – деятельность. Педагогу в первую очередь необходимо сформировать у учащихся:

  • Представления: Родина как место, где человек родился, природа Родины, родной язык, традиции, нравы, обычаи Родины, история, понятие «соотечественник», национальные особенности жизни людей многонационального общества, интернационализм как нравственное качество человека, патриотизм как отношение к Отечеству, патриотические чувства, деяние на благо Родины как элемент жизни современного человека

  • Знания: в ходе коллективной и индивидуальной работы учащемуся необходимо усвоить понятия «Родина», «Отчизна», «Отечество», необхо-димо настроить воспитанника на самостоятельное познание истории родно-го края, своей родословной, на самоанализ и определение своего отноше-ния к Родине, труду, окружающим людям

  • Умения: воспитанник учится анализировать, вдумчиво читать, собирать по крупицам материал, работать в архивах, приобретать навыки экскурсовода, навыки работы в школьном музее

  • Деятельность: массовая, групповая и индивидуальная, формы ее различ-ны – это: походы, поездки, экскурсии, экспедиции, соревнования, слеты, акции и др., формы краеведческой работы можно распределить по возрастам участников, учитывая индивидуально-психологические особен-ности школьников, использование многообразия форм краеведческой ра-боты помогает в формировании ценностных ориентаций и убеждений уча-щихся, поддерживает интерес к исторической и военной тематике.

Одним из важнейших средств воспитания казахстанского патриотизма является школьный музей. Школьные музеи сегодня работают во многих школах республики. В их основе лежит «Положение о школьном музее», где четко сформулированы его основные цель и задачи, принцип организа-ции и формы работы.

Цель школьного музея: способствовать осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся, бережного отношения к памятникам истории и культуры, к природе.

Задачи школьного музея:

  • Участие в совершенствовании учебно-воспитательной работы в школе

  • Участие в формировании, обеспечении сохранности и рациональном использовании музейного фонда

  • Охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края

  • Проведение культурно-просветительской работы среди учащихся и населения

История нашего школьного музея уходит своими корнями в далекие 1970-е

годы, когда сбор материалов для школьного музея проводился в рамках Всесоюзной туристско-краеведческой экспедиции пионеров и школьников «Моя Родина –СССР». Руководили поисковой работой учащихся Прокудина Н.П., Лычкина М.С., Пашкова В.П., Рожнова Л.А. Поисковая работа велась в трех направлениях: 1) собирался материал об односельчанах, погибших в годы Великой Отечественной войны 2) история села, люди труда 3) история создания школы.

Более 10 лет учащиеся школы изучали историю своего села. В ходе этой деятельности был собран большой и разнообразный материал, который от-ражал быт и хозяйственную деятельность крестьян-переселенцев начала 20 века: ткацкий станок, прялка, глиняная посуда, самовары, керосинки, ярмо, патефон, икона 19 века, чугунный утюг. Результатом всей этой огромной ра-боты стало открытие школьного музея.

Музей имеет краеведческое направление и главная его задача – воспитывать в каждом ребенке любовь к своему краю, селу, дому, формировать навыки научно-исследовательской работы, прививать навыки культуры коллекционирования.

На основании собранного материала в музее создано три раздела:

  • История села Ясновка

  • Великая Отечественная война

  • Наша школа

В первом разделе освещена история села с 1909г. до начала 21 века . Внима-ние посетителей привлекают фамилии первых переселенцев, фотографии старожилов села, первых саманных домов-землянок, а также документы, отражающие ход исторических событий начала 20 века.

Большой раздел посвящен Великой Отечественной войне. «Ясновцы на фронтах ВОВ и в тылу» - так называется выставка, посвященная односельча-нам , участвовавшим в военных сражениях. На стенде фотографии тех, кто не вернулся с войны .В музее много личных вещей ветеранов войны. В му-зее проводятся встречи с людьми, чье детство выпало на суровые военные годы, которые помогают учащимся понять и прочувствовать, какой ценой была достигнута победа и какой героизм , трудолюбие и любовь к Родине имели все те, кто воевал на фронте и работал в тылу.

Значительное место в экспозиции музея занимает история школы. Самая первая школа в селе….

Учащимися собраны фотографии учителей школы, ее выпускников, а также различных событий их школьной жизни. В экспозиции музея – классные журналы, ученические тетради, пионерские и комсомольские значки. Сохранилась вся атрибутика – горн, барабан, пионерское и комсомольское знамя детской организации прошлого века. Стало традицией, когда каждый выпуск школы дарит музею альбом о своих школьных годах.

В музее есть коллекции монет, бумажных денег, учебников, старинных книг. В музее хранится уникальная находка – кости мамонта, найденные на берегу нашей речки Камысакты.

Большую популярность в последнее время приобретают музейные празд –ники одна из форм просветительской работы. Это праздники «День Побе-ды», «Наурыз».

Углубленное знакомство учащихся с историей своего края, жизнью и дея-тельностью земляков оказывает непосредственное воздействие на форми-рование их жизненных идеалов, помогает воспитывать чувство гордости за свою малую Родину. Работа учащихся в краеведческом музее формирует навыки исследовательской работы и обучает бережному отношению к прошлому.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Краеведческая работа в школе

Автор: Сафронова Елена Михайловна

Дата: 15.12.2014

Номер свидетельства: 143924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "«Воспитание патриота и гражданина: опыт краеведческой работы вожатой ДОО «Истоки» "
    ["seo_title"] => string(85) "vospitaniie-patriota-i-ghrazhdanina-opyt-kraieviedchieskoi-raboty-vozhatoi-doo-istoki"
    ["file_id"] => string(6) "133695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416569087"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Краеведческая работа как средство формирования  проектно – исследовательских умений учащихся "
    ["seo_title"] => string(107) "kraieviedchieskaia-rabota-kak-sriedstvo-formirovaniia-proiektno-issliedovatiel-skikh-umienii-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "113386"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1410083291"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ   С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАТЕРИАЛА  КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ:  «ЗЕМЛЯ РЯЗАНСКАЯ"
    ["seo_title"] => string(91) "matiematichieskiiezadachisispolzovaniiemmatierialakraieviedchieskoirabotyziemliariazanskaia"
    ["file_id"] => string(6) "255522"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447946349"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(262) "научно-методическая разработка "Краеведческая работа в начальных классах как одно из средств патриотического воспитания младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(158) "nauchno-mietodichieskaia-razrabotka-kraieviedchieskaia-rabota-v-nachal-nykh-klassakh-kak-odno-iz-sriedstv-patriotichieskogho-vospitaniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "116520"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412512613"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Краеведческая работа "Старые пластинки" "
    ["seo_title"] => string(43) "kraieviedchieskaia-rabota-staryie-plastinki"
    ["file_id"] => string(6) "185805"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1426243013"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства