Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа "Старые пластинки" »
Выступление ученицы.
Однажды в школьном музее я увидела странный ящик с какой-то ручкой и, естественно, не поняла, что это за аппарат. Спросив у учителя, узнала, что это старый патефон, который воспроизводил музыку при помощи пластинок.
Патефон — механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок, в качестве привода применялся пружинный двигатель, а звукоусиление производилось с помощью раструба, скрытого внутри корпуса.
Я сразу вспомнила, что несколько таких пластинок до сих пор хранятся в нашей семье, это пластинки моей прабабушки Мустафиной Фирдаус Ахатовны, 1927 года рождения. И мне очень захотелось больше узнать о музыке тех времён, об истории возникновения пластинок, о том, как развивалось производство пластинок и т.д. Я пересмотрела много литературы в библиотеке, искала информацию в Интернете, беседовала с подругами своей бабушки и, конечно, узнала много интересного.
Свою работу я решила представить на школьной краеведческой конференции, чтобы поделиться с обучающимися нашей школы информацией, которая, я думаю, их заинтересует.
Цель работы – изучение истории изобретения пластинок и устройств для их использования.
Задачи:
Знакомство с яркими страницами истории механической звукозаписи.
Показание важности краеведческой работы в школе.
Восстановление связи поколений, улучшение взаимоотношений со старшим поколением.
Воспитание патриотизма и уважения к прошлому своей страны.
Проблема, поставленная данной работой – необходимость воспитания человека неравнодушного, умеющего восхищаться прекрасным.
Методы исследования - работа с краеведческой литературой, беседа с краеведами и старожилами, поиск информации в Интернете.
Значение данной работы – пополнение школьного музейного информационного фонда, пропаганда краеведческой работы среди обучающихся школы.
Виниловые пластинки у каждого человека вызывают практически одинаковые ассоциации – проигрыватели-вертушки советских времён, пыльные бумажные конверты с дисками, завалявшиеся на полках, тёплая, шершавая поверхность винила, еле слышный характерный шум в динамиках.
Их слушали наши бабушки, дедушки и прабабушки.
История существования волшебного хранителя звуков тесно переплетается и с аппаратами по извлечению этого самого звука. Оказалось, что технологическое развитие продолжалось практически все-то время, что существует само понятие пластинки.
Выдающийся американский изобретатель и предприниматель Томас Алва Эдисон сконструировал прибор для механической записи и воспроизведения звука (фонограф) в 1877 году.
Запись звука производилась на восковой валик тонкой металлической иглой. Конечно, такая запись не могла быть долговечной и качественной. Конструкций фонографов было разработано в эти годы большое количество. Они имели огромный успех.
Фонографами, правда, усовершенствованными, наши прадеды пользовались вплоть до тридцатых годов.
В 1888 году немец Эмиль Берлинер изобрел граммофон - чудо века, и началась эпоха массовой культуры.
Первая в мире граммофонная пластинка была изготовлена из целлулоида и хранится сейчас в Национальном музее США в Вашингтоне. В 1897 году ей на смену пришел диск из шеллака, шпата и сажи. Он был очень дорог - ведь шеллак - органическое вещество, вырабатываемое лаковым червецом. Чтобы сделать одну пластинку, нужно было воспользоваться трудом четырех тысяч этих существ. До 1948 года мы закупали это сырье за границей на золото и валюту.
В 1907 году служащий французской фирмы "Патэ" - Гильон Кеммлер предложил усовершенствование граммофона. Его идея заключалась в том, чтобы поместить рупор внутрь корпуса граммофона. Сконструированный таким образом граммофон получался малогабаритным и переносным, а в обиходе стал называться патефоном.
В 30-50 годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали. Из окон разносились русские народные песни, частушки, романсы, арии, марши.
Его использовали на свадьбах и именинах, проводах, посиделках и чаепитиях, семейных вечерах. Качество звука у патефона обычно было невысоким: звук был хриплым, визгливым, с сильными искажениями. Но это не мешало нашим бабушкам и дедушкам весело проводить время!
В основном слушали произведения популярных в то время композиторов: Хренникова, Богословского, Лемешева, Блантера и других. Эти имена до сих пор «на слуху» у народа.
В 1925 году появились радиолы или электрофоны - устройства для воспроизведения звука с граммофонной пластинки. В быту громоздкое официальное название «электрофон» обычно заменялось на нейтральное - «проигрыватель».
В начале 50-х годов в Советском Союзе стали выпускаться оригинальные звуковые открытки - письма. На этом письме была приклеена маленькая грампластинка. На ней помещался только один куплет популярной песни, а на развороте печатались ноты песни. На первой странице помещался текст песни вместе с фотографией певца. На специально предназначенном месте "Для письма" можно было написать небольшое послание или поздравление. Таким образом велась реклама советской песни, но согласитесь, что очень приятно было получить такое письмо.
С середины 50-х годов в Советском Союзе появились гибкие грампластинки.
Эта маленькая пластинка – долгоиграющая. Длительность звучания таких пластинок достигала 30 минут для одной стороны.
Виниловые пластинки выпускались массовыми тиражами. Каждая пластинка упаковывалась в конверт. Этим широко пользовались производители пластинок. Они не упускали возможности широко рекламировать на конвертах свои товары и фирму. Здесь показаны некоторые из многочисленных реклам.
В 1993 году в Ярославле открылся первый в России частный музей «Музыка и время». В музее экспонируются старинные часы, граммофоны и патефоны, музыкальные шкатулки, колокола и колокольчики, шарманки, утюги, самовары, старинные пластинки и прочий антиквариат.
Для меня музыка тех времён кажется немного старомодной, но красивой. Песни инструментального ансамбля «Верасы» были неотъемлемой частью дискотек времён молодости моей бабушки. А сколько слёз пролили люди, слушая песни о войне, любви и разлуке.
Мне сейчас 12 лет, меня ещё не было, когда эта музыка была популярна, но, я думаю, что она до сих пор не потеряла своего глубокого смысла, красоты звучания и актуальности.