kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Краеведческая работа как средство формирования проектно – исследовательских умений учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведческая работа как средство формирования

проектно – исследовательских умений учащихся

 

            Во все времена образование работало и продолжает работать на завтрашний день, готовя будущее для своей страны. В арсенале инновационных педагогических средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно – исследовательская деятельность – как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.

Под проектно - исследовательской деятельностью понимается

 Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

       Сегодня я хочу представить Вашему вниманию свой опыт по формированию навыков проектно - исследовательской работы учащихся во внеурочной деятельности в рамках работы кружка по историческому краеведению «Отчизны милый край – земля и люди».

       Краеведческая деятельность в школе – это настоящий кладезь информации для исследований. 2012 год был богат на исторические юбилеи. Не стала исключением и наша школа, которая в этом году отметила свой 80--летний юбилей. Подготовка к столь знаменательному торжеству стала важным стимулом к организации проектно - исследовательской деятельности по изучению истории нашей школы, ее богатому и интересному прошлому.

Целью проектно-исследовательской деятельности стало формирование универсальных учебных действий в процессе изучения истории родного края.

В ходе знакомства учащихся с проектно - исследовательскими методами работы, формирования  их социальных и коммуникативных компетенций,  были  определены основные задачи:

- уметь определять проблему, видеть пути и способы ее решения, планировать свою деятельность, вносить необходимые коррективы.

- научиться получать, обрабатывать, анализировать и применять информацию.

- уметь работать в команде.

С учетом возраста учащихся задача для каждой возрастной группы конкретизировалась:

7-8кл. – познакомиться с отдельными элементами, этапами проектно - исследовательской работы;

9 кл. – формировать проектно - исследовательские умения, систематизировать и представлять  полученную информацию.

          Для реализации этих задач одним из необходимых условий является наличие у учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков. В нашем случае это было желание  достойно встретить юбилей родной школы,

 

для старшеклассников – интерес и возможность быть первыми в изучении данного вопроса, выступить со своей работой на городской научно – практической конференции.

 По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) Наша работа проходила в основном в микрогруппах.

Выбор конкретных методов исследования определяется характером объекта изучения, целью и задачами проектно – исследовательской деятельности.

    В своей работе я применяла следующие методы работы:

  1. Эффективным методом, позволяющим начать работу над исследовательским проектом, я посчитала проведение мини – социологических опросов: интервью родителей учащихся школы, их родственников и знакомых. Проводя такого рода опросы, учащиеся получали первые навыки исследовательской работы: сбора информации, обработки полученных данных, учились делать определенные выводы. Так, обработав полученные ответы анкет, учащиеся смогли сделать вывод о количественном составе учащихся школы в разные годы ее деятельности среди ныне живущих жителей микрорайона, о роли школы как образовательного и культурного центра в жизни поселка «Строитель».
  2. Одним из ведущих методов стала организация самостоятельной работы учащихся с историческими источниками. До сегодняшнего дня никто не занимался изучением истории нашей школы, и поэтому учащимся пришлось работать только с первоисточниками: документами и статистическими данными городского архива, краеведческого музея города, архива архитектурного отдела КМР, городского управления образованием, нашей школы. Большую помощь в восстановлении картины прошлого оказывали современники – очевидцы событий: наши выпускники, бывшие сотрудники школы.

Организуя  проектно - исследовательскую деятельность, я разделила ее на 4 этапа.

Основными этапами проектно-исследовательской деятельности являются:

- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

- Обсуждение возможных вариантов исследования, сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей;

- Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта

- Подготовка и защита презентации;

         На сегодняшний день мы с учениками подошли к 4 этапу работы.

 

 

 

 

2 ученицы 9 класса написали работу по истории нашей школы, дав ей название «Летопись  школы № 12 г. Кизела»  и  готовятся к ее презентации и защите на городской НПК

     Хочется обратить особое внимание на воспитательный аспект проектно - исследовательской работы в рамках краеведения.

При выборе  темы исследования у учащихся формируется активная жизненная позиция, любовь и уважение к своей малой родине. Авторы работ осознают актуальность проблемы, значимость ее для себя и общества. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств, как:

- целеустремленность

- трудолюбие и настойчивость

- нравственность, интерес к другим личностям

- внутренняя толерантность (способность к принятию решений, размышления над ними).

       Таким образом, проектно - исследовательская работа в рамках внеурочной деятельности по краеведению способна активизировать познавательную активность учащихся, пробуждать интерес к открытиям, развивать исследовательские умения и навыки, воспитывать гражданина своей Родины. Результатами самовыражения учащихся являются их участие в исследовательских конференциях, признание их авторитета одноклассниками и школой, повышение самооценки.

      С какими  трудностями я столкнулась при организации данной формы работы с учащимися?

-  недостаточность собственных теоретических знаний и подготовки для организации проектно - исследовательской деятельности учащихся;

- недостаточная сформированность волевых качеств, исследовательских умений у учащихся (приемов анализа, синтеза,  оценки результатов своей деятельности), умения организовать свою работу.

          Но,  несмотря на перечисленные трудности,  все-таки хочется отметить, что организация проектно - исследовательской деятельности приносит и положительные  результаты. Прежде всего, это

  • возможность выявить способных, мотивированных к данному виду деятельности учащихся,
  • развитие у них умения видеть проблему, искать пути ее решения, планировать свою работу, находить различные источники информации и работать с ними, представлять  результаты своего исследования,
  • чувство собственного морального удовлетворения от проделанной работы.

        Практическими  результатами данной  работы можно считать

  • наработанные материалы легли в основу сценария 80-летнего юбилея школы и были использованы при проведении на базе школы городского семинара по воспитательной работе,
  • создание учащимися исследовательского проекта «Летопись школы № 12»

Подводя первые итоги, мы с ребятами можем наметить и перспективы работы: перейти  к более широкой теме исследования «История  микрорайона  «Строитель», «История школы в истории моей Родины».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа как средство формирования проектно – исследовательских умений учащихся »



Краеведческая работа как средство формирования

проектно – исследовательских умений учащихся


Во все времена образование работало и продолжает работать на завтрашний день, готовя будущее для своей страны. В арсенале инновационных педагогических средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно – исследовательская деятельность – как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.

Под проектно - исследовательской деятельностью понимается

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Сегодня я хочу представить Вашему вниманию свой опыт по формированию навыков проектно - исследовательской работы учащихся во внеурочной деятельности в рамках работы кружка по историческому краеведению «Отчизны милый край – земля и люди».

Краеведческая деятельность в школе – это настоящий кладезь информации для исследований. 2012 год был богат на исторические юбилеи. Не стала исключением и наша школа, которая в этом году отметила свой 80--летний юбилей. Подготовка к столь знаменательному торжеству стала важным стимулом к организации проектно - исследовательской деятельности по изучению истории нашей школы, ее богатому и интересному прошлому.

Целью проектно-исследовательской деятельности стало формирование универсальных учебных действий в процессе изучения истории родного края.

В ходе знакомства учащихся с проектно - исследовательскими методами работы, формирования их социальных и коммуникативных компетенций, были определены основные задачи:

- уметь определять проблему, видеть пути и способы ее решения, планировать свою деятельность, вносить необходимые коррективы.

- научиться получать, обрабатывать, анализировать и применять информацию.

- уметь работать в команде.

С учетом возраста учащихся задача для каждой возрастной группы конкретизировалась:

7-8кл. – познакомиться с отдельными элементами, этапами проектно - исследовательской работы;

9 кл. – формировать проектно - исследовательские умения, систематизировать и представлять полученную информацию.

Для реализации этих задач одним из необходимых условий является наличие у учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков. В нашем случае это было желание достойно встретить юбилей родной школы,


для старшеклассников – интерес и возможность быть первыми в изучении данного вопроса, выступить со своей работой на городской научно – практической конференции.

По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) Наша работа проходила в основном в микрогруппах.

Выбор конкретных методов исследования определяется характером объекта изучения, целью и задачами проектно – исследовательской деятельности.

В своей работе я применяла следующие методы работы:

  1. Эффективным методом, позволяющим начать работу над исследовательским проектом, я посчитала проведение мини – социологических опросов: интервью родителей учащихся школы, их родственников и знакомых. Проводя такого рода опросы, учащиеся получали первые навыки исследовательской работы: сбора информации, обработки полученных данных, учились делать определенные выводы. Так, обработав полученные ответы анкет, учащиеся смогли сделать вывод о количественном составе учащихся школы в разные годы ее деятельности среди ныне живущих жителей микрорайона, о роли школы как образовательного и культурного центра в жизни поселка «Строитель».

  2. Одним из ведущих методов стала организация самостоятельной работы учащихся с историческими источниками. До сегодняшнего дня никто не занимался изучением истории нашей школы, и поэтому учащимся пришлось работать только с первоисточниками: документами и статистическими данными городского архива, краеведческого музея города, архива архитектурного отдела КМР, городского управления образованием, нашей школы. Большую помощь в восстановлении картины прошлого оказывали современники – очевидцы событий: наши выпускники, бывшие сотрудники школы.

Организуя проектно - исследовательскую деятельность, я разделила ее на 4 этапа.

Основными этапами проектно-исследовательской деятельности являются:

- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

- Обсуждение возможных вариантов исследования, сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей;

- Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта

- Подготовка и защита презентации;

На сегодняшний день мы с учениками подошли к 4 этапу работы.




2 ученицы 9 класса написали работу по истории нашей школы, дав ей название «Летопись школы № 12 г. Кизела» и готовятся к ее презентации и защите на городской НПК

Хочется обратить особое внимание на воспитательный аспект проектно - исследовательской работы в рамках краеведения.

При выборе темы исследования у учащихся формируется активная жизненная позиция, любовь и уважение к своей малой родине. Авторы работ осознают актуальность проблемы, значимость ее для себя и общества. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств, как:

- целеустремленность

- трудолюбие и настойчивость

- нравственность, интерес к другим личностям

- внутренняя толерантность (способность к принятию решений, размышления над ними).

Таким образом, проектно - исследовательская работа в рамках внеурочной деятельности по краеведению способна активизировать познавательную активность учащихся, пробуждать интерес к открытиям, развивать исследовательские умения и навыки, воспитывать гражданина своей Родины. Результатами самовыражения учащихся являются их участие в исследовательских конференциях, признание их авторитета одноклассниками и школой, повышение самооценки.

С какими трудностями я столкнулась при организации данной формы работы с учащимися?

- недостаточность собственных теоретических знаний и подготовки для организации проектно - исследовательской деятельности учащихся;

- недостаточная сформированность волевых качеств, исследовательских умений у учащихся (приемов анализа, синтеза, оценки результатов своей деятельности), умения организовать свою работу.

Но, несмотря на перечисленные трудности, все-таки хочется отметить, что организация проектно - исследовательской деятельности приносит и положительные результаты. Прежде всего, это

  • возможность выявить способных, мотивированных к данному виду деятельности учащихся,

  • развитие у них умения видеть проблему, искать пути ее решения, планировать свою работу, находить различные источники информации и работать с ними, представлять результаты своего исследования,

  • чувство собственного морального удовлетворения от проделанной работы.

Практическими результатами данной работы можно считать

  • наработанные материалы легли в основу сценария 80-летнего юбилея школы и были использованы при проведении на базе школы городского семинара по воспитательной работе,

  • создание учащимися исследовательского проекта «Летопись школы № 12»



Подводя первые итоги, мы с ребятами можем наметить и перспективы работы: перейти к более широкой теме исследования «История микрорайона «Строитель», «История школы в истории моей Родины».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бредихина Елена Николаевна

Дата: 07.09.2014

Номер свидетельства: 113386

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности "
    ["seo_title"] => string(94) "ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127411"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415298930"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья " Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности" "
    ["seo_title"] => string(102) "stat-ia-ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127419"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415299756"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Проектная деятельность в начальной школе при реализации ФГОС"
    ["seo_title"] => string(60) "proiektnaiadieiatielnostvnachalnoishkoliepririealizatsiifgos"
    ["file_id"] => string(6) "325287"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1462898064"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Краеведческий аспект в обучении иностранному языку "
    ["seo_title"] => string(58) "kraieviedchieskii-aspiekt-v-obuchienii-inostrannomu-iazyku"
    ["file_id"] => string(6) "121857"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414081613"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "« ОРГАНИЗАЦИЯ      ВНЕУРОЧНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ    В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ООО.      КРАЕВЕДЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»"
    ["seo_title"] => string(100) "organizatsiiavnieurochnoidieiatielnostivusloviiakhvniedrieniiafgosoookraieviedchieskoienapravlieniie"
    ["file_id"] => string(6) "299077"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456436015"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства