Краеведческая работа как средство формирования проектно – исследовательских умений учащихся
Краеведческая работа как средство формирования проектно – исследовательских умений учащихся
Краеведческая работа как средство формирования
проектно – исследовательских умений учащихся
Во все времена образование работало и продолжает работать на завтрашний день, готовя будущее для своей страны. В арсенале инновационных педагогических средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно – исследовательская деятельность – как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.
Под проектно - исследовательской деятельностью понимается
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию свой опыт по формированию навыков проектно - исследовательской работы учащихся во внеурочной деятельности в рамках работы кружка по историческому краеведению «Отчизны милый край – земля и люди».
Краеведческая деятельность в школе – это настоящий кладезь информации для исследований. 2012 год был богат на исторические юбилеи. Не стала исключением и наша школа, которая в этом году отметила свой 80--летний юбилей. Подготовка к столь знаменательному торжеству стала важным стимулом к организации проектно - исследовательской деятельности по изучению истории нашей школы, ее богатому и интересному прошлому.
Целью проектно-исследовательской деятельности стало формирование универсальных учебных действий в процессе изучения истории родного края.
В ходе знакомства учащихся с проектно - исследовательскими методами работы, формирования их социальных и коммуникативных компетенций, были определены основные задачи:
- уметь определять проблему, видеть пути и способы ее решения, планировать свою деятельность, вносить необходимые коррективы.
- научиться получать, обрабатывать, анализировать и применять информацию.
- уметь работать в команде.
С учетом возраста учащихся задача для каждой возрастной группы конкретизировалась:
Для реализации этих задач одним из необходимых условий является наличие у учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков. В нашем случае это было желание достойно встретить юбилей родной школы,
для старшеклассников – интерес и возможность быть первыми в изучении данного вопроса, выступить со своей работой на городской научно – практической конференции.
По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) Наша работа проходила в основном в микрогруппах.
Выбор конкретных методов исследования определяется характером объекта изучения, целью и задачами проектно – исследовательской деятельности.
В своей работе я применяла следующие методы работы:
Эффективным методом, позволяющим начать работу над исследовательским проектом, я посчитала проведение мини – социологических опросов: интервью родителей учащихся школы, их родственников и знакомых. Проводя такого рода опросы, учащиеся получали первые навыки исследовательской работы: сбора информации, обработки полученных данных, учились делать определенные выводы. Так, обработав полученные ответы анкет, учащиеся смогли сделать вывод о количественном составе учащихся школы в разные годы ее деятельности среди ныне живущих жителей микрорайона, о роли школы как образовательного и культурного центра в жизни поселка «Строитель».
Одним из ведущих методов стала организация самостоятельной работы учащихся с историческими источниками. До сегодняшнего дня никто не занимался изучением истории нашей школы, и поэтому учащимся пришлось работать только с первоисточниками: документами и статистическими данными городского архива, краеведческого музея города, архива архитектурного отдела КМР, городского управления образованием, нашей школы. Большую помощь в восстановлении картины прошлого оказывали современники – очевидцы событий: наши выпускники, бывшие сотрудники школы.
Организуя проектно - исследовательскую деятельность, я разделила ее на 4 этапа.
Основными этапами проектно-исследовательской деятельности являются:
- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей;
- Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта
- Подготовка и защита презентации;
На сегодняшний день мы с учениками подошли к 4 этапу работы.
2 ученицы 9 класса написали работу по истории нашей школы, дав ей название «Летопись школы № 12 г. Кизела» и готовятся к ее презентации и защите на городской НПК
Хочется обратить особое внимание на воспитательный аспект проектно - исследовательской работы в рамках краеведения.
При выборе темы исследования у учащихся формируется активная жизненная позиция, любовь и уважение к своей малой родине. Авторы работ осознают актуальность проблемы, значимость ее для себя и общества. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств, как:
- целеустремленность
- трудолюбие и настойчивость
- нравственность, интерес к другим личностям
- внутренняя толерантность (способность к принятию решений, размышления над ними).
Таким образом, проектно - исследовательская работа в рамках внеурочной деятельности по краеведению способна активизировать познавательную активность учащихся, пробуждать интерес к открытиям, развивать исследовательские умения и навыки, воспитывать гражданина своей Родины. Результатами самовыражения учащихся являются их участие в исследовательских конференциях, признание их авторитета одноклассниками и школой, повышение самооценки.
С какими трудностями я столкнулась при организации данной формы работы с учащимися?
- недостаточность собственных теоретических знаний и подготовки для организации проектно - исследовательской деятельности учащихся;
- недостаточная сформированность волевых качеств, исследовательских умений у учащихся (приемов анализа, синтеза, оценки результатов своей деятельности), умения организовать свою работу.
Но, несмотря на перечисленные трудности, все-таки хочется отметить, что организация проектно - исследовательской деятельности приносит и положительные результаты. Прежде всего, это
возможность выявить способных, мотивированных к данному виду деятельности учащихся,
развитие у них умения видеть проблему, искать пути ее решения, планировать свою работу, находить различные источники информации и работать с ними, представлять результаты своего исследования,
чувство собственного морального удовлетворения от проделанной работы.
Практическими результатами данной работы можно считать
наработанные материалы легли в основу сценария 80-летнего юбилея школы и были использованы при проведении на базе школы городского семинара по воспитательной работе,
создание учащимися исследовательского проекта «Летопись школы № 12»
Подводя первые итоги, мы с ребятами можем наметить и перспективы работы: перейти к более широкой теме исследования «История микрорайона «Строитель», «История школы в истории моей Родины».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краеведческая работа как средство формирования проектно – исследовательских умений учащихся »
Краеведческая работа как средство формирования
проектно – исследовательских умений учащихся
Во все времена образование работало и продолжает работать на завтрашний день, готовя будущее для своей страны. В арсенале инновационных педагогических средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно – исследовательская деятельность – как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.
Под проектно - исследовательской деятельностью понимается
Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.
Сегодня я хочу представить Вашему вниманию свой опыт по формированию навыков проектно - исследовательской работы учащихся во внеурочной деятельности в рамках работы кружка по историческому краеведению «Отчизны милый край – земля и люди».
Краеведческая деятельность в школе – это настоящий кладезь информации для исследований. 2012 год был богат на исторические юбилеи. Не стала исключением и наша школа, которая в этом году отметила свой 80--летний юбилей. Подготовка к столь знаменательному торжеству стала важным стимулом к организации проектно - исследовательской деятельности по изучению истории нашей школы, ее богатому и интересному прошлому.
Целью проектно-исследовательской деятельности стало формирование универсальных учебных действий в процессе изучения истории родного края.
В ходе знакомства учащихся с проектно - исследовательскими методами работы, формирования их социальных и коммуникативных компетенций, были определены основные задачи:
- уметь определять проблему, видеть пути и способы ее решения, планировать свою деятельность, вносить необходимые коррективы.
- научиться получать, обрабатывать, анализировать и применять информацию.
- уметь работать в команде.
С учетом возраста учащихся задача для каждой возрастной группы конкретизировалась:
Для реализации этих задач одним из необходимых условий является наличие у учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков. В нашем случае это было желание достойно встретить юбилей родной школы,
для старшеклассников – интерес и возможность быть первыми в изучении данного вопроса, выступить со своей работой на городской научно – практической конференции.
По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:
индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников) Наша работа проходила в основном в микрогруппах.
Выбор конкретных методов исследования определяется характером объекта изучения, целью и задачами проектно – исследовательской деятельности.
В своей работе я применяла следующие методы работы:
Эффективным методом, позволяющим начать работу над исследовательским проектом, я посчитала проведение мини – социологических опросов: интервью родителей учащихся школы, их родственников и знакомых. Проводя такого рода опросы, учащиеся получали первые навыки исследовательской работы: сбора информации, обработки полученных данных, учились делать определенные выводы. Так, обработав полученные ответы анкет, учащиеся смогли сделать вывод о количественном составе учащихся школы в разные годы ее деятельности среди ныне живущих жителей микрорайона, о роли школы как образовательного и культурного центра в жизни поселка «Строитель».
Одним из ведущих методов стала организация самостоятельной работы учащихся с историческими источниками. До сегодняшнего дня никто не занимался изучением истории нашей школы, и поэтому учащимся пришлось работать только с первоисточниками: документами и статистическими данными городского архива, краеведческого музея города, архива архитектурного отдела КМР, городского управления образованием, нашей школы. Большую помощь в восстановлении картины прошлого оказывали современники – очевидцы событий: наши выпускники, бывшие сотрудники школы.
Организуя проектно - исследовательскую деятельность, я разделила ее на 4 этапа.
Основными этапами проектно-исследовательской деятельности являются:
- Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
- Обсуждение возможных вариантов исследования, сбор и изучение информации, определение формы продукта, составление плана работы, распределение обязанностей;
- Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта
- Подготовка и защита презентации;
На сегодняшний день мы с учениками подошли к 4 этапу работы.
2 ученицы 9 класса написали работу по истории нашей школы, дав ей название «Летопись школы № 12 г. Кизела» и готовятся к ее презентации и защите на городской НПК
Хочется обратить особое внимание на воспитательный аспект проектно - исследовательской работы в рамках краеведения.
При выборе темы исследования у учащихся формируется активная жизненная позиция, любовь и уважение к своей малой родине. Авторы работ осознают актуальность проблемы, значимость ее для себя и общества. При выполнении исследования идет воспитание таких качеств, как:
- целеустремленность
- трудолюбие и настойчивость
- нравственность, интерес к другим личностям
- внутренняя толерантность (способность к принятию решений, размышления над ними).
Таким образом, проектно - исследовательская работа в рамках внеурочной деятельности по краеведению способна активизировать познавательную активность учащихся, пробуждать интерес к открытиям, развивать исследовательские умения и навыки, воспитывать гражданина своей Родины. Результатами самовыражения учащихся являются их участие в исследовательских конференциях, признание их авторитета одноклассниками и школой, повышение самооценки.
С какими трудностями я столкнулась при организации данной формы работы с учащимися?
- недостаточность собственных теоретических знаний и подготовки для организации проектно - исследовательской деятельности учащихся;
- недостаточная сформированность волевых качеств, исследовательских умений у учащихся (приемов анализа, синтеза, оценки результатов своей деятельности), умения организовать свою работу.
Но, несмотря на перечисленные трудности, все-таки хочется отметить, что организация проектно - исследовательской деятельности приносит и положительные результаты. Прежде всего, это
возможность выявить способных, мотивированных к данному виду деятельности учащихся,
развитие у них умения видеть проблему, искать пути ее решения, планировать свою работу, находить различные источники информации и работать с ними, представлять результаты своего исследования,
чувство собственного морального удовлетворения от проделанной работы.
Практическими результатами данной работы можно считать
наработанные материалы легли в основу сценария 80-летнего юбилея школы и были использованы при проведении на базе школы городского семинара по воспитательной работе,
создание учащимися исследовательского проекта «Летопись школы № 12»
Подводя первые итоги, мы с ребятами можем наметить и перспективы работы: перейти к более широкой теме исследования «История микрорайона «Строитель», «История школы в истории моей Родины».