3.Практический (дети самостоятельно производили опыты, использовали различные инструменты и материалы )
4.Эвристический(развивали находчивости и активности)
5.Проблемно - мотивационный (стимулировали активность детей за счет включения проблемной ситуации).
Приемы:
1.Беседы.
2.Сюрпризный момент.
3.Художественное слово.
4.Показ.
Формы и виды детской деятельности:
1.Продуктивная деятельность (рисование).
2.Познавательно – исследовательская деятельность( опыты и экспериментирование).
3.Музыкально – художественная деятельность ( слушание музыки).
Оформление: модель солнечной системы, набор картинок о космосе, глобус, настольная лампа, «шарики на ниточках», фонарик, лист бумаги, стул, мячик. На каждого ребёнка 1 лист бумаги чёрного цвета, краски, кисти, салфетки.
Дети стоят полукругом около модели солнечной системы.
Люди мечтали и мечтают лучше узнать космическое пространство, в котором кружит наш общий дом – планета Земля. Знания о космосе были бы невозможны без заинтересованного участия человека. Для этого люди изобрели много приспособлений: от простого телескопа до космических спутников, кораблей и станций (демонстрация карточек, фотографий). Благодарность и почёт тем, кто стал первым на пути открытия космоса. Навсегда в памяти людей останется имя первого космонавта Земли –Юрия Гагарина.
« Двадцатый век, к галактикам взлетая,
несёт нам всем торжественную весть:
есть космонавт – профессия такая,
уже такая должность в мире есть».
Давайте ребята, и мы с вами отправимся в путешествие в космическое пространство.
Какой увидел Гагарин нашу Землю из космоса? (ответы детей)
Кто знает, какого цвета Земля из космоса? Почему? (объяснения и предположения ребёнка с использованием картинок космической съёмки Земли) .
Как называется уменьшенная модель Земли? (ответы детей, рассматривание глобуса). За 50 лет в космосе много побывало космонавтов, космических станций и кораблей, спутники бороздят космические просторы. Что передают они на Землю, какую информацию? (ответы детей). Включается запись голос звездочета на фоне космической музыки:
приглашение детей в планетарий .(Выключить свет, модель солнечной системы подсвечена настольной лампой).
На луне жил Звездочет
Он планетам вел учет…
Звездочет: Что находится в центре солнечной системы? (ответы детей «Солнце» самая большая звезда). Что располагается вокруг солнца? (ответы детей)
Сколько планет солнечной системы, вы знаете? (инд. ответы) .Назовите и покажите их, начинайте с ближних к Солнцу? (ответы детей) Как и чем удерживает Солнце девять планет вокруг себя? (предполагаемые ответы детей). Давайте проведём опыт «Шарики на ниточках». Каждый ребёнок играет роль Солнца, а шарики - это планеты. Вращаем шарики, останавливаем движение. Что происходит с шариками? Слово «планета» означает «блуждаю», но это не так, каждая планета строго двигается по своей орбите .Солнце притягивает планеты, и эта сила притяжения удерживает планеты так, как – будто они привязаны на веревочке. Благодаря гравитации , каждая планета в Солнечной системе вращается вокруг Солнца и не может улететь в космическое пространство.
Солнце – это огромный раскаленный шар, который излучает свет и тепло как электрическая лампочка.
Сейчас мы с вами проведём ещё один опыт. Включаем настольную лампу- «Солнце», каждый из вас по очереди приблизит и удалит руку. Какие ощущения вы испытываете? Почему?
Итог опыта подводят дети: чем ближе к Солнцу, тем горячее; чем дальше от Солнца, тем холоднее.
Физминутка:
Раз-два, стоит ракета.
Три- четыре, скоро взлёт.
Чтобы долететь до солнца, космонавтам нужен год.
Но дорогой нам не страшно, каждый ведь из нас атлет.
Пролетая над землёю, ей передадим привет.
Путешествие продолжается, информация не кончается. Солнце яркое согревает, раскаляет, а космос тёмный, в чём вопрос? Эксперимент «Тёмный космос».
Цель: узнать, почему в космосе темно.
(фонарик, стол, лист бумаги, маленький мячик).
Положить фонарик на край стола.
Затемнённая комната, включен только фонарик.
Взглянуть на луч света и попытаться проследить его.
Поднести поочерёдно руку, лист бумаги, затем мячик на расстоянии 30 см. от фонарика.
Итог: на руке, листе бумаги, мячике появится круг света, но между фонариком и плоскостью почти совсем не видно света.
Как вы думаете, почему так происходит? (предположения детей)
Объяснение результата: рука, лист бумаги, мячик отразили свет, и мы его увидели. Солнечный свет постоянно пронизывает космос, но там темно. Почему? В космосе нет ничего, что могло бы отражать свет. Свет виден только тогда, когда он отражается от какого-то предмета ( в нашем случае: рука, лист бумаги, мячик).
(Включается свет)
Гимнастика для глаз «Нарисуй звезду» (дети «рисуют глазами» звезду).
Пальчиковая гимнастика:
По порядку все планеты, назовёт любой из нас:
Раз- Меркурий,
Два –Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом, и девятая планета под названием Плутон.
Какую бы вы хотели изобразить планету? ( Ответы детей)
Самостоятельная деятельность детей ( рисование красками «Космическое путешествие»
Выставка работ.
Оценка деятельности самими детьми с помощью «звёздочек».
Под космическую музыку педагог объявляет о возвращении из космического путешествия.