Вверх по лестнице жизни (тематический классный час в 8 классе)
Цель: формирование первоначальных представлений о понятии «нравственные ценности».
Задачи:
1) развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя истинные и мнимые ценности;
2) учить культуре общения, сотрудничества, культуре речи;
3) развивать познавательные способности детей;
4) формировать нравственные качества личности.
Разработка может пригодиться классным руководителям при проведении тематических классных часов. Приветствуется поддержка школьного психолога. Можно привлечь к проведению родителей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Вверх по лестнице жизни" »
Автор- составитель
Рубцова Людмила Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы.
МОУ «Средняя общеобразовательная
школа №2», г. Качканар.
Вверх по лестнице жизни
(тематический классный час в 8 классе)
Цель: формирование первоначальных представлений о понятии «нравственные ценности».
Задачи:
1) развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя истинные и мнимые ценности;
2) учить культуре общения, сотрудничества, культуре речи;
3) развивать познавательные способности детей;
4) формировать нравственные качества личности.
Ход занятия.
Чтобы начать разговор, мы попытаемся ответить на вопрос: «Что это такое – ценности? Какие ценности вы знаете?»
А теперь попробуйте продолжить такие фразы:
Преуспевающий человек – это человек, который…
Неудачник – это человек, который…
Человек в жизни состоялся, если он имеет…
Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…
Прочитайте получившиеся у вас высказывания. Осознанно или не совсем, но у нас получились 2 типа ценностей – материальные и нематериальные. Итоги подводить рано, но мы заострим на этом своё внимание.
У каждого из нас, людей, есть удивительная способность – мечтать. Мечтают все: и взрослые, и дети. Но взрослые, наверно, реже. Хотя, на мой взгляд, пока человек живёт – он мечтает. Мечтает о несбыточном, сказочном, мечтает о чём-то обыденном. Иногда мечты сбываются, становятся явью. Это происходит тогда, когда они становятся жизненной целью, которой человек достигает. На психологии вы представляли свою жизнь в виде отрезка. А теперь давайте с вами поэкспериментируем и представим себе вашу будущую жизнь в виде лестницы, по которой вы идёте во взрослую жизнь. Ваше право выбрать, какой будет эта лестница, большая она будет или маленькая, из скольких ступенек будет состоять. Может быть, каждая ступенька будет обозначать то, к чему вы стремитесь в жизни. Нарисуйте эту лестницу.
Попробуйте прокомментировать эту лестницу ваших желаний. Сразу хочу слушателей предостеречь от ошибки: если ваша «лестница» не похожа на чью-либо, это вовсе не значит, что она у вас хуже или лучше. Просто сейчас она другая.
Обратите внимание, что у многих, почти у всех лестница поднимается вверх. Это значит, что вы, как настоящие оптимисты, надеетесь, что в дальнейшем всё будет меняться только к лучшему. А если у кого-то лестница желаний почему-то направлена вниз, будем считать, что сегодня у вас не самое хорошее настроение, и пессимизм завтра исчезнет.
Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно: можем оступиться, устать от долгого подъёма, в конце концов, нам кто-то может помешать, столкнуть. В жизни тоже бывают трудности и препятствия. Попробуем представить, что может осложнить нам движение вперёд. А что может помочь нам двигаться увереннее?
Как хорошо вы рассуждаете, но все по-разному. Почему? Правильно, потому что каждый из вас – личность. Жизненные ценности человека, как считают учёные, разделяются на два класса: терминальные и инструментальные. Сегодня нас будут интересовать терминальные – это цели существования, приоритетные, значимые для личности. Перед вами список терминальных ценностей. Ваша задача - оценить их по степени значимости для вас как принципов жизни. Для этого распределите ценности по местам: на первом месте поставьте наиболее значимую, на последнем месте – наименее значимую ценность.
- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность
жизни);
- образование;
- здоровье (физическое и психическое);
- интересная работа;
- красота природы и искусства;
-любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных
затруднений);
- наличие хороших и верных друзей;
- общественное признание (уважение окружающих, слава);
- познание (возможность расширения своего образования, кругозора,
общей культуры, интеллектуальное развитие);
- общественная и политическая активность;
- приобщение к культуре и искусству (чтение, посещение музеев,
- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
- счастливая семейная жизнь;
- счастье других ( развитие и совершенствование других людей,
милосердие, помощь нуждающимся);
- творчество (техническое, литературное, театральное, исполнительское);
- развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое
совершенствование).
Попробуем вместе проанализировать ваши тесты. Учитываются ценности, занявшие первые пять мест. По содержанию ценностей вы можете определить свой тип ценностных ориентаций.
Эстетическая ориентация (красота природы и искусства, творчество, приобщение к культуре).
Альтруистическая ориентация (любовь, счастье других, общение с другими).
Гедонистическая ориентация – направленная на удовольствия и развлечения в настоящем и отсутствие заботы о будущем (удовольствия, развлечения, здоровье, любовь, свобода)
Интеллектуальная ориентация (образование, познание, приобщение к культуре, развитие).
Обращаю ваше внимание, что в чистом виде данные типы встречаются редко, чаще всего – комбинированные варианты.
Попробуйте ответить на вопрос, что такое истинные и что такое мнимые ценности?
А теперь давайте вспомним историю, которую мы прочитали в этом году в учебнике риторики.
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
- Многого ли достигла в жизни эта старушка?
- Как вы думаете, каковы были её жизненные ценности?
- Можно ли про неё сказать, что она состоялась как человек?
А ведь это вовсе не выдуманная история. Мы с вами видели по телевизору репортажи о восьмидесятилетней бабушке, которая делает сувенирные валенки, продаёт их, а на вырученные деньги покупает подарки в детский дом. Пожилой житель Кавказа сам ютится в маленькой неблагоустроенной комнатке, всю жизнь выращивает скот, продаёт – и на его деньги уже построена в селе новая современная школа, теперь очередь за спорткомплексом. Да и мало ли вокруг нас людей, которые живут по человеческим добрым законам, и которых кое-кто презирает и считает неудачниками. Просто у каждого своя система нравственных ценностей. И какой бы она ни была, очень бы хотелось, чтобы вы всегда оставались людьми, чтобы достигая свои цели, не забывали о тех, кто живёт рядом с вами, и если не помогали бы другим, то хотя бы не расталкивали локтями тех, кто оказался рядом с вами. Будьте людьми!
Литература.
1) Д.И.Архарова, Т.А.Долинина, А.П.Чудинов. Речь и культура общения. Екатеринбург, Сократ, 2006г.
2) Н.И.Дереклеева, М.Ю.Савченко, И.С.Артюхова. Справочник классного руководителя. Москва, ВАКО, 2006 г.
3) Г.А.Карпова. Педагогическая диагностика воспитанности и ценностных ориентаций школьников. Екатеринбург, УГПУ, 2001 г.
Преуспевающий человек – это человек, который…
Неудачник – это человек, который…
Человек в жизни состоялся, если он имеет…
Человек в жизни не состоялся, если он не имеет…
активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
образование
здоровье (физическое и психическое)
интересная работа
красота природы и искусства
любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
наличие хороших и верных друзей
общественное признание (уважение окружающих, слава)
материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
общественное признание (уважение окружающих, слава)
познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
общественная и политическая активность
приобщение к культуре и искусству (чтение, посещение музеев, выставок, театров)
развлечения
(приятное, необременительное времяпрепровождение)
свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
счастливая семейная жизнь
счастье других (развитие и
совершенствование других людей, милосердие, помощь нуждающимся)
творчество (техническое, литературное, театральное, исполнительское)
развитие (работа над собой, постоянное духовное и физическое совершенствование)