kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Классный час "Слово о крае родном"

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • Классный час разработан в виде брейн-ринга. Цели:
  • . Формирование знаний об истории и развитии Югры.
  •  Воспитание любви к родному краю.
  •  Развитие познавательного интереса к традициям и быту коренных народов.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Классный час "Слово о крае родном" »


Классный час












“Слово о

крае родном”

Логинова З.Н.












Брейн-ринг



Классный час «Слово о крае родном».


  • Цель: 1. Формирование знаний об истории и развитии Югры.

2. Воспитание любви к родному краю.

3. Развитие познавательного интереса к традициям и быту коренных народов.


  • Форма проведения: классный час; брейн-ринг.


  • Оборудование: Для 1 и 2 тура брейн-ринга: комплекты табличек с вариантами ответов, для 3 тура: изображения изображения верхней мужской и женской одежды ханты и таблички с названиями, музыкальное сопровождение – запись песни «Мой край».


  • Ход классного часа:


I. Ведущий. Ребята! Мы с вами живем на Югорской земле. Для многих из вас этот великий край – малая Родина, ведь вы здесь родились и в вашем свидетельстве о рождении так и записано – город Нижневартовск, Ханты Мансийский Автономный Округ, а сейчас еще и существует добавление – Югра.

Я думаю, нам с вами есть чем гордиться. ХМАО, которому в этом году исполняется 76 лет, по своему экономическому потенциалу входит в первую десятку субъектов Российской федерации и занимает 1 место по добыче нефти, 2 место по выработке электроэнергии, 3 место по добыче газа.

А уж по занимаемой территории наш округ больше любой из стран Европы (а их более 50), исключение составляют только Украина и Франция.


1 чтец. Живем мы в большом настоящем,

Наш край необъятно широк,

И снег, и мороз леденящий

Крутой, как в метель кипяток.

Пусть четко в историю встанет

Название это – Югра,

Югра – лесоруб и нефтяник,

Югра – инженер и рыбак!

Югра – твоя поступь знакома.

Суровою нитью пурги

Пришиты аэродромы

В петлицу зеленой тайги!



II. Ведущий: С чего же все начиналось?

Ученые сделали вывод, что заселение нашего края шло с юга, и человек постепенно передвигался на север по берегам рек. В первом тысячелетии новой эры территория нашего края была уже заселена. По Иртышу и Оби жили племена Угров, и постепенно выявились две родственные народности, близкие по языку и культуре – ханты (их называли остяками), и манси (вогулы).

Жили древние Угры в землянках. Основными их занятиями были охота и рыбная ловля. Позднее появилось оленеводство. Стада оленей были очень большими. В одном из сказаний говорится, что пастух обходит свое большое стадо за семь дней…

Большого искусства Угры достигли в обработке дерева и бересты, изготовлении одежды и обуви из оленьих шкур и шкурок пушных зверей, птиц а также кожи рыб осетровых пород.

Угры умели делать нити из крапивного волокна и оленьих сухожилий, изготовлять грубое полотно, из которого шили рубахи и пологи от мошкары. Им были знакомы изготовление глиняной посуды и ковка железа.

Жили Угорские племена родовыми общинами и вели кочевой образ жизни. Кочевали посезонно: летом поселялись на самом берегу реки, и на больших лодках – каюках отправлялись к низовью Оби навстречу поднимающейся рыбе, а в августе поднимались вслед за рыбой вверх. Волокли нагруженные вяленой и сухой рыбой лодки против течения реки, преодолевая две, три сотни километров пути.

Передвигаясь по безбрежным просторам тайги и тундры, встречались с народами соседних территорий, в обмен на меха и рыбу получали чугунные и медные котлы, ножи, топоры, другие предметы.

По своим религиозным верованиям Угры были язычниками.

Обширная территория, населенная Уграми, известна была под названием Югра. Слух о ее богатствах разносился среди соседних народов и породил много сказок и легенд. Рассказывали, что там живут какие-то особые, удивительные люди, которые ни во что ни ставят золото и серебро, складывая его грудами к ногам своих идолов, что там маленькие белки и олени дождем падают с неба и, быстро вырастая, разбегаются по земле; там по хрустящему снегу бегают белые горностаи и золотистые соболи, серебристые лисы и серые песцы, там множество куниц, бобров и другой «мягкой рухляди», так в старину называли пушнину.

Множество людей стремилось попасть в эти края: одних гнала нужда, других – мечта о вольной земле, третьих – жажда наживы.

Много воды утекло с тех пор, много важных событий произошло в жизни нашего края, и кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы геологи не обнаружили в подземных кладовых огромные запасы нефти.

И вот больше сорока лет назад на берегах реки Конды произошло замечательное событие в истории Югорской земли – пошла нефть.


  1. 2 чтец. Хоть на миг замолчи, буран,

Чтобы каждый услышать мог,

Как трубит нефтяной фонтан

В медногорлый огромный рог!

Расступись ты, кондовый лес,

Чтобы мне увидать хоть раз

Как геологи плачут здесь,

Слез счастливейших не стыдясь.


3 чтец. Они пробуют нефть на вкус

И в тяжелых ладонях мнут.

Горячо утверждать берусь:

Нет прекрасней таких минут!

Кто в болотах тонул и мерз,

Углубясь в тайгу – океан,

Тот услышит за сотни верст,

Как трубит нефтяной фонтан!


4 чтец. Не лгали, значит, прадеды и деды.

Земля как будто выбрала момент

И рявкнула, как тысяча медведей,

Плеснула в небо пламенем легенд!



5 чтец. И даже там, где северных сияний

Вовек не загоралось в знойной мгле,

Услышали земли моей дыханье,

Узнали о Югорской вдруг земле.


6 чтец. В тайге и в тундре – всюду вышки встали,

Пугая пробегающих зверей.

Уходят вышки в северные дали,

Как сказочный отряд богатырей.


7 чтец. О край мой огнедышащий!

То слово пугало наших предков,

А для нас - наполнилось то слово силой новой,

И превратилось в нефть оно и газ.



8 чтец. О край мой обновленный! Буровые

Не зря гудели и в мороз и в зной!

Раскрыв свои земные кладовые

Теснее край мой слился со страной!



9 чтец. И вижу я, как Обью полноводной

Гудит наш газ в артериях страны,

Потоком дружбы льется он сегодня

Из северной Югорской стороны.



10 чтец. И мы должны людей запомнить смелых,

Кто по полгода жил в полярной мгле,

Кто много лет ходил в метелях белых

Тепло души отдав моей земле!


11 чтец. О край родной! Ты – островок,

Но в братстве, - ты материк, которому цвести!

Своим ты огнедышащим богатством

Как будто солнцем, мир весь освети!


Звучит песня «Мой край».



IV. Брейн-ринг «Мой край»


1 тур.

1. Как в древние времена назывались ханты? (остяки)

2. Как у коренных народов называется строение для хранения запасов еды? (лабаз)

3. Как ханты называют вяленую рыбу? (юкола)

4. Столица нашего округа? (Ханты-Мансийск)

5. О какой сибирской ягоде говорят: заготовь ее впрок, враг не ступит на порог. Считается также, что она очень полезна для зрения. (черника)

6. Священное дерево у коренных народов (кедр)

7. Название какого города в переводе с хантыйского означает «беличьи угодья»? (Лангепас)


2 тур.

1. Как в давние времена назывались манси? (вогулы)

2. Как называлось жилище древних Угров? (землянка)

3. Как называется у ханты рыбная мука? (парса)

4. Какое растение называют «болиголов»? (багульник)

5. Из какого дерева ханты изготавливали ложки? (осина)

6. Название какого города в переводе с ханты «смех, улыбка»? (Нягань)

7. В каком году пошла первая нефть на Самотлоре? (1965)



3 тур.

Финал

  1. Словесная дуэль. Команды по очереди говорят названия населенных пунктов ХМАО.

  2. Найти соответствие. Орнаменты – их названия.

  3. Найти соответствие. Верхняя одежда – название.


  1. Подведение итогов, награждение команды победителей.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Классный час "Слово о крае родном"

Автор: Логинова Зинаида Николаевна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123254

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "классный час "Сосновским краем гордимся мы...! "
    ["seo_title"] => string(45) "klassnyi-chas-sosnovskim-kraiem-ghordimsia-my"
    ["file_id"] => string(6) "108583"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403770643"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект классного часа на тему "Моя малая родина""
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-klassnogho-chasa-na-tiemu-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "250431"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447080474"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "классный час на тему «Наш край родной ТЮМЕНСКИЙ»"
    ["seo_title"] => string(44) "klassnyichasnatiemunashkrairodnoitiumienskii"
    ["file_id"] => string(6) "292122"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455216104"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Классный час «Моя малая родина - Башкортостан» "
    ["seo_title"] => string(46) "klassnyi-chas-moia-malaia-rodina-bashkortostan"
    ["file_id"] => string(6) "152699"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420896371"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Классный час по теме «Моя малая родина - Башкортостан». "
    ["seo_title"] => string(56) "klassnyi-chas-po-tiemie-moia-malaia-rodina-bashkortostan"
    ["file_id"] => string(6) "153174"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420979371"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства