Классный час по теме «Моя малая родина - Башкортостан».
Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.
Задачи:
Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина
Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.
Коррекционная: коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы
Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Учитель здоровается с детьми, приглашает занять свои места.
II. Сообщение темы. Целевая установка.
-Ребята, прочитайте тему классного часа.
Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?
III. Вступительное слово.
-В какой стране мы с вами живем? Гражданином какой страны вы являетесь?
Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.
Россия – самая большая страна на свете.
Границы России проходят и по суше, и по морю.
Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина.
А что каждый из вас считает своей малой родиной?
Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?
МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
IV. Основная часть:
- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.
Малая Родина - это, где вы сделали свои первые шаги, произнесли слово «мама», и начали познавать свой мир. С познания родных мест начинается любовь к Родине, так как связывается с чувством любви к тому милому уголку земли, где ты родился, познал азбуку жизни. Куда бы ни забросила судьба человека, это чувство не покидает его.
Учитель читает стихотворение “Малая Родина”
Малая Родина –
Островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая ,
А под ней скамья –
Ласковая малая
Родина моя!
- Место, где мы родились и растем – это наш родной край Башкортостан, это наша малая Родина.
Ученики читают стихотворения о Башкортостане
1 ученик.
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной…
Пускай на глобусе ты кажешься листком,
Горячим занесенным ветерком, -
Башкирия моя! Твой сын простой,
Я восхищен твоею широтой
2 ученик.
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловьиный край!...
Мне жаль того,
Кто здесь не разу не был,
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
-Край наш необыкновенно привлекателен разнообразием природы. Если посмотреть на Башкортостан с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и крутые обрывы, и бескрайние хлебные просторы. На востоке республики высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Очень много у нас рек и озер. Самая большая и красивая среди них красавица Агидель.
-Недра Башкортостана хранят почти все виды полезных ископаемых. В 1932 году были открыты первые месторождения башкирской нефти. С тех пор она стала республикой, развитой нефтяной и химической промышленности.
-Наша республика имеет свои символы, выражающие ее суверенитет.
Государственный флаг РБ был принят 25 февраля 1992 года.
- Флаг представляет собой прямоугольное цветное полотнище, состоящее из горизонтальных полос зеленого, белого и синего цвета с эмблемой.
В центре белой полосы золотистым цветом изображена эмблема – круг, в центре которого находится цветок курая с семью лепестками.
Синий цвет означает ясность, добродетель и чистоту помыслов народов республики; белый – их миролюбие, открытость, готовность к взаимосотрудничеству; зеленый – свободу, вечность жизни. Цветок курая – символ дружбы, семь его лепестков символизируют единство башкирских племен и народов Башкортостана.
- Государственный герб Республики Башкортостан был принят 12 декабря 1993 года. Герб представляет собой изображение памятника Салавату Юлаеву (символ мужества народов) на фоне восходящего солнца и его лучей (символ стремления народов к свободе), вписанное в круг, обрамленный национальным орнаментом. Ниже изображено соцветие курая (символ стремления к единству), лента, окрашенная в цвета Государственного флага Республики Башкортостан, с надписью по белому полю “Башкортостан”.
- Государственный гимн Республики Башкортостан был принят 12 октября 1993 года. Гимном РБ является торжественная мелодия “Республика” на музыку Фирата Идрисова. Государственный гимн РБ является символом, выражающим суверенитет Республики Башкортостан, единство и дружбу ее народов (Звучит гимн РБ).
-Давайте посмотрим фильм о Башкортостане.
(Демонстрируются фильм № 1 «Башкортостан»)
- Столица республики – город Уфа. Он основан в 1574 году. Уфа – большой и красивый город.
(Демонстрируются фильм № 1 «Уфа»)
- Стихотворение об Уфе нам расскажет….
Ученик читает стихотворение Г. Рамазанова “Уфа”.
Уфа, всего лишь три буквы, короткое слово,
Но где-то вдали его назови –
Сколько встанет за ним родного,
Сколько в нем зазвучит любви!
В нем отчизна отцов святая,
В нем – любимый наш милый дом.
Сердце манит оно, сверкая,
Как три звездочки над стихом.
-В Уфе много фабрик, заводов, культурных и учебных заведений, спортивных комплексов, памятников и музеев.
(Демонстрируются фильм № 2 «Уфа»)
Итог:
– Наш классный час подошёл к концу.
Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.
Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.
Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.
(Демонстрируются фильм №2 «Башкортостан»)
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Оценивание активности ребят на занятии
- Какая задача стояла перед нами?
- Удалось ли её решить?
- Кто справился с задачей?
- Кто испытывал затруднения?