Финансовая грамотность очень актуальна в наше время. Личностными результатами изучения курса "Финансовая грамотность" является осознание себя как члена семьи, общества и государства; овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классному руководителю в помощь»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 63»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
социально – гуманитарных дисциплин
руководитель МО
Барахова Н.В.______
Протокол №1
от « » августа 2020 г.
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора
по УВР
Ильичев А.Н. _____________
« » 2020 г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы № 63
Данькин А.А._____________
Приказ №
от « » 2020 г.
Рабочая программа
по курсу
«Финансовая грамотность»
для 5 классов
17 часов
Учитель
Веряскина О.В.,
высшая квалификационная категория
г. Ульяновск
2020 год
Рабочая программа по истории составлена на основании:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 г.) (с изменениями и дополнениями);
примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
основной образовательной программы основного общего образования Школы № 63;
Финансовая грамотность: учебная программа, 5-7 классы общеобразоват.орг./ E. А. Вигдорчик, И.В. Липсиц – М.: ВАКО, 2018;
федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г №253 с изменениями и дополнениями);
положения "О рабочей программе учебного предмета, курса (ФГОС) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа № 63»;
и других нормативных актов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
понимание цели своих действий;
планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
проявление познавательной и творческой инициативы;
оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
понимание и правильное использование экономических терминов;
освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Содержание учебного курса
Введение в курс «Финансовая грамотность» (2 ч.)
Почему важно развивать свою финансовую грамотность.
От чего зависит благосостояние семьи
Доходы и расходы семьи (14 ч.)
Деньги
Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.
Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
Перечислять виды денег.
Приводить примеры товарных денег.
Сравнивать преимущества и недостатки разных видов денег.
Составлять задачи с денежными расчётами.
Объяснять, почему бумажные деньги могут обесцениваться.
Знать, что денежной системой страны управляет центральный банк.
Объяснять, почему изготовление фальшивых денег — преступление.
Доходы семьи
Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.
Сравнивать условия труда совершеннолетних и несовершеннолетних.
Объяснять, как связаны профессии и образование.
Объяснять, чем руководствуется человек при выборе профессии.
Объяснять причины различий в заработной плате.
Приводить примеры кредитов.
Расходы семьи
Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.
Основные понятия
Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления.
Объяснять причины, по которым люди делают покупки.
Описывать направления расходов семьи.
Классифицировать виды благ.
Рассчитывать расходы семьи на условных примерах.
Сравнивать и оценивать виды рекламы.
Обсуждать воздействие рекламы и промоакций на принятие решений о покупке.
Рассчитывать доли расходов на разные товары и услуги.
Семейный бюджет
Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.
Основные понятия
Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.
Компетенции:
Составлять семейный бюджет на условных примерах.
Сравнивать доходы и расходы и принимать решения.
Объяснять причины, по которым люди делают сбережения.
Описывать формы сбережений.
Описывать последствия превышения расходов над доходами.
Сравнивать потребительский и банковский кредиты.
Объяснять, при каких условиях можно одалживать и занимать деньги.
Тематическое планирование
№
Тема
Количество часов
Введение в курс «Финансовая грамотность»
1
Почему важно развивать свою финансовую грамотность
1
2
От чего зависит благосостояние семьи
1
Доходы и расходы семьи
3
Деньги: что это такое
1
4
Учебные мини - проекты «Деньги»
1
5
Из чего складываются доходы семьи
1
6
Учимся считать семейные доходы
1
7
Исследуем доходы семьи
1
8
Учебные мини – проекты «Доходы семьи»
1
9
Как появляются расходы семьи. Учимся считать семейные расходы
1
10
Исследуем расходы семьи
1
11
Учебные мини - проекты «Расходы семьи»
1
12
Как сформировать семейный бюджет
1
13
Ролевая игра «Семейный совет по составлению бюджета»
1
14
Учебные мини – проекты «Семейный бюджет»
1
15
Обобщение изученного материала
16
Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи»
17
Резервные часы
1
Литература:
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5 —7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.
Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018.