kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Кітап білім бұлағы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Библиотечный урок на тему "Кітап білім бұлағы", спосбствует привитию интереса к чтению, любви к книгам

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Кітап білім бұлағы»

Библиотечный час ”Кітап білім бұлағы»


Цель урока: формирование функциональной грамотности и знаний по истории появления книги, по структуре книги, навыков самостоятельной работы с книгой.


Задачи:

-приобщение детей к чтению;

- знакомство с историей создания книги и основными элементами книги;

- воспитание бережного отношения и любви к книге.


Форма проведения: урок формирования новых знаний


Материалы и оборудование: нетбук, проектор, книги для практической работы.


Ход урока:


Библиотекарь: Здравствуте, ребята! Давайте начнем нашу встречу с разгадывания кроссворда.




1.Б

У

К

В

Ы




2.Ч

Т

Е

Н

И

Е




3.Б

И

Б

Л

И

О

Т

Е

К

А

4.С

К

О

Р

О

Г

О

В

О

Р

К

А




5.С

К

А

З

К

А


































1.Тридцать три сестрички, роста невелички,

Если знаешь их секрет, то на все найдешь ответ. (буквы)


2. От лени и безделья, Любого спасает..... (чтение)


3. Знания красят человека.

Знаний храм -..... (библиотека)


4.Быстро, быстро говорим.

Поспеваем ловко.

А поможет в этом нам,

Сложная ...... (скороговорка)


5. Легенда, преданье народное,

Ребята ее обожают.

Родители если свободные,

Ее тебе на ночь читают. (сказка)


Библиотекарь: О чем мы сегодня будем говорить?

Ребята: О книге

Библиотекарь: Правильно. Сегодня мы поговорим о книге. Книга входит в нашу жизнь с самого раннего детства и споровождает нас на протяжении всей жизни.


Книга поможет узнать обо всем:

Про одежду, про дом,

Про собаку и кошку.

Про всех понемножку.

В веселых стихах, о разных часах,

О числах, о счете тоже прочтете.

О мудрости древней

Про лето в деревне.

Веселые стихотворения про изобретения,

Про случаи в школе и про добычу соли.

Всего и не счесть. Не лучше ль прочесть?


Кто же придумал книгу? Кто стал первым чудесником? Никто. Такого изобретателя просто не существует. Люди с незапамятных времен рассказывали друг другу различные истории, делились друг с другом тем, что знали. Только вот записывать научились не сразу.

Первым видом письменности были геометрические изображения и рисунки. Самая древняя цивилизация – это древние шумеры. Вместо слов и букв использовали рисунки. Шумерское письмо назвается “клинопись”, от слова “клиновидный”. Для выдавливания знаков на глинянных табличках, служивших для письма, они использовали палочку, клинышком заостренной на конце.

Древние египтяне пользовались пиктографическим (рисуночным) письмом. Каждая маленькая картинка обозначала слово или звук. Такие рисунки или символы называли иероглифами.

Вот так появились буквы. Большинство алфавитов, которыми люди пользуются сегодня, вероятно возникли из древнего рисуночного письма.

Многочисленные писцы стали вести записи: сколько зерна собрано на полях, сколько скота в стадах. А еще они записывали то, что знали и умели самые мудрые люди того времени. Так появились книги.

Книги были разные. Египтяне писали на папирусе, в Индии на пальмовых листьях, в Китае использовали шелк, в Азии - пергамент, на Руси использовали бересту. По свидетельству ученых берестяные книги (грамоты) возникли на Руси в 9 веке.

Книг становилось все больше и больше, их надо было где-то хранить, так появились библиотеки. Они возникли более 5000 лет назад, и стали хранилищами книг. Некоторые древние книги дошли и до наших дней и хранятся в мировых библиотеках.

Для изготовления современной книги используется бумага. Изобретена она была еще во 2-м веке до нашей эры. Это подтверждено учеными, после проведения исследования найденных артефактов в древней гробнице, в пещере Баоця, Северной провинции Китая.

В 105 году нашей эры ученый Цай Лунь предложил Китайскому императору описание технологии изготовления бумаги. На протяжении многих веков Китай хранил секрет изготовления бумаги. В Европе бумажное ремесло появилось лишь в 11 -12 веках.

Долгое время книги были рукописными. Представьте сколько времени уходило на то, чтобы аккуратно, красиво, без ошибок переписать от руки толстенные тома для библиотек. На переписку книг уходили месяцы и даже годы.

Шло время, человечество развивалось, совершенствовались орудия труда, делались новые открытия, проектировались различные устройства, заменяющие трудоемкую работу, так появились первые печатные станки. Сначала они были маленькими, ручными, а потом настоящими печатными машинами.

Первый печатный станок был построен приблизительно в 1450 году, немцем Иоганном Гутенбергом. За 1 час на нем можно было напечатать примерно 16 страниц. Гутенберг состалял слова, соединяя металические буквы – их называют шрифтом.

Первые печатные книги в Русском государстве появлись лишь в середине 16 столетия, в пору царствования Ивана Грозного. Он издал указ о создании Печатного двора. В 1563 году Печатный двор возглавил Иван Федоров. Он был образованным человеком, хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром и моляром, и резчиком и переплетчиком. Первая книга Печатного двора “Апостол” вышла в свет 1 марта 1564 года. Ее делали целый год, состояла она из 267 листов.

Современные печатные машины работают на электричестве. Они печатают в цвете, один за другим выходят листы бумаги, из которых складываются страницы в правильном порядке, обрезаются до нужного размера, переплетаются и становятся книгой.


Библиотекарь: Ребята, возьмите, пожалуйста, каждый свою книгу и внимательно псмотрите. Из чего она состоит?


Учащиеся: Обложка, иллюстрации, фамилия, имя автора, заглавие книги, страницы...


Библиотекарь: С чего начинается любая книга, мы с вами узнаем разгадав ребус.


О Б


Библиотекарь: Правильно. Книга начинается с обложки. ОБЛОЖКА – бумажное покрытие книги, обычно содержит сведения об издании (автор, название), а также является элементом внешнего оформления. Обложки делают яркими и интересными, чтоб привлечь внимание читателя. Книга в обложке меньше мнется, дольше живет. Еще лучше берегут книги твердые, картонные переплеты. Впервые книги в твёрдых бумажных переплётах появились в России в середине 18 века.

Многие книги одеты в суперобложку. Суперобложка – бумажная обложка, надеваемая на переплёт или основную обложку. Для повышения прочности часто покрывается лаком или синтетической плёнкой. Если книга в обложке, то суперобложка может быть приклеена к корешку, чтобы не соскальзывала. Используется как элемент внешнего оформления, предохраняет от повреждений и загрязнений переплёт. Итак, знакомство с книгой начинается с обложки, но обложка дает нам не полные сведения о книге.

ПЕРЕПЛЕТ - это конструкция, скрепляющая листы книги между собой.

СТРАНИЦ (листы книги) бывает в книге мало или много. Когда их мало, они похожи на тетрадку и такую книгу называются «брошюрой». А если их много, эти маленькие тонкие тетрадки скрепляются вместе переплетом - получается книга.

КОРЕШОК. Он всегда на виду. Если книга стоит на полке, то всякий может его увидеть. Глядя на корешок каждый узнает, как называется книга и кто её написал.

Давайте откроем книгу. Слева - изнанка переплёта, справа - первая страница

книги. Эти два места, образующие разворот, называется ФОРЗАЦ, а первая страница книги – ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.

Титульный лист – начальная страница книги, на которой размещаются её основные выходные сведения. На титульном листе сверху мы видим фамилию автора книги: Константин Ушинский. Ниже, красивыми крупными буквами – название книги: «Четыре желания». Под названием мы видим фамилию художника (Владимир и Марина Белоусовы).

Дети читают автора, название на своих книгах.

Каждый знает, что книги печатают, издают. Дом, где была издана наша книга находится в Москве и издательство называется «Эксмодетство». Мы даже можем узнать, когда книга была напечатана, на самой последней строчке титульного листа написано 2019 – это и есть год издания книги. А где ваши книги были напечатаны и в каком году?

Ответы детей.

Перелистнув страничку, на обороте титульного листа, мы видим мелким шрифтом написанный текст. Это важная часть аппарата книги – аннотация. Аннотация – это короткий рассказ о книге. Иногда это всего две-три фразы, но о самой главной теме произведения. Аннотации чаще всего печатаются на обороте титульного листа или в конце книги.

(Показывают на примере).

В сборник вошли рассказы выдающегося русского педагога и писателя Ушинского К. «Четыре желания», «Проказы старухи зимы», «Гадюка», «Дети в роще».

Теперь нам понятно, что, прочитав аннотацию, мы сразу поймем, о чем написана книга. Это очень удобно. Запомните, перед тем, как взять книгу в библиотеке, прочтите аннотацию. Это поможет вам сделать правильный выбор.

Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И он делает это в ПРЕДИСЛОВИИ. В древности всякий рассказ, историю называли «словом». Это значение сохранилось и до наших дней в слове «ПредиСЛОВИЕ», то есть то, что перед «словом» (т.е. перед текстом). Предисловие расскажет вам об авторе, его жизни и творчестве, о книге, об истории ее создания, о героях книги, их дальнейшей судьбе и о многом другом. Написать предисловие может сам автор. А может быть написано и другим человеком, который делится с читателем своими впечатлениями о книге и ее авторе. Итак, если не очень понятно название книги – смотрите предисловие. Но не во всех книгах бывает предисловие.

Некоторые книги имеют ПОСЛЕСЛОВИЕ, в котором автор или создатель книг обращаются к читателю, дают советы.

При знакомстве с книгой мы приступаем к следующему элементу – тексту. Текст – это и есть сказки, рассказы, стихи т.е. основное содержание книги.

Часто вы выбираете книги с картинками (их называют иллюстрациями). Это не случайно. Ребята, а для чего нам нужны ИЛЛЮСТРАЦИИ?

Ответы детей.

– Правильно. Иллюстрации, дополняют текст, помогают лучше его понять. Иногда писатели сами иллюстрируют свои произведения.

– А теперь мы подошли к еще одному секрету книги – это СПРАВОЧНЫЙ АППАРАТ КНИГИ. Некоторые из вас, ребята любят читать детскую научно-познавательную литературу, которая есть у нас в библиотеке. И в каждой такой книге есть свой справочный аппарат. Он может состоять из:

указателя имён, который имеет ссылки на страницы, где упоминается то или иное имя;

предметного указателя, который дает краткое словесное обозначение предмета и указывает нужную страницу;

словаря терминов, объясняющего нам непонятные слова, термины;

-словарь устаревших слов, где раскрываются значения этих слов;

словаря географических названий, имеющего ссылки на страницы, где упоминается то или иное географическое название.

(Показать книгу со справочным аппаратом)

И завершая наше путешествие по книге, рассмотрим последний раздел – это ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ (Содержание). Оглавление книги в первую очередь помогает понять структуру книги, содержит темы книги, перечень названий глав или параграфов (в учебнике) с указанием страниц.

(Находят на примере книги).

Итог урока. Рефлексия.

Сегодня мы познакомились с историей появления книги, узнали из каких элементов состоит книга. Теперь, зная структуру книги, вы сможете понять, о чем книга, нужна ли она вам, будет ли вам интересно ее читать.

А теперь повторим, о каких элементах книги мы сегодня услышали? Давайте разгадаем кроссворд:




1.и

л

л

ю

2.с

т

р

а

ц

и

я










т
















р
















а


3.о













13.к

н

и

г

а













и


л




5.т





11.ф

12.о

р

з

а

ц


а


4.к


и






б




а


в


о


т


6.а




л






л


р


у


в




о





7.п

е

р

е

п

л

е

т




ж






н


ш


ь


о




к




8.а


и


о


н


р



10.н

а

з

в

а

н

и

е


к


ы










н






й



9.п

р

е

д

и

с

л

о

в

и

е













т
















а
















ц
















и
















я











  1. Рисунки в книге. (иллюстрация).

  2. Их бывает в книге или мало, или много, когда их мало, то книгу называют брошюрой. (страница)

  3. Последний раздел книги, содержащий темы книги, перечень названий глав или параграфов (в учебнике) с указанием страниц. (оглавление).

  4. Он всегда на виду. Глядя на него каждый узнает, как называется книга и кто её написал (корешок).

  5. Первая страница книги (титульный лист).

  6. Фамилия сверху на титульном листе – это….

  7. Конструкция, скрепляющая листы книги между собой (переплет).

  8. Короткий рассказ о книге. Иногда это всего две-три фразы, но о самой главной теме произведения (аннотация).

  9. Оно расскажет нам об авторе, его жизни и творчестве, о книге, об истории ее создания, о героях книги, их дальнейшей судьбе и о многом другом.

  10. Оно находится на обложке и титульном листе книги, при выборе книги, мы всегда обращаем на него (название).

  11. Слева - изнанка переплёта, справа - первая страница

книги. Эти два места, образующие разворот называется … (форзац).

  1. С нее начинается книга (обложка).

  2. Все выше перечисленное является элементами …. (Книги)

Библиотекарь: Молодцы!

Огромная польза есть в жизни от книг -
Вам, дети, заботиться нужно о них:
Пусть выглядят книги все ваши опрятно,
Чтоб было учиться по ним вам приятно.


Людьми чтоб культурными, умными стать,
Не портить вы книги должны, а читать -
Относится к чтению кто безразлично,
Тот в школе не сможет учиться отлично.

М.Крюков


Каждый ученик получает памятки «Правила обращения с книгой».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Кітап білім бұлағы

Автор: Жұмабеқ Мөлдір

Дата: 10.01.2022

Номер свидетельства: 597172

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Cыныптан тыс ж?мыс. Кітап-білім б?ла?ы"
    ["seo_title"] => string(41) "cynyptan-tys-zhu-mys-kitap-bilim-bu-lag-y"
    ["file_id"] => string(6) "273822"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1452272873"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Кітап-білім б?ла?ы "
    ["seo_title"] => string(22) "kitap-bilim-bu-lag-y-3"
    ["file_id"] => string(6) "239554"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444820084"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "«Кітап -  білім б?ла?ы»."
    ["seo_title"] => string(16) "kitapbilimbulagy"
    ["file_id"] => string(6) "291901"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455197951"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(33) "Кітап білім-б?ла?ы "
    ["seo_title"] => string(22) "kitap-bilim-bu-lag-y-2"
    ["file_id"] => string(6) "207030"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430322193"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) ""Кітап - білім б?ла?ы" "
    ["seo_title"] => string(22) "kitap-bilim-bu-lag-y-1"
    ["file_id"] => string(6) "199704"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428629009"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства