Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния (настроения), развитие эмоционального интеллекта; развитие речи, активизация словарного запаса за счет слов, обозначающих различные эмоции; развитие умения общаться между собой; развитие эмпатии, фантазии и воображения.
*Игра разбита на этапы. Каждый этап может быть использован как отдельная игра. Совокупность всех этапов дает полноценное занятие на развитие эмоционального интеллекта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, — мощной или едва выраженной — она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать. Разумеется, при сглаженных, неотчетливых эмоциях соматические изменения выражены не столь ярко, — не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание, но продолжительность воздействия подпороговой эмоции может быть очень долгой. То, что мы называем “настроением”, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций.
Поэтому очень важно развивать эмоционально-волевую сферу ребенка.
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния (настроения), развитие эмоционального интеллекта; развитие речи, активизация словарного запаса за счет слов, обозначающих различные эмоции; развитие умения общаться между собой; развитие эмпатии, фантазии и воображения.
*Игра разбита на этапы. Каждый этап может быть использован как отдельная игра. Совокупность всех этапов дает полноценное занятие на развитие эмоционального интеллекта.
Ход игры.
Детям предлагается рассмотреть разноцветные карточки. Педагог объясняет значение каждого цвета:
красный – бодрое, активное настроение – хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
голубой – грустное настроение – мне грустно, я расстроен.
синий– скучное настроение – не знаю чем заняться;
фиолетовый – сердитое настроение – я злюсь, я обижен;
бордовый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое.
Педагог: - Раз, два, три, четыре, пять –
Начинаем мы играть!
Я открою вам секрет.
У настроения есть цвет.
Каждая цветная карточка – разное настроение: дети выбирают цвета своего настроения (развитие эмоциональной отзывчивости) и озвучивают его. Например: «Мое настроение желтое – мне хочется общаться и играть с другими».
Если у детей преобладает грустное, скучное или сердитое настроение, впедагог спрашивает «Почему?» и дает детям возможность высказаться (развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками). Далее ведущий достает КРАСНЫЙ (цвет настроения ведущего) клубок и отправляет его по кругу, обматывая нитку вокруг пальца, тем самым делясь своим настроением (развитие дружеских отношений к сверстникам).
Для начала педагог предлагает детям назвать эмоции и чувства, которые они знают (формирование словаря, готовности детей к совместной деятельности). Затем педагог сам называет эмоции и предлагает детям определить цвет, который, по мнению детей, подходит для данной эмоции, при этом дети объясняют свой выбор (развитие связной речи). При этом, разные эмоции могут быть одним цветом. Например: радость и злость – красным цветом.
На полу раскладываем карточки с эмоциями, картинкой вниз. Дети занимают карточки, так чтобы свободных не оказалось. После того как ребята заняли все картинки, педагог просит каждого взять свою карточку так, чтобы никто не увидел, что на ней изображено. Затем дети по очереди, с помощью мимики и жестов, пытаются показать какая эмоция у них была (развитие дружеских отношений к сверстникам). Когда все эмоции отгаданы, проводится рефлексия «Как я чувствовал себя с этой эмоцией?» (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками).
Под не очень громкую музыку (можно подобрать под каждую эмоцию) педагог предлагает детям немного прогуляться и дает задание: «Как только музыка закончится, вы остановитесь и изобразите ту эмоцию, которую я назову (развитие эмоциональной отзывчивости). Например: Радость – замри» (можно предложить «замирать» только тем детям, чью эмоцию назвали.
Когда дети познакомятся с представленными эмоциями, педагог предлагает детям вспомнить и назвать те слова, которые могут обозначать эту эмоцию или близки по значению (формирование словаря, готовности детей к совместной деятельности). Можно так же попросить детей найти противоположные эмоции – позитивные (радость, восхищение, удивление) или негативные (злость, грусть, отвращение).
В заключение сочиняем с ребятами сказку, героями которой будут эмоции (формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников, развитие свободного общения со взрослыми и детьми, воспитание интереса желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия; воспитание умения работать коллективно).
Все эти этапы организовываются ведущим-взрослым, поскольку он должен подавать пример остальным, а также поправлять игроков и помогать им при затруднениях.
Также ведущий должен задавать наводящие вопросы. Например: «Почему ты думаешь, что он грустный? Как ты это понял? Бывали ли у тебя такие чувства?».