В статье даются методические рекомендации по организации издания школьной газеты. В нашей школе на протяжении многих лет издаётся школьная газета "Большая перемена", в настоящее время вышел 218 номер газеты.
Материал будет полезен для организаторов внеурочной работы, газета развивает творческие способности детей и учителей, организует учительский и школьный коллектив для общей работы.
Но в каждой работе есть свои трудности, статья рассказывает о том, как преодолеть эти проблемы на пути становления печатного органа школы. Газета может стать основой и школьного сайта.
Желаю успехов всем желающим издавать свою школьную газету!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Как издать школьную газету? »
Если вы надумали выпускать свою школьную газету, то, как опытный «повар», сначала должны определиться с тем, что вы будете готовить: лёгкий, сладкий десерт, проверенные веками щи, а может, замахнётесь и на что-то очень экзотическое.
Газеты бывают разные - серьёзные, умные, весёлые. Перед тем, как начать выпуск газеты, необходимо определиться с содержанием: или это будет просто фотогазета с минимумом текста, или, например, литературный альманах.
Выпуск газеты - творческая работа, она не может быть втиснута в определённые рамки, пусть даже ваши самими придуманные. Обязательно в начале нужно определить цели газеты. Что она должна давать ученикам, учителям, родителям? Находчивый читатель сразу ответит на этот вопрос, ухватившись за педагогическую составляющую этого вопроса: «Конечно, газета нужна для воспитания подрастающего поколения, вот через газету и будем проводить свои идеи, пусть читают! А ещё газета в школе нужна для того чтобы сплотить учительский и ученический коллективы, ведь цель у них будет одна. Да и какая! Своя газета! Это же здорово!». Не торопись, читатель. Если бы всё было так просто, то каждая школа бы выпускала свою газету.
Возможно, ваша газета, окрепнув, и станет визитной карточкой вашего учебного заведения, но поначалу вас ждёт очень много неприятностей и неясностей. Мне повезло, я в своё время два года отработал в районной газете, где мог изнутри наблюдать «газетную кухню». Но у вас в школе не редакция. Это в редакции люди, работая корреспондентами, получают за свою работу зарплату. Для вас и для ваших коллег это будет дополнительная нагрузка, и если вам и будут что-то доплачивать за ваши труды праведные, то это, конечно, не будет покрывать ваши затраты - на издание газеты требуется много времени и сил! И в основном это будут ваши силы и ваше свободное время. В нормальной редакции все должности распределены, как и обязанности: редактор, корректор, корреспондент, наборщик текста. Тот, кто рискнёт выпускать газету, должен быть един во многих лицах. Кроме этого, газету нужно будет ещё печатать. Потому, нужно решить, где и как вы будете её распечатывать. У нас в школе была ситуация, когда все принтеры просто сломались. Да и насчёт бумаги нужно побеспокоиться, ведь у вас у газеты будет определённый тираж. А самое важное - вашу газету должны читать! И она должна быть интересной!
И у нас в школе на протяжении многих лет делались неоднократные попытки возродить стенную печать. На этом трудном пути были и яркие страницы, ещё в 70-е годы XX века выпускали по несколько экземпляров стенной газеты, использовали тогда пишущую машинку и копировальную бумагу. Я уверен, что для осуществления идеи нужен человек, который поведёт всех, возьмёт на себя большую часть работы и всю ответственность за выпуск газеты. Так сложилось, что у нас в школе редактором газеты стал я. Теперь, оглядываясь в прошлое, я могу объяснить свою тягу к изданию газеты. Всё банально - в годы моего ученичества у нас в школе, да и во всех школах огромной страны каждый вторник проводились политинформации. У нас это дело было поставлено серьёзно, и учитель истории Н.И. Любимова просила готовить политинформации по материалам из газет. Я вспоминаю добрым словом своего учителя, которая приучила нас читать газеты. За хороший рассказ о политической жизни в мире мы могли получить пятёрку по истории.
Эта привычка читать газеты, а иногда и вырезать понравившийся материал, и стала первым порывом к выпуску своей газеты. «Вот было бы хорошо выпускать свою газету, про свою школу, про свой посёлок!» - мечтал я, ещё будучи учеником. И недолго думая, на страницы ученической тетради вклеил статьи из разных изданий - это и была моя первая газета. Показал я её своим домашним, всем понравилось, и я начал выпускать такой «Дайджест» каждый день, но на 20 номере вдруг встретился с проблемой сбора материала. Писать про посёлок было нечего, и я прекратил выпуск своей домашней газеты.
В города компьютеры пришли раньше, к нам в глубинку они добирались долго и не сразу стали доступны для учителей. В 2005 году мне всё же удалось купить компьютер и принтер. Первым моим творением, созданным на современной технике, стала газета. Я просто вспомнил своё детство и попытался издать домашнюю газету. И у меня это легко получилось. Я написал с десяток разных заметок о своих детях и их занятиях. О погоде, о своей жизни. Весь текст разбил на столбики. Вставил картинки (цифрового фотоаппарата у нас тогда не было, и мы даже не знали, что это такое). Проверил ошибки, кое-что отредактировал и нажал на кнопку «печать». Через несколько секунд в руках я держал свою газету. Мечта сбылась! Я был безмерно рад, но понимал, что это ещё не та газета, которую бы мне хотелось издавать. Приближался Международный день 8 марта и я, спросив разрешения у директора школы Галины Борисовны Кирилловой, отважился оформить сочинения учеников нашей школы о мамах в школьную газету. Руководство школы дало согласие, и первый номер нашей школьной газеты вышел 7 марта 2006 года. С названием газеты долго не мудрили – «Большая перемена» понравилось всем. У каждой солидной газеты есть свой лозунг, мы лозунгом поставили строчки из стихотворения поэта-земляка Николая Петровича Кириллова: «Удача приходит к весёлым!». Это не означало, что мы планировали выпускать юмористическое издание, наоборот, хотелось газету сделать серьёзной. Но вскоре стал ощущаться информационный голод. Хотя мы и работали над газетой вместе с руководством школы, хороших статей про школьную жизнь не было. Одно дело – заниматься интересным делом для себя, и совершенно другое - пытаться «подбить» на это дело других. Вначале мы пошли неправильным путём - пытались заставлять классных руководителей и учителей-предметников писать статьи, используя административный ресурс. Давили на педагогических советах: «Пишите в газету, коллеги!». Некоторые восприняли это в штыки. Понять их можно, это лишняя работа. Раз учителя стали тормозить выпуск газеты, обратились к детям, но и дети без восторга восприняли известие об обязанности писать статьи в газету. Ведь инициатива издания газеты исходила от учителей.
Наша газета была заявлена как еженедельная, и время диктовало свои условия: «Или выпускаем газету, или закрываем!». Кто-то из учителей предлагал издавать один номер газеты в месяц или даже в четверть. И тут мне, как учителю истории вдруг пришёл ответ на тот самый мною поставленный вопрос: «А зачем нужно издавать газету? Каков смысл всей этой работы?». Ведь не может же он сводиться только к навязыванию новых обязанностей ученикам и учителям? И поэтому было решено превратить газету в летопись событий школы. В газете помещается материал о классных часах, соревнованиях, конкурсах. Использовать можно и уже написанный детьми и учителями материал. Пишут ученики сочинения на уроках литературы - пожалуйста, дайте их в газету. Постепенно дети и учителя привыкли к газете. Часть тиража мы разносили бесплатно по организациям посёлка. Поэтому и местные жители тоже знали о газете. К нам обратились с просьбой поместить материал о юбилее детского сада. Решили собирать новости, материалы об истории посёлка и судьбах односельчан. А перед Днем Победы созрел новый план - решили 9 мая вручить по праздничному номеру газеты ветеранам войны и труда. Так рождались традиции. Уже шесть лет мы издаём праздничный номер газеты, полностью посвящённый нашим землякам. Золотое правило нашей газеты – писать только о земляках, давать в газету только местный материал.
Через некоторое время стало понятно, почему некоторые учителя не пишут в газету. А оказывается учителя, как и все нормальные люди, бояться критики. Ведь любая статья, напечатанная в газете, придирчиво прочитывается и перечитывается коллегами. А коллеги - это строгие судьи! Если кто-то услышал однажды замечание в свой адрес, то может больше ничего не написать. Нерешительность, ложное стеснение нужно преодолевать, а сделать это можно только одним способом - писать больше, писать чаще, писать лучше! Я сам прошёл такую «большую стирку». Большую помощь мне тогда оказывала учитель русского языка и литературы Екатерина Алфеевна Конанова, а в дальнейшем Екатерина Васильевна Буракова и Елена Гелиосовна Пушкина. Иногда от моих статей не оставалось ничего. Приходилось переписывать заново. Но постепенно статьи стали понятнее, грамотнее. Спасибо за это коллегам – учителям русского языка и литературы. А впоследствии я рискнул опубликовать и свои рассказы и стихи.
Есть учителя, с радостью откликающиеся на предложение давать материалы по мероприятиям, соревнованиями. Александр Викторович Пушкин, учитель физкультуры, любит рассказать на страницах газеты о районных соревнованиях, в которых принимают участие наши школьники. Помещает в газете свои статьи и обращения директор школы Елена Анатольевна Алёшичева.
Газета помогает раскрыть свой творческий потенциал не только учителям, но и детям. Школьная газета не может издаваться без отклика и мнения детей. Они тоже читатели и творцы газеты. Самое приятное, что ученики предлагают свои стихи и сказки. Ну, а самый простой метод создания статьи о школьном мероприятии - попросить ученика высказать своё мнение, и всё, что он скажет, записать, отредактировать. На это нужно не так уж много времени. Кому-то из учеников можно дать задание написать самостоятельно статью или сочинение. В каждом классе есть ученики, умеющие интересно рассказывать о событии. Но, увы, обычно ученики хорошие рассказчики, но не очень хорошие писатели.
Наши учителя начальных классов Мария Вениаминовна Мальцева, Юлия Валерьевна Коновалова, Алла Васильевна Рязанова вместе с детьми создают материалы о школьных буднях и праздниках. Дети могут красиво рассказать о событии, но, увидев бумагу, не знают, как на ней выразить свои мысли. Тут на помощь и должны прийти учителя. Нужно ли редактировать статьи, написанные юным автором? Это ещё одна возможность поговорить с учеником о русском языке и литературе. Я думаю, что нужно, но исправив написанное учеником, нужно ему объяснить, почему так сделано.
Дети должны принимать участие в издании газеты, но лучше привлекать их к работе исподволь, не накладывая на учеников определённые обязанности. Дети могут предоставить свои фотографии для газеты. В начальных классах малыши почти не стесняются фотографироваться, а старшие ученики иногда наотрез отказываются сниматься для газеты, это тоже нужно учитывать. Можно попросить у школьников те фотографии, которые нравятся им самим. Лучше фотографировать учащихся за каким-либо занятием, не заставляя детей позировать. Тогда снимки получаются более живыми, и дети на них будут выглядеть более раскованными.
Благодаря газете, мы осуществили ряд школьных проектов. Первый - это «Электронная Книга памяти», дар ветеранам, нашим землякам, на 65-летнюю годовщину Победы. Заранее договорились с учителями, что они начнут сбор данных о ветеранах труда и войны нашего посёлка. Часть материала у нас имелась в школьном музее. Было решено весь собранный материал опубликовать на страницах газеты. В течение учебного года материал был собран, прошёл через газету и был помещён на одном из сайтов в Интернете. В этом нам помогла бывшая ученица нашей школы, а теперь учитель информатики одной из школ города Кингисепа Галина Вячеславовна Сванидзе.
Кроме того, в газете публикуются научные работы учащихся, с которыми они выступают на районных, областных и всероссийских конкурсах. У нас в школе ещё сохраняется традиция проводить тематические недели, например, «Неделю здоровья» или «Неделю птиц». Все эти мероприятия находят отклик в газете.
Даже политическая жизнь в посёлке отражается на страницах нашей газеты. Предположим, приехал глава администрации района в школу – об этом будут знать все! Газета расскажет, что он обещал и к чему призывал. Не обошла наша газета и тему выборов. Но мне кажется, что школьная газета должна стоять вне политики. У учителей разные политические предпочтения, и каждый из них имеет на это право. А публикация в газете материала против какой либо политической партии может привести к расколу в педагогическом коллективе.
В любом случае газета не должна быть «яблоком раздора» ни для педагогов, ни для учеников и родителей. В газете мы не пишем о неудачах наших учеников, не ругаем их, не стыдим, а пытаемся отобразить их лучшие черты, их таланты и дарования. И потому ученики с радостью рассматривают новый номер, который рассказывает ещё об одной прожитой школьной неделе! Издание газеты помогает в работе над школьным сайтом - всегда есть уже готовый материал. Данные из школьной газеты могут быть использованы при составлении портфолио для учителей и учащихся. Электронная версия газеты хранится на школьном компьютере. Через газету можно поздравить ветеранов педагогического труда с днём рождения, а всех жителей посёлка с праздниками. Газета как зеркало отражает всю жизнь школы. Сейчас, благодаря газете, осуществляется ещё один совместный проект - «Подготовка к 50-летнему юбилею Новокемской школы». Идея состоит в том, чтобы собрать весь материал об учителях школы, о деятельности школы и её учениках и выпускниках, пропущенный через газету, и к юбилею школы в августе 2012 года издать его в книжном варианте.
Теперь о технической стороне вопроса. Газета издаётся на четырёх страницах формата бумаги А-4, то есть на двух листах с двухсторонней печатью. Размер шрифта 10, Times New Roman. Шрифт можно менять по вашему усмотрению. Обычно текст на странице разбивается на две колонки, вставляются фотографии. Неплохо было бы верстать газету с помощью специальной программы, но такой у нас нет. Я пытался скачать с Интернета, но так и не смог этого сделать. Набор текста производится в основном на домашнем компьютере, эта работа не трудная. Труднее придумать оформление, поработать над содержанием материала, отобрать интересные факты, написать стихотворение на злободневную тему. Газету мы распечатываем в школе на чёрно-белом принтере, в исключительных случаях выпускаем цветной номер. Для нас печатать цветные номера очень дорого и неудобно, потому что краску мы можем купить только в райцентре или в областном центре, а это далеко от нашего посёлка. Тираж газеты 10 экземпляров. Два номера для школы: один идет в архив, другой вывешивается вместо стенгазеты. Остальные номера разносим по организациям и учреждениям нашего посёлка: библиотека, Дом культуры, администрация поселения, детский сад, Кемский рейд. Газета распространяется бесплатно.
Наша газета «Большая перемена» победила в областном конкурсе «Больше журналов хороших и разных» в 2010 году, но это не означает, что можно почивать на лаврах!
Проблемой для нашей газеты является её полиграфическое исполнение, обычные принтеры печатают не очень качественно. Хотелось бы видеть в дальнейшем газету цветной. Мне хочется поблагодарить всех учителей и учеников нашей школы за сотрудничество по изданию газеты. Пока живёт школа, будет жить и школьная газета, отражающая все важные события школьной страны. А всем желающим заняться этим интересным делом пожелаю терпения и творческого подхода.
Валерий Митрофанов, учитель истории, обществознания, экономики Новокемской средней школы Вашкинского района Вологодской области
Увидеть выпуски школьной газеты Новокемской средней школы Вологодской области можно, пройдя по этой ссылке: https://sites.google.com/site/novokemskaaskola/faqs