kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятка для учителей и родителей. Как помочь ребенку в исследовательской деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Исследование и проект: сходство и различия

В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения. Это разные виды деятельности.

Попробуем различить исследование и проект.

Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи. Ребенок, осуществляющий проект, решает проблему. Разрабатывая проект чего-либо, ученик представляет это что-то (объект, процесс, структуру и т. п.), по крайней мере, мысленно. Проектировщик знает, что он собирается получить в результате проектирования. Работа над проектом – дело творческое, оно всегда направлено на создание нового продукта (школьная газета, рукописный журнал, театрализованный спектакль, учебное пособие, сценарии компьютерных игр, проект гоночного автомобиля, макет здания и т. д.). Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Исследование же основывается на любознательности и не предполагает достижения результата. В отличие от проекта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины». Результатом исследований являются новые знания.

Итак, результатом работы над проектом является продукт, результатом исследований являются новые знания.

1. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования.

При выборе темы необходимо учесть несколько правил.

Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Тема должна быть доступной.

Сочетание желаний и возможностей (наличие необходимых средств и материалов).

2. Поиск вариантов решения и сбор материала.

Главный смысл исследования школьника – добыть знания самостоятельно.

Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в самых разных ее проявлениях. Очень важны при проведении детьми учебных исследований методы: наблюдение и эксперимент. Понаблюдать можно за поведением людей, птиц и животных, за тем, как деревья теряют осенью листву, как выбирает себе дорогу весенний ручей, и за многим другим. Особенно ценно проведение собственных экспериментов.

Хорошую почву и для наблюдений, и для экспериментов дает исследовательская работа младших школьников в области человеческих отношений. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей, проводят несложные тесты и в ходе этого учатся важнейшему качеству – понимать других.

3. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.

В каком виде могут быть представлены результаты исследования?

Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

4. Оформление исследовательской работы.

В любой работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основную часть и заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования.

Обоснование выбора темы исследования можно начинать словами: «Тема представляется мне интересной, потому что…».

 На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования, далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.

Объект исследования – это процесс, явление и т. п., которые исследуется, а предмет – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывают то, чему оно посвящено.

Определение цели и задач зачастую вызывает значительные трудности. Цель обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании цели могут использоваться слова: «доказать», «обосновать», «разработать». При формулировании задач применяют глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить».

Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ ... , выявлено ... , определено ... , установлено ...». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано ... (обосновано ... , разработано ...)».

Частные требования к оформлению исследовательской работы.

При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Титульный лист (формат А 4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Ниже указываются вид работы и учебный предмет. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя и в отчество учащегося, класс, в котором он учится. После этих данных указываются фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии). В нижнем поле указываются город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следуют введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами.

После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3–5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.

5. Защита результатов исследования.

«Обучая других, обучаешься сам» – эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты исследования пропустить нельзя. Без него оно не может считаться завершенным.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Памятка для учителей и родителей. Как помочь ребенку в исследовательской деятельности. »

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Исследование и проект: сходство и различия

В начальной школе используются и проектные методы, и методы исследовательского обучения. Это разные виды деятельности.

Попробуем различить исследование и проект.

Проект всегда направлен на решение какой-либо практической задачи. Ребенок, осуществляющий проект, решает проблему. Разрабатывая проект чего-либо, ученик представляет это что-то (объект, процесс, структуру и т. п.), по крайней мере, мысленно. Проектировщик знает, что он собирается получить в результате проектирования. Работа над проектом – дело творческое, оно всегда направлено на создание нового продукта (школьная газета, рукописный журнал, театрализованный спектакль, учебное пособие, сценарии компьютерных игр, проект гоночного автомобиля, макет здания и т. д.). Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Исследование же основывается на любознательности и не предполагает достижения результата. В отличие от проекта оно представляет собой «бескорыстный поиск истины». Результатом исследований являются новые знания.

Итак, результатом работы над проектом является продукт, результатом исследований являются новые знания.

1. Постановка проблемы, или как выбрать тему исследования.

При выборе темы необходимо учесть несколько правил.

Тема должна быть интересна ребенку, увлекать его.

Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам исследования.

Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя одаренным.

Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Тема должна быть доступной.

Сочетание желаний и возможностей (наличие необходимых средств и материалов).

2. Поиск вариантов решения и сбор материала.

Главный смысл исследования школьника – добыть знания самостоятельно.

Поэтому в данном случае наиболее ценным источником информации следует считать саму природу в самых разных ее проявлениях. Очень важны при проведении детьми учебных исследований методы: наблюдение и эксперимент. Понаблюдать можно за поведением людей, птиц и животных, за тем, как деревья теряют осенью листву, как выбирает себе дорогу весенний ручей, и за многим другим. Особенно ценно проведение собственных экспериментов.

Хорошую почву и для наблюдений, и для экспериментов дает исследовательская работа младших школьников в области человеческих отношений. Дети с увлечением наблюдают за поведением людей, проводят несложные тесты и в ходе этого учатся важнейшему качеству – понимать других.

3. Обобщение полученных данных и подготовка к представлению результатов.

В каком виде могут быть представлены результаты исследования?

Итогом исследовательской работы может быть макет, выполненный из самых разных материалов, с описанием действия представляемого им объекта. Это может быть и научный отчет о проведенном эксперименте, и многое другое. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

4. Оформление исследовательской работы.

В любой работе, как правило, выделяют три основных раздела: введение, основную часть и заключение.

Во введении необходимо обосновать актуальность проблемы исследования.

Обоснование выбора темы исследования можно начинать словами: «Тема представляется мне интересной, потому что…».

На основании актуальности нужно определить объект и предмет исследования, далее, исходя из объекта и предмета, формулируется цель исследования, а на основании цели определяются его задачи.

Объект исследования – это процесс, явление и т. п., которые исследуется, а предмет – часть объекта, которую можно преобразовать так, чтобы объект изменился. Другими словами, в предмете исследования указывают то, чему оно посвящено.

Определение цели и задач зачастую вызывает значительные трудности. Цель обычно формулируется кратко, одним предложением, а затем детализируется в задачах. При формулировании цели могут использоваться слова: «доказать», «обосновать», «разработать». При формулировании задач применяют глаголы «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить».

Задач исследования не должно быть слишком много. Оптимальное их количество – три-пять. Задачи исследования определяют его методы и методики, то есть те приемы и способы, которыми пользуется исследователь. К ним относятся как общие методы научного познания, такие как анализ, наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование. Основная часть исследования содержит обзор источников по проблеме исследования, описание его этапов и процесса.

В заключение исследовательской работы автор перечисляет результаты, полученные в ходе исследования, и формулирует выводы. Причем результаты должны находиться в логической связи с задачами исследования, а выводы – с целью. Так, если задачи исследования сформулированы словами «проанализировать», «описать», «выявить», «определить», «установить», то результаты приводятся в следующей форме: «В ходе данного исследования был проведен анализ ... , выявлено ... , определено ... , установлено ...». Выводы, согласуясь с целью исследования, формулируются приблизительно в такой форме: «На основании результатов данного исследования доказано ... (обосновано ... , разработано ...)».

Частные требования к оформлению исследовательской работы.

При оформлении исследовательской работы выделяют титульный лист, оглавление, введение, основную часть, заключение (выводы), список литературы и других источников.

Титульный лист (формат А 4) является первой страницей рукописи и оформляется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается тема исследования. При этом она не заключается в кавычки и само слово «тема» не пишется. Формулируя тему, следует придерживаться правила: чем она уже, тем больше слов содержится в формулировке темы. Ниже указываются вид работы и учебный предмет. Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя и в отчество учащегося, класс, в котором он учится. После этих данных указываются фамилия, имя, отчество и должность руководителя работы, а также фамилия, имя, отчество и должность консультанта (при его наличии). В нижнем поле указываются город и год выполнения работы (без слова «год»).

Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Далее следуют введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом: рисунками, фотографиями, диаграммами, схемами, таблицами.

После заключения принято помещать список использованной литературы и других источников (не менее 3–5). При оформлении списка источников сначала перечисляется литература, а затем другие источники. В информации о книге последовательно указываются ее автор или авторы, название, город, в котором издана книга, издательство, год и количество страниц в тексте.

5. Защита результатов исследования.

«Обучая других, обучаешься сам» – эта точная мысль Я. А. Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что-либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты исследования пропустить нельзя. Без него оно не может считаться завершенным.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Голева Марина Владимировна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165101


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства