Цели: повторить жанры публицистического стиля, виды очерков; обучение
редактированию текстов; работа с шаблонами печатных изданий.
Оборудование: презентации, на доске написаны термины и алгоритмы, выставка школьных газет, буклетов, листовок
Ход урока:
- Организационный момент.
- Слово учителя русского языка.
Сегодня мы с вами проводим интегрированный урок русского языка и информатики. Такой урок запланирован неслучайно. Вы знаете, что у нас в школе сейчас издаются две печатные газеты. Некоторые из вас задействованы в работе по выпуску печатных изданий. В будущем эта работа может многих привлечь, поэтому мы хотим научить вас работать с текстом и шаблонами печатных изданий. Тема нашего урока «Работа с текстом. Шаблоны печатных изданий». Это второй час нашей работы. Вначале урока п овторим изученное.
- Назовите особенности публицистического стиля. (Информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям. Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочная призывность. Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики. Для синтаксиса этого стиля характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций).
- Какие жанры публицистического стиля вам уже знакомы? (Статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад)
- Мы сегодня будем работать с очерком. Вспомним, что такое очерк? (Небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых), общее изложение какого-нибудь вопроса).
- Какие есть виды очерков? Назовите особенности каждого из них. (Портретный очерк: рассказ о достоинствах какого-либо человека, описание обстановки, в которой живет герой очерка, рассказ о его работе, интересах, увлечениях, о его взаимоотношениях с окружающими. Проблемный очерк: рассказ, в котором поднимается какая-то социально значимая проблема, предлагаются, анализируются пути ее решения. Путевой очерк: рассказ о дорожных впечатлениях: даются зарисовки природы, быта людей)
Очерки этих видов мы сегодня будем оформлять в печатных изданиях. Создадим четыре типа печатных изданий: брошюру, буклет, бюллетень, листовку. Послушаем сообщения о каждом из этих печатных изданий.
- Сообщения учащихся о печатных изданиях (Брошюра, бюллетень, буклет, листовка).
- Слово учителя информатики: Повторим алгоритм и терминологию.
- Давайте вспомним алгоритм действий при создании любого печатного документа.
- Какие действия мы можем совершать с символами (что изменять)?
- Гарнитуру шрифта (его вид)
- Начертание (полужирное, курсив, подчеркнутый)
- Кегль (размер)
- Кернинг (межсимвольный интервал)
- Какие действия можем совершать при форматировании абзаца, текста:
- Абзацный отступ (красная строка)
- Выравнивание (по левому, правому краю, по центру, по ширине страницы)
- Интерлиньяж (межстрочный интервал)
- Какие действия можем совершать при форматировании текста в целом:
- Буквица
- Обтекание текстом при вставке рисунка
- Параметры страницы (поля, ориентация, размер)
Темы для печатных изданий: школьная жизнь, о людях нашего поселка, программа «Мы – россияне», экологическая проблема в нашем крае.
- Учитель: Почему мы решили провести такой урок? Вы знаете, что в школе издаются газеты. Уже год выпускаем газету «Наша школа». Сейчас предлагаем вашему вниманию презентацию об истории газеты.
(Показ презентации)
- Подготовка шаблонов с материалами к печати.
- Объявление задач:
используя данный материал, подготовить печатные издания.
- Самостоятельная работа учащихся над выпуском печатных изданий.
- Печать изданий (выпуск).
На дом: повторить определения терминов