В выступлении поднимаются два проблемных вопроса, связанных, во-первых, со школьной газетой, во-вторых, с медиаобразованием.
Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом к школьной прессе и медиаобразованию в этой среде. В последние годы открылось множество медиашкол, предлагающих различные программы дополнительного образования для школьников. Президент России Владимир Путин ещё в 2018 году «поручил правительству разработать дополнительные меры по поддержке СМИ, которые специализируются на производстве контента для детей и подростков»[1].
В настоящее время необходимо определить формы и методы воспитания подрастающего поколения средствами журналистики в современных условиях, выявить тематический диапазон изданий, теоретически и практически обосновать жанровый состав произведений, применить, наконец, иной метод творчества.
Можно выделить основные функции этого процесса: образовательная и просветительская, творческая, коммуникативная, информационно-пропагандистская и игровая.
Педагоги, работающие с заинтересованными в этой сфере детьми, задаются такими вопросами, как осуществимо ли медиаобразование; какими путями, средствами и в каких формах может осуществляться развитие коммуникационной культуры граждан, повышение уровня учащихся в общении с масс-медиа.
Детские, подростковые и молодёжные медиа выполняют те же функции, что и иные СМИ: адаптационную, социализирующую и медиаобразовательную. Для осуществления последней необходимо, по нашему мнению, создание школьного средства информации, в котором медиаобразование найдёт выражение на практике. В случае с молодёжными изданиями, в том числе и со школьными, называть их СМИ неправомерно. По Закону РФ «О средствах массовой информации» под данным значением понимается «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)»[2]. Средство информации подлежит регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, если тираж издания не менее 1 000 экземпляров: в этом случае медиа могут получить статус СМИ. Следовательно, школьное издание, которое, как правило, имеет ограниченный круг читателей — тираж меньше 1 000, а также периодичность выхода нерегулярную, с юридической точки зрения СМИ назвать нельзя. Как предлагает И. В. Жилавская, лучше говорить о средствах информации или добавлять ко СМИ слово «самодеятельные».
Януш Корчак писал, что «газета учит честно выполнять добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, опираясь на объединенные усилия самых разных учеников, учит смело высказывать свои убеждения, учит спорить, доказывая, а не ссорясь, вносит гласность туда, где без газеты кружила бы сплетня и клевета, ободряет несмелых, утирает нос зазнавшимся, направляет общественное мнение — является совестью общины. Ты недоволен? Напиши в газету. Ты сердишься? Напиши в газету. Ты обвиняешь меня во лжи или непонимании? Пожалуйста — спор при свидетелях, документ, от которого тебе не отпереться. Газета сближает, связывает класс или школу воедино, благодаря газете, знакомятся между собой такие ребята, которые до сих пор ничего не знали друг о друге; газета выводит на трибуну тех сосредоточенных, кто умеет высказываться в тиши с пером в руке, но которых перекричат в шумном споре»[3].
Дети. Они в школьную газету идут с надеждой, что будут услышаны, что расскажут о том, что их волнует.
Почему такая форма взаимодействия с детьми больше действует? Как считается, журналистика — профессия разноплановая. На занятиях мы можем обсуждать не только новости школы, но и последние события города, страны. Что удивило автора диплома однажды: ребята, казалось бы, совсем маленькие — ученики пятого класса, рассуждают и о политике. Она их также волнует, на том же уровне, что и нас, взрослых. Мы можем смотреть фильмы разных жанров: тоже их обсуждать и учиться писать рецензии. Мы можем ходить в театр, разговаривать с актерами, а потом делиться впечатлениями друг с другом. И мы можем сами создавать газету — придумывать дизайн, предлагать, как будут расположены тексты и иллюстрации к ним. Развиваться, таким образом, творчески.
Также практика внедрения кружково-журнальной технологии внешкольной работы имеет культуросозидающий характер, направленный на преодоление отчуждения ученика от школы и формирования социально-культурной активности. Современная школа чрезвычайно нуждается в подобном опыте, и в это смысле восстановления исторической преемственности обретает реальную перспективу.
Детская и подростковая печать носит не только развлекательный, но развивающий и образовательный характер.
Исходя из нашей практики, конкретно школьное издание читают не только ученики, но, в большинстве случаев, преподаватели. Такое издание обычно за пределы школы не выходит. Также «половина всех изданий выпускается ежемесячно, выход 20 % газет зависит от учебных четвертей, а остальные либо приурочены к каким-то мероприятиям, либо вообще издаются стихийно. Отсутствие чёткого графика выпуска — это проблемная точка всей школьной прессы. Как правило, издание заявляет периодичность раз в месяц, раз в неделю, раз в квартал, но по факту выходит по мере накопления материала и средств. Не всегда верно организована система распространения изданий, которые размещаются в закрытых пабликах соцсетей или висят в школьном вестибюле.
Школьные СМИ — это площадка для самовыражения подростка и отстаивания им собственной позиции. Но — мешает цензура. «Школьные СМИ не всегда выполняют коммуникационную функцию (высказывание школьниками собственной позиции и обмен мнениями) и социализирующую функцию (общение и объединение учеников при создании медиапродукта)»[4].
Без внимания не остаётся мнение И. В. Жилавской, которая рассматривает понятие «молодёжные средства информации» на современном этапе — в контексте развития информационного общества. И считает, что это «многофункциональные интегрированные медиа-информационные проекты, которые способствуют самореализации, социализации и медиаобразованию молодежи, а также устанавливают информационно-коммуникационные отношения межличностного, группового и глобального характера»[5]. Она отмечает, что сегодня:
«востребованы интерактивные способы взаимодействия всех субъектов медиапространства;
чем более СМИ являются "средствами информации", тем менее интересны они молодежи. Рожденная вместе с появлением сетей, как формой взаимодействия в цифровом пространстве современная молодежь не принимает вертикальное, направленное информационное давление и конструирует иные — горизонтальные, поперечные, зигзагообразные формы взаимодействия с обществом, используя для таких коммуникаций мультимедийные технологии. В связи с этим подлинно молодежными сегодня могут быть только средства массовой и не массовой коммуникации, а не информации (молодежные СК);
в период глобальной смены эпох, традиционные межпоколенческие информационные лифты практически не работают, налицо ситуация, в которой "распалась связь времен";
современные молодежные медиа уже значительно переросли формат средства, "позволяющего общаться друг с другом", этим коммуникационная функция молодежных СК не исчерпывается. Конвергентные процессы меняют форму и содержание молодежных средств коммуникации в обществе, превращая их в открытое медиапространство, где реализуются все социальные роли и жизненные функции молодого человека: самореализации, личной истории, создания тематических сообществ, проектных групп, решения возникающих социальных проблем»[6].
Таким образом, процесс создания газеты или журнала для подростков, а в широком смысле — обучение ребят журналистике, способствует развитию критического мышления. Школьное издание сегодня — это средство информации, или самодеятельное СМИ, которое носит культуросозидающий характер, открыто для детей разных возрастов, но действует в замкнутой системе. За эти границы необходимо выходить, так как сегодня российские медиа отчуждены от молодёжи. Выпуск газеты в учебном заведении — это универсальная форма внешкольной деятельности, которая должна выносить на обозрение вопросы, волнующие подростков, а не быть лишь «лентой новостей». А также выполнять такие функции, как адаптация, социализация и медиаобразование, где последнее играет главенствующую роль.
[1] В России зафиксирован высокий уровень медиаграмотности. Минкомсвязь России, 2016. Режим доступа http://minsvyaz.ru/ru/events/34574/ свободный. Доступен 14.05.2018. — Загл. с экрана. — Электрон. Ресурс.
[2] Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018). Статья 2. Режим доступа http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221619&fld=134&dst=100013,0&rnd=0.2026660522527995#04064325319854806 свободный. Доступен 14.05.2018. — Загл. с экрана. — Электрон. Ресурс.
[3] Корчак Я. Как любить детей. Избранные педагогические произведения. — Воронеж: Модэк, 1999. Режим доступа http://www.ynpress.ru/cgi-bin/main.cgi?action=show&dir=metodbiblioteka&file=15_5 свободный. Доступен 14.05.2018. — Загл. с экрана. — Электрон. Версия печ. Публикации.
[4] Товмасян М. Э. Школьные медиа: цензура мешает привлекать аудиторию. Материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15–17 марта 2017 года) / Под ред. А. С. Смоляровой; сост. А. Н. Марченко. СПб., С.-Петерб. гос. ун-т, 2017. — с. 554.
[5] Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи. Монография. М. РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. — с. 124. Режим доступа http://mic.org.ru/phocadownload/monografiaya-zhilavskaya-mom.pdf свободный. Доступен 10.04.2018. — Загл. с экрана. — Электрон. Версия печ. Публикации.
[6] Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи. Монография. М. РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. — с. 121-122. Режим доступа http://mic.org.ru/phocadownload/monografiaya-zhilavskaya-mom.pdf свободный. Доступен 10.04.2018. — Загл. с экрана. — Электрон. Версия печ. Публикации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Школьные СМИ в медиапространстве»
Школьные СМИ в медиапространстве
Пронина Н.А.
ГБОУ школа №471 Выборгского района
Санкт-Петербург
В выступлении поднимаются два проблемных вопроса, связанных, во-первых, со школьной газетой, во-вторых, с медиаобразованием.
Актуальность темы обусловлена возрастающим интересом к школьной прессе и медиаобразованию в этой среде. В последние годы открылось множество медиашкол, предлагающих различные программы дополнительного образования для школьников. Президент России Владимир Путин ещё в 2018 году «поручил правительству разработать дополнительные меры по поддержке СМИ, которые специализируются на производстве контента для детей и подростков»1.
В настоящее время необходимо определить формы и методы воспитания подрастающего поколения средствами журналистики в современных условиях, выявить тематический диапазон изданий, теоретически и практически обосновать жанровый состав произведений, применить, наконец, иной метод творчества.
Можно выделить основные функции этого процесса: образовательная и просветительская, творческая, коммуникативная, информационно-пропагандистская и игровая.
Педагоги, работающие с заинтересованными в этой сфере детьми, задаются такими вопросами, как осуществимо ли медиаобразование; какими путями, средствами и в каких формах может осуществляться развитие коммуникационной культуры граждан, повышение уровня учащихся в общении с масс-медиа.
Детские, подростковые и молодёжные медиа выполняют те же функции, что и иные СМИ: адаптационную, социализирующую и медиаобразовательную. Для осуществления последней необходимо, по нашему мнению, создание школьного средства информации, в котором медиаобразование найдёт выражение на практике. В случае с молодёжными изданиями, в том числе и со школьными, называть их СМИ неправомерно. По Закону РФ «О средствах массовой информации» под данным значением понимается «периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)»2. Средство информации подлежит регистрации в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, если тираж издания не менее 1 000 экземпляров: в этом случае медиа могут получить статус СМИ. Следовательно, школьное издание, которое, как правило, имеет ограниченный круг читателей — тираж меньше 1 000, а также периодичность выхода нерегулярную, с юридической точки зрения СМИ назвать нельзя. Как предлагает И. В. Жилавская, лучше говорить о средствах информации или добавлять ко СМИ слово «самодеятельные».
Януш Корчак писал, что «газета учит честно выполнять добровольно взятые на себя обязанности, учит работать по плану, опираясь на объединенные усилия самых разных учеников, учит смело высказывать свои убеждения, учит спорить, доказывая, а не ссорясь, вносит гласность туда, где без газеты кружила бы сплетня и клевета, ободряет несмелых, утирает нос зазнавшимся, направляет общественное мнение — является совестью общины. Ты недоволен? Напиши в газету. Ты сердишься? Напиши в газету. Ты обвиняешь меня во лжи или непонимании? Пожалуйста — спор при свидетелях, документ, от которого тебе не отпереться. Газета сближает, связывает класс или школу воедино, благодаря газете, знакомятся между собой такие ребята, которые до сих пор ничего не знали друг о друге; газета выводит на трибуну тех сосредоточенных, кто умеет высказываться в тиши с пером в руке, но которых перекричат в шумном споре»3.
Дети. Они в школьную газету идут с надеждой, что будут услышаны, что расскажут о том, что их волнует.
Почему такая форма взаимодействия с детьми больше действует? Как считается, журналистика — профессия разноплановая. На занятиях мы можем обсуждать не только новости школы, но и последние события города, страны. Что удивило автора диплома однажды: ребята, казалось бы, совсем маленькие — ученики пятого класса, рассуждают и о политике. Она их также волнует, на том же уровне, что и нас, взрослых. Мы можем смотреть фильмы разных жанров: тоже их обсуждать и учиться писать рецензии. Мы можем ходить в театр, разговаривать с актерами, а потом делиться впечатлениями друг с другом. И мы можем сами создавать газету — придумывать дизайн, предлагать, как будут расположены тексты и иллюстрации к ним. Развиваться, таким образом, творчески.
Также практика внедрения кружково-журнальной технологии внешкольной работы имеет культуросозидающий характер, направленный на преодоление отчуждения ученика от школы и формирования социально-культурной активности. Современная школа чрезвычайно нуждается в подобном опыте, и в это смысле восстановления исторической преемственности обретает реальную перспективу.
Детская и подростковая печать носит не только развлекательный, но развивающий и образовательный характер.
Исходя из нашей практики, конкретно школьное издание читают не только ученики, но, в большинстве случаев, преподаватели. Такое издание обычно за пределы школы не выходит. Также «половина всех изданий выпускается ежемесячно, выход 20 % газет зависит от учебных четвертей, а остальные либо приурочены к каким-то мероприятиям, либо вообще издаются стихийно. Отсутствие чёткого графика выпуска — это проблемная точка всей школьной прессы. Как правило, издание заявляет периодичность раз в месяц, раз в неделю, раз в квартал, но по факту выходит по мере накопления материала и средств. Не всегда верно организована система распространения изданий, которые размещаются в закрытых пабликах соцсетей или висят в школьном вестибюле.
Школьные СМИ — это площадка для самовыражения подростка и отстаивания им собственной позиции. Но — мешает цензура. «Школьные СМИ не всегда выполняют коммуникационную функцию (высказывание школьниками собственной позиции и обмен мнениями) и социализирующую функцию (общение и объединение учеников при создании медиапродукта)»4.
Без внимания не остаётся мнение И. В. Жилавской, которая рассматривает понятие «молодёжные средства информации» на современном этапе — в контексте развития информационного общества. И считает, что это «многофункциональные интегрированные медиа-информационные проекты, которые способствуют самореализации, социализации и медиаобразованию молодежи, а также устанавливают информационно-коммуникационные отношения межличностного, группового и глобального характера»5. Она отмечает, что сегодня:
«востребованы интерактивные способы взаимодействия всех субъектов медиапространства;
чем более СМИ являются "средствами информации", тем менее интересны они молодежи. Рожденная вместе с появлением сетей, как формой взаимодействия в цифровом пространстве современная молодежь не принимает вертикальное, направленное информационное давление и конструирует иные — горизонтальные, поперечные, зигзагообразные формы взаимодействия с обществом, используя для таких коммуникаций мультимедийные технологии. В связи с этим подлинно молодежными сегодня могут быть только средства массовой и не массовой коммуникации, а не информации (молодежные СК);
в период глобальной смены эпох, традиционные межпоколенческие информационные лифты практически не работают, налицо ситуация, в которой "распалась связь времен";
современные молодежные медиа уже значительно переросли формат средства, "позволяющего общаться друг с другом", этим коммуникационная функция молодежных СК не исчерпывается. Конвергентные процессы меняют форму и содержание молодежных средств коммуникации в обществе, превращая их в открытое медиапространство, где реализуются все социальные роли и жизненные функции молодого человека: самореализации, личной истории, создания тематических сообществ, проектных групп, решения возникающих социальных проблем»6.
Таким образом, процесс создания газеты или журнала для подростков, а в широком смысле — обучение ребят журналистике, способствует развитию критического мышления. Школьное издание сегодня — это средство информации, или самодеятельное СМИ, которое носит культуросозидающий характер, открыто для детей разных возрастов, но действует в замкнутой системе. За эти границы необходимо выходить, так как сегодня российские медиа отчуждены от молодёжи. Выпуск газеты в учебном заведении — это универсальная форма внешкольной деятельности, которая должна выносить на обозрение вопросы, волнующие подростков, а не быть лишь «лентой новостей». А также выполнять такие функции, как адаптация, социализация и медиаобразование, где последнее играет главенствующую роль.
1 В России зафиксирован высокий уровень медиаграмотности. Минкомсвязь России, 2016. Режим доступа http://minsvyaz.ru/ru/events/34574/ свободный. Доступен 14.05.2018. — Загл. с экрана. — Электрон. Ресурс.
2 Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 25.11.2017) «О средствах массовой информации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018). Статья 2. Режим доступа http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=221619&fld=134&dst=100013,0&rnd=0.2026660522527995#04064325319854806 свободный. Доступен 14.05.2018. — Загл. с экрана. — Электрон. Ресурс.
3 Корчак Я. Как любить детей. Избранные педагогические произведения. — Воронеж: Модэк, 1999. Режим доступа http://www.ynpress.ru/cgi-bin/main.cgi?action=show&dir=metodbiblioteka&file=15_5 свободный. Доступен 14.05.2018. — Загл. с экрана. — Электрон. Версия печ. Публикации.
4 Товмасян М. Э. Школьные медиа: цензура мешает привлекать аудиторию. Материалы 16-й международной конференции студентов, магистрантов и аспирантов (15–17 марта 2017 года) / Под ред. А. С. Смоляровой; сост. А. Н. Марченко. СПб., С.-Петерб. гос. ун-т, 2017. — с. 554.
5 Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи. Монография. М.. РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. — с. 124. Режим доступа http://mic.org.ru/phocadownload/monografiaya-zhilavskaya-mom.pdf свободный. Доступен 10.04.2018. — Загл. с экрана. — Электрон. Версия печ. Публикации.
6 Жилавская И. В. Медиаобразование молодежи. Монография. М.. РИЦ МГГУ им. М. А. Шолохова, 2013. — с. 121-122. Режим доступа http://mic.org.ru/phocadownload/monografiaya-zhilavskaya-mom.pdf свободный. Доступен 10.04.2018. — Загл. с экрана. — Электрон. Версия печ. Публикации.