kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Народный фольклор в действии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель работы : путем изучения кубанского фольклора повысить свои знания по истории Кубани; познакомиться с фольклорными группами города Тимашевска.

Задачи:

- изучить работы авторов А.Д.Бигдая, и И.Петросенко, Ю.М.Бадяева и других о песнях, поговорках, байках Кубани;

-выяснить, как распространяется кубанский фольклор в наше время;

-поделиться своими знаниями со своими друзьями и одноклассниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Народный фольклор в действии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Муниципального образования Тимашевский район







Краевой очно-заочный краеведческий конкурс учащихся образовательный учреждений края «История Кубани», посвященный 200-летию образованию 40 куренных поселений на территории Кубани



Тема: «Народный фольклор в действии»





Автор:

Нигириш Ангелина Сергеевна,

ученица 7 «А» МБОУ СОШ №5,

МО Тимашевский район


Научный руководитель:

Мальченко Антонина Сергеевна,

учитель кубановедения

МБОУ СОШ №5,

МО Тимашевский район







г.Тимашевск

2014 год


Народный фольклор в действии


«Нет ничего милее на свете,

чем родимый край,

и нет более теплого угла,

чем родная хата»

Ф.Е. Головко


Цель: путем изучения кубанского фольклора повысить свои знания по истории Кубани; познакомиться с фольклорными группами города Тимашевска.

Задачи:

- изучить работы авторов А.Д.Бигдая, и И.Петросенко, Ю.М.Бадяева и других о песнях, поговорках, байках Кубани;

-выяснить, как распространяется кубанский фольклор в наше время;

-поделиться своими знаниями со своими друзьями и одноклассниками.

Что же такое фольклор? В словаре С.И. Ожегова дается определение: 1.«Устное народное творчество».

2.«Совокупность обычаев, обрядов, песен».

Выбор темы был неслучайный. Мои прапрадедушка, прапрабабушка, прадедушка, прабабушка, бабушка (все родственники по маминой линии) мама, дядя, тетя и я родились на Кубани, а дедушка - сибиряк. В моей семье говорят без кубанского диалекта, кроме прабабушки Лены, тети Тани (она живет в станице Ленинградской).

Более близко с кубанской балачкой я столкнулась этим летом. Мне посчастливилось отдыхать в казачьем лагере станицы Роговской. Там я познакомилась с ребятами из станицы Медведовской, Новокорсунской, Роговской, я удивилась, как они здорово «балакали». Многие слова мне были непонятны, непривычны, но они так красиво звучат, такие напевные, так и слушала б.

Откуда же взялся кубанский говор? На Кубани в конце 18 века переселились украинцы - запорожские казаки, в 19 веке на территорию Черноморского побережья, Закубанья, Степной части Кубани переехали донские казаки, переселенцы из Воронежа, Курска, Белгородской губернии. Кубань многонациональна, здесь проживали и проживают многочисленные группы поляков, греков, евреев, армян. Все эти народы внесли свой вклад в «кубанский язык». Кубанский говор это особая «кубанская балачка».

Многие украинские слова перешли в русский диалект: «кавун» (арбуз), «буряк» (свекла), «гарбуз» (тыква), «шар» (слой, ряд), «шо» (что), «лоша» (жеребенок), «хата» (дом), «важить» (взвешивать), «голодранцы» (бедные), «сапка» (тяпка), «ваганы» (корыто), «бахча» (баштан). Мои друзья-станичники познакомили меня с такими словами как: «горище» (чердак), «лисха» (изгородь), «пивень» (петух), «стрыбать» (прыгать), «чеботы» (ботинки, сапоги), «скырда» (сток). В кубанский говор пришли слова из языка горцев – коренного населения Кубани: «кунак» (друг), «джигит» (воин), «черкеска» , «чекмень» , «бешмет».

Благодаря бабушке я узнала много кубанских пословиц. В них заключена мудрость народа, его свободолюбие, трудолюбие, любовь к Родине. «Казак и перед царем шапки не гнет», «Не тот казак, что жив, остался, а тот, что за волю на веревке болтался», «Казацкому роду нема перэводу», «У казака две опоры, плуг да сабля», «Сила казака – от земли, удальство - от рати», «Каждому пахарю хлеб заместо сахара», «Без догляду и дети не растут». Эти пословицы и поговорки отражали и отражают жизнь, занятия, удаль, непокорность казаков.

А вот одна из кубанских басен. Мне ее рассказала бабушка - соседка Надежда Алексеевна Коваль.

Где голодный лив по стежце

Злющий аж кипыть

Раптом баче на травище

Пьяный заиц спит.

Лив взяв его за ухо,

До очей педнис:

- Гдеж ты взнову нализавься?

Взяв бы тебе бис.

Пьяный заяц встрепенулся,

Шмыгнув и скзав:

- Ша, старик, по морде хочешь,

Положи, где взяв.

Кубанский казак не против выпить «горилки», но строго осуждал пьянки, постоянно пьющих. «Пьяному и море по колено» он соображает, что делает, приносит много вреда себе и обществу.

С младенческого возраста по сей день, я слушаю кубанские песни. Моя прабабушка и мама прекрасно поют эти песни. У них сильные, мощные голоса. В праздники, в дни рождения за столом собирается наша большая семья, и льются кубанские песни «Цвите тэрэн», «Провожала мате сына у солдаты», «Ой при лужку, при лужке», «Ой девчина шумэть гай» и другие.

Но самым незабываемым для меня было посещение концерта «Кубанского казачьего хора» под руководством Виктора Захарченко. Я получила мощный эмоциональный заряд, что долгое время находилась под влиянием этих песен. По ним можно узнать всю историю казачества Кубани. Когда хор грянул «Ты, Кубань, ты наша Родина», у меня мурашки пошли, душа наполнилась гордостью за своих предков, свою малую Родину. Зал слушал гимн Кубани стоя и подпевал. Это был единодушный порыв, и каждый чувствовал себя частицей общего. Песня «По степи кубанской» заставила меня представить залитую солнцем кубанскую степь, по большаку скачет кубанская конница, и казаки дружно поют:

По степи кубанской

Дорожка бежала. Ой

Дорожка бежала. Ой

Вдоль опушки лесной,

Как по той дорожке

Ехали казаки. Ой

Защищать свой край родной

Кони наши быстры

Шашки наши остры. Ой!

Шашки наши остры. Ой!

Мы врагов сметаем с пути долой.

Песня для казака была утешением, воспоминанием о своих родных, о своей станице, она его сопровождала и сопровождает всю жизнь. Я считаю, песня – бесценное богатство народа, которое передается из поколения в поколение, их хранят, и будут хранить как великую ценность. Она поднимает солдат в атаку, заставляет плакать, смеяться и чувствовать себя единым народом.

У нас в Тимашевском районе много фольклорных коллективов, которые несут кубанскую культуру в народ не только с помощью песни, но и танца: «Гапак», «Барыня», «Шамиль» (мой прапрадедушка танцевал этот танец на бис), «Лезгинка». Во всех школах района созданы этнографические уголки, рассказывающие о быте, традициях Кубани. В школьных музеях (в частности в нашем МБОУ СОШ № 5) есть предметы из жизни кубанских казаков. Перед жителями микрорайона Индустриальный часто выступает фольклорный коллектив «Казачья вольница» из городского дома культуры им.В.И.Безобразова, под руководством Татьяны Герр.

Летом в лагере «Золотой колос» проходила тематическая смена «Казачата», и мне посчастливилось побывать там. В лагере я научилась молиться (в нашей семье это не принято). Три раза в день, утром, в обед и вечером, перед трапезой мы читаем «Отче наш». Казаки были и есть глубоко верующим народом. Без Бога в душе и молитвы они не начинали ни одно дело. Их девиз «За веру, Царя, Отечество».

17 октября в нашем районе проходил муниципальный этап краевого фестиваля по возрождению казачьих традиций на Кубани среди учащихся казачьих классов. Он проходит ежегодно. Наш класс – казачий, принимает в нем активное участие. Мы пели кубанские частушки, песню «На поляне, на лугу», показывали и играли с залом в казачьи игры «Калэчина -Малэчина».

Подводя итоги своей работы, я считаю, что эта работа положила начало изучению богатого казачьего фольклора.











Литература


  1. «Песни кубанских казаков» том 1 под редакцией В.Г.Захарченко, автор А.Б.Биградай, Краснодарское книжное издательство, г.Краснодар, 1992 год.

  2. «История культуры русского народа», автор А.В.Терещенко, «Экимо», г.Москва, 2007 год

  3. «Кубанские были», автор Ю.М.Бадяев, ОИПЦ «Перспективы образования», г. Краснодар, 2012 год.

  4. «Тимашевск: между прошлым и будущем», издание 5-е дополненное, переработанное, автор В.В.Лебедев, г.Тимашевск, 2014 год.

  5. Воспоминания: Е.П.Колпаковой, жительницы хутора Беднягина; Ковалевой Н.А. микрорайона Индустриальный.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Исследовательская работа "Народный фольклор в действии"

Автор: Мальченко Антонина Сергеевна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280183

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Интегрированный урок "Инсценировка русских народных песен".Ритмика.Фольклор. "
    ["seo_title"] => string(81) "intieghrirovannyi-urok-instsienirovka-russkikh-narodnykh-piesien-ritmika-fol-klor"
    ["file_id"] => string(6) "239670"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444837196"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Наши проекты. "Пословицы и поговорки""
    ["seo_title"] => string(38) "nashi-proiekty-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "254012"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447689755"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(225) "Методическая разработка "Из истории русской деревянной избы" (в рамках авторской программы "Народная культура и традиции") "
    ["seo_title"] => string(127) "mietodichieskaia-razrabotka-iz-istorii-russkoi-dierieviannoi-izby-v-ramkakh-avtorskoi-proghrammy-narodnaia-kul-tura-i-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "184047"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425991088"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Методическая разработка "Из истории русской избы" (В рамках авторской программы "Народная культура и традиции") "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-iz-istorii-russkoi-izby-v-ramkakh-avtorskoi-proghrammy-narodnaia-kul-tura-i-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "184057"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425992239"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства