kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Наши проекты. "Пословицы и поговорки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Наши проекты. Пословицы и поговорки».

  • Подготовиться  к выполнению проектной работы.

Задачи урока:

  •   Познакомить детей со словарями и сборниками пословиц и поговорок;
  • Выяснить что такое пословицы?
  •  Чем пословица отличается от поговорки?
  •  Какие бывают пословицы? Чему они учат?
  •  Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем нам сегодня нужны пословицы?

Формируемые УУД:

Познавательные:

       постановка и формулирование проблемы,

  1. самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  2. Поиск и выделение необходимой информации;
  3. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных технологий.

Коммуникативные:

  1. Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;
  2. Разрешение конфликтов;
  3. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные:

  1. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  2. Составление плана и последовательности действий.

Личностные:

  1. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.
  2. Формирование чувства патриотизма на примере пословиц и поговорок о Родине, труде, дружбе и семье.
  3. Ход урока:
  4. Организационный момент:

Сегодня на нашем уроке будет много гостей. Давайте повернемся к ним и подарим свою улыбку. Сядем прямо, руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

(Выразительное чтение стихотворения:) Ксюша Семянова.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

-Ребята давайте сформулируем тему нашего урока:

«Наши проекты.  Мы будем говорить о пословицах и поговорках»

- А какой будет цель нашего урока?

- А целью нашей деятельности является составление проекта о пословицах и поговорках.

Задачи нашего урока:

  • Выяснить что такое пословицы и поговорки?
  •  Чем пословица отличается от поговорки?
  •  Какие бывают пословицы? Чему они учат?
  •  Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем людям нужны пословицы?
  1. Самоопределение к деятельности:

- А где мы встречались с пословицами?

-Пословицы и поговорки мы изучали на уроках литературного чтения  в разделе «Устное народное творчество».

- Вспомним,

Что же такое пословицы и поговорки?

- мудрость народа;

- меткое выражение;

- художественное произведение;

Выводы: Предлагаю послушать сообщение о пословицах и поговорках:

Маша и Ксюша Мишакова

Пословица – это меткое, лаконичное, мудрое выражение, часто состоящее из двух частей, в короткой форме выражающие мудрые мысли народа.

 Константин Дмитриевич Ушинский писал: «В народных пословицах все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная. Его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни». 

Пословица-это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Красна речь пословицей.v

 Без пословицы не проживешь.v

 Старая пословица век не сломится.v

 Пословица - всем делам помощница.v

Поговорка – это эмоциональное, шутливое иносказательное  выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.

«Убил двух зайцев»,

«Мастер на все руки».

 Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости.

Они учат нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре

  1. Закрепление:

Сейчас вам надо разобрать пословицы и поговорки по корзинам: (слайд 6)

-С какой задачей мы справились?

Вывод: мы научились отличать пословицы от поговорок

  1. Проверка домашнего задания:

Все пословицы и поговорки можно разделить на несколько групп по темам:  У вас было задание  подготовить пословицы и поговорки по темам. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся пословице.

 Например:

  Работай до поту, поешь в охоту!         Слайд!

Скучен день до вечера, коли делать нечего!      Слайд!

 Предоставим слово  группам:

  1. Пословицы о Родине
  2. Пословицы о дружбе.
  3. Пословицы о труде и учёбе.

(Группы выходят к доске, показывают и объясняют смысл выбранных пословиц)

Молодцы. Справились с заданием.

- Итак, Какие бывают пословицы? (О труде, о Родине, о дружбе, об учёбе и т.д.

- Чему они учат? (быть трудолюбивыми, умными, любящими Родину. Дорожить дружбой)

-  А теперь нам надо отдохнуть. Какая пословица нам поможет в зтом? (Делу время, а потехе час)

Физкультминутка.

Танец по мотивам военных песен (попурри)

  1. Исследовательская работа по одной из пословиц:

По одной из пословиц надо было составить рассказ. Алина выбрала пословицу «Родина- мать, умей за неё постоять» и провела сложную исследовательскую работу  по истории своего рода.  

 Как мы знаем, в этом году исполняется 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Давайте мысленно перенесемся в те далёкие и суровые годы.  Внимательно послушаем её и на этом примере подумаем, какие ещё пословицы могут подчеркнуть основную мысль её работы.

(Где родился, там и пригодился)

Подумайте, какие из ваших пословиц могут подойти к этой работе?

  1. Работа в группах:

А теперь поработаем в группах:

1 группа:

Задание  «Потерянные слова»
 Вспомните и закончите пословицы.
Слово – серебро, а молчание - ……(золото)
Весна красна цветами, а осень - ….(снопами)
Ученье – свет, а неученье - …(тьма)
Ученья корень горек, да плод ….(сладок)
Волков бояться – в лес ….(не ходить)
Не имей сто рублей, а имей сто….(друзей)

2 Группа  «Домино»
Ваша задача – как можно быстрее восстановить пословицы.

Начало пословицы.
Если хлеба ни куска, …
Хлеб - соль дружбу водит, …
Хлеб да вода - ….
Сколько ни думай, а лучше….
Пот на спине, ….
Окончание пословицы.
….хлеба не придумаешь.
….так и хлеб на столе.
….а ссору выводит.
….молодецкая еда.
…. так и в тереме тоска.

3 группа  «Вспомни пословицу»
Вам необходимо восстановить пословицы по словам, объясняющим их смысл:

  1. Подарок не обсуждают, берут то, что дарят.  (Дарёному коню в зубы не смотрят)
  2. Учиться надо в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания, познание бесконечно. (Век живи, век учись)
  3. Неприятность, беда, случается там, где что-нибудь ненадёжно, непрочно. (Где тонко, там и рвётся)
  4. Как сам относишься к другому, так и к тебе будут относиться.  (Как аукнется, так и откликнется).
    4 группа «Замени пословицами»

Вам  предлагаются пословицы и поговорки. Найдите глаголы. Определите их лицо и число.

Век живи, век учись.
Держи язык за зубами.

Поспешишь – людей насмешишь.
Не давши слова - крепись, а давши – держись.
Ссора до добра не доведёт.
Сделал дело - гуляй смело.

- Глаголы какой формы чаще всего используются в пословицах и поговорках?
(Чаще всего в форме: 2 лица, ед.ч.)

(Реже: 3 лица, ед.числа)

5 группа «На разных языках»
(Захаров и Ласточкин)
Сравните китайские и русские пословицы, соедините  пословицы, выражающие один и тот же смысл стрелочками и подготовьтесь их прочитать:
Китайские пословицы.
1.Торопливым людям не хватает мудрости.
2. Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья.
3. Написанное на бумаге и боги не сотрут.
4. Зонт готовь, когда ясная погода.
5. Двумя руками трудно ухватить двух угрей.

Русские пословицы.
А) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
В) Готовь сани летом, а телегу зимой.
Г) Что написано пером, того не вырубишь топором.
Д) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Е) Поспешишь – людей насмешишь.

  7 Подведение итогов урока:

  • Итак, вспомните, что такое пословицы? поговорки?
  •  Чем пословица отличается от поговорки?
  •  О чем бывают пословицы? Чему они учат?
  •  Вспомните, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?
  • Зачем людям нужны пословицы?

- Что больше всего понравилось на уроке?

- В чем были затруднения?

- Что нового вы узнали?

В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной. Они необходимы в нашем общении выражать наши мысли.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни  помогают лучше понять правила житейской мудрости.

Давайте завершим наш урок с помощью пословиц об окончании дела:

Кончил дело, гуляй смело.

  • Всякое дело концом славится.
  • Конец делу венец.
  • Дело без конца – что кобыла без хвоста.
  • Всё хорошо, что хорошо кончается.

Молодцы!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Наши проекты. "Пословицы и поговорки"»

План урока русского языка

Тема: «Наши проекты. Пословицы и поговорки».

Цель:

  • Подготовиться к выполнению проектной работы.



Задачи урока:

  • Познакомить детей со словарями и сборниками пословиц и поговорок;

  • Выяснить что такое пословицы?

  • Чем пословица отличается от поговорки?

  • Какие бывают пословицы? Чему они учат?

  • Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?

  • Зачем нам сегодня нужны пословицы?



Формируемые УУД:

Познавательные:

  1. постановка и формулирование проблемы,

  2. самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

  3. Поиск и выделение необходимой информации;

  4. Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных технологий.

Коммуникативные:

  1. Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

  2. Разрешение конфликтов;

  3. Контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Регулятивные:

  1. Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

  2. Составление плана и последовательности действий.

Личностные:

  1. Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивами.

  2. Формирование чувства патриотизма на примере пословиц и поговорок о Родине, труде, дружбе и семье.









Ход урока:

  1. Организационный момент:

Сегодня на нашем уроке будет много гостей. Давайте повернемся к ним и подарим свою улыбку. Сядем прямо, руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

(Выразительное чтение стихотворения:) Ксюша Семянова.

Пословицы недаром молвятся,

Без них прожить никак нельзя!

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему – то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится-

Ведь с ней и горе, не беда.

И наша речь красна пословицей:

Давайте вспомним их, друзья.

-Ребята давайте сформулируем тему нашего урока:

«Наши проекты. Мы будем говорить о пословицах и поговорках»

- А какой будет цель нашего урока?

- А целью нашей деятельности является составление проекта о пословицах и поговорках.



Задачи нашего урока:

  • Выяснить что такое пословицы и поговорки?

  • Чем пословица отличается от поговорки?

  • Какие бывают пословицы? Чему они учат?

  • Выяснить, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?

  • Зачем людям нужны пословицы?





  1. Самоопределение к деятельности:

- А где мы встречались с пословицами?

-Пословицы и поговорки мы изучали на уроках литературного чтения в разделе «Устное народное творчество».

- Вспомним,

Что же такое пословицы и поговорки?

- мудрость народа;

- меткое выражение;

- художественное произведение;

Выводы: Предлагаю послушать сообщение о пословицах и поговорках:

Маша и Ксюша Мишакова

Пословица – это меткое, лаконичное, мудрое выражение, часто состоящее из двух частей, в короткой форме выражающие мудрые мысли народа.

Константин Дмитриевич Ушинский писал: «В народных пословицах все стороны жизни народа: домашняя, семейная, полевая, лесная, общественная. Его потребности, привычки, его взгляд на природу, на людей, на значение всех явлений жизни». 

Пословица-это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.

Красна речь пословицей.

Без пословицы не проживешь.

Старая пословица век не сломится.

Пословица - всем делам помощница.

Поговорка – это эмоциональное, шутливое иносказательное выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания. Чаще всего они имеют прямой и переносный смысл.

«Убил двух зайцев»,

«Мастер на все руки».

 Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь, способствует развитию умения ясно формировать свои мысли, помогают лучше понять правила житейской мудрости.

Они учат нравственным основам жизни, говорят о правде и лжи, страхе, похвальбе, глупости, лени, доброте, ссоре

  1. Закрепление:

Сейчас вам надо разобрать пословицы и поговорки по корзинам: (слайд 6)

-С какой задачей мы справились?

Вывод: мы научились отличать пословицы от поговорок



  1. Проверка домашнего задания:



Все пословицы и поговорки можно разделить на несколько групп по темам: У вас было задание подготовить пословицы и поговорки по темам. Нарисовать иллюстрацию к понравившейся пословице.

Например:

Работай до поту, поешь в охоту! Слайд!

Скучен день до вечера, коли делать нечего! Слайд!

Предоставим слово группам:

  1. Пословицы о Родине

  2. Пословицы о дружбе.

  3. Пословицы о труде и учёбе.

(Группы выходят к доске, показывают и объясняют смысл выбранных пословиц)



Молодцы. Справились с заданием.

- Итак, Какие бывают пословицы? (О труде, о Родине, о дружбе, об учёбе и т.д.

- Чему они учат? (быть трудолюбивыми, умными, любящими Родину. Дорожить дружбой)

- А теперь нам надо отдохнуть. Какая пословица нам поможет в зтом? (Делу время, а потехе час)

Физкультминутка.

Танец по мотивам военных песен (попурри)









  1. Исследовательская работа по одной из пословиц:

По одной из пословиц надо было составить рассказ. Алина выбрала пословицу «Родина- мать, умей за неё постоять» и провела сложную исследовательскую работу по истории своего рода.

Как мы знаем, в этом году исполняется 70 лет со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Давайте мысленно перенесемся в те далёкие и суровые годы. Внимательно послушаем её и на этом примере подумаем, какие ещё пословицы могут подчеркнуть основную мысль её работы.

(Где родился, там и пригодился)
()

Подумайте, какие из ваших пословиц могут подойти к этой работе?

  1. Работа в группах:

А теперь поработаем в группах:

1 группа:

Задание «Потерянные слова»
Вспомните и закончите пословицы.


Слово – серебро, а молчание - ……(золото)
Весна красна цветами, а осень - ….(снопами)
Ученье – свет, а неученье - …(тьма)
Ученья корень горек, да плод ….(сладок)
Волков бояться – в лес ….(не ходить)
Не имей сто рублей, а имей сто…..(друзей)




2 Группа «Домино»
Ваша задача – как можно быстрее восстановить пословицы.


Начало пословицы.
Если хлеба ни куска, …
Хлеб - соль дружбу водит, …
Хлеб да вода - …..
Сколько ни думай, а лучше….
Пот на спине, …..
Окончание пословицы.
…..хлеба не придумаешь.
…..так и хлеб на столе.
…..а ссору выводит.
….молодецкая еда.
…. так и в тереме тоска.




3 группа «Вспомни пословицу»
Вам необходимо восстановить пословицы по словам, объясняющим их смысл:

  1. Подарок не обсуждают, берут то, что дарят. (Дарёному коню в зубы не смотрят)

  2. Учиться надо в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания, познание бесконечно. (Век живи, век учись)

  3. Неприятность, беда, случается там, где что-нибудь ненадёжно, непрочно. (Где тонко, там и рвётся)

  4. Как сам относишься к другому, так и к тебе будут относиться. (Как аукнется, так и откликнется).


4 группа «Замени пословицами»
Вам предлагаются пословицы и поговорки. Найдите глаголы. Определите их лицо и число.

Век живи, век учись.
Держи язык за зубами.

Поспешишь – людей насмешишь.
Не давши слова - крепись, а давши – держись.
Ссора до добра не доведёт.
Сделал дело - гуляй смело.


- Глаголы какой формы чаще всего используются в пословицах и поговорках?
(Чаще всего в форме: 2 лица, ед.ч.)

(Реже: 3 лица, ед.числа)

5 группа «На разных языках»
(Захаров и Ласточкин)
Сравните китайские и русские пословицы, соедините пословицы, выражающие один и тот же смысл стрелочками и подготовьтесь их прочитать:


Китайские пословицы.
1.Торопливым людям не хватает мудрости.
2. Хочешь узнать человека – узнай, кто его друзья.
3. Написанное на бумаге и боги не сотрут.
4. Зонт готовь, когда ясная погода.
5. Двумя руками трудно ухватить двух угрей.

Русские пословицы.
А) За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
В) Готовь сани летом, а телегу зимой.
Г) Что написано пером, того не вырубишь топором.
Д) Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Е) Поспешишь – людей насмешишь.

7 Подведение итогов урока:

  • Итак, вспомните, что такое пословицы? поговорки?

  • Чем пословица отличается от поговорки?

  • О чем бывают пословицы? Чему они учат?

  • Вспомните, глаголы какой формы чаще всего встречаются в пословицах и поговорках?

  • Зачем людям нужны пословицы?



- Что больше всего понравилось на уроке?

- В чем были затруднения?

- Что нового вы узнали?



В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, делают ее яркой, образной. Они необходимы в нашем общении выражать наши мысли.

Использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни помогают лучше понять правила житейской мудрости.

Давайте завершим наш урок с помощью пословиц об окончании дела:



  • Кончил дело, гуляй смело.

  • Всякое дело концом славится.

  • Конец делу венец.

  • Дело без конца – что кобыла без хвоста.

  • Всё хорошо, что хорошо кончается.

Молодцы!







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Наши проекты. "Пословицы и поговорки"

Автор: Исаева Эльвира Филимоновна

Дата: 16.11.2015

Номер свидетельства: 254012

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Урок - творческий проект  «Пословицы и поговорки в современном мире». "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-tvorchieskii-proiekt-poslovitsy-i-poghovorki-v-sovriemiennom-mirie"
    ["file_id"] => string(6) "134096"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416666245"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Творческий проект «Пословицы и поговорки»"
    ["seo_title"] => string(44) "tvorchieskii-proiekt-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "273730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452263433"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Проект " Дом, который построим мы""
    ["seo_title"] => string(27) "proiektdomkotoryipostroimmy"
    ["file_id"] => string(6) "266647"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450198012"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проект "Образ кошки в устном народном творчестве" "
    ["seo_title"] => string(52) "proiekt-obraz-koshki-v-ustnom-narodnom-tvorchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "105665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402901953"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Проект "Зеленая аптека""
    ["seo_title"] => string(26) "proiekt-zielienaia-aptieka"
    ["file_id"] => string(6) "250242"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447061566"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства