kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа «Фразеологизмы – это интересно»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение фразеологизмов, которые используют наши учителя в своей работе и выяснение понимания их учащимися 3 - 5 классов.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • изучить теоретический материал по данной теме (понятие, история изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов);
  • выбрать вид фразеологизмов для детального изучения;
  • провести анкетирование среди учителей на тему: «Какие фразеологизмы вы чаще всего употребляете в работе с детьми?» и определить самые «популярные»;
  • провести опрос среди учащихся 3 - 5 классов, как они понимают самые «популярные» фразеологизмы;
  • изучить значения самых трудных выражений и найти способ объяснить их значения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «Фразеологизмы – это интересно»»



«Фразеологизмы – это интересно»





Цель работы

Изучение фразеологизмов, которые используют наши учителя в своей работе и выяснение понимания их учащимися 3 - 5 классов.

Для достижения цели были поставлены задачи:

  • изучить теоретический материал по данной теме (понятие, история изучения фразеологизмов, виды фразеологизмов);

  • выбрать вид фразеологизмов для детального изучения;

  • провести анкетирование среди учителей на тему: «Какие фразеологизмы вы чаще всего употребляете в работе с детьми?» и определить самые «популярные»;

  • провести опрос среди учащихся 3 - 5 классов, как они понимают самые «популярные» фразеологизмы;

  • изучить значения самых трудных выражений и найти способ объяснить их значения.

Предмет исследования: понимание значений фразеологизмов в речи человека.

Методы исследования:

  • сбор информации

  • анкетирование

  • опрос

  • анализ

  • обобщение результатов

Гипотеза: из числа фразеологизмов, которые употребляют учителя, есть такие выражения, значения которых школьники не понимают.

С чего всё началось.



Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Урок мой приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

Так однажды начала урок русского языка наша учительница Светлана Анатольевна.

Часто мы слышим «держите ушки на макушке», «воды в рот набрали», «язык проглотили».

Каждый человек в своей жизни не раз слышал и употреблял  такие фразы. Но не всегда мы задумываемся о том, понимает ли собеседник сказанные нами сочетания слов, их значения. Тогда я задумалась и решила узнать, как называются эти выражения и что они обозначают.

Что такое фразеологизмы

Эпиграф: Фразеологизмы – драгоценные нити, придающие речи неповторимую расцветку и блеск. (А. Т. Арсирий).

1

Наша речь состоит не только из «кирпичиков» (слов), но и из «блоков» (словосочетаний). Образные устойчивые сочетания слов и называются фразеологизмами, в которых ярче всего проявляются богатство, сила и красота языка.

Исследуя разные информационные источники, я познакомилась  с понятием «фразеологизм».  

Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным.

Давайте сравним: на краю света (земли) – далеко; намылить шею – проучить, наказать;  пешком ходит под стол – маленький; зуб на зуб не попадает – замёрз; зарубить на носу – запомнить; как в воду глядеть – предвидеть.

Учёные-лингвисты поняли, что таких устойчивых сочетаний довольно много, они создают как бы особый «ярус» в языке. Поэтому родился новый раздел о языке – фразеология.

Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Слово фразеология происходит от двух греческих слов: фразис – «выражение» и логос – «учение».

Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух людей, его история, обычаи.

Их значение состоит в том, чтобы придать эмоциональную окраску выражению, усилить его смысл.

В случае затруднения определения значения фразеологического оборота или его употребления можно обратиться к словарям: фразеологическому или толковому. Например, «Фразеологический словарь» под редакцией А.И. Молоткова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова и А.В. Жукова, «Учебный фразеологический словарь» Е.А. Быстровой, А.П. Окуневой, Н.М. Шанского, «Толковый словарь» С.И.Ожегова станут помощниками для тех, кто хочет глубже изучить русский язык, узнать, какими выразительными средствами он обладает, научиться их правильно употреблять в устной и письменной речи.

История фразеологизмов

В ходе работы выяснилось, что фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки).

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания « российскими пословиями», «фразесами», «идиотизмами» предлагая включить их в словарь. Последний термин образован от греческого слова idioma (идиома), что значит «своеобразная». Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Происхождение и виды фразеологизмов

Для того чтобы мы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и их происхождение. Изучив виды фразеологизмов, разбила их на группы и составила таблицу.



2



Группы фразеологизмов

Примеры

1.

Фразеологизмы, происхождение которых связано с историей нашей страны, с обычаями и обрядами наших предков.

На стенку лезть, на (во) всю Ивановскую, потемкинские деревни, в долгий ящик отложить, бить челом, чин чином.

2.

Фразеологизмы, возникшие в той или иной профессиональной среде или пришедшие в литературный язык из жаргона.

Бить баклуши, попасть впросак, разделать под орех, играть первую скрипку, брать на пушку, втирать очки, ставить на карту, путать все карты.

3.

Выражения, сошедшие со страниц художественных произведений русской и зарубежной литературы и ставшие крылатыми.

Медвежья услуга, блоху подковать, как белка в колесе, демьянова уха, на деревню дедушке, сражаться с ветряными мельницами.

4.

Фразеологические обороты, пришедшие к нам из старославянского языка.

Хлеб насущный, блудный сын, нести свой крест, зарывать талант в землю, Фома неверующий.

5.

Фразеологизмы библейского происхождения.

Святая святых, божиею милостию, манна небесная, посыпать пеплом голову.

6.

Фразеологические обороты античного происхождения (из мифологии, литературы, истории).

Яблоко раздора, ахиллесова пята, дамоклов меч, авгиевы конюшни, разрубить гордиев узел, золотая середина.

7.

Заимствованные фразеологизмы из других языков (перевод иностранных выражений).

Не в своей тарелке, ставить точки над и, синий чулок, буря в стакане воды, потерпеть фиаско, воздушные замки.

8.

Фразеологизмы, являющиеся по происхождению устойчивыми сочетаниями – терминами науки.

Привести к общему знаменателю, звезда первой величины, цепная реакция, катиться по наклонной плоскости.

В ходе изучения теоретических вопросов стало понятно, что в русской фразеологии есть слова – символы, которые отражают  то, как люди думают о мире и о своей жизни в этом мире. Выделяют три наиболее распространённые группы фразеологизмов.

  1. Наименования животных

Например: устал как лошадь, труслив как заяц, вертеться как белка в колесе.

  1. Наименования цвета

Например: белая ворона, чёрная зависть, видеть всё в розовом цвете.

  1. Наименования частей тела

Например: сломя голову, сложа руки, зарубить на носу, держать язык за зубами.

Самая многочисленная, а, значит, и самая употребляемая из них это сочетания, в которые входят слова, означающие части тела. Они составляют треть всех представленных выражений во фразеологическом словаре русского языка А.И. Молоткова.

3

Об этой группе фразеологизмов хочу рассказать подробнее.

Например: Фразеологический оборот «с головы до пят» означает человека со всеми его особенностям, целиком и полностью.

Символическое значение слова «голова» в русской фразеологии представляет всего человека. В одних случаях характеристика человека даётся прямо – пустая голова, ум­ная голова; в других метафорически – дубовая голова.

Другое символическое значение слова голова – это ум, рассудок. Фразеологизмы потерять голову, вылететь из «головы», морочить голову, не идёт в голову, вбить в голову реализуют данное значение. В таких сочетаниях как свалиться на голову, валить с больной головы на здоровую – голова символизирует объект, на который направляются все несчастья.

Существует множество крылатых выражений со словом рука. В русском языке слово рука входит в состав двухсот фразеологизмов. Это связано с тем, что ещё с древнейших времён рука была орудием труда человека, средством общения людей. Наши предки осознавали понятие «иметь» прежде всего, как то, что находится в руках. Так появились выражения связанные со значением «иметь»: брать в свои руки, держать в руках, прибрать к рукам, не выпускать из рук. Еще в середине 19 века одно из значений слова рука символизировала власть. Отсюда возникли фразеологизмы, дошедшие до наших дней: быть у кого–то в руках, кому–то на руку, давать волю рукам, иметь длинные руки.
С помощью слова рука характеризуют человека с точки зрения трудолюбия, умения, моральных качеств: не покладая рук, золотые руки, сидит сложа руки, держать себя в руках и др.
Особая группа фразеологизмов характеризует человека в определённом состоянии, в какие-то моменты жизни: из рук всё валится, опускаются руки, рука не поднимается, быть связанным по рукам и ногам, руки чешутся.

Довольно активно во фразеологии участвуют слова, называющие органы чувств (ухо, глаз, нос).
В этом разделе русского языка насчитывается более 50 фразеологизмов со словами ухо. О внимательном слушании говорят: слушать своими ушами, в выражениях держать ухо в остро, насторожить уши, держать ушки на макушке отражён образ насторожившегося животного.

Уши – приёмник информации, в том числе и ложной: нашептать в уши.
Когда человек слушает невнимательно, то говорят, пропускает мимо ушей. Об отсутствии реакции на услышанное говорят и ухом не ведёт, и ухом не шевелит. Некоторые фразеологизмы имеют значение предела: влюбиться по уши. Способ наказания детей сохранился в выражениях надрать уши.

Существует много оборотов речи, в которых слово глаз получило особое значение: за красивые глаза, глаза на мокром месте, раскрыть глаза кому–то, вырасти в чьих–то глазах, для отвода глаз, положить глаз на кого–то.

Довольно активно во фразеологии используется и слово нос. Например: оставить с носом, зарубить на носу, говорить себе под нос, воротить нос от чего–то, не видеть дальше собственного носа, клевать носом, совать нос куда–то, водить за нос, с гулькин нос.

4

Эту многочисленную группу фразеологизмов я и решила взять для своего исследования.

Учителям школы было предложено ответить на вопросы и выбрать из предложенного списка 10 наиболее употребляемых фразеологических оборотов. Список состоял из 90 фразеологизмов, связанных с частями тела человека, так как они самые употребляемые.

Значение «популярных» фразеологизмов

Фразеологизмы «Засучив рукава», «Спустя рукава» значение

Почему рукава так называются — понятно (от слова рука). Поговорим о выражениях спустя рукава, засучив рукава. Так стали говорить в те далекие времена, когда русские носили одежду с очень длинными рукавами: у мужчин они достигали 95 сантиметров, а у женщин были еще длиннее - 130-140 сантиметров. Попробуйте поработать в одежде с такими рукавами: будет неудобно, получится плохо. Чтобы дело спорилось, рукава надо было засучить, то есть подвернуть. Вот и стали говорить о людях, которые делают свое дело лениво, нехотя, медленно, что они работают спустя рукава. О спором, умелом работнике и теперь говорят, что он работает засучив рукава, хотя рукава могут быть такими короткими, что и засучивать их не надо. Представьте себе Россию, какой она была триста лет назад. Тогда и люди выглядели иначе, и одежда их, и внешний вид были иными…

За домом, едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова.

Один это делал спустя рукава,

Другой – засучив рукава.

8

Фразеологизм «Знать назубок» значение

Знать назубок — значит, например, превосходно выучить стихотворение, затвердить роль и вообще отлично в чем-либо разби­раться.

А было время, когда знать назубок, проверить назубок понима­лось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благород­ного металла. Прикусишь монету зубами, и если не осталось на ней вмятины, значит, подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасть­ся фальшивая: полая внутри или залитая дешевым металлом.

Фразеологизм «Язык проглотить» значение

Язык проглотить – резко замолчать, растягивать паузу надолго. Обычно говорят так о человеке, который растерялся и не знает, о чём говорить, либо так сильно удивлён, что потерял дар речи. Название фразеологизма схоже по значению с «язык прикусил». Раньше когда военные брали в плен шпиона или разведчика, то по легендам самые отчаянные солдаты откусывали себе язык, чтобы враги не заставили их выдать тайну.

Второе значение употребляется как похвала повару за вкусную еду, которая настолько великолепна, что можно «проглотить язык» вместе с кусочками пищи. Происходит из народной польской песни о дедушке Рохе, который проглотил язык вместе со вкусным и сочным горошком.

Золотые руки – о том, кто умело, искусно всё делает, справляется с любой работой.

Держать язык за зубами - молчать, не говорить лишнего; быть осторожным в высказываниях.

Меня так увлекла эта тема, что я решила написать сказку с использованием фразеологизмов по мотивам русской народной сказки «Колобок». Предлагаю её вашему вниманию.

.

Заключение

Работая с фразеологическими оборотами, не оставайтесь к ним глухи. Открывайте для себя их смысл, а вместе с ним – кладезь русской речи.

« Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!»







Выводы.

  • Мне было интересно работать по этой теме, так как, во-первых, я пополнила свой словарный запас; во-вторых, расширила свой кругозор; в-третьих, научилась правильно употреблять фразеологизмы в своей речи.

  • В ходе работы над этой темой изучено множество источников информации (литература, интернет-сайты), проведено ряд исследований, касающихся происхождения фразеологизмов, проанализировано анкетирование учителей и учащихся нашей школы.

  • В результате я подтвердила свою гипотезу, что есть такие выражения, значения которых школьники не понимают.

  • Стало понятно, что фразеологические обороты украшают нашу речь, делают ее выразительной. Чем больше человек знает устойчивых оборотов, тем ярче его речь, тем яснее выражает он свои мысли.


Используемые материалы:

  • Г.Александрова ''Занимательный русский язык''.

  • Учебный фразеологический словарь русского языка: ок. 2000 единиц / А. Н. Тихонов, Н. А. Ковалева.

  • Русская фразеология: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп./ В.П. Жуков, А.В. Жуков. – М.: Высшая школа, 2006. – 408 с.

  • Жуков В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся – М.: Просвещение, 2-е изд., 1989.

 Фразеологический словарь русского языка /под ред. А. И. Молоткова – М.: Просвещение, 4-е изд., 1986.

 Фразеологический словарь русского языка для школьников /авт.-сост. М. А. Котова – М.: РИПОЛ классик, 2005.

 Фразеологический словарь: серия “Энциклопедия русского языка” – М.: ООО “Мир книги”, 2003.

  • Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. – Л.: Наука, 1977. – 248с.

  • Языкознание. Большой энциклопедический словарь /под ред. В. Н. Ярцева – М.: Российская энциклопедия, 1998.

  • Словарь фразеологизмов: http://frazbook.ru/2009/01/15/spustya-rukava-zasuchiv-rukava/

  • Фразеологизмы и их происхождение: http://padeji.ru/leksikologiya/frazeologizmy-s-tochki-zreniya-ikh-proiskhozhdeniya

  • Всё о фразеологизмах: http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=f1e9f468-4c02-4b25-9b38-bdcd8b4ec0ac

  • Картинки к сказке: http://joymylife.org.ua/children/kolobok.php





11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа «Фразеологизмы – это интересно»

Автор: Верютина Ольга

Дата: 05.01.2016

Номер свидетельства: 272686

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Исследовательская работа по теме: Фразеологизмы вокруг нас "
    ["seo_title"] => string(65) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-tiemie-frazieologhizmy-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "236781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444151202"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Конспект урока на тему Фразеологизмы "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy-1"
    ["file_id"] => string(6) "121704"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414054002"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Фразеологизмы. Значение фразеологизмов."
    ["seo_title"] => string(42) "frazieologhizmyznachieniiefrazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "292091"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455212846"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "конспект урока развития речи "Фразеологизмы - неизменные спутники нашей речи""
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekturokarazvitiiariechifrazieologhizmynieizmiennyiesputnikinashieiriechi"
    ["file_id"] => string(6) "275966"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452665775"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятиях. "
    ["seo_title"] => string(84) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-i-vnieurochnykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "104714"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402753020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства