kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Фразеологизмы. Значение фразеологизмов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов.

2 класс

Форма проведения: открытый урок.

Цели: овладение основами знаний о  фразеологизмах и умение их         

            использовать.

Задачи: 1. Создать организационные условия для наблюдений за

фразеологизмами, сравнение значений устойчивых и свободных сочетаний слов.

                2. Развивать речь учащихся, расширять словарный запас школьников, умение работать со словарём.

                3. Воспитывать исследовательскую культуру речи, интерес к изучению родного языка.

                 4. Учить работать в группе, парах, включать каждого ученика в работу класса.

Оборудование: учебник « Русский язык» авт. Нечаева, сюжетные картинки с фразеологизмами, запись на доске, фразеологический словарь, карточки с фразеологическими оборотам, ПК, проектор.

                                                Ход урока:

1.Организационный момент. (Запись числа, классной работы)

2. Чистописание: Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

- Какое время года сейчас идёт?

- Назовите месяцы весны.

- В какой пословице встречаются все три месяца? (Слайд)

   -  Как вы понимаете эту пословицу?

-Запишите пословицу, соблюдая нормы каллиграфии.

- Найдите слово, в котором все согласные звуки твёрдые, подчеркните его.

- В каком слове звуков больше, чем букв. Сделайте звуко-буквенный разбор слова. 

3. Знакомство с новой темой.

    а) Постановка цели урока.

- Послушайте историю из книги К. Чуковского:

 « … Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

  - Скоро, ты оглянуться не успеешь.

   Светлана стала часто странно вертеться.

   - Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…»

- Что имела в виду мама? Почему Света её не поняла?

- В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка – фразеологизм. Вы догадались, какая тема нашего урока?(Слайд)

   б) Вступительное слово учителя.

- Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально. Русский язык очень богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают её выразительнее. С их помощью человек ярче выражает мысли.

4. Наблюдение за фразеологизмами. Упр. 339

        Глеб у доски повесил нос.

       Краснеет до корней волос.

       Он в этот час как говорится,

       Готов сквозь землю провалиться.

       О чём же думал он вчера,

       Когда баклуши бил с утра?

- Найдите фразеологизмы в этом стихотворении. Выпишите их в тетрадь.

- Все ли  фразеологизмы вам знакомы?

- Объясните их значение.

- Где можно узнать значение неизвестных вам фразеологизмов?

5. Знакомство со словарём. Стр. 70 «Наш словарь»

6. Физминутка.

7.  Закрепление изучаемого материала.

  а) Расширение словарного запаса учащихся. Работа в группах.

- Сейчас мы отправимся в картинную галерею фразеологизмов. Наш экскурсовод проведёт интересную экскурсию. Попробуйте по картинкам догадаться, какие фразеологизмы здесь спрятались и объяснить их значение.

  (картинки к фразеологизмам)

Строить глазки.

Клевать носом.

Развесить уши.

Водить за нос.

Зарубить на носу.

Прикусить язык.

-Выделите орфограммы и определите части речи.

 б) Работа в парах с карточками различного уровня сложности.

- У вас в конвертах лежат фразеологизмы и их значения, но все они перепутаны. Соберите фразеологизмы и запишите их в тетрадь.

Толочь в ступе воду - бесполезное занятие.

У него зимой снега не выпросишь – жадный человек.

После дождичка в четверг – неизвестно когда.

Кот наплакал – очень мало.

В двух шагах – недалеко.

За тридевять земель – далеко.

8.Итог урока.

 - Что такое фразеологизмы?

 - Для чего используют фразеологизмы в речи?

- Составьте предложение с одним из фразеологизмов.

9. Рефлексия.

  - Какое задание у вас получилось лучше?

  - Что было самым трудным?

- Чей ответ вам понравился больше всего?

Д/з: Составить рассказ, используя фразеологизмы (4 -5 предложений).

Методическая литература:

1. Учебник « Русский язык» для 2 класса авт. Н.В.Нечаева

2. Русский язык. 2 класс. Поурочно-тематическое планирование к учебнику Н.В.Нечаевой

3. Фразеологический словарь.                                                                         

Самоанализ урока

     Урок – русского языка, который вы посмотрели,  входит в раздел «Каждому слову своё место». Тема урока «Фразеологизмы».

Ставилась следующая цель: овладение основами знаний о  фразеологизмах и умение их использовать.

Задачи урока. Формировать универсальные учебные действия:

  1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
  2. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
  3. Через общение с учениками на принципах сотрудничества;
  4. Через включенность каждого ученика в работу класса.

Положительные результаты урока.

         Урок построен  в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

         На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

       Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения,  эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

     В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы ТРКМ:

- прием «Составление кластера»- учит принимать различные точки зрения на вопрос,  договариваться, находить общее решение

- творческий прием «Круги на воде» - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:

1. Стадия вызова - прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.

2. Стадия осмысления – прием «Кластер»

Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:

- общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

- логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.

3. Стадия рефлексии – прием «Круги на воде»

- общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата

- универсальные: анализ с целью выделения признаков.

В течение всего урока  формировались регулятивные универсальные учебные действия

- прогнозирование темы урока

- целеполагание урока

- волевая саморегуляция при самостоятельной работе

- осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Методы  обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

     Постаралась, чтобы задания, которые   предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, цитатой) заставляли учащихся  мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

            На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

        Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

- фронтальная(во время проверки раннее изученного материала)

- групповая (во время систематизации имеющихся знаний)

- работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).

       Способы взаимодействия  продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку  мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности.  

            Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.

         Урок прошёл в хорошем темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое.      

        Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

       Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
       Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.       

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фразеологизмы. Значение фразеологизмов.»

Тема урока. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов.

2 класс

Форма проведения: открытый урок.

Цели: овладение основами знаний о фразеологизмах и умение их

использовать.

Задачи: 1. Создать организационные условия для наблюдений за

фразеологизмами, сравнение значений устойчивых и свободных сочетаний слов.

2. Развивать речь учащихся, расширять словарный запас школьников, умение работать со словарём.

3. Воспитывать исследовательскую культуру речи, интерес к изучению родного языка.

4. Учить работать в группе, парах, включать каждого ученика в работу класса.

Оборудование: учебник « Русский язык» авт. Нечаева, сюжетные картинки с фразеологизмами, запись на доске, фразеологический словарь, карточки с фразеологическими оборотам, ПК, проектор.

Ход урока:

1.Организационный момент. (Запись числа, классной работы)


2. Чистописание: Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.

- Какое время года сейчас идёт?

- Назовите месяцы весны.

- В какой пословице встречаются все три месяца? (Слайд)

- Как вы понимаете эту пословицу?

-Запишите пословицу, соблюдая нормы каллиграфии.

- Найдите слово, в котором все согласные звуки твёрдые, подчеркните его.

- В каком слове звуков больше, чем букв. Сделайте звуко-буквенный разбор слова.

3. Знакомство с новой темой.

а) Постановка цели урока.

- Послушайте историю из книги К. Чуковского:

« … Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.

- Скоро, ты оглянуться не успеешь.

Светлана стала часто странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…»

- Что имела в виду мама? Почему Света её не поняла?

- В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка – фразеологизм. Вы догадались, какая тема нашего урока?(Слайд)

б) Вступительное слово учителя.

- Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально. Русский язык очень богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают её выразительнее. С их помощью человек ярче выражает мысли.

4. Наблюдение за фразеологизмами. Упр. 339

Глеб у доски повесил нос.

Краснеет до корней волос.

Он в этот час как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чём же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

- Найдите фразеологизмы в этом стихотворении. Выпишите их в тетрадь.

- Все ли фразеологизмы вам знакомы?

- Объясните их значение.

- Где можно узнать значение неизвестных вам фразеологизмов?

5. Знакомство со словарём. Стр. 70 «Наш словарь»

6. Физминутка.

7. Закрепление изучаемого материала.

а) Расширение словарного запаса учащихся. Работа в группах.

- Сейчас мы отправимся в картинную галерею фразеологизмов. Наш экскурсовод проведёт интересную экскурсию. Попробуйте по картинкам догадаться, какие фразеологизмы здесь спрятались и объяснить их значение.

(картинки к фразеологизмам)

Строить глазки.

Клевать носом.

Развесить уши.

Водить за нос.

Зарубить на носу.

Прикусить язык.

-Выделите орфограммы и определите части речи.

б) Работа в парах с карточками различного уровня сложности.

- У вас в конвертах лежат фразеологизмы и их значения, но все они перепутаны. Соберите фразеологизмы и запишите их в тетрадь.

Толочь в ступе воду - бесполезное занятие.

У него зимой снега не выпросишь – жадный человек.

После дождичка в четверг – неизвестно когда.

Кот наплакал – очень мало.

В двух шагах – недалеко.

За тридевять земель – далеко.

8.Итог урока.

- Что такое фразеологизмы?

- Для чего используют фразеологизмы в речи?

- Составьте предложение с одним из фразеологизмов.

9. Рефлексия.

- Какое задание у вас получилось лучше?

- Что было самым трудным?

- Чей ответ вам понравился больше всего?

Д/з: Составить рассказ, используя фразеологизмы (4 -5 предложений).

Методическая литература:

1. Учебник « Русский язык» для 2 класса авт. Н.В.Нечаева

2. Русский язык. 2 класс. Поурочно-тематическое планирование к учебнику Н.В.Нечаевой

3. Фразеологический словарь.

Самоанализ урока

Урок – русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Каждому слову своё место». Тема урока «Фразеологизмы».

Ставилась следующая цель: овладение основами знаний о фразеологизмах и умение их использовать.

Задачи урока. Формировать универсальные учебные действия:

  1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;

  2. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

  3. Через общение с учениками на принципах сотрудничества;

  4. Через включенность каждого ученика в работу класса.

Положительные результаты урока.

Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.

На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.

Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.

В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы ТРКМ:

- прием «Составление кластера»- учит принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение

- творческий прием «Круги на воде» - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение

Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:

1. Стадия вызова - прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.

2. Стадия осмысления – прием «Кластер»

Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:

- общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;

- логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.

3. Стадия рефлексии – прием «Круги на воде»

- общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата

- универсальные: анализ с целью выделения признаков.

В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия

- прогнозирование темы урока

- целеполагание урока

- волевая саморегуляция при самостоятельной работе

- осознание качества и уровня усвоения учебного материала

Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.

Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, цитатой) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.

На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.

Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:

- фронтальная(во время проверки раннее изученного материала)

- групповая (во время систематизации имеющихся знаний)

- работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).

Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.

Урок прошёл в хорошем темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое.

Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.

Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Фразеологизмы. Значение фразеологизмов.

Автор: Долгих Любовь Михайловна

Дата: 11.02.2016

Номер свидетельства: 292091

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока на тему "Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы)" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-na-tiemu-ustoichivyie-sochietaniia-slov-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114000"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411197525"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Фразеологизмы русского языка, связанные с названиями частей тела человека, в сопоставлении с фразеологизмами казахского языка. "
    ["seo_title"] => string(142) "frazieologhizmy-russkogho-iazyka-sviazannyie-s-nazvaniiami-chastiei-tiela-chielovieka-v-sopostavlienii-s-frazieologhizmami-kazakhskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "199891"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428668634"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Исследовательская работа по теме: Фразеологизмы вокруг нас "
    ["seo_title"] => string(65) "issliedovatiel-skaia-rabota-po-tiemie-frazieologhizmy-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "236781"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444151202"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Фразеологизмы и их значения."
    ["seo_title"] => string(33) "frazieologhizmy-i-ikh-znachieniia"
    ["file_id"] => string(6) "306686"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458184021"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства