Тема урока. Фразеологизмы. Значение фразеологизмов.
2 класс
Форма проведения: открытый урок.
Цели: овладение основами знаний о фразеологизмах и умение их
использовать.
Задачи: 1. Создать организационные условия для наблюдений за
фразеологизмами, сравнение значений устойчивых и свободных сочетаний слов.
2. Развивать речь учащихся, расширять словарный запас школьников, умение работать со словарём.
3. Воспитывать исследовательскую культуру речи, интерес к изучению родного языка.
4. Учить работать в группе, парах, включать каждого ученика в работу класса.
Оборудование: учебник « Русский язык» авт. Нечаева, сюжетные картинки с фразеологизмами, запись на доске, фразеологический словарь, карточки с фразеологическими оборотам, ПК, проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент. (Запись числа, классной работы)
2. Чистописание: Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
- Какое время года сейчас идёт?
- Назовите месяцы весны.
- В какой пословице встречаются все три месяца? (Слайд)
- Как вы понимаете эту пословицу?
-Запишите пословицу, соблюдая нормы каллиграфии.
- Найдите слово, в котором все согласные звуки твёрдые, подчеркните его.
- В каком слове звуков больше, чем букв. Сделайте звуко-буквенный разбор слова.
3. Знакомство с новой темой.
а) Постановка цели урока.
- Послушайте историю из книги К. Чуковского:
« … Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
- Скоро, ты оглянуться не успеешь.
Светлана стала часто странно вертеться.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…»
- Что имела в виду мама? Почему Света её не поняла?
- В основе этого забавного случая лежит интересное явление языка – фразеологизм. Вы догадались, какая тема нашего урока?(Слайд)
б) Вступительное слово учителя.
- Фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально. Русский язык очень богат фразеологизмами. Они украшают нашу речь, делают её выразительнее. С их помощью человек ярче выражает мысли.
4. Наблюдение за фразеологизмами. Упр. 339
Глеб у доски повесил нос.
Краснеет до корней волос.
Он в этот час как говорится,
Готов сквозь землю провалиться.
О чём же думал он вчера,
Когда баклуши бил с утра?
- Найдите фразеологизмы в этом стихотворении. Выпишите их в тетрадь.
- Все ли фразеологизмы вам знакомы?
- Объясните их значение.
- Где можно узнать значение неизвестных вам фразеологизмов?
5. Знакомство со словарём. Стр. 70 «Наш словарь»
6. Физминутка.
7. Закрепление изучаемого материала.
а) Расширение словарного запаса учащихся. Работа в группах.
- Сейчас мы отправимся в картинную галерею фразеологизмов. Наш экскурсовод проведёт интересную экскурсию. Попробуйте по картинкам догадаться, какие фразеологизмы здесь спрятались и объяснить их значение.
(картинки к фразеологизмам)
Строить глазки.
Клевать носом.
Развесить уши.
Водить за нос.
Зарубить на носу.
Прикусить язык.
-Выделите орфограммы и определите части речи.
б) Работа в парах с карточками различного уровня сложности.
- У вас в конвертах лежат фразеологизмы и их значения, но все они перепутаны. Соберите фразеологизмы и запишите их в тетрадь.
Толочь в ступе воду - бесполезное занятие.
У него зимой снега не выпросишь – жадный человек.
После дождичка в четверг – неизвестно когда.
Кот наплакал – очень мало.
В двух шагах – недалеко.
За тридевять земель – далеко.
8.Итог урока.
- Что такое фразеологизмы?
- Для чего используют фразеологизмы в речи?
- Составьте предложение с одним из фразеологизмов.
9. Рефлексия.
- Какое задание у вас получилось лучше?
- Что было самым трудным?
- Чей ответ вам понравился больше всего?
Д/з: Составить рассказ, используя фразеологизмы (4 -5 предложений).
Методическая литература:
1. Учебник « Русский язык» для 2 класса авт. Н.В.Нечаева
2. Русский язык. 2 класс. Поурочно-тематическое планирование к учебнику Н.В.Нечаевой
3. Фразеологический словарь.
Самоанализ урока
Урок – русского языка, который вы посмотрели, входит в раздел «Каждому слову своё место». Тема урока «Фразеологизмы».
Ставилась следующая цель: овладение основами знаний о фразеологизмах и умение их использовать.
Задачи урока. Формировать универсальные учебные действия:
- Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;
- Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;
- Через общение с учениками на принципах сотрудничества;
- Через включенность каждого ученика в работу класса.
Положительные результаты урока.
Урок построен в соответствии с программными требованиями в технологии проблемно-диалогического обучения с использованием приемов развития критического мышления учащихся.
На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь ребят в учебу, необходимы все новые и новые формы урока, где за основу берется формирование универсальных учебных действий учащихся.
Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечила работу всего класса, позволила учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить» их мышление.
В основу построения данного урока положены коммуникативные универсальные учебные действия, наилучшим образом способствующие реализации одной из главных задач обучения: работе с различными видами информации. Для этого использованы следующие приемы ТРКМ:
- прием «Составление кластера»- учит принимать различные точки зрения на вопрос, договариваться, находить общее решение
- творческий прием «Круги на воде» - умение договариваться, убеждать, уступать, аргументировать, находить общее решение
Познавательные универсальные учебные действия формировались на всех стадиях урока:
1. Стадия вызова - прием «Верные – неверные утверждения» - установление причинно-следственных связей, выбор наиболее эффективных способов решения проблемы, последующая рефлексия выбранных способов.
2. Стадия осмысления – прием «Кластер»
Здесь формируются целый блок познавательных УУД. Это:
- общеучебные умения: структурирование и моделирование знаний, извлечение необходимой информации, умение строить речевое высказывание;
- логические: анализ текста, выбор оснований, логические связи и доказательство.
3. Стадия рефлексии – прием «Круги на воде»
- общеучебные: умение строить речевое высказывание в письменной форме, контроль и оценка результата
- универсальные: анализ с целью выделения признаков.
В течение всего урока формировались регулятивные универсальные учебные действия
- прогнозирование темы урока
- целеполагание урока
- волевая саморегуляция при самостоятельной работе
- осознание качества и уровня усвоения учебного материала
Методы обучения и используемые приемы ТРКМ послужили способом создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности учащихся. Выбранные мною методы и приемы ТРКМ соответствовали, характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся.
Постаралась, чтобы задания, которые предлагаются детям, давать в игровой форме, они быстро сменяют друг друга, яркие, запоминающиеся. Элемент занимательности, связь с жизнью (работа с пословицей, цитатой) заставляли учащихся мобилизовать свои силы и все имеющиеся в арсенале знания, умения и навыки.
На протяжении всего урока использовала: практические, логические задания, мультимедийные средства для формирования интереса к предмету.
Для организации деятельности учащихся на уроке применила различные формы работы с детьми:
- фронтальная(во время проверки раннее изученного материала)
- групповая (во время систематизации имеющихся знаний)
- работа в парах (для развития сотрудничества среди учащихся).
Способы взаимодействия продуманы с учетом индивидуальных способностей учащихся и их интересов. При подготовке к уроку мною были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности.
Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на всех этапах урока методами само- и взаимоконтроля учащихся и корректного контроля за само- и взаимоконтролем учащихся со стороны учителя.
Урок прошёл в хорошем темпе, необходимом для оптимальной организации активной познавательной деятельности учащихся. Домашнее задание дала творческое.
Активность и работоспособность ребят на уроке хорошая.
Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.
Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.