kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Школьный музей – формальность или востребованность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что каждый человек обязан любить свою Родину. Изучая историю края, в котором живешь, становишься духовно богаче. Цель данной исследовательской работы - обосновать необходимость школьного музея, сохранить историческую память и передать ее подрастающему поколению. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Школьный музей – формальность или востребованность" »

ГУ «Смирновская средняя школа

Отдела образования акимата Карабалыкского района»

















Исследовательская работа:



Школьный музей – формальность или востребованность











Работу выполнили:

Прецер Наталья, Овсянник Мария,

ученицы 8 класса

направление: гуманитарное

секция: история

Руководитель: Ващенко Т.Ю.

учитель истории











С. Смирновка 2014





СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3-4  

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Специфика школьных музеев………………..........................................5

1.2.Профили школьных музеев ……………..………………………………6
1.3.Жанры школьных музеев…......................................................................6- 8

1.4. Знакомство с музеем «Назарбаев центр»………………………………..8-9

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ                                       

2.1. Проведение анкетирования учащихся, педагогов, социальный опрос населения с целью  определения значимости школьного музея выяснения отношения к работе музея …………..………………………………………..10

Вывод………………………………………………………………………….11

Список используемой литературы……………………………….12

Приложения…………………………………………………………… 13-14






































Введение



Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».

Краеведение дает знания о прошлом и настоящем родного края, о жизни коренного населения, обычаях и нравах людей, особенностях быта и культурных традициях, о природе родной земли, воспитывает уважение к памятникам старины и гражданскую ответственность за судьбу родных мест. Продвижение краеведения и краеведческой литературы в целом – одно из направлений деятельности школьного музея.

Миссия краеведения - формирование гражданских чувств личности начинается с малого: бережного отношения к селу, посёлку, городу, где живёшь; уважения к своей семье; сопричастности к происходящему вокруг; изучения истории и культуры родного края.

Актуальность

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждый человек обязан любить свою родину, отчизну. А Родину, страну, где человек родился и вырос, любят не «за что», а просто «потому что». Потому что это наша Родина. У каждого человека есть ещё так называемая «малая родина». Малая родина – это родной уголок, где ты живешь, природа, тебя окружающая, люди, живущие с тобой рядом. Улицы, дома малой родины напоминают о прошлом, учат любви к предкам и чувству долга перед потомками. Изучая историю края, в котором живешь, становишься духовно богаче, добрее.

Цели исследования: - обосновать необходимость школьного музея;

- сохранить историческую память и передать её подрастающему поколению.



Задачи исследования:

1.Сохранение исторической памяти истории поселка

2.Организация поисково-исследовательской работы

3.Грамотное оформление экспозиций

4. Пополнение и обновление экспозиций музея

5. Развитие у общественности интереса к истории поселка

6. Установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту учеников, родителей учащихся, общественности

7. Включение в учебно-воспитательный план школы мероприятий, которые будут проводиться в музее.

Гипотеза: Бывает, что человек родился на одной земле, но с малолетства живет в другом краю, кто-то уезжает в другое место и забывают о своих предках, а бывает, что человек живет на своей малой родине, но мало знает о ней. Необходимо, чтобы такой человек знал историю своего края, его растительность, животный мир, быт и культуру жителей. Чтобы такие люди не были «Иванами, не помнящими родства. «Память, - как утверждал В.А. Астафьев, - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим ...».

Проблема, на решение которой направлен проект:

- недостаток краеведческой литературы в фонде библиотеки;

- недостаток информации по краеведческой тематике у учащихся школы;

- недостаток информации по краеведческой тематике у населения поселка.

Проблемы может решить краеведческая работа школьного музея

Быть ли востребованным музею?

Объект исследования: школьный музей

Предмет исследования: информация о деятельности и востребованности школьного музея.

Методы исследования: - метод сбора информации (изучение , наблюдение);

- анкетирование, социальный опрос;

-анализ,сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).



















глава 1.

Теоретические исследования

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
СПЕЦИФИКА ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ

1.    Цели и задачи школьных музеев

    Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством.

Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.

    Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.



 2. Профили школьных музеев

Профиль школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция.

В образовательных учреждениях могут быть организованы музеи следующих профилей:

а)  ИСТОРИЧЕСКИЕ - (военно-исторические, истории регионов, населенных пунктов, образовательных учреждений);

б)   КРАЕВЕДЧЕСКИЕ - это музеи комплексного профиля, в которых собраны коллекции памятников не только истории, но и природы;

в)   ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ - занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры;

г)    ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - (литературные, искусствоведческие) основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства

д) ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ - (геологические, биологические, зоологические, экологические) создаются с целью более углубленного изучения природы своего края.

е) ТЕХНИЧЕСКИЕ - музеи, посвященные истории развития техники, связанные с выдающимися событиями или деятелями в области науки и техники.

3. Жанры школьных музеев

      Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. К жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, известные музееведы Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневич относят следующие:

Музей - экспозиция (выставка)

Музей - мастерская (студия)

Музей - лаборатория

Музей - клуб, музей - театр

Музей - адаптационный центр

Музей - экскурсионное бюро

Музей - игротека

Музей - кафе

Музей - ярмарка

        Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации.

        Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции также могут быть рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс.

      Музей - лаборатория. Этот жанр очень близок музею - мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.

      Музей - клуб, музей - театр. Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Оно органично включается в работу школьного театра, становиться основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа.

      Музей - адаптационный центр. Это музей с чётко выявленной социально-психологической задачей - создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея - психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии. Важно, чтобы работа музея велась по специально отработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей специфику аудитории.

         Музей - экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот "продукт" образовательным учреждениям своего района. Создание такого музея возможно на основе введения в школьную программу факультатива по "Экскурсоведению"

        Музей - игротека. Это музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций театрализованные занятия с младшими школьниками, группами продлённого дня, а также предлагает выездные представления близлежащим детским садам и школам. Необходимым условием деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки.

         Музейное кафе уместнее всего организовать в школах или ПТУ, где готовят будущих кулинаров. Важно развернуть эту деятельность так, чтобы культура приготовления была связана с историей, национальными праздниками и обычаями того или иного народа, а музейные посетители приносили радость неформального общения всем участникам.

           Музей - ярмарка одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он может взять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной учащимися в мастерских своей или окрестных школ. При организации торговых ярмарок, выездных акций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников появляется возможность попробовать себя в таких актуальных ролях, как коммерческий агент или специалист по маркетингу. Это определяет перспективу создания подобных музеев в школах, ориентированных на обучение подобным профессиям.

       При выборе профиля и жанра школьного музея необходимо учитывать реальные потребности конкретной школы. Представляется очевидным, что чем теснее связан профиль музея со спецификой школы, чем разнообразнее используемые им жанры, тем он более функционален и востребован, тем шире поле его деятельности, многочисленные актив и интенсивнее связь со специалистами и местным сообществом. В реальности каждый школьный музей представляет собой некий конгломерат, синтез различных характеристик профиля и жанров.

 




  • В Государственном учреждении «Назарбаев центр» в субботу в честь Международного дня музеев состоялся День открытых дверей.

  • Музей «Назарбаев центра» состоит из нескольких залов:

  • Зал «Независимый Казахстан его основатель Президент Н.А. Назарбаев».  Ключевыми идеями экспозиции являются: показ казахстанскому и мировому сообществу всех этапов становления и развития независимого государства под руководством его Лидера - Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева;

  • Зал этнографии. Здесь представлены изделия народных умельцев, созданные в декоративно-прикладном искусстве;

  • Касиет зал. В этом зале собраны уникальнейшие экспонаты - одежда, принадлежавшая выдающимся личностям казахского народа, музыкальные инструменты из коллекции Болата Сарыбаева, традиционное казахское оружие, ювелирные изделия;

  • На втором этаже расположена Археологическая галерея, которая  отражает древнюю историю Казахстана, начиная с эпохи палеолита до периода позднего средневековья;

  • В зале «Древний мир» представлен комплекс уникальных экспонатов древности Казахстана. Замечательным экспонатом зала «Древний мир» является реконструкция сакского воина - Золотого человека (IV-III вв. до н.э.) в парадной, церемониальной одежде и сарматского вождя (III - II вв. до н.э.);

  • В экспозиции зала «Мир казахов» находится частная коллекция видного государственного и общественного деятеля Республики Казахстан, акима города Астаны И. Тасмагамбетова. Коллекция, собиравшаяся в течение двадцати лет, представляет собой уникальное собрание шедевров изобразительно-прикладного искусства Казахстана, большинство которых датируется XVIII-XX вв., а также целого ряда артефактов национальной культуры, принадлежащих более ранним периодам истории казахского народа;

  • На 3 этаже  - Историческая галерея, она отражает длительный период развития государственности на территории Казахстана, начиная с периода позднего средневековья (XV в.) до 1986 года;

  • На четвертом этаже находится выставка, посвященная религиям - исламу и православию. Здесь же расположена галерея «Астана: прошлое и настоящее», где  представлены экспонаты, широко отражающие становление и укрепление независимой Республики Казахстан, развитие молодой столицы - города Астана;

  • Художественная галерея демонстрирует работы известных казахстанских мастеров кисти и декоративно-прикладного искусства, произведения которых знакомы ценителям искусства не только Казахстана, но и многих стран мира.

  • В рамках мероприятия прошла книжная выставка «Музей: опора веков». Кроме того, был организован торжественный концерт.

  • В торжественном мероприятии приняли участие известные политические и общественные деятели, жители и гости г.Астана, а также те, кто неравнодушен к традиционным песням.

  • Организаторы мероприятия - ГУ «Назарбаев центр» и Государственная филармония города Астаны.
























ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

            Изучая общественное мнение, мы разработали анкету и провели анкетирование среди школьников и учителей, а также социальный опрос населения.

В анкетировании приняло участие 47 школьников и 18 преподавателей. Большинство из них согласны с созданием музея в школе и выбором направления деятельности музея. Многие из принявших участие в анкетировании, внесли свои предложения по организации музея и готовы помочь в поиске музейных экспонатов, и оказании посильной помощи, но не каждый хочет, чтобы в музее хранились сведения о нем (особенно учащиеся). Вероятно, это связано с неопределенностью выбора профессии и гражданской позиции.

В ходе социального опроса нами было опрошено 55 человек. Большинство опрошенных согласились с важностью и необходимостью школьного музея. 50человек считают, что создание музея необходимо и своевременно, но не каждый знает, где он находится – 46 человек и мало, кто в нем бывал - 23 человека. Мы пришли к выводу, что не каждый знаком с музеем потому, что слабо налажена рекламная деятельность музея в поселке. Приняли решение активизировать рекламную кампанию.

                          



























6. Вывод:

Конкретные ожидаемые результаты.

Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе работы проекта, установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между школой и родителей.

Ожидается увеличение числа посетителей музея

Механизм оценки результатов.

Результаты  проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями, руководителем проекта. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств,  отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться и заноситься в компьютер. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.


Дальнейшее развитие проекта

Проект будет продолжаться и планируется создать страницу музея на сайте Смирновская средняя школа.










Список используемой литературы:

  1. Леонов Е. Е. Музейная педагогика в школьном музее: к проблеме вопроса // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы III международной научно-практической конференции 20—25 июня 2010 г.: Москва, 2010. – С. 440-443. – 0,1 п.л.

  2. http://kraevedenie.chat.ru/articls_sam/help_tsh.htm Сетевой альманах Ю.С. Самохина «Вопросы краеведения»

  3. 1.Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980

  4. . Материалы Интернет


























Приложение 1


Уважаемый участник анкетирования!

Наша творческая группа работает над темой «Школьный музей». Нас очень интересует Ваше мнение по следующим вопросам.

ФИО ____________________________________________________________________________________________

Нужен ли школе музей?

2.Какого направления должен быть школьный музей:

а) краеведческий;

б) музей образования;

в) исторический музей;

г) другое __________________________.

3. Хотелось ли вам, чтобы в школьном музее хранилась информация о вас?

4. Готовы ли вы помочь в поиске музейных экспонатов для школьного музея? Укажите, в чём будет выражаться Ваша

конкретная помощь:

а) фотографии, фотоальбомы;

б) документы;

в) материалы по истории образования;

г) бытовые предметы;

д) другое ________________________.

Спасибо за сотрудничество! 











Приложение 2


Социальный опрос населения





14



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Исследовательская работа "Школьный музей – формальность или востребованность"

Автор: Ващенко Татьяна Юрьевна

Дата: 06.04.2015

Номер свидетельства: 198078


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства