Исследовательская работа "Школьный музей – формальность или востребованность"
Исследовательская работа "Школьный музей – формальность или востребованность"
Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что каждый человек обязан любить свою Родину. Изучая историю края, в котором живешь, становишься духовно богаче. Цель данной исследовательской работы - обосновать необходимость школьного музея, сохранить историческую память и передать ее подрастающему поколению.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.4. Знакомство с музеем «Назарбаев центр»………………………………..8-9
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Проведение анкетирования учащихся, педагогов, социальный опрос населения с целью определения значимости школьного музея выяснения отношения к работе музея …………..………………………………………..10
Вывод………………………………………………………………………….11
Список используемой литературы……………………………….12
Приложения…………………………………………………………… 13-14
Введение
Нам всегда кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё. Наш край не может похвастаться многовековой историей. Но всегда, отправляясь в путь, нам хочется поскорее вернуться домой, в тот дом, где мы родились, на ту улицу, где выросли, в тот край, что мы зовём «Малой родиной».
Краеведение дает знания о прошлом и настоящем родного края, о жизни коренного населения, обычаях и нравах людей, особенностях быта и культурных традициях, о природе родной земли, воспитывает уважение к памятникам старины и гражданскую ответственность за судьбу родных мест.Продвижение краеведения и краеведческой литературы в целом – одно из направлений деятельности школьного музея.
Миссия краеведения - формирование гражданских чувств личности начинается с малого: бережного отношения к селу, посёлку, городу, где живёшь; уважения к своей семье; сопричастности к происходящему вокруг; изучения истории и культуры родного края.
Актуальность
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что каждый человек обязан любить свою родину, отчизну. А Родину, страну, где человек родился и вырос, любят не «за что», а просто «потому что». Потому что это наша Родина. У каждого человека есть ещё так называемая «малая родина». Малая родина – это родной уголок, где ты живешь, природа, тебя окружающая, люди, живущие с тобой рядом. Улицы, дома малой родины напоминают о прошлом, учат любви к предкам и чувству долга перед потомками. Изучая историю края, в котором живешь, становишься духовно богаче, добрее.
Цели исследования: - обосновать необходимость школьного музея;
- сохранить историческую память и передать её подрастающему поколению.
Задачи исследования:
1.Сохранение исторической памяти истории поселка
2.Организация поисково-исследовательской работы
3.Грамотное оформление экспозиций
4. Пополнение и обновление экспозиций музея
5. Развитие у общественности интереса к истории поселка
6. Установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту учеников, родителей учащихся, общественности
7. Включение в учебно-воспитательный план школы мероприятий, которые будут проводиться в музее.
Гипотеза: Бывает, что человек родился на одной земле, но с малолетства живет в другом краю, кто-то уезжает в другое место и забывают о своих предках, а бывает, что человек живет на своей малой родине, но мало знает о ней. Необходимо, чтобы такой человек знал историю своего края, его растительность, животный мир, быт и культуру жителей. Чтобы такие люди не были «Иванами, не помнящими родства. «Память, - как утверждал В.А. Астафьев, - это тот посох, на который человек опирается в своем жизненном пути, она делает его зрячим ...».
Проблема, на решение которой направлен проект:
- недостаток краеведческой литературы в фонде библиотеки;
- недостаток информации по краеведческой тематике у учащихся школы;
- недостаток информации по краеведческой тематике у населения поселка.
Проблемы может решить краеведческая работа школьного музея
Быть ли востребованным музею?
Объект исследования: школьный музей
Предмет исследования: информация о деятельности и востребованности школьного музея.
Методы исследования: - метод сбора информации (изучение , наблюдение);
- анкетирование, социальный опрос;
-анализ,сравнение; - статистические исследования (подсчет, вычисления).
глава 1.
Теоретические исследования
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ СПЕЦИФИКА ШКОЛЬНЫХ МУЗЕЕВ
1. Цели и задачи школьных музеев
Школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов и соответствующим экспозиционно-выставочным пространством.
Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения.
Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, он обретает сегодня новое лицо, новое качество - качество культурного центра.
2. Профили школьных музеев
Профиль школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция.
В образовательных учреждениях могут быть организованы музеи следующих профилей:
а) ИСТОРИЧЕСКИЕ - (военно-исторические, истории регионов, населенных пунктов, образовательных учреждений);
б) КРАЕВЕДЧЕСКИЕ - это музеи комплексного профиля, в которых собраны коллекции памятников не только истории, но и природы;
в) ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ - занимаются изучением и сохранением памятников народной культуры;
г) ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ - (литературные, искусствоведческие) основываются на подлинных произведениях живописи, скульптуры, графики и других видов искусства
д) ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ - (геологические, биологические, зоологические, экологические) создаются с целью более углубленного изучения природы своего края.
е) ТЕХНИЧЕСКИЕ - музеи, посвященные истории развития техники, связанные с выдающимися событиями или деятелями в области науки и техники.
3. Жанры школьных музеев
Реализовать свою самобытность, неповторимость, выразить свою возможность интегрироваться в учебно-воспитательный процесс школьный музей может в определении жанра. К жанрам музеев, главным критерием определения которых стали способ и уровень интеграции в учебный процесс, известные музееведы Е.Л. Галкина и М.Ю. Юхневич относят следующие:
Музей - экспозиция (выставка)
Музей - мастерская (студия)
Музей - лаборатория
Музей - клуб, музей - театр
Музей - адаптационный центр
Музей - экскурсионное бюро
Музей - игротека
Музей - кафе
Музей - ярмарка
Музей-экспозиция (выставка). Экспозиция музея представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, как правило, малодоступных для интерактивного использования (закрытые витрины и шкафы, жёсткая развеска). Экспозиционное пространство строго локализировано, используется преимущественно для проведения экскурсий по определённой, достаточно ограниченной тематике. Музейный материал задействован в учебном процессе главным образом в качестве иллюстрации.
Музей-мастерская (студия). Экспозиционное пространство выстраивается в этом музее таким образом, что в нём обязательно присутствуют рабочие зоны для творческой деятельности. Иногда такой музей располагается в классах, где проводятся уроки технологии, или в художественных мастерских. Экспозиции также могут быть рассредоточены по отдельным кабинетам. Всё это способствует органичному включению музея в учебный процесс.
Музей - лаборатория. Этот жанр очень близок музею - мастерской. Отличие состоит в характере коллекции, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Это коллекции естественнонаучного и технического профиля, обычно весьма обширные. Часть их размещена в предметных кабинетах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.
Музей - клуб, музей - театр. Экспозиция данного жанра, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для развитых форм клубно-кружковой деятельности. Оно органично включается в работу школьного театра, становиться основой для преподавания страноведения, изучения культуры, обычаев, языка того или иного народа.
Музей - адаптационный центр. Это музей с чётко выявленной социально-психологической задачей - создание атмосферы психологически комфортного общения. Чаще всего руководитель такого музея - психолог, работающий с детьми из неблагополучных семей, с подростками, имеющими отклонения в развитии. Важно, чтобы работа музея велась по специально отработанной, рассчитанной на длительный срок программе, учитывающей специфику аудитории.
Музей - экскурсионное бюро. Создание подобного музея возможно на базе активных краеведческих изысканий в области истории и культуры того или иного района. Накапливаемая информация может стать основой школьного экскурсионного бюро, которое разрабатывает местную краеведческую тематику и предлагает этот "продукт" образовательным учреждениям своего района. Создание такого музея возможно на основе введения в школьную программу факультатива по "Экскурсоведению"
Музей - игротека. Это музей игр и игрушек, часть которых принесена из дома, но основная - изготовлена руками детей. Музейный актив и учителя проводят на основе этих коллекций театрализованные занятия с младшими школьниками, группами продлённого дня, а также предлагает выездные представления близлежащим детским садам и школам. Необходимым условием деятельности подобного музея является изучение истории производства и бытования игрушки.
Музейное кафе уместнее всего организовать в школах или ПТУ, где готовят будущих кулинаров. Важно развернуть эту деятельность так, чтобы культура приготовления была связана с историей, национальными праздниками и обычаями того или иного народа, а музейные посетители приносили радость неформального общения всем участникам.
Музей - ярмарка одновременно выполняет функцию торгового и рекреационного центра. Он может взять на себя реализацию любого вида продукции, изготовленной учащимися в мастерских своей или окрестных школ. При организации торговых ярмарок, выездных акций, связанных с участием в праздниках или вечерах, у школьников появляется возможность попробовать себя в таких актуальных ролях, как коммерческий агент или специалист по маркетингу. Это определяет перспективу создания подобных музеев в школах, ориентированных на обучение подобным профессиям.
При выборе профиля и жанра школьного музея необходимо учитывать реальные потребности конкретной школы. Представляется очевидным, что чем теснее связан профиль музея со спецификой школы, чем разнообразнее используемые им жанры, тем он более функционален и востребован, тем шире поле его деятельности, многочисленные актив и интенсивнее связь со специалистами и местным сообществом. В реальности каждый школьный музей представляет собой некий конгломерат, синтез различных характеристик профиля и жанров.
В Государственном учреждении «Назарбаев центр» в субботу в честь Международного дня музеев состоялся День открытых дверей.
Музей «Назарбаев центра» состоит из нескольких залов:
Зал «Независимый Казахстан его основатель Президент Н.А. Назарбаев». Ключевыми идеями экспозиции являются: показ казахстанскому и мировому сообществу всех этапов становления и развития независимого государства под руководством его Лидера - Первого Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева;
Зал этнографии. Здесь представлены изделия народных умельцев, созданные в декоративно-прикладном искусстве;
Касиет зал. В этом зале собраны уникальнейшие экспонаты - одежда, принадлежавшая выдающимся личностям казахского народа, музыкальные инструменты из коллекции Болата Сарыбаева, традиционное казахское оружие, ювелирные изделия;
На втором этаже расположена Археологическая галерея, которая отражает древнюю историю Казахстана, начиная с эпохи палеолита до периода позднего средневековья;
В зале «Древний мир» представлен комплекс уникальных экспонатов древности Казахстана. Замечательным экспонатом зала «Древний мир» является реконструкция сакского воина - Золотого человека (IV-III вв. до н.э.) в парадной, церемониальной одежде и сарматского вождя (III - II вв. до н.э.);
В экспозиции зала «Мир казахов» находится частная коллекция видного государственного и общественного деятеля Республики Казахстан, акима города Астаны И. Тасмагамбетова. Коллекция, собиравшаяся в течение двадцати лет, представляет собой уникальное собрание шедевров изобразительно-прикладного искусства Казахстана, большинство которых датируется XVIII-XX вв., а также целого ряда артефактов национальной культуры, принадлежащих более ранним периодам истории казахского народа;
На 3 этаже - Историческая галерея, она отражает длительный период развития государственности на территории Казахстана, начиная с периода позднего средневековья (XV в.) до 1986 года;
На четвертом этаже находится выставка, посвященная религиям - исламу и православию. Здесь же расположена галерея «Астана: прошлое и настоящее», где представлены экспонаты, широко отражающие становление и укрепление независимой Республики Казахстан, развитие молодой столицы - города Астана;
Художественная галерея демонстрирует работы известных казахстанских мастеров кисти и декоративно-прикладного искусства, произведения которых знакомы ценителям искусства не только Казахстана, но и многих стран мира.
В рамках мероприятия прошла книжная выставка «Музей: опора веков». Кроме того, был организован торжественный концерт.
В торжественном мероприятии приняли участие известные политические и общественные деятели, жители и гости г.Астана, а также те, кто неравнодушен к традиционным песням.
Организаторы мероприятия - ГУ «Назарбаев центр» и Государственная филармония города Астаны.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучая общественное мнение, мы разработали анкету и провели анкетирование среди школьников и учителей, а также социальный опрос населения.
В анкетировании приняло участие 47 школьников и 18 преподавателей. Большинство из них согласны с созданием музея в школе и выбором направления деятельности музея. Многие из принявших участие в анкетировании, внесли свои предложения по организации музея и готовы помочь в поиске музейных экспонатов, и оказании посильной помощи, но не каждый хочет, чтобы в музее хранились сведения о нем (особенно учащиеся). Вероятно, это связано с неопределенностью выбора профессии и гражданской позиции.
В ходе социального опроса нами было опрошено 55 человек. Большинство опрошенных согласились с важностью и необходимостью школьного музея. 50человек считают, что создание музея необходимо и своевременно, но не каждый знает, где он находится – 46 человек и мало, кто в нем бывал - 23 человека. Мы пришли к выводу, что не каждый знаком с музеем потому, что слабо налажена рекламная деятельность музея в поселке. Приняли решение активизировать рекламную кампанию.
6. Вывод:
Конкретные ожидаемые результаты.
Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.
Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе работы проекта, установление контакта с архивами, музеями, привлечение к проекту, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между школой и родителей.
Ожидается увеличение числа посетителей музея
Механизм оценки результатов.
Результаты проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями, руководителем проекта. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться и заноситься в компьютер. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.
Дальнейшее развитие проекта
Проект будет продолжаться и планируется создать страницу музея на сайте Смирновская средняя школа.
Список используемой литературы:
Леонов Е. Е. Музейная педагогика в школьном музее: к проблеме вопроса // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Материалы III международной научно-практической конференции 20—25 июня 2010 г.: Москва, 2010. – С. 440-443. – 0,1 п.л.