Школьный музей как эффективное средство духовно – нравственного, патриотического и гражданского воспитания
Школьный музей как эффективное средство духовно – нравственного, патриотического и гражданского воспитания
Школьный музей как эффективное средство
духовно – нравственного, патриотического и гражданского воспитания
В последние годы усилился интерес к истории родного края. Это нашло свое отражение в возобновлении работы школьных краеведческих музеев. Затронул эти тенденции и нашу школу, и вот уже с 2009г. У нас существует школьный краеведческий музей. Так какие задачи призван решать музей? Сохранение вещественных примет времени, документов о боевых и трудовых делах наших отцов и дедов – вот та задача, которую призван решить школьный музей.
Учебно-воспитательные цели школьного краеведения
Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств;
Просмотр содержимого документа
«Школьный музей как эффективное средство духовно – нравственного, патриотического и гражданского воспитания »
Школьный музей как эффективное средство
духовно – нравственного, патриотического и гражданского воспитания
Выполнила: учитель истории
МБОУ «Горская ООШ»
Лебедева Е.Ю.
В последние годы усилился интерес к истории родного края. Это нашло свое отражение в возобновлении работы школьных краеведческих музеев. Затронул эти тенденции и нашу школу, и вот уже с 2009г. У нас существует школьный краеведческий музей. Так какие задачи призван решать музей? Сохранение вещественных примет времени, документов о боевых и трудовых делах наших отцов и дедов – вот та задача, которую призван решить школьный музей.
Историческое краеведение прочно вошло в общеобразовательную школу и является важным средством повышения качества знаний, способствует формированию у учащихся научного мировоззрения, воспитанию патриотизма.
Важнейшими особенностями школьного краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер.
Школьное краеведение преследует учебно-воспитательные цели и осуществляется учащимися под руководством учителей. Поэтому первым условием успешной краеведческой работы в школе будут глубокие знания самим учителем истории своего края, владение методикой его изучения. Вторым условием успешной краеведческой работы является систематическое использование местного материала на уроках истории, постоянная внеклассная работа. Так в нашей школе уже на протяжении ряда лет проходит работа над интересными темами краеведческого характера: мы изучаем боевые и трудовые традиции своих земляков, изучаем историю своей школы, колхоза, села.
Школьный музей является одной из форм дополнительного образования, развивающей сотворчество, активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.
Учебно-воспитательные цели школьного краеведения
Способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств;
Способствовать развитию таких чувств как любовь и уважение к своей малой Родине;
Призвать учащихся беречь духовное и культурное наследие наших предков;
Способствовать расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей учащихся;
Служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения.
Историческое краеведение в школе проводится в трех формах: на уроках, факультативных занятиях, во внеклассной и внешкольной работе.
Использование краеведческого материала на уроках истории
Прежде чем использовать местный исторический материал в учебном процессе, необходимо определить его место и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края, цели урока, местный материал может быть изучен до прохождения темы, в начале ее изучения, в ходе и в конце.
Практика свидетельствует о том, что использование местного материала на уроках как средства конкретизации не только не вызывает перегрузки учащихся, а, наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории, делает знания учащихся более прочными и более глубокими. Местный материал может составлять содержание целого (краеведческого) урока или же являться его элементом. В первом случае урок полностью посвящается изучению истории, края, во втором – лишь частично. Причем на уроках с элементами краеведения местный материал используется в виде отдельных вопросов или фактов, эпизодов, его рассмотрение может быть на любом этапе урока.
Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуют прочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся. Подлинные материалы музея школы помогают учителю истории в освещении различных исторических событий, например в изучении важнейших периодов Великой Отечественной войны
Краеведческий материал может излагаться на уроке, как учителем, так и учащимися, которые делают сообщения.
Использование краеведческого материала во внеклассной работе
Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе являются возможность удовлетворения и дальнейшего развития индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся, широкие возможности использования разнообразных форм и методов работы.
Внеклассная работа по историческому краеведению может быть:
Групповыми формами внеклассной работы являются:
кружок;
издание стенгазет; журналов;
работа по оформлению школьного краеведческого музея и др.
Массовые формы внеклассной работы:
экскурсии;
экспедиции;
олимпиады;
конференции;
краеведческие игры;
встречи с участниками и свидетелями исторических событий и др.
Индивидуальная работа по краеведению это:
подготовка рефератов, докладов;
работа с документами и вещественными памятниками музея;
описание памятников истории и культуры и др.
Школьный кружок не является продолжением классных занятий, а только базируется на знаниях, которые учащиеся получили на уроках. Работа в кружке помогает учащимся стать активными помощниками учителя как в проведении внеклассных мероприятий, так и в подготовке оборудования к урокам. Успех работы кружка зависит в основном от умения, желания, инициативы его руководителя.
Составляя программу работы кружка, важно не упустить два момента: органическое единство истории края и его частей с историей страны в целом и особенности в историческом развитии края.
Действенным средством активизации самостоятельной деятельности членов кружка является их участие в выпуске краеведческих стенгазет, рукописных книг, журналов, составление викторин, обсуждение прочитанных книг, статей, изготовление фотомонтажей, различных наглядных пособий по истории края.
Заботясь о постоянном развитии интереса учащихся к занятиям в кружке, необходимо не только разнообразить методы и приемы работы, сочетать занятия теоретического и практического характера, но и умело их чередовать: лекции сменять экскурсией ,прослушивание и обсуждение докладов, рефератов – походом или просмотром видеофильма, диапозитива и т. д.
Участие учащихся в различных краеведческих конференциях так же способствует успешно справиться с учебно-воспитательными целями школьного краеведения. Ведь при подготовке к районным конференциям большое внимание уделяется на использование источников: краеведческой литературы документальных, газетных и других материалов. С этой целью учащиеся работают в архиве, музее, школьной и местной библиотеке.
Одной из форм краеведческой работы является экскурсия. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим памятникам и памятным местам, а также историко-производственные экскурсии. Несколько иного характера экскурсии в краеведческие музеи, где экспонаты специально подобраны и выставлены с учетом их научной ценности, идейно-политического характера, педагогического значения и периодизации, принятой в исторической науке. В музее предметы как бы вырваны из их естественной обстановки и часто представлены фрагментарно.
Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии учитель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает школьникам стать как бы современниками исторических событий прошлого. В-третьих, экскурсии всегда вызывают у школьников повышенный интерес.
Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, вещественными памятниками музея, подготовку рефератов, докладов, запись воспоминаний, описание памятников истории и культуры, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, изготовление наглядных пособий.
Значение краеведческого музея в образовательном процессе
Прежде всего, необходимо помнить о значении краеведения в деле воспитания патриотизма и гражданственности. Любовь к Родине всегда конкретна: это любовь к своему дому, городу, селу, родному краю. А для того чтобы полюбить свой край, необходимо знать его историю.
Каждый учитель-краевед должен подходить к изучению местной истории как исследователь и помнить свою ответственность за научную добротность фактического материала, который он использует в учебном процессе. Методологической основой школьного исторического краеведения является положение о том, что отдельное существует только в той связи, которая ведет к общему, а общее существует лишь в отдельном, через отдельное.
Это положение должно быть взято за основу в работе учителя-краеведа, исходя из следующего: поскольку любой край – это составная и неотъемлемая часть нашей страны, то и его история должна раскрываться в диалектическом единстве с историей Родины.
Это очень важное правило при изучении истории края. Следует исходить из взаимосвязи общего и локального, чтобы не вызывать у учащихся любовь и «фанатизм» только местной истории, чтобы они всегда чувствовали себя гражданами всей нашей страны.
Посредством работы школьных музеев, факультативов, кружков исторического краеведения осуществляется учебно-воспитательная деятельность школы, создается широкая возможность для разнообразных форм и методов работы с учащимися, а так же для самостоятельной научно- поисковой деятельности школьников.
Главная задача учителя истории – заинтересовать школьников процессом исторического познания. Там, где зародился живой интерес, дело заключается лишь в том, чтобы направить этот интерес в нужное русло.
Историко-краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее деятельность способствует воспитанию активных молодых граждан России.
Список литературы
Белякова, Л. М. Музейная педагогика: новый взгляд на образование/Л. М. Белякова. //Дополнительное образование и воспитание.-2006.-N 5. - С. 17-21.
Белякова, Л. М. Новые образовательные технологии в музейной коммуникации/Л. М. Белякова. //Дополнительное образование и воспитание.-2007.-N 7. - С. 25-30.
Бирюкова П. К. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики./П. К. Бирюкова //Образование в современной школе.-2005.-N 4. - С. 9-11.
Васичева, Э. В. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы/Э. В. Васичева, Л. М. Иванова, Т. А.Соколова. //Методист.-2007.-N 6. - С. 53-59.
Гогиберидзе, Г. М. Формирование музейной педагогики/Г. М. Гогиберидзе, М. Г. Чесняк. //Преподавание истории в школе.-2007.-N 8. - С. 3-5.-ISSN 0132-0696.
Иванова Г. Музейная педагогика./Г. Иванова //История: газ. издательского дома "Первое сентября".-2005.-N 6. - С. 46-47.
Королева, Э. В. Создание тематических экспозиций на уроках технологии/Э. В. Королева. //Школа и производство.-2007.-N 3. - С. 40-41.-ISSN 0037-4024.
Кулакова, М. В. Использование геологического музея в процессе изучения школьного курса географии/М. В. Кулакова. //География в школе.-2007.-N 4. - С. 54-57.-ISSN 0016-7207.
Подольская, Ж. А. Использование материалов школьного музея на уроках истории / /Преподавание истории и обществознания в школе .-2007 .-N 5. - С. 29-31.