Сегодня музей занимает четыре отдельные комнаты общей площадью 194 кв. метра. В музее насчитывается 1892 экспоната, из них 1574 - основного фонда. Основные
разделы экспозиции: История школы, Ветераны Великой Отечественной войны, предметы русской старины, геология, нумизматика, палеонтология и животный мир, археология, «Чайный путь», революционное прошлое Кяхты. Руководителем школьного музея является Максимов Леонид Александрович, учитель истории и обществознания.
Вариативные системы образования, сложившиеся в России в конце 1980-х – начале 1990-х годов, диктуют необходимость применения самых разнообразных технологий и моделей обучения и воспитания подрастающего поколения. Одними из действенных методов обучения и воспитания являются методы краеведческой работы. Краеведение не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к научно-исследовательской работе. Вряд ли можно найти другую отрасль исторического знания, которая позволяла бы включить учащихся в научную работу.
В школе успешно реализуются национально-региональный компонент на всех ступенях
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Максимов Леонид Александрович, директор школы, учитель истории
МБОУ «Кяхтинская средняя общеобразовательная
школа №1» Республики Бурятия
Школьный музей
На Земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство. Он должен помнить о том, какой вклад внесла и вносит сегодня его малая родина в историю большой страны.
Средняя школа №1 имени А.С.Пушкина – старейшее учебное заведение города Кяхты Республики Бурятия. Для многих поколений кяхтинцев было хорошо знакомо двухэтажное здание по улице Ленина, где когда-то размещалась эта школа, а самый первый звонок в том здании звенел еще для учащихся Троицкосавской женской гимназии. Вот как это было…
Во второй половине ХIХ в. Кяхта переживает апогей своего развития. Но это был не только период наивысшего расцвета русско-китайской торговли, но и период, когда Кяхта-Троицкосавск становится культурно-просветительским центром не только Забайкалья, но и Сибири в целом.
Во второй половине ХIХ в. в Кяхте-Троицкосавске появляются новые учебные заведения, в которые купечество вкладывает огромные капиталы. Большая заслуга в развитии образования и культуры в городе принадлежит градоначальнику А.И. Деспот-Зеновичу, который придерживался прогрессивных взглядов. В Кяхте создавалось своего рода «культурное гнездо», основу которого составили образованные люди, имеющие свой взгляд на существующий строй, общественную жизнь. Кяхтинские купцы явились поставщиками не только материальных, но и культурных ценностей.
18 апреля 1862 года в Троицкосавске открывается женское училище, которое 28 декабря 1870 года было преобразовано в женскую гимназию, третью по времени открытия в России. Этому учебному заведению было присвоено имя графа Муравьева – Амурского. Женская гимназия была любимым детищем Алексея Михайловича Лушникова. Он долгие годы состоял председателем Попечительского совета гимназии. Ее попечительницей была и С.С.Собашникова, хозяйка кяхтинского литературного салона, мать известных книгоиздателей.
Первоначально для обучения было принято 42 девочки. Преподавание велось на высоком уровне, и численность гимназисток постоянно возрастала. К 1 декабря 1897 года в женской графа Муравьева-Амурского гимназии числилось 232 девочки, а в 1909 г. – 280. На протяжении многих лет директором гимназии была О.В. Лессинг.
В гимназии девочки получали разностороннее образование, поскольку здесь преподавались русский язык, естествознание, история, география, математика, французский язык и чистописание. Была введена своя форма – длинное коричневое платье, с глухим воротом, с белыми манжетами и воротничком, черные фартуки.
Гимназия помещалась в «собственном деревянном доме на каменном фундаменте, пожертвованном кяхтинским купечеством».
Средства содержания гимназии составлялись из процента пожертвованных капиталов – около 2000 рублей; из сбора за ученье – около 1000 рублей и из пособий от общества – около 3000 рублей.
Более подробно материальные средства гимназии сформировались так.
«1. Процент с основного капитала – 10 тыс. руб., пожертвованных кяхтинским купечеством.
2. Добровольно платные кяхтинскими купцами с вывозимых из Китая чаев:
по 3 коп. с места байхового;
по 1 коп с места кирпичного.
3. Отчисления с городских доходов.
4. Взимание при выдаче свидетельства на право торговли с купцов:
1 гильдии – по 15 руб.,
2 гильдии – по 6 руб.,
с временно проживающих, не имеющих в городе недвижимой собственности и не относящихся к городу купцов:
1 гильдии – по 30 руб.,
2 гильдии – по 12 руб.,
с приказчиков – по 1,50 руб. в год.
5. Вношения мещанским обществом денег по 200 руб. в год.
6. Процент с суммы, оставшихся от предшествующих лет.
7. Сбор за учение: учащиеся обязаны платить по 15 руб. в год».
В состав педагогического совета гимназии в разное время входили: законоучитель Федор Петрович Трапезников, который одновременно являлся учителем Николаевского детского приюта; преподаватель словесности и истории, учитель уездного училища Константин Алексеевич Яковлев; преподаватель математики и естествознания Владислав Степанович Моллесон, его жена – Мария Ивановна Моллесон преподавала арифметику, русский и французский языки.
В Национальном архиве Республики Бурятия имеются следующие сведения: «Училось в 1879 году 156 учениц, из которых за хорошие успехи и благонравное поведение были награждены похвальными листами и книгами – 28, одними книгами – 9, одними похвальными листами – 13; всего – 48 учениц.
К началу 1880 года учениц насчитывалось – 167, из них по вероисповеданию: православных – 166, иудейских – 1, из них по сословиям: духовного – 7, дворян и чиновников – 24, купеческого – 15, мещанского – 94, солдатского – 11, казачьего – 13, крестьянского - 3».
Женскую гимназию в разные годы закончили будущие известные педагоги района: Бурдуковская Параскева Назаровна – заслуженный учитель школы БМАССР; Колосова Зинаида Александровна – ветеран педагогического труда; Налабордина Стефанида Тимофеевна – отличник народного просвещения; Попова Екатерина Иннокентьевна – заслуженный учитель школ РСФСР, отличник народного просвещения. Выпускницей гимназии была и Орлова Алевтина Николаевна – известный музейный деятель и краевед.
Женская гимназия активно принимала участие в общественной жизни города. Учащиеся гимназии живо откликнулись на события 1905 года. Старшеклассники устроили манифестации с красными флагами и пением революционных песен. К ним присоединились и учащиеся реального училища с учителями.
На собрании союза учителей в январе 1905 года они передали петиции об отмене балльной системы и платы за обучение. Учащиеся просили союз учителей провести их требования в жизнь.
Требования учащихся были удовлетворены полностью. Учителя Н.Г.Титовский и А.А.Ошуркова воодушевляли своих учениц, звали их на борьбу за лучшее будущее. В гимназии был создан кружок, в котором гимназистки занимались изучением политической литературы. Руководителем кружка была А.Н.Орлова.
С образованием Бурятской АССР, т.е. с 1923 г. гимназия стала школой II ступени. Она сразу же приняла педагогический уклон. Окончившие ее стали учителями начальных школ.
В 1934 году она была преобразована в Кяхтинская средняя школа №1, а в1937 году ей присвоено имя А.С.Пушкина.
В 1930-е годы в школе работали такие талантливые педагоги, как: ПОПОВА Екатерина Иннокентьевна – учитель русского языка и литературы, Серебрякова Александра Николаевна – учитель начальных классов, Чернышев Иннокентий Александрович - учитель русского языка и литературы, НАЛАБОРДИНА Стефанида Тимофеевна - учитель русского языка и литературы. В начале 1930-х годов директором школы был назначен Бобров Александр Федорович, репрессированный в 1937 году.
В грозные годы Великой Отечественной войны более 20 учащихся ушли добровольно на фронт. Они храбро сражались за Родину, о чем говорят их ордена и медали. Так, из десятого класса добровольцем ушел Юрий Фокин. После 6 месяцев учебы в военном училище был направлен на фронт. Погиб в июле 1942 года. Погиб и его старший брат Анатолий.
В годы войны в школе работала Мадасова Елена Абаевна, многие воспитанники которой ушли на фронт со школьных парт. Это и Перевалов Анатолий, и братья Фокины и многие другие. Елена Абаевна отдала школе 31 год работы, преподавала русский язык, была завучем и методистом. Учила молодых мастерству педагога, а детей жизненной мудрости.
Трудной фронтовой дорогой шел к победе наш выпускник Василий Ксенофонтович Сафонов. Он всю войну прослужил в авиационных частях, будучи стрелком-радистом бомбардировочного авиаполка. За годы войны совершил 247 боевых вылетов. В 1978 году за долголетний и безупречный труд, активное участие в жизни города, мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны Василию Ксенофонтовичу присвоено звание «Почетный гражданин города Кяхта».
После войны в 1948-1949 годах в школе №1 учился Николай Николаевич Рукавишников, будущий летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, почетный гражданин города Кяхта.Любимым учителем Николая Николаевича был Андрей Федорович Герасимов, преподаватель физики.
В разные годы школу возглавляли директора, прошедшие дорогами войны. В январе 1948 г. директором средней школы № 1 назначен ГЕРАСИМОВ Андрей Федорович, ветеран войны и педагогического труда, заслуженный учитель школы РСФСР. В сентябре 1957 годадиректором назначается МАТЮШЕВСКИЙ Михаил Яковлевич, ветеран педагогического труда, заслуженный учитель школы Бурят - Монгольской АССР. В 1972-1981 годах директором был ШИШОВ Владимир Зиновьевич, ветеран войны и труда, отличник народного просвещения, чемпион РСФСР по пулевой стрельбе.
В 1972 году школа обрела новое каменное двухэтажное здание, которое помог построить генерал армии, Герой Советского Союза Белик Пётр Алексеевич.
Сегодня школу возглавляет Екатерина Дмитриевна Черных, отличник народного образования.
В 1955 году учитель истории Иван Андреевич Штоляков организовал краеведческий кружок, а через два года на его основе был создан музей. Здесь имелись богатейшие коллекции по археологии, палеонтологии, нумизматике, много ценных исторических документов и фотографий. Иван Андреевич очень много и изнурительно работал над организацией и оформлением музея, но делал это с азартом и интересом. Будучи уже немолодым человеком, он все свое время и силы отдавал этому делу. Живя в маленькой комнатушке, сам делал рамки для стендов, готовил экспозиции.
В январе 1963 года И.А.Штоляков умер от инфаркта. После его смерти, начатое им дело, не забыто и продолжается учениками нашей школы до сих пор.
Сегодня музей занимает четыре отдельные комнаты общей площадью 194 кв. метра. В музее насчитывается 1892 экспоната, из них 1574 - основного фонда. Основные
разделы экспозиции: История школы, Ветераны Великой Отечественной войны, предметы русской старины, геология, нумизматика, палеонтология и животный мир, археология, «Чайный путь», революционное прошлое Кяхты. Руководителем школьного музея является Максимов Леонид Александрович, учитель истории и обществознания.
Вариативные системы образования, сложившиеся в России в конце 1980-х – начале 1990-х годов, диктуют необходимость применения самых разнообразных технологий и моделей обучения и воспитания подрастающего поколения. Одними из действенных методов обучения и воспитания являются методы краеведческой работы. Краеведение не только эффективный способ решения учебно-воспитательных задач, но и возможность каждому учителю приобщиться вместе с учащимися к научно-исследовательской работе. Вряд ли можно найти другую отрасль исторического знания, которая позволяла бы включить учащихся в научную работу.
В школе успешно реализуются национально-региональный компонент на всех ступенях образования. Были разработаны и апробированы различные краеведческие курсы:
1. В 5 классе реализуется программа «В гостях у древних забайкальцев»
2. В 6 классе – программа «Этнография бурятского народа»
3. В 7 классе – программа «Религия в истории бурятского народа»
4. В 8-9 классах – программа «История Бурятии»
5. В 9 классе – программа «Кяхта: страницы истории»
6. В 10-11 классах – программа «История Сибири с древнейших времен до конца 20 века»
Учащиеся школы активно принимают участие не только в Республиканских мероприятиях, но участвуют и во Всероссийских конкурсах и конференциях («Первые шаги», «Человек в истории. Россия XX век», «Мастер и подмастерье»), занимая призовые места.
При школьном музее действует кружок «Юный краевед», создано научное общество учащихся. Ежегодно проводится общешкольное мероприятие «Экспонат – музею!», которое позволяет пополнять фонды. Фонд музея – это его основа, и потому собирательская работа является одной из важнейших сторон деятельности любого музея.
При подготовке экспозиций юные краеведы серьезно изучают литературу по данной тематике. В экспозиции учитываются интересы самых различных категорий посетителей: от первоклассников до бабушек и дедушек. Одним из сложных процессов является процесс отбора материалов. И здесь на помощь детям приходят учителя истории. Конечно для каждого «музейщика» тяжело отказаться от материалов, добытых большим трудом, но для того чтобы не возникало перенасыщение, приходится чем-то жертвовать (убирать часть экспонатов в запасники).
Школьный музей позволяет решить целый ряд задач:
- формирование ценностного отношения к историко-культурному наследию;
- развитие способностей к культурному, научно-исследовательскому и художественному творчеству;
- обучение подрастающего поколения предметам с осмыслением истории, мировоззрения, мировосприятия, быта, традиций.
В структуру музейной технологии мы включаем следующие формы:
- музейные уроки;
- музейные конкурсы и программы;
- музейные праздники;
- экскурсии и походы;
- проведение учебно-практических конференций.
Все это позволяет ребенку адаптироваться в повседневной деятельности, раскрыть собственные возможности, выбрать будущую профессию.