kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская деятельность учащихся как основа для формирования универсальных учебных действий

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье описан опыт работы учителя физики с младшими школьниками - занятия внеурочной деятельности "Я - исследователь". Направления исследовательской деятельности:

  • индивидуальная: подготовка отдельных заданий, работа по индивидуальной программе;
  • групповая: работа над совместными исследовательскими проектами;
  • массовая: подготовка и проведение предметной недели "Палитра исследований", проведение дней занимательных наук, дружеские встречи с учащимися других школ, с интересными людьми.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская деятельность учащихся как основа для формирования универсальных учебных действий »

Нардина Галина Алексеевна

учитель математики и физики, с. Первомайское


ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК ОСНОВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ


Общество сегодня стремительно развивается. Эти перемены требуют ускоренного совершенствования образования. Реализуются федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Принципиальным отличием их является ориентация на «универсальные учебные действия» (далее УУД), представляющие собой целостную систему. УУД обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта; к самостоятельному приобретению новых знаний и умений, включая саму организацию учебной деятельности.

Фундаментом для формирования учебной деятельности является начальное общее образование. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся; готовность и способность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Задача современного учителя – научить школьника умению учиться. Научиться чему-то, в том числе получению новых знаний, можно только в процессе реальной деятельности. В связи с этим, в образовательный процесс должны внедряться методы, позволяющие вовлечь учащихся в практическую деятельность. Одним из таких методов является метод исследований. Данный метод может успешно применяться как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Младшие школьники свободны в своих высказываниях. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление экспериментировать – важнейшие черты детского поведения. Ребёнок настроен на познание мира. Это и создаёт условие для исследовательского обучения.

Моя практика работы с младшими школьниками – занятия внеурочной деятельности «Я - исследователь». Исследовательская деятельность проводится мною в нескольких направлениях:

  • индивидуальная работа: подготовка отдельных заданий (компьютерное оформление работы, подготовка разовых сообщений, подбор литературы и т.д.) и работа по индивидуальной программе (подготовка к конференциям, консультационная помощь и др.);

  • групповая работа: работа над совместными исследовательскими проектами (создание театра теней, выращивание кристаллов, изготовление магнитных игр);

  • массовая работа: подготовка и проведение предметной недели «Палитра исследований», проведение дней занимательных наук, дружеские встречи с учащимися других школ, встречи с интересными людьми.

Первое исследование, которое было проведено – это исследование мыльных пузырей. Ребята тогда учились в первом классе. Так как они не имели достаточного опыта исследовательской деятельности, проблема и пути её решения ребятам были предложены в готовом виде. Но само решение ученики проводили самостоятельно. Было предложено 10 рецептов для создания мыльных пузырей. Ученикам необходимо было создать растворы по данным рецептам и провести их тестирование с целью выявления лучшего раствора. Ребята пытались протыкать пузыри пальцем, измеряли время жизни, находили средний размер пузырей, строили матрёшку, ромашку. Проанализировав полученные результаты, определили лучший раствор. Поставленную цель достигли.

Но работу на этом не закончили. Для ребят начальной школы провели праздник «Мыльное чудо». Ученик 7 класса, принимавший активное участие в данном исследовании, обобщил все результаты и защитил свой проект на I муниципальной научно-практической конференции «Я познаю мир», где стал победителем.

Позже было проведено несколько небольших исследований по электростатическим, магнитным, механическим, световым явлениям, явлениям атмосферного давления. Это были занимательные опыты. Проводить которые нужно было для того, чтобы ответить на поставленные перед детьми вопросы: можно ли разделить перемешенные сахар и молотую корицу; может ли воздушный шарик прилипнуть к стене; может ли зеркало быть жидким и т.д. Наибольший восторг вызвал вопрос: может ли бутылка втянуть в себя куриное яйцо. Исследовательское обучение в данном случае проходило уже на втором уровне. Перед детьми были поставлены проблемные вопросы. Пути их решения, а также само решение ребятам предстояло проводить самостоятельно.

Проведя эту работу, ребята вновь не остановились на достигнутом. И с этих опытов стало традицией проведение предметной недели в начальных классах «Палитра исследований». Проблемные вопросы и занимательные опыты не были предложены учителем самостоятельно. Это была реализация проекта ученика 2 класса «В науку первые шаги». Работа была представлена на II муниципальной научно-практической конференции «Я познаю мир», где стала победителем.

Дальнейшее исследовательское обучение проходило уже на третьем уровне: ученики самостоятельно ставили проблемы, искали пути их решения, проводили решение. Так были созданы проекты «Театр теней», «Магнитные игры», «Выращивание кристаллов».

Исследуя свойства света, ученики убедились в том, что свет от источника распространяется по прямой линии, не проходит за большие препятствия, отбрасывает тень и т.д. Подготовили ширму, марионеток для спектаклей «Репка» и «Колобок», показали сказки ученикам нашей школы, и ребятам начальной школы д. Заречная.

С большим интересом ребята выращивали кристаллы из соли, сахара и соды. Работа осуществлялась в группах по 3 – 4 человека. Это была не только исследовательская работа, но и соревнования: чей кристалл будет больше и красивее.

Подводя итоги своей практической деятельности, прихожу к выводу о том, что исследовательская деятельность играет важную роль в формировании УУД.

Личностные УУД:

  • адекватная самооценка;

  • испытывая  чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;

  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;

  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные УУД:

  • дети учатся в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, составлять план действий по достижению результата;

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Познавательные УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки и сети Интернет;

  • строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, классифицировать;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • фиксировать информацию

Коммуникативные УУД:

  • строить понятные для партнёра высказывания;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  •  учитывать разные мнения,  устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи


Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Универсальные учебные действия / А.Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2009.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Нардина Галина Алексеевна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243050

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
    ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
    ["file_id"] => string(6) "165186"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782778"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Формирование универсальных учебных действий на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(82) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "197709"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428300319"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Семинар для педагогов "Универсальные учебные действия" "
    ["seo_title"] => string(64) "sieminar-dlia-piedaghoghov-univiersal-nyie-uchiebnyie-dieistviia"
    ["file_id"] => string(6) "220650"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1434722925"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальных классов "
    ["seo_title"] => string(117) "formirovaniie-rieghuliativnykh-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-nachal-nykh-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "154419"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421157938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства