kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов

А. Алексеенко

(научный руководитель - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова)

 

Аннотация. В статье рассматриваются типы УУД, определяется возможность формирования УУД посредством использования метода проектов на уроках математики.

Ключевые слова. Универсальные учебные действия, виды УУД, метод проектов.

 «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин» [Асмолов, 2008]. Основой достижения развивающих целей образования является активность обучающихся. В данном случае знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В настоящее время в современном образовании отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в процессе обучения приводит к изменению взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность вопросу формирования универсальных учебных действий (УУД) при освоении учащимися любых школьных предметов.

 В процессе овладения УУД, обучающиеся получают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. УУД – это обобщенные действия, которые порождают мотивацию к обучению и позволяют обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

 Выделено несколько видов УУД:

 • познавательные УУД;

 • личностные УУД;

• коммуникативные УУД;

 • регулятивные УУД.

Для формирования УУД на уроках математики, достаточно эффективным, является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести математику. Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале – продукте проекта.

Покажем, как использование метода проектов способствует формированию универсальных учебных действий согласно ФГОС.

 Умение выбрать тему проекта согласно своим интересам и способностям; выразить и оценить собственную точку зрения по итогам проектной деятельности; обозначить дальнейшие направления развития проекта – все это способствует формированию личностных УУД.

Регулятивные УУД характеризуются следующими умениями: обнаруживать и формулировать учебную проблему; обосновывать актуальность выбранной темы проекта, составлять план выполнения проекта.

 Для формирования познавательных УУД при работе над проектом учащимся необходимо: самостоятельно находить, систематизировать и отбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); записывать выводы в виде правил по теме проекта; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, презентаций с помощью ИКТ; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; создавать конечные программные продукты по теме проекта.

При защите проекта учащемуся необходимо отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее фактами. Кроме этого, ему необходимо понимать и принимать точку зрения другого,  учащийся должен уметь договариваться с людьми иных позиций, организовывать учебное взаимодействие в группе. Все это способствует формированию коммуникативных УУД.

Приведем пример проекта «Расчет стоимости ремонта в квартире» из курса математики, при работе над которым происходит развитие УУД учащихся.

Выполнение всего проекта занимает от 1 до 2 недель, в зависимости от учебных возможностей классного коллектива. Сначала учащиеся составляют приблизительные планы своих квартир, а затем на уроке приходят к единому мнению о средней 2-х комнатной квартире.

На этом этапе происходит развитие и применение следующих УУД:

• осознание, что такое свойства предмета;

 • умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;

• моделирование;

• формирование математической компетентности.

 После составления плана квартиры учащиеся делятся на группы для выполнения домашнего задания на темы «расчет количества обоев для спальни и коридора», «расчет количества обоев для зала и кухни», «расчет количества половой и потолочной краски».

 В ходе выполнения данного задания учащиеся овладевают такими УУД как:

• использование знаково-символической записи математического понятия;

• использование индуктивного умозаключения;

• совершенствование навыков работы в группе.

На последнем этапе работы над данным проектом проводится урок по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» в плане и для детей «Расчет стоимости ремонта в квартире», на котором учащиеся представляют свои мини-отчеты, выполненные в программе Microsoft PowerPoint и все данные заносятся в таблицу на доске для дальнейшей работы на уроке.

 Основной целью данного урока является рассчитать стоимость ремонта квартиры в зависимости от бюджета семьи, поэтому на следующем этапе занятия ребята самостоятельно  делятся на две воображаемые семьи. Обобщение и вывод (в одной и той же квартире можно сделать ремонт на разную денежную сумму в зависимости от бюджета семьи).

На уроке происходит развитие следующих УУД:

• формирование ценностных ориентаций;

• овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

 • работа по алгоритму с таблицами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий;

 • владение различными формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. В процессе обучения математике можно успешно формировать все виды УУД, востребованные современной системой образования. Они направлены на достижение главной цели современной системы образования: научить учиться и достигать новых вершин знания для дальнейшего саморазвития. Метод проектов является эффективным средством развития универсальных учебных действий на уроках математики. При применении метода проектов на уроках математики расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык.

Литература

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: «Просвещение», 2008. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) »

Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов

А. Алексеенко

(научный руководитель - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова)



Аннотация. В статье рассматриваются типы УУД, определяется возможность формирования УУД посредством использования метода проектов на уроках математики.

Ключевые слова. Универсальные учебные действия, виды УУД, метод проектов.

«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин» [Асмолов, 2008]. Основой достижения развивающих целей образования является активность обучающихся. В данном случае знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В настоящее время в современном образовании отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в процессе обучения приводит к изменению взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность вопросу формирования универсальных учебных действий (УУД) при освоении учащимися любых школьных предметов.

В процессе овладения УУД, обучающиеся получают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. УУД – это обобщенные действия, которые порождают мотивацию к обучению и позволяют обучающимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Выделено несколько видов УУД:

• познавательные УУД;

• личностные УУД;

• коммуникативные УУД;

• регулятивные УУД.

Для формирования УУД на уроках математики, достаточно эффективным, является метод проектов, который применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей, к которым по праву можно отнести математику. Метод проектов это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Этот процесс завершается в реальном материале – продукте проекта.

Покажем, как использование метода проектов способствует формированию универсальных учебных действий согласно ФГОС.

Умение выбрать тему проекта согласно своим интересам и способностям; выразить и оценить собственную точку зрения по итогам проектной деятельности; обозначить дальнейшие направления развития проекта – все это способствует формированию личностных УУД.

Регулятивные УУД характеризуются следующими умениями: обнаруживать и формулировать учебную проблему; обосновывать актуальность выбранной темы проекта, составлять план выполнения проекта.

Для формирования познавательных УУД при работе над проектом учащимся необходимо: самостоятельно находить, систематизировать и отбирать информацию из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); записывать выводы в виде правил по теме проекта; представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, презентаций с помощью ИКТ; передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; создавать конечные программные продукты по теме проекта.

При защите проекта учащемуся необходимо отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее фактами. Кроме этого, ему необходимо понимать и принимать точку зрения другого, учащийся должен уметь договариваться с людьми иных позиций, организовывать учебное взаимодействие в группе. Все это способствует формированию коммуникативных УУД.

Приведем пример проекта «Расчет стоимости ремонта в квартире» из курса математики, при работе над которым происходит развитие УУД учащихся.

Выполнение всего проекта занимает от 1 до 2 недель, в зависимости от учебных возможностей классного коллектива. Сначала учащиеся составляют приблизительные планы своих квартир, а затем на уроке приходят к единому мнению о средней 2-х комнатной квартире.

На этом этапе происходит развитие и применение следующих УУД:

• осознание, что такое свойства предмета;

• умение выделять свойства в изучаемых объектах и дифференцировать их;

• моделирование;

• формирование математической компетентности.

После составления плана квартиры учащиеся делятся на группы для выполнения домашнего задания на темы «расчет количества обоев для спальни и коридора», «расчет количества обоев для зала и кухни», «расчет количества половой и потолочной краски».

В ходе выполнения данного задания учащиеся овладевают такими УУД как:

• использование знаково-символической записи математического понятия;

• использование индуктивного умозаключения;

• совершенствование навыков работы в группе.

На последнем этапе работы над данным проектом проводится урок по теме «Арифметические действия с десятичными дробями» в плане и для детей «Расчет стоимости ремонта в квартире», на котором учащиеся представляют свои мини-отчеты, выполненные в программе Microsoft PowerPoint и все данные заносятся в таблицу на доске для дальнейшей работы на уроке.

Основной целью данного урока является рассчитать стоимость ремонта квартиры в зависимости от бюджета семьи, поэтому на следующем этапе занятия ребята самостоятельно делятся на две воображаемые семьи. Обобщение и вывод (в одной и той же квартире можно сделать ремонт на разную денежную сумму в зависимости от бюджета семьи).

На уроке происходит развитие следующих УУД:

• формирование ценностных ориентаций;

• овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;

• работа по алгоритму с таблицами по формированию общих приёмов учебной деятельности по усвоению математических понятий;

• владение различными формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы. В процессе обучения математике можно успешно формировать все виды УУД, востребованные современной системой образования. Они направлены на достижение главной цели современной системы образования: научить учиться и достигать новых вершин знания для дальнейшего саморазвития. Метод проектов является эффективным средством развития универсальных учебных действий на уроках математики. При применении метода проектов на уроках математики расширяется образовательный кругозор учащихся, возрастает стойкий познавательный интерес к предмету, формируется исследовательский навык.

Литература

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. – М.: «Просвещение», 2008.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Алексеенко Анастасия Александровна

Дата: 01.02.2015

Номер свидетельства: 165186


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства