Просмотр содержимого документа
««Использование информационно – коммуникативных технологий в учебно – воспитательном процессе»»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНая ОБРАЗОВАтельная организация
«колледж информационных технологий и строительства»
Доклад на конференцию « эффективность и совершенствование учебного процесса – условие современных требований Фгос»
Тема: Использование информационно - коммуникативных технологий в учебно – воспитательном процессе»
Преподаватель высшей категории
Казакова Н.Н.
г.Калининград
2016
Цель: содействие профессиональному развитию педагогов
Если бы мне предложили подобрать музыкальное произведение, наиболее ярко характеризующее темп, в котором живет большинство моих коллег и друзей, то я бы выбрала музыку Александра Зацепина, написанную к кинофильму «Иван Васильевич меняет профессию»- «Погоня». Полагаю, что многим из тех, кто смотрел этот фильм, запомнилась эта музыкальная иллюстрация. Почему же именно этот фрагмент? Мне кажется, что за последние годы жизнь все больше набирает обороты, увеличивает свой темп, все больше мы должны успеть за 24 часа и все меньше времени остается на то, чтобы остановиться, подумать о главном, отбросить второстепенное. Не для кого не является секретом, что одной из причин этого «ускорения» стал технический прогресс. В большинстве крупных городов люди почти не ходят пешком, все реже гуляют по вечерам, из-за искусственного освещения практически не видят звездного неба. Именно в этих условиях растут наши дети. Они родились в те годы, когда компьютер стал доступным средством для большинства населения. Нужно отдавать отчет, что компьютерные игры - их реальность и что они во многом заменили им обычные игрушки. Поэтому даже если мы, педагоги, очень захотим работать так, как работали 10-15 лет назад, то мы, скорее всего, не найдем с учащимися общего языка. В связи с этим необходимо отметить все более и более возрастающую роль компьютерных технологий в сфере образования. Для того чтобы заинтересовать учащегося на своем уроке, сейчас необходимо как можно чаще использовать компьютер. Это позволит не только полнее и качественнее научить учащегося добывать новую информацию, но и вызывает уважение у подростка к учителю. С мелом в руке можно, конечно, объяснить многое, но применение SMART досок, компьютерных программ, мультимедийных проекторов и других технических средств поможет полнее, ярче, быстрее отобразить картину окружающей действительности, найти нужные сведения, передать опыт.
Я, преподаватель спецдисциплин, уже не представляю свей работы без проектора, компьютера, компьютерных презентаций, Интернета. Компьютер избавляет меня от многих проблем при подготовке к уроку и подаче материала ученикам.
Особенно удобно применение компьютера при проведении внеклассных мероприятий.
Урок даже самый удачный имеет один недостаток: он спрессован во времени и не допускает отвлечений, даже когда группа остро интересуется каким-либо вопросом. Другое дело - внеклассное занятие, в котором преподаватель не связан жесткими временными и плановыми мерками. В обязанности преподавателя могут быть включены: руководство кружками технического творчества, клубом по интересам, факультативом и т.п. Эта деятельность является продолжением целенаправленной работы на уроках и способностей учащегося, формированию его личности.
Будучи органически связанной с учебной деятельностью, внеклассная работа в отличие от нее строится по принципу добровольности, а ее создание должно отвечать личным интересам учащегося. Такой подход дает возможность всесторонне учитывать их запросы, индивидуальные наклонности, дифференцировать тематику занятий. Вместе с тем следует учитывать, что, хотя самодеятельность и активность учащихся во внеклассной работе больше, чем на уроках, то нельзя исходить только из их желаний. Учитель должен выполнять свою направляющую роль потому, что лучше знает, что понадобиться детям в самостоятельной жизни.
Именно во внеклассной работе можно успешно культивировать у них те качества, без которых творческая личность может не состояться.
Трудно переоценивать в этой связи роль таких проверенных многолетней практикой форм внеклассной работы, как олимпиады, выставки творческих работ, конкурсы профессионального мастерства, обзоры достижений науки и техники и т. д.
Использование мультмедийных проекторов, ноутбуков, веб-камер, позволяет организовывать в колледже различные мероприятия и научные конференции. Благодаря цифровым фото- и видеокамерам в колледже за несколько лет был собран архив фотографий и видеозаписей. Кроме того, фото- и видеотехнику студенты и преподаватели периодически применяют для получения фотоматериалов, видеозаписей для уроков и научных работ.
Личностно-ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся — его мотивы, цели, его неповторимый психологический склад, т. е. ученик как личность.
Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для организации личностно-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение.
В настоящее время все большее распространение получает термин «визуальное мышление», которое определяется как «... человеческая деятельность, продуктом которой является порождение новых образов, создание новых визуальных форм, несущих определенную смысловую нагрузку и делающих значение видимым».
Во многом формировать такое мышление, работать с различными источниками информации, целенаправленно подбирать информацию, структурировать ее, эффективно и красочно представлять поможет программа разработки презентаций Microsoft Power Point. Из изучаемых в курсе информатики прикладных программ программа Microsoft Power Point является одной из самых востребованных, т. к. средства (информационных и коммуникационных технологий) ИКТ находят широкое применение при проведении внеклассных мероприятий предметниками, на которых, используя возможности программы, учащиеся представляют результаты своих исследований, доклады и рефераты. Например группы « Автомехаников» создают свои презентации по такому предмету как «Материаловедение», где Учащиеся должны знать:
назначение и функциональные возможности Power Point;
объекты и инструменты Power Point
технологию настройки Power Point;
объекты, из которых состоит презентация;
этапы создания презентации;
технологию работы с каждым объектом презентации.
Учащиеся должны уметь:
создать слайд;
изменить настройки слайда;
создать анимацию текста, изображения;
вставить в презентацию звук и видеоклип;
настроить анимацию клипа;
создавать управляющие кнопки;
создавать презентацию из нескольких слайдов;
пользоваться Сортировщиком слайдов.
Выполнение проектов осуществляется в условиях постоянного доступа к компьютерной технике и обычно проходит при повышенном эмоциональном
состоянии учащихся. Объясняется это, в частности, тем, что учащиеся очень скоро обнаруживает состояние власти над “умной машиной”. Это придает ему уверенности, у них возникает естественное стремление поделиться своими знаниями с теми, кто ими не обладает.
При выполнении проекта перед учащимися ставится задача создать презентацию на произвольную тему в программе Power Point. Учащиеся самостоятельно продумывают тему. Необходимую информацию они берут из книг (сканируют тексты и иллюстрации), из Интернета, из электронных энциклопедий и книг. Ребята с удовольствием подбирают материал, фотографии, видеофильмы, анимации. У учащихся ощущается творческий подъем. По мере выполнения задания проводятся промежуточные обсуждения полученных результатов В процессе работы учащиеся обучают друг друга, помогают одногруппникам.
При подготовке презентаций ребята получают консультации по разработке художественно-стилевого решения, информационному наполнению, организации системы гиперссылок и меню и т. д. Вся работа проводится во внеурочное время.
Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед учениками открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком.
Использование мультимедиа позволяет учащимся научиться переносить исследовательские навыки на реализацию творческих проектов. Проекты позволяют глубже понять, как применить полученные знания на практике, выработать такие необходимые в жизни качества, как инициативность, самостоятельность, собранность.
Презентации широко применяются при организации внеклассных мероприятий, классных часов, родительских собраний. Чаще для проведения классных часов. Особенно эффективно применить презентацию в начале учебного года, при проведении «Дня знаний», когда учащиеся еще не отошли от длительных каникул или когда необходимо получить более сильный воспитательный эффект, например классный час о вреде табакокурения и тд. В результате использования компьютерных и интернет технологий во внеклассной и внеурочной работе с учащимися повысилась познавательная и творческая активность учащихся, что непосредственно сказалось на повышении качества знаний учащихся, их уровне воспитанности.
Среди имеющихся технических средств обучения наиболее доступными оказываются аудиовизуальные, в частности видеомагнитофоны, DVD плейеры, мультимедийные проекторы и т.д., позволяющие предъявлять ученикам иллюстративный материал по различным темам.
В научно-исследовательском плане при создании первых учебных видеофильмов, слайд - шоу ставились и частично решены такие важные дидактические задачи, как отбор и информирование объема содержания, создание интерактивного режима просмотра с включением зрителя в диалог с экранными носителями информации, определение соотношения «видеоряда» и т.д. После таких просмотров все завершается заинтересованным и продуктивным обсуждением.
Вертуальные экскурсии проводятся во внеурочное время на промышленные предприятия, в вычислительные центры, конструкторские бюро, мастерские и т.п. объекты для ознакомления учащихся с будущей профессией.
К созданию таких работ имеют непосредственное отношение учащиеся - члены кружка «Механик»
Материал для своей работы ребята собирают в течении учебного года, на практиках года: составляют список предприятий, обсуждают, какие аспекты должны быть освещены в работе, назначают ответственных . Первыми делают фотографии оборудования с предприятий, где наши ребята проходят
практику, затем пытаются использовать видео аппаратуру, часто используют видеокамеры в сотовых телефонах.
Когда материал собран и сгруппирован по темам, встает вопрос о его переработке с использованием компьютерных технологий. Всю работу проделывают все те же студенты, т. е. учащиеся не имеющие отношения к программированию. Они делают сочетание слайд - шоу и видеороликов, с использованием исторического материала из Интернета по представленным предприятиям. По этому же материалу проводится озвучка. Когда фильмы смотрят ребята, проводим анкетирование и результаты приблизительно таковы:
80% - фильмы нравятся, 15% - нет, 5% отвечают не серьезно.
Очень активно компьютерные технологии используются при проведении предметных недель. Не секрет, что кроме открытых уроков, проводится большое количество внеклассных мероприятий - классные часы по представлению специальностей, линейки, конкурсы и т.д. И там где раньше использовали проекторы, фильмоскопы, просто плакаты теперь используем - компьютеры, мультимедийные проекторы. Преподаватель и его помощники из учащихся легко создают слайд - шоу, которое дает наиболее наглядное понимание и представление той или иной информации. Гораздо легче отвечать на вопрос, если он все время красочно появляется на экране, или когда тебе его задает один из героев все того же фильма об Иване Васильевиче. При этом и контроль за правильностью ответов тоже ведет компьютер, он же и поздравит победителей.
Информационные технологии - совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта). Компьютерные технологии обучения - совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.
Компьютер естественно может применяться на следующих этапах урока и учебного процесса в целом:
этап объяснения нового материала;
этап первоначального закрепления материала;
этап контроля и проверки знаний.
Еще один, не менее важный компонент личностно ориентированного средства обучения - контролирующий блок. В процессе решения задачи осуществляется постоянный контроль за деятельностью учащихся, который выражается в виде контрольных заданий, электронных тестов, олимпиад.
Кроме олимпиад, проводимых с целью контроля знаний учащихся, проводятся творческие конференции. Например в 2015 году участвовали в конференции в Черняховске и в колледже Предпринимательства, где получили грамоту за лучшую презентацию.
Одним из видов контроля знаний, причем самым основным, является выполнение учащимися дипломных проектов. В основном все разделы учащиеся выполняют самостоятельно с учетом знаний полученных на протяжении всего курса обучения, а преподаватели только контролируют и направляют процесс работы на консультациях. Дипломные проекты выполняются с помощью компьютерных программ типа Microsoft word,
Microsoft power point, Microsoft excel, Auto Cad и другие.
Причем этими программами пользуются не только будущие программисты, но и автомеханики, отделочники, прорабы. Очень интересные и нужные для работы колледжа проекты студентов Зарецкого Н, Томаль Д. которые разработатывают программы для ведения учебной документации, типа электронных рапортичек, социального портрета групп и т.д.
Уже стал очевидным тот факт, что использование компьютеров и телекоммуникации в учебно-воспитательной работе позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся,
совершенствовать их навыки работы с информацией, представленной в различных видах,
повышать уровень работы с информационными ресурсами,
развивать творческие и коммуникативные способности школьников.
Таким образом, практика показывает, что в образовательных учреждениях необходимо вести активную работу по внедрению новых информационных технологий не только в учебный процесс, но и во внеклассную и внеурочную работу.
Тем не менее, в развитии информационных технологий ещё немало предстоит сделать, особенно в развитии дистанционного обучения, которое сегодня получает все более широкое распространение. Овладение студентами новыми информационными технологиями придаёт им уверенность в себе, в завтрашнем дне, а преподавателям это позволяет давать студентам более качественное образование.